Фронтальные логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю




ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ФФН

(старшая группа)1

I период обучения (сентябрь—первая половина ноября)

Фронтальные логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю

Звуки Колич. занятий Подготовка к звуковому анализу и синтезу Закрепление лексико-грамматических категорий Развитие связной речи
[У] [А] [А] - [ У] [И] [Э] [0] [Ы] [П- П'] [Т] [К- К'] [П- Т- К] [А- У- 0- И] [X] [Х- X']     Выделение гласных звуков из ряда других звуков. Выделение ударного гласного из на­чала слова. Анализ звукового ряда типа ау, ауи Выделение первого и последнего со­гласного звука в слове (паук, кот, мак). Анализ и синтез обратных слогов типа am, от, ут, ак, ок, ук и т.д. Преобразование слогов путём изме­нения одного звука (от-ут-ит). Примечание. К концу первого пери­ода обучения дети анализируют слоги типа та-то-ту, соединяют отдельные звуки (согласные и гласные) в пря­мые слоги и преобразуют их (ка-ку; пу-по и т.д.). Дети практически знако­мятся с терминами «слог», «слово», «гласные звуки», «согласные звуки», («мягкие», «твердые»), «предложение». Употребление категории мно­жественного числа существи­тельных (утка-утки, конфета-конфеты и т.д.), формы роди­тельного падежа с предлогом у (У Наты боты. У Нины конфеты. У Вовы кубики. У Толи утки.). Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё с су­ществительными мужского, женского, среднего рода (мой кот (кубик); моя утка (конфе­та); моё окно). Употребление категории числа и лица глаголов настоящего вре­мени (Я пою. Мы поём. Они поют.). Составление предложе­ний по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст. Таня и Вова дома. Таня моет окно. Вова подме­тает. Они помогают маме.

1 Разработано учителем-логопедом ДОУ «Золотой ключик» г. Тамбова Т.В. Дробышевой с учетом требований «Программы обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа детского сада)» — М.: МГПОИ, 1993, авторы Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина.


II период обучения (вторая половина ноября — первая половина февраля)

Звуки Колич. занятий Подготовка к звуковому анализу и синтезу Закрепление лексико-грамматических категорий Развитие связной речи
[Л'] [J] [ЛЬ -ЙОТ] [Ы- И] [С] [С- С`] [3] [3- 3'] [С-3] [С'-З'] [Ц] [Б-П] [Ш] [Ж] [С-Ш] [С-Ш-З-Ж]   Дифференциация звуков на слух. Вы­деление их в ряде других звуков, на­хождение их в слове. Определение места звука в слове. Выделение гласного звука в положе­нии после согласного. Анализ и син­тез прямого слога типа са, со, су. Примечание. Взависимости от уров­ня подготовки детей возможно начи­нать анализ односложных слов типа (жук, сок, сук, суп) с середины вто­рого периода. Дети знакомятся с терминами «звонкие», «глухие» звуки. Употребление категорий про­шедшего времени глаголов мно­жественного числа {гуляли, пели, катали, купали, мыли). Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (синий (зеленый) пояс; синяя (зеленая) ваза; синее (зеленое) пальто. Образование относительных прилагательных (меховая шуба (шапка), меховые сапоги, меховой пояс; стеклянный стакан, стек­лянная ваза; железный нож, же­лезная шпага). Составление предложений по опорным словам (Соня, мосту, стояла, на.). Согласование числительных с существительными мн. числа (шесть жуков, обезьян, лисиц, ло­шадей, окон). Подбор однокоренных слов (лесной, лесовик, леса; снег, сне­жинка, снега, снежный, снеговик). Образование сложных слов (снегопад, листопад, пылесос, са­молет и т.д.). Составление предложе­ний по картине (ответы на вопросы); объединение их в рассказ. Распространение пред­ложений в рассказе путём введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определении (]. Зима. Выпал снег. Соня вышла на улицу. Она слепи­ла снеговика... 2. Зима. Вы­пал пушистый белый снег. Соня и Маша вышли на ули­цу. Около дерева они слепи­ли большого снеговика Составление рассказов по картине, серии кар­тин, пересказ. Заучивание стихотворе­ний.

III период обучения (вторая половина февраля — май)

 

Звуки Колич. занятий Подготовка к звуковому анализу и синтезу Закрепление лексико-грамматических категорий Развитие связной речи
         
[Л] [Р] [Л- Л'] [Р- Р'] [Л-Р] [Л-Л'-Р-Р'] [Ч] [Щ] [Ч-Щ]   Различение на слух и в произноше­нии изучаемых звуков. Выделение их среди других звуков и слогов. Определение наличия данных звуков в слове и их позиции. Анализ и синтез прямых и обратных слогов (ал-ла, ор-ро, ла-ра, ло-ро). Деление слов на слоги. Знакомство со схемой слова. Анализ и синтез односложных слов (лак, рак, стол,стул), преобразование слов путём замены первых звуков (лак-бак- рак). Примечание. Вкачестве зрительной опоры используется схема, где длин­ной полоской обозначено слово, ко­роткими — слоги; для обозначения гласных звуков используются красные кружочки, для согласных звуков - си­ние. К концу III периода дети самостоя­тельно производят анализ и синтез од­носложных слов (рак, пар, кот, лук), слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) и слов типа стол, стул, штык. Образование уменьшительной формы существительных (ящи­чек, вазочка, сумочка, сучочки), прилагательных (серенький, ум­ненький, узенький). Подбор однокоренных слов (чай, чайник, чайная, чайница;мыло, мылить, обмылки, мыльница). Образование приставочных глаголов (ехала, подъехала, отъе­хала, объехала, проехала, выеха­ла). Употребление предложных конструкций (залез под шкаф, вылез из-под шкафа, спрятался между столом и шкафом). Подбор слов с противополож­ным значением (толстый — тонкий). Образование существительных от глаголов и наоборот (читатьчитатель, читательница; учить — учитель, учительница; воспитыватьвоспитательни­ца; пловецплавать). Употребление сложных пред­ложений с разными видами придаточных: Миша заплакал, по­тому что он упал (ему было боль­но, он обиделся на Веру, он испу­гался собаки и т.д.). Составление рассказов разных типов (рассказ по картине, по серии кар­тин; рассказ-описание). Примечание.Весь мате­риал подбирается с уче­том правильно произно­симых звуков.

 


 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ФФН

(подготовительная группа)1

I период обучения (сентябрь — первая половина ноября)

Всего 27 занятий: 11 недель (3 занятия в неделю).

 

ННеде­ля Звуки Буквы Колич. заня­тий Звуко-слоговой анализ, грамота Лексико-грамматические категории Связная речь
             
  ОБСЛЕДОВАНИЕ
  ОБСЛЕДОВАНИЕ
  У А УА У А   Выделение начального глас­ного. Анализ звукового ряда из двух гласных типа АУ. Закрепление навыка употреб­ления имен существительных с окончаниями -и, -а, -ы (утка — утки, конфета — конфеты, письмо — письма). Составление предложе­ний по демонстрации действий. Объединение этих предло­жений в небольшие рассказы.

1 Разработано учителем-логопедом ДОУ № 40 г. Тамбова М.Н. Варгановой с учетом требований «Программы обучения детей с недораз­витием фонематического строя речи (подготовительная к школе группа)», 1978. Авторы Г.А. Каше, Т.Б. Филичева.

             
  И П, П` Э И П Э   Анализ звукового ряда типа ИАУ. Выделение последнего со­гласного. Анализ, чтение сло­га АП. Повторение пройденного. Закрепление навыка употреб­ления существительных в фор­ме родительного падежа множе­ственного числа (много стуль­ев, оленей, окон и т.д.). Согласование притяжатель­ных местоимений мой, моя, моё с существительными мужско­го, женского, среднего рода (мой стакан, моя сумка, моё окно). Закрепление навыка употреб­ления падежных окончаний су­ществительных единственного числа. Согласование глаголов един­ственного и множественного числа настоящего времени с су­ществительными (Девочка по­ливает. Дети поливают). Употребление глаголов про­шедшего времени множествен­ного числа (мыли, катали). Закрепление навыка согласо­вания прилагательных с суще­ствительными в роде, числе, падеже (синий пояс, синяя сум­ка, синее пальто). Закрепление навыка образования относительных прилага­тельных (стеклянная посуда, сосновая доска). Закрепление навыка образова­ния новых слов с помощью приставок (наливает — выли­вает — поливает), суффиксов (пень — пенёк), путем сложе­ния (самосвал, пылесос и т.д.).   Формирование навыка составления простых рас­пространенных предло­жений. Объединение этих предложений в неболь­шие рассказы. Заучивание текстов наи­зусть. Обучение умению зада­вать вопросы и отвечать на вопросы полным отве­том.    
  Т П,Т К, К' Т К   Выделение начального и пос­леднего согласного. Анализ, чтение слогов типа AT.
  М, М' Л' М   Повторение пройденного ма­териала.
  О X, X' К, X о X ] Выделение гласного из поло­жения после согласного.
  К, X Й Л', Й Й   Анализ и чтение прямых сло­гов типа МА.
  Л', Й Ы Ы, И     Анализ и чтение слов типа БЫК. Анализ, чтение слогов типа МИ.
  С     Определение места звука в слове, деление слов на слоги. Анализ, чтение слов типа СОМ, КИТ.        
  С С,С` С   Звуко-слоговой анализ и чте­ние слов типа СУП, КОСЫ, СИМА.
                         

Примечание. На 8-й неделе обучения при изучении звука Й осуществляется знакомство со зрительным образом буквы Й. Занятие, посвященное усвоению буквы Й, проводится во II периоде обучения.

II период обучения (вторая половина ноября — февраль)

Всего 39 занятий: 15 недель (фронтальные занятия по произношению, обучению грамоте — 3 раза в неделю со второй половины февраля (с 25-й недели) — произношение, обучение грамоте — 2 раза в неделю, обучение связно* речи — 1 раз в неделю).

 

Неде­ля Звуки Буквы Колич. заня­тий ' Звуко-слоговой анализ, грамота Лексико-грамматические категории Связная речь  
               
  Н Н Я     Деление слов на слоги, ана­лиз слов типа НИНА, НАТА. Анализ слогов СА, СЯ; слов типа ТАНЯ. Анализ слов типа ЗУБЫ. Закрепление употребления па­дежных окончаний существи­тельных в единственном и мно­жественном числе. Закрепление навыка согласова- Развитие умения со­ставлять рассказ из пред­ложений, данных без со­блюдения логической последовательности.  
  3,3' С,С',3,3'     Анализ слов типа ЗИНА, КОЗЫ.Составление схемы слова. Звонкие и глухие согласные. ния прилагательных с суще­ствительными в роде, числе, па­деже (большой мишка, большая кошка, большие башмаки, большое пальто). Закрепление навыка употреб­ления прилагательных с суще­ствительными единственного и множественного числа в соста­ве предложения в разных паде­жах (Дети кормили морковкой белого кролика. Дети давали корм белым кроликам.). Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже (один стул, одна кни­га, одно платье; один стул, два стула, пять стульев; одна книга, одной книги, одной книгой...). Сравнение, сопоставление гла­голов настоящего, прошедшего, будущего времени (катаю, катал, буду катать); глаголов совершен­ного и несовершенного вида. Образование слов на новом лексическом материале с помо­щью приставок, суффиксов словосложения. Закрепление умения употреб-     Развитие умения давать полные ответы на вопро­сы в ходе подготовки к пересказу текста. Заучивание наизусть прозаических и стихот­ворных текстов, скорого- ворок. Закрепление умения пе­ресказывать тексты, со­ставлять рассказы по кар­тине, серии картин.  
  СС',3,3' Б Б, Б' Б   Звуко-слоговой анализ слов типа БУТОН, БАТОН.Звуко-слоговой анализ слов типа КУБИК.Чтение предло­жений, текстов.  
  Б,Б',П,П' В В 2 1 Анализ слов типа ИВАН, ВОЛКИ.  
  Т` Д' Д     Д   Выделение ударного гласно­го звука. Работа с разрезной азбукой (составление, преобразование слогов, слов ДУБЫ, ДУБОК).  
    Д, Т Д,Д`,Т,Т` Г,Г `     Г   Анализ слов типа ДИВАН. Анализ слов типа БУМАГА. Упражнения с разрезной аз­букой, чтение. лять образованные слова в со­ставе предложений в разных па­дежных формах (У меня нет стеклянной вазы. Я катался на трехколесном велосипеде.). Образование уменьшительно-ласкательной формы существи­тельных и прилагательных (У лисы длинный пушистый хвост. У зайчика коротенький пушис­тенький хвостик.). Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, у, к, от, с (со), из, в, по, между, за, перед; из слов, дан­ных в начальной форме: скамей­ка, под, спать, собака. (Собака спит под скамейкой.). Составление предложений из «живых слов» (слова изобража­ют дети). Распространение пред­ложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу. Миша ве­шает в шкаф меховую шубу.). Составление предложений с заданными словосочетаниями: серенькую белочку, серенькой белочке. (Дети видели в лесу се­ренькую белочку. Дети дали оре­хи серенькой белочке). Добавление в предложения        
    КАНИКУЛЫ      
    КАНИКУЛЫ      
    Г,Г`,К,К` Ш     Анализ слов типа ВАГОНЫ. Чтение, выкладывание слов из букв разрезной азбуки. Анализ слов типа МИШКА. Преобразование слов (МИШ­КА-МЫШКА).      
    с, ш   Е   Преобразование слов (МИС­КА-МИШКА). Выкладывание из букв раз­резной азбуки слов типа СЕТ­КА, чтение этих слов. Преобразование слов (ВАТ­КА-ВЕТКА).      
    л Л, Л' л   Анализ слов типа ПЛИТА, ВОЛК, СЛИВА. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение. Подбор слов к схемам.      
                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

             
  Ж Ж, Ш ж   Анализ слов типа УЖАТА. Правило написания ЖИ, ШИ. пропущенных предлогов: перед, за, у, около, возле. (Кусты си­рени посадили... домом. Ёлочка росла... дома.). Составление предложений по результатам выполнения словес­ной инструкции: взять зеленую грузовую машину и поставить ее на среднюю полку шкафа. (Я взял зеленую грузовую маши­ну и поставил на среднюю пол­ку шкафа.).  
  Ж, 3 Й   Ё   Самостоятельное составление схем слов. Выполнение заданий с ис­пользованием букв разрезной азбуки. Чтение, выкладывание из букв разрезной азбуки слов типа КОТЁНОК. Анализ слов типа СИНИЙ.
  Р     Анализ слов типа КРАСНЫЙ. Преобразование слов.
  Р,Р` Р,Л Р   Анализ слов сложной звуко-слоговой структуры. Преобразование слов.

 

 

III период обучения (март, апрель, май)

Всего 36 занятий: 12 недель (занятия по произношению, обучению грамоте — 2 раза в неделю; по связной речи -1 раз в неделю).

 

 

 

 

 

 

Неде­ля Звуки Бук­вы Колич. заня­тий Звуко-слоговой анализ, грамота Лексико-грамматические категории Связная речь
             
  с,з,ш,ж Р,Р',Л,Л'     Анализ слов сложной звуко-слоговой структуры. Закрепление полученных ранее навыков. Закрепление (на новом лекси­ческом материале) полученных навыков образования слов путем присоединения приставки или суффикса, путем словосложения. Образование существитель­ных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учить — учитель-учительница — уче­ник; футбол — футболист). Уме­ние использовать образованные слова в составе предложений. Воспитание умения подбирать родственные слова (снег, сне­жок, снеговик, снегурочка, снежный). Образование уменьшительно-ласкательной формы существи­тельных и прилагательных на усложненном лексическом ма- Закрепление всех полу­ченных ранее навыков.
      ч ь   Анализ слов типа ХОРЬ, ПИСЬМО, ВАСИЛЬКИ. Чтение предложений, текстов. Подбор слов к буквенным схемам: м...ш...а (мышка, мушка, мишка). Правило на­писания ЧА, ЧУ. Формирование умения использовать при пере­сказе сложные предложе­ния. Формирование умения связно и последователь­но пересказывать тексты, пользуясь фонетически и грамматически правиль­ной речью. Формирование навыка составления рассказов по картине, по серии картин. Заучивание наизусть про­заических и стихотвор­ных текстов. Развитие основных ти­пов монологической речи:
  ч Т,Т' ч   Повторение пройденного материала
  ц ю Ц   Анализ слов разного звуко­вого состава типа КЛЮВ, ЮЛА, ДАЮТ. Чтение предложений, текстов. Подбор слов к буквенным схемам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             
  Ц, С Ч,С',Т', Ц,С     Повторение пройденного ма­териала. териале (черная юбка — чер­ненькая юбочка, синий пере­дник — синенький передничек, красное платье — красненькое платьице). Практическое усвоение наибо­лее распространенных случаев многозначности слов (иголка для шитья, иголки у ежа, игол­ки у ёлки). Закрепление употребления сложных предлогов из-за, из-под (Кот вылез из-под стола). Закрепление (на новом лекси­ческом материале) навыка со­ставления и распространения предложений. Составление предложений с однородными членами (Дети бе­гали. Дети прыгали. Дети бегали и прыгали.). Составление предложений по опорным словам: мальчик, пой­мать, ежик. (В лесу под кустом мальчик поймал серого колю­чего ежика. На опушке леса мальчик поймал маленького колючего ежика.). — составление рассказа-описания; — составление рассказа по сюжетным картинкам; — составление рассказа по серии сюжетных кар­тин; — составление рассказа из личного опыта детей.
  ф щ Ф щ 1 1 Выполнение заданий с ис­пользованием букв разрезной азбуки. Чтение. Подбор слов к буквенным схемам. Правило написания ЩА, ЩУ.
  щ,ч Ъ 1 1 Анализ слов типа СЪЕЛ, ПОДЪЕХАЛ.
  щ, ч, т `,ц, с, с     Анализ слов разного звуко-слогового состава, произнесе­ние которых не расходится с написанием.
  Шипящие и свистя­щие звуки     Чтение. Составление схемы предло­жения. Правописание ЧА, ЩА ЧУ, ЩУ, ЖИ, ШИ (повторение).

 

  Мягкие и твердые согласные звуки     Работа над техникой чтения. Использование игровых при­емов звуко-буквенного ана­лиза всех типов слов. Закрепление навыка употреб­ления сложносочиненных пред­ложений с разными придаточ­ными. (Мы пойдем в игрушечный магазин, чтобы купить красивую куклу (большую грузо­вую машину, заводной трактор, подарок братишке.).  
  Глухие и звонкие согласные звуки     Работа над техникой чтения. Правописание сомнительных согласных звуков.
  Гласные звуки     Работа над техникой чтения. Определение места ударения в слове.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: