ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ




УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Курс лекций

для студентов, обучающихся по специальности

20.03.01 «Техносферная безопасность»,

профиль «Пожарная безопасность в строительстве»

 

 

Составитель Е.А. Жидко

 

 

Воронеж 2017

УДК 331. 45. (073)

ББК 20.18. я 7

У677

Рецензент:

кафедра безопасности жизнедеятельности

Воронежской государственной лесотехнической академии;

Е.Г. Спиридонов, д. т. н., проф. 24 кафедры криогенной техники систем кондиционирования и метрологического обеспечения Военного учебно-научного центра ВВС "Военно-воздушной академии им. профессора

Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж)

 

У677 Управление техносферной безопасностью в строительстве: курс лекций / сост. Е.А. Жидко; ВГТУ. – Воронеж, 2017. – 147 с.

Рассматривается комплекс вопросов, характеризующих проблемы организации, управления и обеспечения техносферной безопасностью на государственном уровне и на предприятиях. Пособие составлено в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Управление техносферной безопасностью» по учебному плану направления 20.03.01 для студентов очной и заочной форм обучения. Может быть использовано при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех направлений всех форм обучения.

Ил. 8. Табл. 6. Библиогр.: 53 назв.

 

УДК 331. 45. (073)

ББК 20.18. я 7

Печатается по решению учебно-методического совета ВГТУ

 

 

 

© Жидко Е.А., составление, 2017

© Воронежский ГАСУ, 2017

Введение

В настоящее время жизнь и деятельность человека происходит в окружающей среде, претерпевшей изменения под влиянием жизнедеятельности человека в эпоху научно-технического прогресса, которую называют техносферой. В этой среде постоянно существуют и периодически проявляются различные вредные и опасные факторы, от которых зависит здоровье и продолжительность жизни человека.

Высокий уровень аварийности, производственного травматизма и преждевременной смертности в других сферах деятельности, связанный с так называемым «человеческим фактором» обусловлен, прежде всего, низкой эффективностью существующей системы образования и обучения специалистов по проблемам безопасности человека в техносфере.

Дисциплина «Управление техносферной безопасностью» закладывает базовые знания в области управления безопасностью труда и охраной окружающей среды в рыночных условиях функционирования хозяйства стрны.Управление техносферной безопасностью в строительстве основывается

на документах начиная с Конституции РФ и заканчивая санитарными правилами и коллективным договором на предприятии.

Основной целью курса «Управление техносферной безопасностью» является обогащение будущих инженеров теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для создания безопасных условий в производственной, бытовой, природной средах, а также в условиях чрезвычайных ситуаций.

Эти знания и навыки должны обеспечить формирование инженера как специалиста, способного самостоятельно решать разные вопросы безопасности жизнедеятельности на производстве, при разработке новой техники и технологий, проработке мероприятий по охране труда, принимать правильные решения при дефиците времени и умение решать проблему защиты от потенциальных опасностей, создания и функционирования системы управления техносферной безопасностью в строительстве, чтобы свести до минимума риск любого вида деятельности в техносфере.

Важное значение в формировании этих способностей имеет приобретение практических навыков проведения расчетов в области безопасности окружающей производственной (охрана труда) и природной среды, оценки экономических последствий неблагоприятных воздействий технических систем предприятий на эти среды.

Учебное пособие разработано с учетом Примерной программы дисциплины «Управление техносферной безопасностью» для специальности 20.03.01 «Техносферная безопасность», профиль «Пожарная безопасность в строительстве»

Курс «Управление техносферной безопасностью» в целом рассматривает:

· Организационно-правовые основы промышленной безопасности на предприятии;

· государственные органы управления безопасностью в техносфере;

· промышленную безопасность на опасных производственных объектах;

· организацию работы по охране труда на предприятии;

· требования безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов;

· организацию обучения по охране труда;

· общие принципы моделирования процессов в техносфере;

· методические основы обеспечения безопасности в техносфере

Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины: выработать у студентов умения и практические навыки в идентификации источников опасностей на предприятии, в определении уровней опасностей, определении зон повышенного техногенного риска, участии в разработке требований безопасности при подготовке обоснований инвестиций и проектов, участии в разработке средств спасения и организационно-технических мероприятий по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

Задачи изучения дисциплины: приобретение компетенций гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободы и ответственности); овладение способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности.

Основным направлением в практической деятельности в области управления техносферной безопасностью в строительстве является профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций.

Дисциплина «Управление техносферной безопасностью» включает область знаний, охватывающих теорию и практику реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности, защиты в ЧС, изложенных в Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации и иных федеральных законах.

Изучив дисциплину «Управление техносферной безопасностью» каждый выпускник вуза по направлению «Техносферная безопасность» должен обладать следующими компетенциями:

– способностью ориентироваться в основных нормативных правовых актах в области обеспечения безопасности;

– способность осуществлять мероприятия по надзору и контролю на объекте экономики, территории в соответствии с действующей нормативно-правовой базой;

– способностью прогнозировать, определять зоны повышенного техногенного риска и зоны повышенного загрязнения;

– умением анализировать и оценивать потенциальную опасность объектов строительства для человека и среды обитания;

– способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности;

– способностью контролировать состояние используемых средств защиты, принимать решения по замене (регенерации) средства защиты;

– способностью оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники;

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей. Биосфера постепенно утратила свое господствующее значение и в населенных регионах стала превращаться в техносферу.

После получения различных биологических и химических веществ, новых видов энергии возникла необходимость в осмыслении вопросов безопасности, упреждающей оценке будущих нововведений и разработке основ безопасного развития людей. Стихийное развитие техносферы влечет угрозу для благополучного существования человека. Нужно обеспечить экологическую, производственную, промышленную, информационную безопасность в техносфере, принять меры по уменьшению вреда от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Основной вред наносится в результате производства. Носителями вредных факторов в производстве являются биологические и химические предметы труда, машины, источники энергии и др.

Есть все основания утверждать, что основным противоречием нынешней эпохи служит несоответствие между возрастающими потребностями человечества и возможностями их удовлетворения непрерывно скудеющей биосферой

Переход к новым хозяйственным механизмам развития всех технологических и производственных процессов невозможен без полного применения достижений научно-технического прогресса, эффективного использования ресурсов, снижения ущерба от аварийности и травматизма. Решение этой грандиозной задачи требует также научно обоснованных подходов к анализу и синтезу всех без исключения отраслей промышленности, сельского хо­зяйства, транспорта и энергетики. В то же время дальнейшее по­вышение энерговооруженности общества, применение новых технологий и материалов ведут к побочным издержкам с серьезным моральным и материальным ущербом.

Системный анализ и моделирование основных процессов в биосфере вообще и в техносфере в частности особенно актуаль­ны на нынешнем этапе развития производительных сил, когда из-за трудно предсказуемых последствий соответствующих вредных эффектов поставлено под сомнение само существование человека [33,43].

Как показывают статистические данные, за последние 20 лет произошло 56 % (только в 80-е гг.-33 %) от общего количества наиболее крупных происшествий в промышленности и на транс­порте. Особенно остро обозначенная проблема стоит в нашей стране, поскольку уровень безопасности проведения производственных процессов в 5-10 раз ниже зарубежного.

Сложившаяся кризисная обстановка в вопросах аварийности и травматизма объясняется не только низкой культурой безопасно­сти и технологической недисциплинированностью людей, но и конструктивным несовершенством и большим износом использу­емого промышленного и транспортного оборудования. Считается, что лишь 6 % выпускаемой продукции полностью соответствует существующим требованиям к безопасности [30]. Определенный отри­цательный «вклад» в эту проблему внесло совершенно неудовлет­ворительное научное и образовательное обеспечение ее решения.

Несмотря на привлекаемые к теоретическому изучению про­блем безопасности крупные средства, до сих пор не завершена разработка общей теории безопасности и таких ее важных сфер, как теория национальной и производственно-экологической без­опасности. Следствием этого стали отсутствие соответствующих научных школ, дефицит высококлассных профессионалов в науке и образовании, а также непринятие реальных мер по предупреж­дению техногенных катастроф.

Проводимые в нашей стране исследования по проблемам рис­ка и производственной безопасности страдают из-за ведомствен­ных барьеров, отсутствия единой, скоординированной методоло­гии. Использование разных методик и критериев ведет к неопти­мальным решениям, большим экономическим издержкам и не­избежному в таких случаях риску крупных аварий. С учеными со­лидарны и крупнейшие специалисты в области надежности слож­ных систем, которые указывают, что именно наличие теорети­ческих, методологических разработок, созданных на их основе инженерных методов позволит разработать меры по обеспечению безопасности еще на этапе их проектирования.

Несомненно, что проблема предупреждения происшествий имеет особую актуальность в атомной энергетике, химической про­мышленности, при эксплуатации вооружения и военной техни­ки, оснащенных мощными источниками энергии, высокотоксич­ными и агрессивными веществами. Недооценка указанных факто­ров приводит к гибели людей, выводу из строя оборудования, загрязнению окружающей среды вредными веществами. Предуп­реждение подобных происшествий и снижение ущерба от них тре­буют целенаправленной работы по изучению обстоятельств их появления, использованию методов системного анализа и моде­лирования потенциально опасных процессов в техносфере.

Можно привести разные определения техносферы, например:

Техносфера - часть экосферы, которая содержит искусственные технические сооружения, которые изготавливаются и используются человеком:

1. Часть биосферы (по некоторым представлениям, со временем вся биосфера), коренным образом преобразованная человеком с помощью опосредованного воздействия технических средств, а также технические и техногенные объекты (здания, дороги, механизмы и т. д.) в целях наилучшего соответствия социально-экономическим потребностям человечества;

2. Сложная часть антропосферы, охватывающая взаимодействие технических средств производства с природно-ресурсным потенциалом территории на основе научно-технического прогресса;

3. Практически замкнутая регионально-глобальная будущая технологическая система утилизации и реутилизации привлекаемых в хозяйственный оборот природных ресурсов, рассчитанная на изоляцию хозяйственно-производственных циклов от природного обмена веществ и потока энергии;

4. Техносфера - синтез природы и техники, созданный человеческой деятельностью. Самопроизвольно формируется симбиоз техники и природы как объективная реальность. Создается новая среда, техническая деятельность порождает «вторую природу», квазиприроду, устойчивую лишь под надзором и при участии человека.

Техносфера, как целостная система, включает в себя:

· Собственно сами технические артефакты, то есть технику как объект и его социокультурное значение;

· Специфическое техническое знание, умение, правила, теории, их культурную ценность;

· Технической деятельности в двух планах:

-как инженерную,

-как связанную с повседневной жизнью;

· Специфическую техноментальность;

· Систему отношений между человеком и природой, где техника выступает как некий посредник.

Техносферная безопасность – это понятие, охватывающее экологическую, производственную и бытовую безопасность. [28,29]. Основываясь на сказанном выше и определяя техносферные опасности как совокупность производственных, социальных и природных опасностей разрушающих техносферу, выведем определение техносферной безопасности.

Техносферная безопасность – это свойство объекта, выраженное в его способности противостоять техносферным опасностям (негативным факторам техносферных опасностей). Техносфера - это регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми в технические и техногенные объекты, т. е. среда населенных мест.

Развитие техносферы в ХХ в. имело исключительно высокие темпы по сравнению с предыдущими столетиями. Это привело к двум диаметрально противоположным последствиям. С одной стороны, были достигнуты выдающиеся результаты в науке и различных отраслях промышленности, что оказало позитивное влияние на все сферы жизнедеятельности. С другой - были созданы невиданные ранее потенциальные и реальные угрозы человеку, сформированным им объектам и среде обитания. Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами сказалось на качестве и продолжительности жизни. Однако созданная руками человека техносфера не оправдала во многом надежды людей.

К новым техносферным относятся условия обитания человека в городах и промышленных центрах, производственные и бытовые условия жизнедеятельности. Практически все урбанизированное население проживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных, прежде всего повышенным влиянием на человека техногенных негативных факторов. Соответственно изменяется соотношение между природными и техногенными опасностями, доля техногенных опасностей возрастает.

Одним из источников экологических бедствий являются техногенные аварии и катастрофы, так как при них, как правило, происходят наиболее значительные выбросы и разливы загрязняющих веществ [31,32,34]. Зонами наиболее высокого риска загрязнения окружающей среды вследствие техногенных аварий и катастроф являются промышленные районы, а также крупные города и мегаполисы. Крупнейшие аварии и катастрофы, произошедшие в последние десятилетия в России и за рубежом, наряду с гибелью людей, огромным материальным ущербом, как правило, причиняли невосполнимый ущерб окружающей природной среде, экологическим системам ряда регионов и территорий. Экологические последствия техногенных аварий могут проявляться годами, десятками и даже сотнями лет. Они могут быть разнообразными и многогранными. Особенно опасными являются аварии на радиационно опасных объектах.

Появление в биосфере новых компонентов, вызванных хозяйственной деятельностью человека, характеризуется термином «антропогенное загрязнение», под которым понимают побочные отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (общества), которые при попадании в окружающую природную среду изменяют или разрушают ее биотические и абиотические свойства. Окружающая среда загрязнена огромным количеством промышленных отходов, обладающих токсичностью, а также способностью накапливаться в организме человека или пищевых цепях.

Какова должна быть стратегия, способная удовлетворительно решать эту важнейшую социальную проблему. Прежде всего, требуется квалифицированное и широкое информирование общественности о важности проблемы обеспечения безопасности человека в техносфере []. Необходимо объективно и квалифицированно разобраться в основных причинах столь высокого уровня травматизма на производстве, аварий, катастроф и преждевременной смертности в других сферах жизнедеятельности. Обстоятельный анализ причин аварий и несчастных случаев приводит, как правило, к заключению, что первопричиной негативных последствий, порождаемых опасностями во всех сферах нашей дея- тельности, являются неправильные, опасные действия людей (нарушения, ошибки и пр.), некомпетентность в области безопасности специалистов, которые причастны к профилактике опасностей и ликвидации их последствий. Именно они сыграли решающую роль во многих трагедиях, авариях и катастрофах. По этим причинам организационного характера связанным с так называемым «человеческим фактором», происходит до 70 % несчастных случаев на производстве [37,38]. Более конкретно выделяют следующие организационные причины:

– нарушения требований безопасности;

– недостатки в обучении работников по безопасности труда;

– нарушения трудовой дисциплины;

– неудовлетворительная организация производства работ.

Указанные причины являются следствием отсутствия в организации эффективной, действенной системы управления охраной труда как основы сохранения жизни и здоровья работников. В работе по созданию безопасных и безвредных условий труда следует использовать передовую технику и технологию, внедрять научную организацию труда, а также мероприятия, не требующие больших материальных затрат. Сюда входят – улучшение обучения и инст- руктажа работников, применение средств напоминания и повышения трудовой дисциплины, внедрение профподготовки и профотбора, создание и поддержание в коллективе нормального социально- психологического климата, создание эффективной системы управления охраной труда. Для создания эффективной системы управления охраны труда в организации как части системы управления производством и качеством необходимы знания основ управленческой науки, современных на- правлений, требований и принципов построения системы на основе последних достижений науки и практики. Эти знания можно получить при изучении курса «Управление техносферной безопасностью».

ТЕМА 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: