Практическое занятие № 7




КАТЕГОРИЯ НАКЛОНЕНИЯ

ЦЕЛИ:

  1. Закрепить понятие грамматического значения модальности и средств его выражения в глагольных формах.
  2. Формировать умение выделять формы изъявительного, повелительного, сослагательного наклонения, определять их значение, разновидности частных грамматических значений каждого из наклонений, разграничивать случаи прямого и переносного употребления форм наклонения.
  3. Формировать умение правильно образовывать формы повелительного наклонения

ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

1. Грамматическое значение категории наклонения. Система форм наклонения.

2. Изъявительное наклонение. Грамматическое значение изъявительного наклонения, средства его формального выражения. Переносное употребление форм изъявительного наклонения.

3. Сослагательное наклонение. Грамматическое значение сослагательного наклонения, средства его формального выражения. Переносное употребление форм сослагательного наклонения.

4. Повелительное наклонение. Грамматическое значение повелительного наклонения, средства его формального выражения. Вопрос о системе форм повелительного наклонения в русской лингвистике. Переносное употребление форм повелительного наклонения.

ЗАДАНИЯ:

· Проблемный анализ научной лингвистической литературы по изучаемой теме:

o Чем, кроме особенностей морфологического строя, отличается категория повелительного наклонения от других наклонений?

o Почему основной формой повелительного наклонения является форма 2-го лица ед. и мн. числа? (См. АГ-60, т.1 с.490).

o Почему дифференциации временных форм глагола нет в повелительном, сослагательном наклонениях и инфинитиве?

· Выполните упражнения:

Упражнение 1

Образуйте формы 2. лица повелительного наклонения от указанных глаголов. Для проверки нормативности образованных форм используйте словарь.

Положить, класть, клеить, давать, начать, решиться, напоить, встать, доложить, быть, лезть, бежать, терять, узнавать, лечь, гонять, хныкать, требовать, сесть, ехать, полоскать, ответить, стоять, бегать, победить, махать, решаться, гнать, вставать, видеть, сжечь, ездить, лазить, вести, щипать, мочь, есть, дать, начинать, хотеть.

Упражнение 2

Определите наклонение глаголов, укажите формальные средства выражения наклонения и значение, реализуемое формой наклонения в тексте. Отметьте глагольные формы, не имеющие наклонения.

I. 1. – Да, хлопотно с детьми, я вам скажу! – вздохнул Мойсей Мойсеич. – У меня у самого шесть человек. Одного учи, другого лечи, третьего на руках носи, а когда вырастут, так еще больше хлопот. 2. Казалось, что с утра прошло уже сто лет…Не хотел ли бог, чтобы Егорушка, бричка и лошади замерли в этом воздухе и, как холмы, окаменели бы и остались навеки на одном месте? 3. Дети же во вторжении большого кучера в их область не видели ничего странного: пусть играет, лишь бы не дрался! (Из произведений А. Чехова)4. Вставайте: видна Корсика. Довольно валяться. Идемте на палубу пить кофе. (Купр.)

II. 1. Хоть бы раз кто-нибудь из них поймал при нас на смех маленькую рыбешку! 2. И ему представлялось, что если бы теперь, каким-нибудь волшебством, увиделся он с матерью, то он сумел бы собрать в своей душе такой запас любви, благодарности и ласки, что его хватило бы на многие и многие годы одиночества. 3. И в самом деле, не говорить же ему: «Господин юнга, не возьмете ли вы на себя труд влезть вот на эту толстую палку вот по этой веревочной лесенке…» 5. Не будь одного обстоятельства, о котором я сейчас скажу, я бы не отказал себе в удовольствии поставить солдатам несколько ведер водки, раздать им боевые патроны, объявить по телеграфу войну соседнему государству и вторгнуться в его пределы, подобно Ермаку, чтобы потом положить новую завоеванную землю к подножию монаршего престола. (Из произведений А. Куприна)

III. 1. А дочь короля, сидевшая у окошка, попросила: «Послушай, барабанщик, дал бы ты мне эти розы…» – «Дам тебе розы, если выйдешь за меня». 2. Пойдемте еще покатаемся. 3. «Вот тоже: приехал на бал, а не умеет ни танцевать, ни занимать свою даму. А еще из славного Александровского училища. Постыдились бы, молодой человек!». 4. – А теперь, – сказал священник, – стань-ка на колени и помолись. Так тебе легче будет. 5. – Зачем бегать, Николай Васильевич? Жара адова. Полежимте-ка лучше. 6. Имя юнкера-протестанта так и осталось неизвестным, вероятно, он сам сначала опешил от своей бессознательно вырвавшейся дерзости, а потом ему стало неловко и как-то стыдно сознаваться, тем более что об этом никто уже больше не спрашивал. 7. Гораздо опаснее было бы, если бы весь батальон, раздраженный Пашой до крайности и от души сочувствовавший смельчаку, вступился в его защиту. (Из произведений А. Куприна)

IV. 1. Туда каждый день с утра до вечера водили молодых юнкеров поочередно, по четыре, на стрельбу, следили за тем, чтобы юнкер при выстреле не зажмуривался, не вздрагивал при отдаче, глядел бы точно на мушку, сквозь прорезь прицела, и нажимал бы спуск не рывком, но плавным движением. 2. Спроси Паша сразу на месте, кто осмелился возразить ему из строя, виновник немедленно назвал бы свою фамилию; таков был строгий устный адат училища. 3. Сходите скорее на лед. Побежим вместе, да живо, живо. 4. А теперь Юлия говорит, точно классная учительница: «Ах, будемте друзьями». 5. – Оленька, – сказал он. – Мне надо поговорить с вами по очень, по чрезвычайно нужному делу. Пойдемте вон в ту маленькую гостиную. 6. А теперь посмотри вдаль, на этого шоколадного мальчика. (Из произведений А. Куприна)

Упражнение 3

Укажите: а) форму наклонения глагола и б) значение формы наклонения, реализуемое в тексте:

1– изъявительное, 2 – повелительное, 3 – сослагательное.

А. (1) Скажи -ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана (Л.) Не (2) будь на то господня воля, не (3) отдали б Москвы. (Л.) Раз он ему и (4) скажи: «(5) Вижу, Азамат, что тебе больно (6) понравилась эта лошадь» (Л.)Спать бы шел и гостю б покой (7) дал(8) донесся с печки тихий голос хозяйки (Б. Пол.) Казалось, (9) удерживай ее сейчас кто угодно, всех бы обманула и (10) убежала. (Распут.)

Б. Если (1) хотите воспитать у ребенка точность языка, (2) учите его правильно называть и определять вещи. (3) Знай он, что та фигура, которую он (4) принял за Настёну, действительно Настёна и была, ему, пожалуй, стало бы легче. (Распут.) Я б детей учить (5) пошел, пусть меня (6) научат (Маяк.) (7) Послушайте меня: (8) докажем, что в лесах есть добрые сердца (Крыл.) Увы!за несколько минут между крутых и темных скал, где я в ребячестве (9) играл, я б рай и вечность (10) променял. (Лерм.)

В. (1) Взяла она в бакалее подсолнечного масла, да литровку-то о вертушку и (2) разбей (Булг.) Странное дело, (3) заговорит Иван Петрович…и ничего, все (4) слушают, но (5) скажи я хоть одно слово, как все начинают чувствовать себя несчастными. (Чех.) Герр профессор (6) изволил выразить желание, чтобы сегодня все мы (7) собрались вот в этой гостиной к часу дня. (Чех.) Ах, тот (8) скажи любви конец, кто на три года вдаль (9) уедет (Гр.) – (10) Поклонишься мне в ноги перед всем табором и поцелуешь правую руку мою – и тогда я буду твоей женой. (М.Г.)

Г. (1) Знай я ремесло – (2) жил бы в городе. (М.Г.) «(3) Пошли домой, дед»,голосом, не терпящим возражений,(4) приказала старуха своему благоверному. (Шол.) Всегда я (5) уезжал отсюда с удовольствием. Ну а теперь я в отставке, деваться некуда в конце концов. Хочешь – не хочешь, (6) живи. (Чех.) Чтобы волосы не (7) падали на лицо, Никита (8) повязал их веткой березы. (М.Г.) Ох, и (9) попадись мне этот мальчишка под руку, то-то я бы с ним (10) поговорила. (Гайд.)

Дополнительные задания

· Подготовьте реферат/сообщение по одной из тем:

Формы императива совместного действия в современном русском языке

Проблема соотношения глагольных категорий вида и времени

Трудности в образовании форм повелительного наклонения

Способы выражения волеизъявления в русском языке

· Составьте опорную схему по теме «Переносное употребление форм наклонения»;

· Составьте синквейн по теме «Наклонение глагола»;

· Составьте кластер по теме «Наклонение глагола».

Литература

1. АГ-80, т.1.

2. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – Раздел VII "Глагол" - §§ 1-8. (любое издание).

3. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Ч.2.

4. Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. – М., 1976.

5. Шанский Н.М. Когда и как появились грамматические термины «склонение» и «наклонение» // РЯШ – 1969. – №2.

6. АГ-60, т 1.

7. Мучник И.П. Грамматические категории глагола и имени в современном русском литературном языке. – М., 1971.

8. Ломов А.М. О способах выражения волеизъявления в русском языке // РЯШ. – 1974. – №2.

9. Белоусов В.Н. Трудности в образовании форм повелительного наклонения // РР – 1975. – №6.

10. Дешериева Т.И. К проблеме соотношения глагольных категорий вида и времени // ВЯ – 1976. – №4.

11. Ипполитова Н.А. Работа по грамматической стилистике при изучении наклонения // РЯШ – 1977. –№1.

12. Кондрашов Н.А., Сергиевская Л.А. О формах императива совместного действия в современном русском языке // РЯШ – 1981. – №6.

Практическое занятие №8

КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ

ЦЕЛИ:

1. Закрепить понятие грамматического значения времени, способов его выражения в глагольных формах.

2. Закрепит понятия прямого и переносного, абсолютного и относительного употребления временных форм.

3. Формировать умение определять частные значения временных форм при их прямом и переносном употреблении.

4. Повторить историю формирования временной системы русского глагола.

ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

1. Категория времени глагола (значение и формы выражения). Связь категории времени с категорией вида и наклонения. Вопрос о системе форм времени глагола в русской лингвистике.

2. Абсолютное и относительное употребление временных форм глагола.

3. Прямое и переносное употребление форм времени.

4. Основные значения форм настоящего времени. Переносное употребление форм настоящего времени.

5. Основные значения форм прошедшего времени. Переносное употребление форм прошедшего времени.

6. Формы будущего времени: их образование, основные и переносные значения.

ЗАДАНИЯ:

· Проблемный анализ научной лингвистической литературы по изучаемой теме:

o Почему прошедшее время – это «сильная грамматическая категория в системе времен глагола»? (Виноградов).

o Почему формы типа хлоп, хвать, бац называют глагольными междометиями?

· Выполните упражнения:

Упражнение 1

Определите значение форм прошедшего времени:

1 – имперфектное, 2 – аористическое, 3 – перфектное.

I. Три девицы под окном (1) пряли поздно вечерком. (Пушк.) Он (2) шагнул под навес, в тень. (Купр.) На землю (3) пал туман. Река течет во мгле. (Н. Матв.) Полжизни с лишком (4) миновало. (Тарк.) К полуострову (5) прибило огромный айсберг. Князь (6) пошел, забывши горе, (7) сел на башню, и на море стал глядеть он… (Пушк.) Ну вот, я (8) собралась. (Вамп.) В сенокос еще (9) перепадали хлесткие грозовые дожди, а теперь и вовсе все (10) засохло. (В. Бел.)

II. По деревне дымились трубы, на траве (1) обсыхала негустая роса. (В. Бел.) Дед оказался прав: к вечеру (2) пришла гроза. Она долго (3) ворчала в лесах, потом (4) поднялась к зениту пепельной стеной, и первая молния (5) хлестнула в далекие стога. (Пауст.) Они были готовы к зиме: листва давно (6) осыпалась, трава полегла, ботва (7) почернела, а над избами прибрежных деревень (8) курился белый дымок – всюду уже (9) топили печи. (Пауст.) Весенним ранним утром, в праздничный день, мать иногда будила меня, на руках (10) подносила к окну. (Сок.-Мик.)

Упражнение 2

Определите значение форм настоящего времени: 1 – настоящее актуальное, 2 – настоящее неактуальное.

Когда нет настоящей жизни, то (1) живут миражами. (Чех.) Я (2) помню нашей наковальни в лесной тиши сиротский звон. (Твард.) Труд (3) кормит, а безделье портит. Тихи и светлы зимние ночи. Обливая снега тонким светом, (4) сияет луна. (Сок.-Мик.) Ночью над рекой Каменкой, в ивовых кустах и поросших лютиком левадках (5) скрипят и скрипят коростели. (В. Бел.) – Смеюсь? нисколько. Я (6) говорю серьезно. (Вамп.) Он умный… Он все умеет, все может… Он и лечит, и (7) сажает лес. (Чех.) Что такое? Ты что тут (8) делаешь? (Вамп.) Раздается гудение толстого шмеля, который то и дело (9) стучится головой о потолок. (Толст.) Будучи моряком, стоя на вахте, много раз наблюдал я, как восходящее солнце меняет свой цвет: то раздувается пылающим шаром, то (10) закрывается туманом. (Сок.-Мик.)

Упражнение 3

Определите значение форм будущего времени:

1 – после момента речи, 2 – в значении настоящего неактуального (постоянного или повторяющегося), 3 – в значении прошедшего

А. 1. Он скорей царицу будит. Та как (1) ахнет! (Пушк.) 2. (2) Поднимем занавес ровно в половине девятого, когда взойдет луна. (Чех.) 3. Мы уже собирались выйти, а тут дождь как (3) хлынет. 4. Теперь любой строитель (4) положит в мешок старую спецовку, предварительно заполнив небольшую анкету. Через неделю-полторы он получит свою одежду и обувь, но уже идеально чистую. 5. В свете есть иное диво: море вздуется бурливо, закипит, (5) подымет вой. (Пушк.) 6. Слово не воробей: (6) вылетит – не поймаешь. 7. Как царица отпрыгнет, да как ручку (7) замахнет … (Пушк.) 8. Дружба что стекло: сломаешь – не (8) починишь. 9. Ваш дом последний. В хорошем он месте. Окнами в поле. И в лес. (9) Уеду и (10) буду вам завидовать. (Вамп.)

Б. 1. Она (сосулька) будто боится морозца, что притаился в тени дома. (1) Уронит каплю и потом долго молчит, прислушивается. (Носов) 2. Будет все по-прежнему, (2) будет садиться солнце, будут зори в рабочую пору, а я ничего этого не (3) увижу, да не только не увижу – меня совсем не будет (Бун.) 3. Как (4) вскочит мой Василий Васильевич! Словно обожженный. (Тург.) 4. – Ведь ты хоть кого (5) выведешь из терпения, Никита, – сказал он кротким голосом. (Л.Т.) 5. Хворост долго не хотел разгораться и вдруг как (6) вспыхнет. 10. Ничто душой не позабыто и не (7) завянет на корню. (Твард.)

Упражнение 4

Определите форму времени глаголов, укажите значение, реализуемое формой.

А. 1 – форма настоящего времени
2 – форма прошедшего времени
3 – форма будущего времени
   
Б 1– значение одновременности с моментом речи
2 – значение предшествования моменту речи
3 – значение следования после момента речи
4 – отсутствие направленности в сторону предшествования или следования

 

I. 1. Мой двоюродный брат на днях мне (1) телеграфировал, что завтра из Ливорно (2) отходит пароход на Корсику, в Бастиа, в восемнадцать часов […] В Корсике вы, наверное, (3) найдете пароход на Марсель, а от Марселя до Ниццы – это пустяки. Конечно, если вы не (4) предпочтете железную дорогу…2. (5) Попросúте доброго бога о том, чтобы в следующее воскресенье была хорошая погода, и я ручаюсь, что всем хорошим знакомым в вашей далекой Германии вы будете с гордостью рассказывать о том, что вы (6) увидите. 3. У нас уже условлено: в день производства [в офицеры] я (7) прошу ее руки. (8) Выйду я в Перновский гренадерский полк, на сослужение с братом. Все-таки Москва […] Когда мне (9) исполнится двадцать три года, я (10) женюсь на ней, а затем непременно, во что бы то ни стало, (11) поступаю в Академию генерального штаба. (Из произведений А. Куприна)

II. 1. Для него здесь только Москва, жалкая провинция, а он блестящий паж ее величества или высочества, (1) будет потом с презрительной улыбкой говорить о московских смешных кузинах. 2. (2) Прошел месяц. Александровское училище (3) давало в декабре свой ежегодный блестящий бал, попасть на который (4) считалось по всей Москве большим почетом […] В вечер бала он сильно (5) волновался […] Уже в двадцатый раз Александров (6) перевешивался через массивные дубовые перила, заглядывая вниз в прихожую, застланную красным сукном, отыскивая своих дам. И вот наконец-то они. Пулею (7) слетает Александров вниз […] Он (8) возвращается в зал. Ольга свободна. Он (9) приглашает ее на вальс. Глаза их на мгновенье (10) встречаются. (Из произведений А. Куприна)

III. 1. А я-то, старый дурак, не (1) нагляжусь, бывало, не нарадуюсь. (Пушк.) 2. Итак – я (2) еду учиться в Казанский университет. (М.Г.) 3. Жаль, очень жаль, он малый с головой и славно пишет, (3) переводит. (Гр.) 4. И день и ночь по снеговой пустыне (4) спешу к вам голову сломя,и как вас (5) нахожу? (Гр.) 5. У нас все готово. После обеда мы (6) уезжаем. 6. Кавказ подо мною. Один в вышине (7) стою над снегами у края стремнины; орел, с отдаленной поднявшись вершины, (8) парит неподвижно со мной наравне (Пушк.) 6. (9) Возьмешь меня с собой? – Так и (10) отпустила тебя Катерина Петровна! (Аст.)

IV.1. Раньше, бывало, (1) ходишь целый день по улицам – и ни одного знакомого не (2) встретишь. (Гайд.) 2. (3) Привели его к вашему дому, да под окном и (4) высекли. А ваш-то дедушка (5) стоит на балконе да (6) посматривает, а бабушка под окном (7) сидит и тоже (8) глядит. (Тург.) 3. Граф (9) танцевал хорошо и (10) знал это. (Л. Т.) 4. Одну за другой он (11) делает попытки поступить в специальную военную школу… Его не (12) принимают. Все школьники (13) идут на полевые работы, а он (14) идет работать на шахту. (Фад.)

Упражнение 5

Определите: а) форму времени выделенных глаголов, б) значение, реализуемое формой.

1 – настоящее, 2 – прошедшее, 3 – будущее.

I. 1. Когда (1) уходит поезд? (Вамп.) 2. (2) Лежишь, бывало, в дозревающей ржи,(3) слышишь шелест колосьев… (Сок.-Мик.) 3.Отец дома?Он (4) спит. (Вамп.) 4. (5) Встаю вчера в шесть часов, а за окном гроза. 6.В самом деле, мне пора. Я (6) ухожу. (Вамп.) 7. – Мы с бароном завтра венчаемся, завтра же (7) уезжаем на кирпичный завод. (Чех.) 8. На дворе гроза (8) собирается. (Чех.) 9. «Нынче ж (9) едуТут он топнул, вышел вон и дверью (10) хлопнул. (Пушк.)

II. 1. Чувство мое (1) гибнет даром, как луч солнца, попавший в яму, и сам я гибну. (Чех.) 2. У вас что ни слово, то Цицерон (2) слетел. (Гог.) 3. Уж сколько раз (3) твердили миру, что лесть гнусна, вредна; да только все не впрок… (Кр.) 4. Вероятно, и будет гроза. На западе (4) синеет и хмурится какая-то полоска. (Чех.) 5. Хвалить себя хоть не пристало, и хвастовства я не (5) люблю, но солнцу в силе я никак не (6) уступлю. (Кр.) 6. В воздухе (7) висит зной, от которого клонится лист и покрывается трещиной земля. (Чех.) 7. Но если после этого маленького рассказа вам (8) приснится ночная веселая игра музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медный таз… я буду думать, что рассказал вам все это не напрасно. (Пауст.) 8. И Александра Андреевна ко мне (9) привязалась: никого, бывало, к себе в комнату, кроме меня, не (10) пускает. (Тург.)

III. 1. К нему, бывало, первые особы из Петербурга (1) заезжали. В голубых лентах, бывало, сидят за столом и (2) кушают. 2. Отчаянный был человек, и что бы ваш дед ни (3) приказал – мигом (4) исполнит. 3. Волшебными подводными островами тихо (5) наплывают и тихо проходят белые круглые облака – и вот вдруг все это море, этот лучезарный воздух, эти ветки и листья, облитые солнцем, – все заструится, (6) задрожит беглым блеском. 4. «Пойдемте в деревню», – (7) произнес он наконец со вздохом. Но до деревни было версты две […] (8) «Ночуем здесь, – сказал я, – на дворе». 5. Ведь есть же лекарство, думаешь[…] (9) Возьмешь, бывало, рецептурную книгу […] ведь тут оно, думаешь, тут! 6. С тех пор его Хорем и (10) прозвали. (Из произведений Тургенева)

IV. 1. Покойный граф охотником отродясь не бывал, а собак (1) держал. (2) Соберутся псари на дворе в красных кафтанах с галунами и в трубу протрубят. 2. Вдали небольшие березовые рощи своими огромными зубчатыми верхушками одни (3) нарушали почти прямую черту небосклона […] 3. Река (4) катила темно-синие волны; воздух (5) густел, отягченный ночной влагой. 4. Я был возмущен […] Но представьте себе мое изумление: несколько времени спустя (6) приходит ко мне жена, в слезах, взволнована так, что я даже (7) испугался. 5. Вот-с (8) проезжаем мы раз через нашу деревню, лет тому будет – как бы вам сказать, не солгать, – лет пятнадцать. 6. Стадо диких уток со свистом (9) промчалось над нами. 7. Ключ этот (10) бьет из расселины берега, превратившейся мало-помалу в небольшой, но глубокий овраг. (Из произведений Тургенева)

Дополнительные задания

· Подготовьте реферат/сообщение по одной из тем:

Ударение в формах прошедшего времени

Переносное употребление форм настоящего времени глагола в языке художественной литературы

Понятие относительного времени в отечественной грамматике

К вопросу о грамматической природе форм типа хлоп в современном русском языке

Приемы дифференциации перфектного и аористического значений в формах прошедшего совершенного

· Подберите дидактический материал по теме «Время глагола» для 5 класса;

· Составьте кластер по темам «Время глагола», «Основные значения временных форм глагола»;

· Составьте опорную схему по теме «Переносное употребление форм времени»;

· Разработайте урок-игру «Суд над глаголом».

Литература

1. АГ-80,т. 1.

2. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – Раздел VII "Глагол" – §§ 1-8. (любое издание).

3. Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. – М., 1976.

4. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола.

5. Мучник И.П. Грамматические категории глагола и имени в современном русском литературном языке. – М., 1971.

6. Милославский И.Т. Морфологические категории глагола современного русского языка. – М., 1981.

7. Прокопович Е.Н. К вопросу о дифференциации перфектного и аористического значений в формах прошедшего совершенного // РЯШ. – 1977. – №5.

8. Ломов А.М. Два типа употребления времени в русском языке // РЯШ – 1972. – №1.

9. Долин Ю.Т. К вопросу о грамматической природе форм типа хлоп в современном русском языке // РЯШ – 1970. –№5.

10. Прокопович Е.Н. Формы прошедшего времени. Как они живут в речи? // РР – 1975 – №3.

11. Воскресенская И.В. О вневременном значении // РР – 1973. – №5.

12. Иванова В.М.. Переносное употребление форм настоящего времени глагола в языке художественной литературы // РЯШ – 1969. – №2.

13. Луценко Н.А. Ударение в формах прошедшего времени // РЯШ – 1997. – №1.

14. Стрыгина, Т. В. Время глагола: (функционально-системный подход к изучению) / Т. В. Стрыгина // Русская словесность. - 2005. - N 2. - С. 45-49

 

Практическое занятие №9



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: