ПОДРОСТКОВЫЙ (11ЛЕТ -16 ЛЕТ) ВОЗРАСТ.




В этот период ребенок переживает один из глубочайших и важнейших кризисов жизни. Статистика свидетельствует, что ко­личество обращений за психологической помощью, свя­занных с этим периодом, намного превышает количество обращений, связанных с другими возрастами детей. Рез­ко расширяется диапазон трудных ситуаций: от проблем первой, чаще неразделенной, любви и взаимоотношений конфликт­ного характера до опасности наркомании и алкоголизма. Поэтому так важно, чтобы в трудной ситуации у ребенка всегда была поддержка любящих и мудрых близких людей.

Переживания подростка, несмотря на общий характер кризиса, уникальны, неповторимы и зависят в каждом конкретном случае как от особенностей характера и личности ребенка, так и от внешних условий: благоприятной обстановки в семье, школе, в кругу сверстников. Готовность помочь, понять, увидеть трудную ситуацию глазами вашего сына (дочери) смягчат переживания и помогут обрести силы в себе. Но не следует забывать, что ваше участие в судьбе ребенка не должно лишать его самостоятельности. Действуйте вместе с ним, у чащимся преодолевать трудности самостоятельно, но не вместо него! Только так он станет по-настоящему готов к взрослой жизни.

Вступая в подростковый период вашему ребенку предстоит решить следующие жизненно-важные задачи:

· становление новых отношений с родителями (как взрослый со взрослым);

· обретение психологической независимости (внутренняя позиция взрослого человека);

· установление более глубоких по сравнению с периодами детства эмоциональных отношений (дружба, любовь);

· формирование взрослой, зрелой сексуальности, адапта­ция к этому новому состоянию (обретение друга противоположного пола);

· профессиональное самоопределение (становление профессиональных интересов, получение профессии или выбор направления дальнейшего обучения);

· попытки осознания своего предназначения (Кто я? Зачем я в этом мире?).

Конечно, эти задачи решаются не сразу, возможно к осмыслению некоторых из них ребенок подойдет лишь на исходе юношеского этапа жизни и будет продолжать их решать в последующие годы.

Чтобы лучше понять какие переживания свойственны подростку, остановимся на рассмотрении наиболее характерных моментах кризиса:

1. Отношение к своей внешности. Для подростка становится очень важным признание их внешности и факта взросления. В 11-15 лет подросток становится очень критичен к собственной внешности, причем воспринимает себя не в целом, а фрагментарно, сосредоточенно на отдельных частях тела. Уши, ноги, нос и т.п. кажутся подросткам слишком тонкими или толстыми, большими или маленькими, длинными или короткими. Более того, они считают, что все окружающие это замечают. Нередко в этот период снижается самооценка. Позже в процессе взросления фрагментарное представление о себе сливается в целостное. Желание быть признанным в группе сверстников тесно связано со стремлением быть сексуально привлекательным. Подросток глубоко страдает при неполучении признания сексуальной привлекательности со стороны ближайшего окружения.

2. Статус взрослого. Подросток активно доказывает и сверстникам, и родителям, и самому себе факт собственного взросления. Его поведение глубоко противоречиво: он требует признания того, что на самом деле еще не сформировалось. Временами подросток испытывает грусть и тоску, желание вновь стать маленьким. Это связано со страхом взросления, опасениями, что он не справится с новой ролью взрослого и ностальгией по прежним детско-родительским отношениям.

3. Отношение к правам и обязанностям. Подростки, как правило, активно отстаивают свои права и игнорируют обязанности. Интересно, что многие подростки претендуют на те права, которые еще не умеют в данный момент использовать. Многие дети теряются, когда родители в конце концов позволяют им принимать са­мостоятельные решения. Подростки могут начать вести себя еще хуже, чтобы вынудить родителей вернуться к контролю за ними. Таким образом, у подростков наблюдается, с одной стороны, стремление к правам и порой излишне эмоциональное отстаивание их, с другой — страх их использования.

4. Свое личное пространство. Для подростка в этот период становится особенно важно иметь свое личное пространство. Это может быть своя комната, которую при желании можно закрыть, или свой угол, в котором можно уединиться. Многих родителей подростков беспокоит, что их сын или дочь постоянно держат закрытой дверь в свою комнату, а иногда требуют, чтобы родители стучали, входя к ним. Родителям такого подростка необходимо понять, что в данном случае комната символизирует его достаточно хрупкий внутренний мир, который он защищает от вторжения.

5. Отношение к запретам. В подростковом возрасте меняется отношение к запретам. Если для младшего школьника быть взрослым, значит следовать правилам, подчиняться запретам, то для подростка становится значимым именно нарушение запретов. Это является следствием формирующегося чувства взрослости. По мнению подростков, следовать запрету или совету родителей - быть маленьким, нарушать - быть взрослым. Поэтому подростки так яростно сопротивляются в ответ на родительские императивы: «ты должен сделать, убрать, заниматься…»

6. Способность ставить цели и добиваться их. В целом этот возраст характеризуется ориентацией на будущее: стремлением скорее вырасти, ожиданием в будущем определенных радостей и свобод. Однако у многих подростков наблюдается инфантильное отношение к будущему. Юноши и девушки мечтают о прекрасных замках, которые ждут их в будущем, но не предпринимают какие-либо действия, направленные на достижение желаемых целей.

«В будущем поступлю в медицинский институт, стану косметологом. Буду красиво одеваться, иметь много денег, ездить на «крутые тусовки», путешествовать и т.п.» - так, к примеру, говорит ученица 9-го класса, которая весьма посредственно учится и свободное время тратит в основном на межполовое общение.

7. Становление сексуальности. В подростковом возрасте формируется представление о себе с точки зрения своего сексуального поведения. Осложнить ее формирование могут следующие особенности подростковой сексуальности: чрезвычайно высокая интенсивность полового влечения, так называемая юношеская гиперсексуальность; стремление подростков активно экспериментировать с новой для них функцией - сексуальной, следствием чего могут явиться различного рода экстремальные формы поведения. Следует иметь в виду, что достаточно часто подросток рассматривает начало половой жизни как своеобразное посвящение во взрослость и стремится к нему, следуя не сексуальным импульсам, а стремлению быть «как все» или же «круче всех».

8. Становление новых отношений с родителями. Этот процесс в возрастной психологии называют «отделением подростка от семьи», что означает не разрыв отношений между родителями и подростком, а установление новых партнерских взаимоотношений.Почему этот процесс является таким важным? Отделение подростка от семьи - важнейшая предпосылка достижения им впоследствии зрелости, самостоятельности, возможности принять ответственность за свою жизнь на самого себя.

При всей важности этого процесса нужно иметь в виду, что он редко протекает без осложнений, поскольку семье довольно трудно отпустить ребенка. Во многих современных семьях ребенок выполняет функцию смысла жизни для матери. Отделение его от семьи делает ее жизнь бессмысленной, ей некого опекать, соответственно незачем жить. Помимо возможного решения через ребенка проблемы смысла жизни, за повышенной заботой о ребенке могут стоять стремление к контролю и власти, поиск любви и привязанности, удовлетворение потребности в социальном престиже и т.п. Иногда ребенок сглаживает своим присутствием проблему нарушенных взаимоотношений между родителями.

Сталкиваясь с той или иной трудной ситуацией во взаимоотношениях с сыном- или дочерью- подростком, помните, что проблема может быть связана с поиском путей удовлетворения шести основных потребностей:

Потребность В чем выражается
физиологическая в физической и сексуальной активности
в безопасности в принадлежности к группе
в независимости в отделении от семьи
в привязанности в поиске друга и объекта любви
в успехе в проверке своих возможностей, поиск признания в группе
в самореализации в развитии своих способностей и творческих интересов

 

Неумение или невозможность жить, удовлетворяя потребности социально приемлемым способом, приводит к искаженным поведенческим реакциям: от протестных (если не получается то, что очень хотелось – «ну и не надо!», «не пойду в школу», «все плохие», «не буду с ними общаться!») до самоуничижения и саморазрушения («я ни на что не годен», «никому не нужен», «я - никто», «жить не хочется»!). Здесь кроется причина многих подростковых девиаций (отклонений поведения): наркомания, алкоголизм, суицидальное поведение, побеги из дома, воровство и т.п.

Наиболее распространенной проблемой современных подростков, к сожалению, стало употребление различных психоактивных веществ, что особенно актуально для мегаполисов. Подростки часто рассматривают алкоголь и наркотики в качестве инструмента в достижении важных под­ростковых целей, а подражание примеру сверстника стремительно распространяется в больших городах. Можно выделить следующие цели, которые подростков стремится решить с помощью алкоголя и наркотиков:

· принятие в группу сверстников;

· быть «хладнокровным» или все повидавшим;

· удовлетворение любопытства;

· изменение настроения или усиление удовольствия от секса.

Наркотики также помогают:

· снизить беспокойство, вызванное окружающей обста­новкой;

· освободиться от скуки, испытав новые ощущения, выз­ванные наркотиками;

· стимулируют бодрость при недостаточном сне.

Применение наркотиков, а также никотина и алкого­ля — это один из способов заявить свои права на зре­лость. Проявление грубости в данном случае восприни­мается как мужественность и «взрослость»; определенные стили курения или выпивки подразумевают женствен­ность и соблазнительность.

Употребление наркотиков или алкоголя воспринимает­ся среди тинейджеров как выражение групповой солидар­ности. Их использование поддерживает согласие в группе и помогает отделить «своих» от «чужих», а также играет роль в выражении группой сопротивления и бунтарства, наиболее привлекательного для данного возраста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: