Руководство организацией и проведением деловой игры




 

В целях обеспечения организации и проведения ДИ "Учебный уголов-ный процесс" на кафедре уголовного процесса и криминалистики создает-ся рабочая группа.

Возглавляет рабочую группу профессор (доцент) кафедры, на которого возлагается задача общего руководства ДИ. В сферу его исключительной компетенции входит:

 

• принятие решений по основным положениям, определяющим процесс организации и проведения ДИ;

 

• распределение обязанностей между членами рабочей группы, коор-динация их деятельности;

 

• осуществление наблюдения и контроля за ходом подготовки деловой игры;


• разрешение разногласий по принципиальным вопросам, возникаю-щим между непосредственными руководителями ДИ и студентами - участ-никами ДИ;

• предварительное подведение итогов ДИ непосредственно после за-вершения ее демонстрационного этапа;

 

• представление на заседании кафедры отчета о результатах деятельно-сти рабочей группы, оценка личного вклада каждого ее участника в орга-низацию ДИ.

 

В состав рабочей группы входят преподаватели, ведущие семинарские занятия по курсу "Уголовный процесс" на 3 курсе дневного отделения. Они осуществляют непосредственное руководство организацией и прове-дением ДИ.

 

Непосредственный руководитель ДИ должен:

 

• осуществить подбор уголовного дела и участников ДИ;

•осуществлять наблюдение и контроль за работой студентов-участников ДИ;

 

• консультировать студентов по всем вопросам, возникающим в ходе подготовки к ДИ;

 

• проводить общие собрания студентов и генеральную репетицию;

• давать рекомендации по выбору оптимального варианта решения раз-личных правовых вопросов;

 

• представлять студентам сведения об учебной и дополнительной спе-циальной литературе, использование которой желательно при подготовке и проведении ДИ;

 

• анализировать и в случае необходимости корректировать решения участников ДИ в ходе ее подготовки;

• оценивать ход ДИ, действия и решения отдельных ее участников;

• провести полный анализ результатов ДИ со студентами на семинар-ских занятиях.

Руководители ДИ должны поощрять инициативу студентов и уважать их право на самостоятельность суждений.

Распределение обязанностей между преподавателями, осуществляю-щими непосредственное руководство ДИ, возможно по двум принципам:

 

1. непосредственный руководитель ДИ проводит работу с теми участ-никами ДИ, которые являются студентами групп, в которых он ведет практические занятия;

 

2. непосредственный руководитель ДИ ведет работу с отдельной кате-горией участников процесса: судей, стороной обвинения, стороной защиты, иными участниками процесса.


Руководитель рабочей группы может возложить на одного или не-скольких непосредственных руководителей ДИ персональную ответствен-ность за организацию отдельного этапа подготовки и проведения ДИ (де-монстрационного, подготовительного и т.д.).

 

Этапы организации и проведения учебного уголовного процесса

 

Организация и проведение учебного уголовного процесса включают следующие этапы:

 

I. Подготовительный.

II. Репетиционный.

III. Демонстрационный.

IV. Заключительный.

На подготовительном этапе осуществляется подбор дела и участников игры.

На репетиционном этапе происходит распределение ролей, ознакомле-ние участников игры с делом, его доработка, составление обвинительного заключения и сценария процесса, имитация стадии назначения судебного заседания, имитация проведения необходимых экспертных исследований, подготовка устных выступлений и судебных решений, генеральная репе-тиция.

На демонстрационном этапе осуществляется непосредственное прове-дение судебного процесса по делу.

 

На заключительном этапе обсуждаются итоги учебного процесса, отра-батываются процессуальные приемы исправления допущенных ошибок, готовится стенд и видеоматериалы.


Раздел II. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

 

Подбор дела

 

Подбор уголовного дела, ранее реально рассмотренного судом, мате-риалы которого послужат основой для проведения деловой игры “Учебный уголовный процесс”, осуществляется преподавателями – руководителями деловой игры – с возможным учетом при этом пожеланий студентов, при-нимающих непосредственное участие в деловой игре. Допускается выне-сение на обсуждение студентов на первом общем собрании нескольких уголовных дел с правом выбора окончательного варианта самими участни-ками деловой игры.

 

Критерии подбора уголовного дела:

 

1) состав участников по количеству и разнообразию процессуаль-ных статусов.

При подборе уголовного дела следует учесть, что необходимо предос-тавить возможность участвовать в деловой игре как можно большему ко-личеству студентов. Это достигается, в основном, путем подбора такого уголовного дела, где преступление совершено в соучастии, следовательно, участниками судебного разбирательства будут двое или даже трое подсу-димых и, соответственно, такое же число защитников. Кроме того, с уче-том того внимания, которое уделяется в последнее время защите прав и за-конных интересов лиц, пострадавших от преступления, а также сущест-венного расширения процессуального статуса потерпевшего и его предста-вителя в стадии судебного разбирательства участие в учебном уголовном процессе потерпевшего (двух–трех потерпевших) и его профессионально-го представителя – адвоката следует признать обязательным. Помимо это-го, материалы отбираемого для организации деловой игры уголовного дела должны предусматривать или допускать возможность участия в процессе эксперта, специалиста и 3–4 свидетелей. Вместе с тем необходимо избе-гать дел с чрезмерно большим количеством процессуальных ролей, по-скольку таком случае рассмотрение уголовного дела может существенно осложниться, что приведет к недостижению поставленных учебных целей деловой игры и выходу за обозначенные временные рамки проведения учебного процесса: время судебного заседания не должно превышать по-ловины рабочего дня (ориентировочно с 10.00 до 14.00).

2) разнообразие процессуальных действий, доступных для апробации.

При подборе уголовного дела, материалы которого послужат основой

для организации деловой игры, предпочтение отдается тому делу, которое позволит студентам апробировать в ходе учебного уголовного процесса как можно большее число разнообразных процессуальных действий.


Материалы отобранного уголовного дела должны предусматривать или допускать возможность проведения в ходе судебного разбирательства, по-мимо прочих, следующих процессуальных действий: допрос подсудимого, допрос потерпевшего, допрос свидетелей, оглашение показаний подсуди-мого, потерпевшего или свидетеля, данных на предварительном следствии, назначение в данной стадии уголовного процесса судебной экспертизы, допрос эксперта, осмотр вещественных доказательств, оглашение доку-ментов, рассмотрение судом ходатайств и заявлений участников процесса

 

с вынесением определений суда, предъявление потерпевшим и разрешение судом гражданского иска, изменение обвинения.

 

3) объем дела.

 

Необходимость организации бесперебойного ознакомления с материа-лами уголовного дела всех основных участников деловой игры в достаточ-но сжатые сроки, а также необходимость адаптации материалов дела к ре-альным игровым условиям и “реконструкции” системы доказательств с возможным повторным ознакомлением тех или иных участников процесса

 

с материалами дела в полном объеме или в какой-то части предопределяют ограничение по объему отбираемого для организации деловой игры уго-ловного дела в один том.

 

4) зрелищность деловой игры с точки зрения интереса публики, присутствующей в зале.

С тем, чтобы в ходе организации и проведения деловой игры были дос-тигнуты стоящие перед ней учебные цели, фабула уголовного дела, кото-рое будет предметом судебного разбирательства, должна вызывать посто-янный неослабный интерес публики, состоящей в основном из студентов 3 курса дневного отделения, которые непосредственно не являются участни-ками учебного уголовного процесса. Задача состоит в том, чтобы заинте-ресовать ходом процесса и эту часть студентов с тем, чтобы они анализи-ровали ход учебного процесса, отмечали положительные моменты и воз-можные недостатки, несоответствия процессуальному закону и в дальней-шем активно участвовали в подведении итогов деловой игры. Как прави-ло, такая задача достигается подбором для организации учебного уголов-ного процесса дела, связанного с рассмотрением преступлений против личности, преступлений против собственности и преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.

Способы получения уголовного дела. Преподаватель–руководительделовой игры подбирает уголовное дело, материалы которого послужат основой для проведения деловой игры “Учебный уголовный процесс” из следующих источников:

1) из числа уголовных дел, составляющих архив кафедры уголовного процесса и криминалистики СамГУ;


2) путем направления в суды писем - запросов кафедры с целью полу-чения возможности отбора уголовных дел, списываемых из архивов судов за истечением сроков их хранения для пополнения и обновле-ния архива кафедры (образец письма-запроса кафедры в суд см. в Приложении № 1);

 

3) путем индивидуального отбора уголовных дел в судах с помощью председателей судов.

 

Подбор участников

 

Подбор участников учебного уголовного процесса осуществляется преподавателями кафедры уголовного процесса и криминалистики, веду-щими практические занятия по курсу "Уголовный процесс".

Участие в ДИ могут принять студенты судебно-прокурорской или следственно-криминалистической специализаций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: