Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях




БАКАНОВА Анастасия Александровна

19 00.11.- психология личности

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Санкт - Петербург

Диссертация выполнена на кафедре психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Научный руководитель: кандидат психологических наук,

доцент Е.П. Кораблина

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор В.А. Аверин кандидат психологических наук, доцент Т.Н Курбатова

Ведущая организация: Ленинградский государственный областной университет им А.С. Пушкина

Защита состоится 27 июня 2000года в 15 часов

на заседании диссертационного совета по присуждению \ченой степени

кандидата психологических наук № К 113.05.18 в Российском государственном

педагогическом университете им. А.И. Герцена по адресу г. Санкт -

Петербург,

наб р Мойки, д. 48. кор 11.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного педагогического университета им А.И. Герцена

Автореферат разослан 26 мая 2000 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент З.Ф. Семенова

Общая характеристика работы

Актуальность исследования

В настоящее время растет осознание тою, что духовное измерение человече- ского опыта является полноправной сферой исследования и изучения в рамках психологической науки. Современная психология предполагает формирование представления о психическом и духовном развитии личности в контексте транс-культурального и многоуровневого подхода к решению тех проблем, которые встают перед человечеством на рубеже XX и XX! века. В этой связи особое место в системе психологического знания занимает экзи- стенциально-гуманистическая парадигма, которая рассматривает развитие и становление личности как творческий поиск человеком своего предназначения, согласия с самим собой, актуализации своих возможностей. Жизненный путь личности связан с прохождением различных критических ситуаций, которые, по словам Э. Йоманс "можно обозначить как этапы разрушения, когда происходит ломка, отмирание или "позитивная дезинтеграция" некоторых наших естественных способов видения мира, познания себя и отношения к окружающему".

Самыми сильными критическими ситуациями личности являются те, которые связаны с осознанием собственной смертности (неизлечимая болезнь, участие в боевых действиях и т.д.) или столкновения со смертью другого (переживание потери близкого человека). Однако в экзистенциально

- гуманистической парадигме любые критические ситуации можно рассматривать как своеобразное "столкновение со смертью". Причем, смерть в данном контексте понимается как трансформирующий процесс, отказ от старых, привычных способов бытия и подбор, совершенствование новых более адекватных изменившимся условиям.

Критическая ситуация переживается личностью по-разному С одной сторо- ны, она может оказать разрушительное действие, повышая тревогу и депрессию, чувство беспомощности и безнадежности, что может привести к жизненному кризису. А с другой, придать жизни смысл, сделать ее более полной и содержательной. В любом случае столкновение с критической ситуацией болезненно переживается личностью и изменяет ее отношение к жизни, смерти, себе и ценностям, что формирует различные жизненные стратегии, помогающие человеку выйти из критической ситуации Все отмеченное выше позволяет говорить о необходимости психологической помощи лицам, находяидимся в критической жизненной ситуации

Однако анализ литературы показывает, что на современном этапе развития психологии, несмотря на социальную востребованность и практическую направленность, теория кризисов развита недостаточно - не разработана собственная система категорий, не прояснена связь используемых понятий с академическими

психотогическими представлениями, не выявлены пути и механизмы преодоления критических ситуаций

В качестве теоретико-методологической основы диссертационного исследования выступают ведущие методелогические принципы психологического детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, активности, системности, комплексности (К А Аб\льханова - Славская, Б Г Ананьев. Л И Анцыфе-рова, Л С Выготский. В Н Панферов. С Л Рубинштейн). представления о жизненном пути как индивидуальной системе решения таких экзистенциальных проблем, как жизнь - смерть, свобода - ответственностъ, одиночество - общение, смысл - бессмысленность жизни (Дж Бьюдженгаль, В Франкл, Э Фромм), личность как субъект жизненного пути и система объектно-оценочных и избирательных отношений к действительности (К А Абульханова - Славская. Б Г Ананьев. Л И Анцыферова, 1 Б Карцева, А Ф Лазурский. В Н Мясищев С Л Рубинштейн), совладание личности с критическими жизненными ситуациями, конструктивные и неконструктивные стратегии такого совладания (Л И Анцы-ферова. Р Ассаджиоли, Б.С Братусь, Ф Е Василкж, А Маслоу, К Роджерс. Н В Тарабрина, В Франкл, Э Фромм, Дж Якобсон)

Цель нашего исследования - выяснить отношение личности к жизни и смерти и их взаимосвязь в различных критических ситуациях

Гипотеза заключается в предположении о том, что отношение личности к жизни и смерти включает в себя рациональные и эмоциональные компоненты, no-разному взаимодействующие в различных критических ситуациях, что определяет жизненные стратегии совладания с ними

Частные гипотезы:

1 Рациональные и эмоциональные компоненты отношения к жизни и смерти имеют различную степень выраженности в критических ситуациях

2 Отношение к жизни и смерти в различных критических ситуациях имеет как общие, так и специфические особенности Задачи:

1 Провести теоретический анализ философской и психологической литератч-

ры по предмету исследования

2 Подобрать и разработать диагностические методики адекватные цели и ги-

потезе исследования,

3 Выявить эмоциональные и рациональные компоненты отношения к жизни и смерти в критических ситуациях

4 Избить взаимосвязи между отношением к жизни и смерти в различных критических сипациях - заключении в места лишения свободы, участия в боевых действиях и при онкологическом заболевании

5 Определить общие и специфичные особенности отношения к жизни и смерти

Объект исследования: мужчины 20 - 45 лет, заключенные в мест лишения свободы (35 человек), женщины 35 - 60 лет с онкологическим заболеванием

(36 человек), мужчины 18-25 лет, принимавшие участие в боевых действиях в "горячих точках" и получившие ранения (35 человек)

Всего в исследовании принимало участие 106 человек

Предметом исследования являются эмоциональные и рациональные компо- ненты отношения к жизни и смерти, их взаимосвязь и влияние на жизненные стратегии совладания с критическими ситуациями.

Meтоды исследования подбирались согласно основным принципам и идеям экзистенциально - гуманистической психологии для выявления стремления к смыслу использовалась анкета "Смысложизненные ориентации" (адаптация Д Н Леонтьева), локуса контроля - опросник "Уровень субъективного контроля" Дж Роттера. оценивания насыщенности своего жизненного пути - методика "Оценивание пятилетий жизни" Е И Головачи и А А Кроника, фиксирования личностных изменений в группе женщин с онкологическим заболеванием - шкала личностного роста И Ялома, степени принятия элементов жизни - авторская методика "Принятие"; отношения к жизни и смерти - авторская анкета

Для статистической обработки данных применялся корреляционный, фактор- ный и сравнительный анализ с помощью пакета прикладных программ STATIS-TICA

Научная новизна диссертационного исследования заключается в построении эмпирической типологии жизненных стратегий совладания с критическими ситуациями Личность структурирует эти ситуации по таким эмоциональным и рациональным компонентам отношения к жизни и смерти, как

1 отношение к жизни - принятие жизни, жизнь как рост, жизнь как потреб- ление, непринятие жизни онтологическая защищенность, принятие себя, ответственность, стремление к росту;

2 отношение к смерти - принятие смерти, смерть как переход в другое со-

стояние, смерть как абсолютный конец, непринятие смерти, страх.

3 видение смысла - наличие и отсутствие смысла в жизни и смерти Такая типология позволяет выявить систему отношений личности к себе, дру-гим, жизни и смерти, а также определяет комплекс психологических характери- стик, присущих личности в различных критических ситуациях и помогающих ей совладеть с ними

Практическая значимость исследования определяется возможностью ис- пользования полученных результатов в групповой и индивидуальной психологической помощи клиентам, находящимся в критической жизненной ситуации или переживающих посттравматический стресс Психотерапевтическая работа в этих направлениях требует наличия знаний о том, как понимается смерть и, со-ответственно, собственная жизнь в подобных состояниях, а также какие лично-

стные ресурсы и жизненные стратегии задействуются для совладания с критическими ситуациями.

Материалы диссертации используются в лекционных курсах при подготовке практических психологов по психологическому консультированию, психологической помощи и коррекции, в виде спецкурса для магистрантов по психологии личности и индивидуальности. а также в психологическом тренинге для студентов-психологов.

На защиту выносятся следующие положения:

1 Отношение к жизни и смерти представляет собой систему, основными эмоциональными и рациональными компонентами которой являются: степень принятия жизни и смерти, онтологическая защищенность, принятие себя, видение смысла, ответственность, стремление к росту, представление о смерти как переходе в другое состояние или как абсолютном конце

2 Взаимосвязь рациональных и эмоциональных компонентов отношения к жизни и смерти в критических ситуациях определяет 8 жизненных стратегий совладания с ними. "Стремление к росту", "Поиск смысла жизни", "Любовь к жизни". "Страх перед жизнью'1, "Захват жизни", "Страх изменений".

"Самоуничижение" и "Гедонизм"

3 Критические ситуации изменяют отношение личности к жизни и смерти. Направление этих изменений будет зависеть от возможности личности интегрировать психотравмирующий опыт, связанный с критической ситуацией, а также от отношения к самой ситуации

4 В совладении с критической ситуацией можно выделить два основных на-

правления, связанных с отношением личности к этой ситуации -

"Критическая ситуация как возможность роста" и "Критическая ситуация как страдание".

Апробация результатов исследования основные теоретические положения докладывались на научно-методических семинарах аспирантов, заседаниях кафедры психологической помощи Российского государственного педагогическою университета им А И Герцена, в СНО Института биологии и психологии человека, а также через публикации и выступления на научно - практических, научно - методических и межвузовских конференциях

(Царскосельские чтения -1999, Ананьевские чтения - 1999, Психология и экология человека) Содержание диссертации использовалось в лекционных курсах по психологическому консультированию и в спецкурсе по психологии индивидуальности для студентов психолого-педагогического факультета РГПУ им А И. Герцена. Результаты исследования были представлены на семинарах Международной школы консультирования, психотерапии и ведения групп при Институте психотерапии и кон- сультирования "Гармония", на их основе была разработана программа психологического тренинга "В поисках себя: дар принимать изменения", а также в инди-

видуальном психологическом консультировании. По теме исследования опубликовано 7 печатных работ.

Объем и структура работы:

Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографии, вклю- чающей 157 источников, в том числе - 10 на иностранных языках, приложений Диссертация изложена на 195 страницах, включает в себя 7 таблиц и 25 рисунков

Основное содержание работы

В первой главе изложены философские и психологические аспекты проблемы отношения к жизни и смерти в критических ситуациях; вторая глава посвящена описанию методов и организации исследования, в третьей представлены результаты исследования и их анализ. Приложения содержат экспериментальные материалы и авторские методики изучения отношения к жизни и смерти лиц, находящихся в различных критических жизненных ситуациях

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объ- ект, предмет, гипотезы, цель и задачи исследования, сообщается о научной новизне, практической значимости и апробации результатов Формулируются положения, выносимые на защиту

Первая глава "Экзистенциально-психологический подход к проблеме жизни и смерти" посвящена теоретическому анализу проблемы отношения к жизни и смерти в философии и истории психологической науки, а также пониманию критической ситуации в зарубежной и отечесгвенной психологии В первом параграфе этой главы анализируются философские представления о жизни и смерга от первобытнообщинного этапа развития человечества до экзистенциального познания смерти в философии XIX века Отмечается, что смерть -один из коренных параметров коллективного сознания и отношение к смерти, по мнению таких ученых как Ф Ариес. М Вовель, О Тибо, Л -В Тома. П Шаню может служить даже индикатором уровня развития цивилизации

Стремление познать смерть приводит к тому, что уже в античной философии складываются 2 основные концепции вера в бессмертие души (эта концепция в преобразованной форме вошла в христианство) и принятие абсолютной конечности жизни, призыв к "мужеству быть" Эти концепции в той или иной форме проходили через всю историю цивилизации, раскрывая многообразные аспекты отношения человека к жизни и смерти не только в различных эпохах, но и в различных культуpax

В отличие от восточного изучения смерти, где, по словам П С, Гуревича, ".. исходили из того, что процесс умирания неизбежен и является неотъемлемой частью человеческого существования", западное стремилось преодолеть смерть.

Это приводит к тому, что к началу жохи Просвещения разрушилась целостность жизни и смерти: жизнь стала считаться единственной и неповторимой, а смерть обратилась в силу, разрушающую эту жизнь. Подобную дихотомию в понимании жизни и смерти пытались сгладить экзистенциалисты (С Кьеркегор, Ж.-П. Сартр. М. Хайдеггер, К Ясперс и др). рассматривая смерть как последнюю возможность, благодаря которой существование может достигнуть своей высшей формы, а человек - более глубокого аутентичного бытия.

Окончательное изменение отношения к смерти произошло уже в XX веке, в котором, по мнению многих историков, отношение к жизни и смерти полностью деформировалось, сместились положительные и отрицательные акценты в оценке этих явлений. Тенденция к вытеснению смерти из коллективного сознания, постепенно нарастая, достигает апогея в наше время, когда по утверждению Ф. Ариеса. общество ведет себя так, "как будто вообще никто не умирает и смерть индивида не пробивает никакой бреши в структуре общества". Ф. Ариес назвал такое отношение к смерти как ''смерть перевернутая".

Анализ литературы показывает, что отношение людей к смерти менялось вместе с мировоззрением на протяжении хода всей истории человечества. Эти отношения строились от понимания смерти как естественного продолжения и завершения жизни до полного их разрыва в сознании человека, разведения их как двух различных сущностей, их взаимоотрицания.

Во втором параграфе рассматриваются представления о жизни и смерти в ис- тории психологической науки, анализируется психоаналитический и экзистенциально-гуманистический подходы к пониманию жизни и смерти. Психология в начале XX века "подхватила" из рук философии образ смерти, ставший к тому времени путающим, отвергаемым и полностью разделенным с жизнью. Такое "наследство", доставшееся первым концепциям в психологии (бихевиоризм и психоанализ), выразилось в недостаточном внимании к теме смерти Личность, организм, психика и, соответственно, цель всей человеческой жизни понимались в данных направлениях механистически.

Эпохальные открытия 3. Фрейда в области глубинной психологии привлекли к дальнейшим исследованиям многих блестящих мыслителей, таких как А. Адлер, Р Ассаджиоли. В. Райх, Э Фромм, К.-Г Юнг Особого внимания заслуживают идеи Р Ассаджиоли и К.- Г. Юнга, которые, несмсотря на свои психоаналитические "корни", явились основой для развития идей гуманистического и трансперсонального подходов к личности. Их работы явились важным шагом для понимания жизненного пути как неоднозначного, а порой и драматического процесса, который ведет личность к трансформации и духовному преображению через кризисы и конфронтацию с темными сторонами психики.

В отличие от психоанализа, в экзистенциально-гуманистической парадиме,

представленной работами таких авторов как Дж. Бьюдженталь, А. Маслоу, Р.

Мэй, К. Роджерс, В. Франкл И. Ялом и др, а также в трансперсональной психологии (С. и К Гроф, С. Криппнер. К. Нараньо и др.) проблемам жизни и смерти уделяется гораздо большее значение. В этом направлении не только признается их законное место в системе психологических знаний и влияние на становление личности, но так же их тесная взаимосвязь Показывается, что понимание жизни и смерти на современном этапе развития психологии стало приближаться друг к другу, все больше интегрируя в себе опыт человеческого существования.

В третьем параграфе критическая ситуация рассматривается как модель столкновения со смертью, дается понимание кризиса и критической сит>ации зарубежными и отечественными психологами, рассматривается значение критических ситуаций для становления личности

Отмечается, что хотя проблематика кризиса и критической ситуации всегда была в поле зрения психологического мышления, в качестве самостоятельной дисциплины теория кризисов появилась сравнительно недавно Описывается понимание кризиса такими зарубежными психологами, как Р. Лссаджиоли. С. и К. Гроф, Т и Э. Йоманс. Д. Тайарст, К Юнг, раскрываются пусковые механизмы кризиса.

Ситуации, требукющие от человека изменений в жизненном стиле, образе мышления, способе познания и видения мира или отношения к себе и окружающим, можно описать как критические. Критическая ситуация может стать поворотным моментом в жизни личности; вести к кризису.

Любой кризис содержит как позитивный, так и негативный компонент. Нега- тивная составляюшая заключается в том. что для личности, находящейся в критической ситуации, характерна загруженность неразрешенными проблемами, чувство безнадежности, беспомощности, переживание жизни как "тупика". Но кризис - эго не только 'Угроза катастрофы", но и возможность изменения, перехода на новую ступень развития личности, источник силы и в этом его позитивный аспект Таким образом, харакгер кризиса описывается как трансформирующий, так как он одновременно несет не только отказ от старых, привычных способов бытия, но также поиск и совершенствование новых.

В отечественной психологии критические ситуации и связанные с ними лич- ностные изменения рассматривались в структуре жизненного нуги личности К А. Абульхановой - Славской, Б.Г Ананьевым. Л.И. Анцыферовой. В.Ф Васи-люком, Т.Е. Карцевой, С Л Рубинштейном. В настоящее время среди отечественных авторов проблему кризисных ситуаций наиболее детально разрабатывает Ф Е. Василюк. рассматривая кризис в структуре критической ситуации.

Анализ литерагуры позволяет дать рабочие определения критической ситуа- ции и кризису'. Криптческая ситуация - эта такая ситуация, в которой субъект не может реализовать основные потребности своей жизни и которая ставит его перед необходимостью изменения способа бытия (отношения к себе, другим, жиз-

ни и смерти) Крите - это реакция личности на критическую ситуацию, которая выражается в неспособности личности разрешить эту ситуацию в короткое время и привычным способом, субъективно кризис переживается как "тупик" Любая критическая ситуация потенциально может явиться для личности кризисной (то есть ведущей к кризису), что зависит от адаптивных возможностей личности

В отечественной психологии совершение критических ситуаций в жизни че- ловека понимается как предпосылка.личностньгх изменений - изменяется социальная ситуация развития личности, происходит смена ролей, изменяется кр\т лиц. включенных во взаимодействие с ним. спектр решаемых проблем и образ жизни

В четвертом параграфе рассматривается опыт столкновения человека со смертью в результате критических ситуаций

Отмечается, что столкновение со смертью как критическая ситуация является по своей сути амбивалентной с одной стороны, она может оказать разрушитель-ное действие на личность (выразиться в усилившемся страхе смерти), а с другой- придать жизни смысл, сделать ее более полной и содержательной На основании работ Р Ассаджиоли, Дж Бьюдженталя, Т и Э Иоманс, С Левина, А Масло\. Р Мэя. Дж Рейнуотер. В Франкла. Э Фромма, И Ялома и др выделяются возможные реакции личности на столкновение со смертью Также рассматриваются возможные механизмы подавления страха смерти, начиная от стремления к власти и заканчивая депрессией или повышенной сексуальной активностью

Вторая глава "Методы и организация исследования" посвящена методам и организации исследования отношения к жизни и смерти лиц. находящихся в критической жизненной ситуации

В первом параграфе раскрыты этапы исследования проблемы в течение

1995 - 2000 г г На первом этапе (1995 - 1997 г г) определялись цель, задачи, теоретические подходы к исследованию Было проанали шровано философское и психологическое понимание проблем жизни и смерти Также были изучены представления зарубежных и отечественных психологических школ о критической ситуации и ее значении для жизненного ПУТИ личности На этом этапе было проведено пилотажное исследование. результаты которого позволили сформулировать концепцию диссертационного исследования и определить методическую базу

На втором этапе (1997 - 1999 г г) были выбраны различные варианты критических ситуаций - заключение в места лишения свободы, участие в боевых действиях и онкологическое заболевание Далее было проведено изучение отношения к жизни и смерти у лиц, находящихся в этих критических ситуациях

На третьем этапе (1999 - 2000 гг) полученные данные анализировались и обобщались с помощью количественного корреляционного, факторного и сравнительного анализа

Во втором параграфе дается характерисгика обследованной выборки, которая включает заключенных в места лишения свободы, военнослужащих, получивших ранения во время боевых действий в "горячих точках" и женщин с онкологическим заболеванием

Отбывание наказания в местах лишения свободы является для большинства людей сильным психологическим стрессом, который обусловлен особенностями пенитенциарной среды Такое кардинальное изменение у словий жизни является для многих заключенных критической ситуациеи. которая ставит их лицом к лицу с вопросами собственного бытия

В исследовании участвовали заключенные - мужчины (подозреваемые и обвиняемые), содержащиеся в следственном изоляторе № 6 Главного управления ис-полнения наказаний Минюста Российской Федерации Всего в исследовании приняло участие 35 заключенных Возраст испытуемых - от 20 до 45 лет В большинстве своем они осуждены по ст ст 145. 148, 158, 161

(кража, грабеж, разбой, хулиганство; Уголовного кодекса Российской

Федерации

Ситуация онкологического заболевания, несомненно также является критической для личности, поскольку она связана с реальной опасностью для жизни, это прямое столкновение с возможностью собственной смерти Как и любая другая критическая ситуация, она актуализирует целый ряд экзистенциальных проблем необходимость принятия смерти, переосмысление жизни принятие ответственности и т д В исследовании приняли участие 36 женщин с онкологическим заболеванием (рак молочной железы; в возрасте oi 35 до 60 лет Все они проходили лечение после операции

В нашем исследовании приняли участие также солдаты срочной службы. на- ходившиеся с полученными ранениями на лечении в Военно-медицинской Академии им С М Кирова Все они принимали участие в боевых действиях на территории Чечни и Дагестана в течение от 2 месяцев до 1 года

В третьем параграфе второй главы описана организация и методики изучения отношения к жизни и смерти в критических ситуациях На основном этапе исследования использовались личностные тесты Д Н Леонтьева, Дж Роттера. Е И Головахи и А А Кроника, И Ялома, а также авторские методики на выявление отношения к жизни и смерти

В третьей главе "Результаты исследования отношения к жизни и смерти личности в условиях критической ситуации" приводятся результаты исследования и их интерпретация Данные описанные в первых трех параграфах, получены, соответственно, на выборках заключенных, военнослужащих и онкологических больных и анализируются с помощью количественного, корреляционного и фак-

торного анализа В диссертации имеются иллюстрации, наглядно показывающие особенности представлений о жизни и смерти в зависимости от критической ситуации, а также корреляционные плеяды, отражающие взаимосвязи этих представлений

Первый параграф этой главы посвящен особенностям понимания и отношения к жизни и смерти в ситуации лишения свободы (см. табл. 1).

Так. для человека, лишенного свободы, характерно жить сегодняшним днем. причем, с тенденцией к получению как можно большего количества переживаний и впечатлений. Смысл жизни видится либо в полпенни удовольствий и благ, либо в помощи и заботе о других Ошошение к жизни заключенных включает такие компоненты, как онтологическая защищенность (переживание тесной связи с родительской семьей и принятие матери, отца и своего детства), идентификация с мужской ролью и опора на высшие ценности (в том числе осмысленность жизни и ответственность). Рациональный элемент в понимании смерти заключается в идеях перехода на другой уровень развития или в абсолютной конечности, причем, такие представления формируются в детстве и имеют тенденцию сохраняться в зрелом возрас-ге Эмоциональный же компонент является достаточно динамичным и с возрастом изменяется, от страха по отношению к смерти до принятия её неизбежности или, в другом варианте, избегания чувств, связанных с осознанием смертности.

Анализ результатов показывает, что у заключенных понимание жизни и смерти тесно связано между собой. Причем, идея смерти как перехода в другое состояние (концепция бессмертности души) оказывается более констрчтстивной для понимания ими жизни, а представления о собственной конечности деформируют картину жизни, привнося в нее элементы

"экзистенциального вакуума" (отсутствие смысла в жизни и смерти, непринятие себя и своей жизни, онтологическая незащищенность). Можно сделать вывод о том, что идея жизни как постоянного роста переносится и на представления о смерти, что позволяет человеку ответственно относиться ко всему, что он делает и меньше избегать чувств, касающихся смерти. Интересен тот факт, что длительное отбывание наказания в местах лишения свободы стимулирует формирование именно такой концепции жизни Статистический анализ позволил выявить различные стратегии совладания с критической ситуацией (под стратегией мы понимаем систему отношений к жизни и смерти, выбранную личностью и направленную на преодоление критической ситуации).

• "Стремление к росту". Эта стратегия характеризуется пониманием жизни как постоянного роста, движения к целям и достижениям. Такое отношение к жизни связано с принятием ответственности за себя и близких людей; направленностью личности на заботу Знание о собственной смертности способно усилить стремление личности к дальнейшему развитию, благодаря чему личность

более склонна к принятию смерти и осознанному отношению к ней •

"Самоуничижение" В этой стратегии имеются такие особенности, как не- принятие личностью себя и своей жизни, чувство онтологической незащищенности и отсутствие смысла в жизни Смерть в данном случае воспринимаема как своеобразное избавление от тягот земного существования, но при этом она вселяет чувство страха

• "Гедонизм'' Этот вариант характеризуется потребительским отношением к жизни, при котором отрицается идея личностного роста и развития Такой подход к жизни выражается в озабоченности собственным здоровьем принятием болезней и страданий Концепция смерти в этом случае может быть любой

• "Любовь к жизни" Для этой стратегии характерно воспринимать жизнь как высшую ценность, что связано с принятием себя, своего тела и жизненного пути В результате этого значимость прошлого значительно повышается, а любые изменения воспринимаются как угроза стабильности Смерть лишается смысла и понимается, скорее, как абсолютный конец.

Таким образом, полученные результаты говорят о следующем Ограничение свободы дает личности не только опыт столкновения с собственной конечно- стью, но и обращения к собственной трансцендентности, что выражается в представлениях о собственной жизни как бесконечном процессе роста и развития, а также в принятии ответственноети Такие изменения в мировоззрении ведут к томл, что многие заключенные, находясь в местах лишения свободы, обращаются к религии

Второй параграф посвящен особенностям понимания и отношения к жизни и смерти военнослужащими, принимавшими участие в боевых действиях (см табл 1)

Для солдат срочной службы. прошедших ''горячие точки", так же, как и для заключенных, характерно жить настоящим, причем, с тенденцией к пол\чению как можно большего количества положительных впечатлений, а также будущими целями Смысл жизни видится ими также в получении удовольствий и благ или в заботе о семье Отношение к жизни военнослужащих базируется на чувстве онтологической защищенности, идентификации с мужской ролью (которая заметно укрепляется при непосредственном опыте уничтожения противника) и опоре на высшие ценности

Результаты показывают, что идеи бессмертности ДУШИ, заложенные в детстве, имеют для личности большое нравственное значение в формировании представлений о жизни - добре, любви и смысле Интересен тот факт, что активное участие в боевых действиях (связанное с убийством противника) несет в себе тенденцию разрушения детских представлений о бессмертности души и изменяет концепцию смерти в сторону абсолютной конечности Такой опыт способствует избеганию чувств, связанных с умиранием При этом концепция жизни меняется

в сторону потребительского к ней отношения, а смысл жизни - в сторону удовлетворения потребности в насыщенности жизни впечатлениями и переживаниями Как видно из полученных результатов, опыт непосредственного уничтожения противника убийства человека) деформирует представления военнослужащих о направленности собственной жизни Она лишается своего развития будущего, "застывает" на месте психотравмирующего опыта Этим может объясняться тот факт, что некоторые солдаты, прошедшие "горячие точки", стремятся вернуться в них Пассивное участие в войне (не связанное с убийством противника и частыми боевыми действиями) приводит к формированию концепции смерти как перехода с более осознанным к ней отношением и принятием Концепция жизни в этот период становится неясной, противоречивой, с тенденцией к поиску смысла

Полученные с помощью различных видов статистического анализа результаты можно представить в виде связей отношения к жизни и смерти Они обусловливают четыре жизненных стратегии в данной критической ситуации - "Самоуничижение". "Любовь к жизни", "Захват жизни1' и "Поиск смысла жизни" Первые две стратегии являются схожими с подобными стратегиями у заключенных Рассмотрим ге, которые являются специфичными для военнослужащих

• "Захват жизни" - характеризуется чувсгвом онтологической защищенности, а также сильной идентификацией с МУЖСКОЙ ролью что тесно связано с опытом непосредственного уничтожения противника Такое мировоззрение влечет за собой отрицание смысла в смерти, а смысл жизни видится в эмоционалъ-ной насыщенности Такая личность не видит смысла в росте и развитии

• "Поиск смысла жизни" - эта стратегия характеризуется неясными пред- ставлениями о собственной жизни стремлением найти ее глубинный смысл Жизнь понимается здесь скорее как постоянный рост, а в смерти видится переход на другой уровень развития

Таким образом результаты исследования свидетельствуют, что участие в бое- вых действиях изменяет отношение военнослужащих к жизни и смерти Направление этих изменений будет зависеть от возможности личности интегрировать психотравмирующий опыт связанный с военными действиями и непосредственным убийством противника

В третьем параграфе описываются особенности понимания жизни и смерти в ситуации онкологического заболевания (см табл 1)

Результаты показывают, что среди смысложизненных ориентации в этой критической ситуации преобладают тенденции жить будущим и настоящим Смысл жизни видится в основном в заботе о других, что раскрывает особенности роли женщины и может рассматриваться как личностный ресурс для совладания с кризисом а также как способ защиты

Отношение к жизни женщин с онкологическим заболеванием отличается по своим особенностям от отношения мужчин Ведущим является не чувство онтологической защищенности, а направленность на любовь Это подтверждает из-вестную идею о любви как главной жизненной ценности и основе становления личности женщины Интересно также, что помимо опоры на высшие ценности (смысл, огветственность. добро), для женщин является важным движение к мудрости, где одинаково значимыми являются мужская и женская сущность

Результаты исследования показали, что представление о смерти как переходе в другое состояние у онкологических больных связано с наличием внутренних конфликтов, с повышенной ответственностью за свое выздоровление Это позволяет предположить, что вера в бессмертие души может использоваться не только как стимул к выздоровлению, но и как психологическая зашита Концепция смерти как абсолютного конца является в случае онкологического заболевания более конструктивной, так как позволяет женщине жить настоящим и принимать многие стороны своей жизни

Анализ результатов позволяет утверждать, что v женщин с онкологическим заболеванием в отношении к смерти системообразующим является не рацио- нальный (как у мужчин), а эмоциональный компонент - принятие смерти и чувства по отношению к ней Это говорит с1 такой особенности женской психологии как склонность строить отношения на основе эмоциональных связей, что свидетельствует о наличии тендерных аспектов в отношении к жизни и смерти в критических ситуациях.

Результаты исследования онкологических больных женщин позволили выде-

лить следующие четыре жизненных стратегии ''Любовь к жизни",

"Стремление к росту''. "Страх перед жизнью" и "Страх изменений1' Отметим те. которые являются характерными для этой выборки

• "Страх перед жизнью" Эта стратегия характеризуегся наличием внутренних противоречий в стр\ кту ре личности Концепция смерти как перехода высту- пает в этом случае как психологическая защита

• "Страх изменений" В згой стратегии основными характеристиками явля- ются забота о здоровье, высокий уровень контроля, непринятие настоящего, сосредоточение на стабильности жизни Смерть понимается как абсолютный конец

Полученные данные свидетельствуют о том, что принятие смерти выступает вполне веро



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: