Глобальный этический кодекс туризма призывает: “Туристскую деятельность следует планировать таким образом, чтобы обеспечить сохранение и процветание традиционных ремесел, культуры и фольклора, а не вести к их стандартизации и обеднению. Местное население должно привлекаться к туристической деятельности и участвовать на равноправной основе в получении образующихся экономических, социальных и культурных выгод, особенно в форме прямого и опосредованного создания в результате этой деятельности рабочих мест”.
Рассматривая возможность привлечения местного сообщества в развитии экотуризма, не всегда дифференцированно подходят к самому процессу такого участия и сотрудничества. По нашему мнению, следует понимать две ступени такого участия:
- политические;
- экономическое.
Под политическим участием в данном контексте подразумевается участие жителей через выборные органы или непосредственно в принятии решений, как в сфере развития туризма, так и в других сферах, касающихся природоохранных зон. В некоторых странах с это целью создаются местные консультативные советы заповедных зон, комитеты по развитию экотуризма в национальных парках и т.п.
Под экономическим участием следует понимать участие населения в получении финансовой, материальной выгоды от экотуризма. Кстати, в свою очередь следует сказать, это не означает, что местное сообщество должно работать в туристическом бизнесе самостоятельно, ведь это может быть участие в следующих формах:
- отчисление доходов от туризма в адрес администрации природных зон в качестве компенсации за природопользование или за эксплуатацию коммунальных объектов в буферных зонах;
- плата за передачу прав пользования от местных органов управления иногородним туристическим компаниям, например, аренда;
- оказание на местах предварительных услуг турфирмам, скажем, снабжение продуктами питания, строительными материалами, ремесленными изделиями и т.п.;
- работа по найму (служащие профессиональных туристических агентств);
- самостоятельная предпринимательская деятельность, осуществляемая в индивидуальном порядке или группами, кооперативами (так называемые коммунальные туристические проекты);
- совместные предприятия с профессиональными туристическими компаниями.
Таблица № 2
Влияние экотуризма на экономику природопользования и охраны окружающей среды
Влияние экотуризма на экономику природопользования | Возможность финансирования заповедников за счет экотуризма | |
Положительное | Отрицательное | |
Прямое финансирование заповедников, природных парков (входная плата, концессии и т.д.) | Финансирование заповедников: - очень низкая плата за вход/ пользование ресурсами; - поступления используются не для природоохранных целей - частный сектор возражает против платы | Виды поступлений: - плата туристов за вход/ пользование ресурсов; - плата турпредприятий за концессии/ лицензии; - предложение дополнительных туристских услуг; - спонсорство; - туристские налоги. |
Косвенное финансирование природных зон (например, спонсорство, налоговые поступления) | Критерии для определения размера платы: - привлекательность природной зоны; - рыночный потенциал (готовность платить); - покрытие расходов/ рентабельность; - платежи как инструмент управления | |
Альтернативные возможности получения доходов местным населением | Получение доходов на местах: - тон в туризме задают “внешние” субъекты рынка; - всего лишь 15% расходов туристов на путешествие остаются на местах; - отсутствие взаимодействия с локальными хозяйственными системами; - чрезмерная нагрузка на местное население; - формирование экономического дисбаланса | |
Получение доходов на региональном, национальном, международном уровне (эффект мультипликатора, эффекты фильтрации) | Использование поступлений: - обеспечение должного состояния туристической инфраструктуры; - использование в целях охраны природы; - недопущение сокращения бюджета | |
Косвенная выгода: формирование инициативных групп, заинтересованных лиц (поддержка охраны природы) | Приемлемость охраны природы: - малых проектов недостаточно для того, чтобы действительно создавать альтернативные возможности получения доходов; - частному сектору не хватает долгосрочного, ориентированного на перспективу, мышления | Рекомендации: - создание автономной организации или концессии для частных предприятий; - управление развитием туризма на основе бизнес-плана; - коммуникация, участие в делах и “прозрачность” |
Конечно, экотуризм предлагает более прямые возможности финансирования природных парков, чем другие формы пользования ресурсами. В большинстве стран это является проблемой, но при правильном управлении и планировании остроту ситуации можно снимать.
Список литературы
Алишер Таксанов, кандидат экономических наук. Природный туризм и местное сообщество: общие задачи в сохранении биоразнообразия и привлечении посетителей.