Аксиологическая проблематика правовых наук. Право и ценности.




Аксиология (греч. axia — ценность, logos — слово, учение) — это философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам.

Аксиология права – новая, по словам С.С. Алексеева, «духовно-интеллектуальная форма освещения права». Как специфическая область социально-философского знания аксиология права призвана дать объяснение сущности права, его ценностного смысла и предназначения для общества в целом и отдельной личности, интерпретировать право с позиций высших ценностей и смысла человеческой жизни, а также оптимальных требований социальной реальности

Без ценностного подхода невозможно выявить предназначение права в социальном и культурном развитии общества, понять его специфическую природу, поэтому философское осмысление ценности права имеет важное значение: научное, практическое и нравственное. Правовые ценности имеют регулятивное значение. Они выражают такие убеждения и предпочтения, которые в отличии от знания, зачастую невозможно проверить или обосновать ни логическим, ни эмпирическим путем.

Они существуют в виде интеллектуально и эмоционально воспринимаемых установок, которые побуждают субъектов к деятельности на их основе, к их сохранению и обладанию ими, поскольку воспринимаются как разнообразные блага. Ценность как философская категория представляет собой то, что чувства и разум людей диктуют признать особенно значимым из всего и во имя чего проживается жизнь, то чего хочет человек ради себя самого, а не ради чего-то другого. Направленность установки субъекта и его деятельности на определенную ценность является ценностной ориентацией, а процедура выбора, осуществляемая на основе таких ценностей – оценкой.

Совершенно различные феномены: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие поступки, идеи, идеалы, цели, социальные институты могут быть наделены статусом ценностей в праве. Они выступают в качестве обоснования норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов. Особенно важное значение имеют некоторые социальные ценности, которые с течением времени приобрели характер так же и правовых ценностей. Они пронизывают

общественное правосознание в качестве высоких идеалов и в итоге становятся основными

принципами права: свобода, равенство, демократия, порядок, безопасность, мир и тд. Также наряду с ними существуют и специфические правовые ценности общего значения, такие как идея права, идея стабильной законности и тд, которые одновременно являются

идеалами и осуществляются реальной человеческой практикой. В различных культурах право имеет неодинаковую ценность, но которая все таки невозможна вне контекста деятельности субъектов права, организационных сил и соответствующих институтов, создающих и реализующих право. Правовые ценности представляют собой вид духовных ценностей, которые служат для удовлетворения потребности общества в регулировании

социальных отношений и поступков людей и выполняют регулятивную функцию. Поэтому правовые ценности предназначены для создания, поддержания и укрепления социального порядка и дисциплины, нормального функционирования общества. Правовые ценности являются элементом системы социального управления обществом. Выделяют 3 формы бытия ценностей в философско-правовой аксиологии:

· общественные целевые идеалы и ценности;

· предметно-воплощенные ценности;

· личностные ценности.

Идеал – это нормативно-ценностный образец должного в его наиболее совершенной форме, те это то, к чему мы стремимся. Необходимость в идеале выражается в ориентации человека на образцы должного, на ценности, которые служат основой процесса самосовершенствования. Право является моментом духовного отношения к миру, хотя и не охватывает его целиком. Правовой идеал является лишь моментом идеала духовной жизни и общественного идеала. Высшие жизненные и культурные ценности, которые тесно связаны с добром, истиной, творчеством, красотой придают нашему правосознанию глубокую личностную окрашенность. Они выступают важнейшими ценностно-смысловыми ориентирами и человеческую жизнь высшим смыслом. Таким образом, право выступает как основа самосовершенствования личности, форма реализации активности и как гарантия свободы и ограждения от зла и несправедливости. Сами правовые идеалы находят свое отражение в нормативных актах, законах, и таким образом не остаются только лишь фактом господствующего правосознания – они закрепляются и становятся ведущим элементом в правовой нормативности и реализуются в правовых отношениях. С изменением общественных и правовых отношений происходит и переоценка ценностей:

многое из того, что считалось абсолютным и непреложным, обесценивается, и наоборот,

новые ростки общественного бытия порождают ценностные идеалы. В соответствии с изменившимися ценностными идеалами переоцениваются и предметно-воплощенные ценности.

 

 

28. Понятие, содержание, структура методологии права.

Методология определяется как философское учение о методах познания и преобразования действительности, о применении принципов мировоззрения к процессу познания, к духовному творчеству вообще и к практике. Методологию иногда понимают также как определенную систему методов, которые применяются в процессе познания в рамках той или иной науки. Методология философии права представляет собой систему знаний об основах и структуре теории государства и права, о подходах к исследованию правовых явлений и процессов, о способах получения знаний, которые правдиво отражают постоянно меняющуюся правовую действительность в условиях развития общества.

Методология представляет собой руководящую идею, систему мировоззренческих принципов, которые проявляют себя на всем пути постижения того или иного объекта (в данном случае права), а также обоснование такой идеи.

Методология представляет собой руководящую идею, систему мировоззренческих принципов, которые проявляют себя на всем пути постижения того или иного объекта (в данном случае права), а также обоснование такой идеи.

Общепризнанным является представление о комплексности, синтетичности методологического знания. Так, по мнению Д. Керимова, методология права представляет собой «общенаучный феномен, объединяющий всю совокупность принципов, средств и методов познания (мировоззрение, философские методы познания и учения о них, обще- и частнонаучные понятия и методы), выработанных всеми общественными науками, в том числе и комплексом юридических наук, и применяемых в процессе познания специфики правовой действительности, ее практического преобразования .

Все это дает основание говорить о методологии права в широком смысле как о комплексе методологических проблем права и включать в нее:

  • 1) методологию познания права;
  • 2) методологию юридической практики, выделяя:
    • а) методологию правотворчества;
    • б) методологию правоприменения.

В свою очередь, в рамках методологии познания права, или методологии правоведения, следует выделить уровни:

  • 1) философский, представляющий собой систему мировоззренческо-методологических идей и принципов, воплощенных в том или ином способе осмысления права (типе правопони- мания), а также их сравнение, критику и обоснование;
  • 2) научный, представляющий собой систему принципов и методов научного познания в целом или отдельной науки, применяемых для более глубокого познания права, в рамках которого выделяются:
    • а) общенаучные методы и приемы познания, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование, абстрагирование и классификация, а также методы: системный, синергетический и др.;
    • б) частнонаучные методы — социологический, психологический, математический, кибернетический, исторический, логический и др., т.е. знания в области отдельных наук, применяемые для познания правовых явлений;
  • 3) специально-юридический, представляющий собой систему характерных для правоведения методов познания права: нормативно-аналитический, догматический, сравнительно-правовой и др.

Важная роль в познании права принадлежит методу философско- правовой рефлексии. Особенность последнего состоит в прояснении тех идеальных конструкций, из которых состоит право, и мысленное конструирование моделей правовой реальности. Он основан на способности субъекта правосознания к философскому самоанализу, к исследованию своих отношений с правовой реальностью. Благодаря философско-правовой рефлексии раскрывается смысл права и специфика происходящих в нем познавательных процессов.

Поэтому методологией права в собственном смысле следует считать наиболее общий, философский уровень правоведения — методологию философии права. Она представляет собой систематизированную совокупность познавательных средств, позволяющих исследовать многогранную правовую реальность в ее многообразных связях с иными сферами общественной жизни, а также теоретический анализ (рефлексию) этих средств. Обобщенным выражением такой системы являются различные типы правопонимания, или способы осмысления права, — методологические парадигмы, обладающие целостностью мировоззренческо-смыслового содержания права и его обоснования. В таком подходе в наибольшей мере реализуется методологическая функция философии права.

Концепцию типов правопонимания, основанную на разграничении права и закона, разработал В. Нерсесянц. Таковыми, с его точки зрения, являются: а) легизм; б) юснатурализм; в) юридический ли- бертаризм. Первый представляет собой концепцию позитивистского правопонимания. Он исходит из отождествления права и закона. Второй исходит из противопоставления права и закона, понимая под правом содержательные требования естественного права (справедливости). Третий тип правопонимания соответствует собственной позиции автора и по его замыслу должен синтезировать крайние позиции. Он основывается на разграничении права и закона и трактует право как выражение принципа формального равенства (формальной справедливости). Данная концепция воплощает лучшие достижения постсоветской юридической мысли, обладает значительным методологическим потенциалом, однако в ней не учитываются достижения современной западной философии права.

Анализ классических и современных подходов к пониманию права позволяет классифицировать их на несколько типов: а) правовой позитивизм; б) правовой объективизм; в) правовой субъективизм; г) правовой интерсубъективизм. Каждый из этих способов осмысления права отражает определенный аспект правовой реальности, а потому представляет тот или иной способ обоснования права, поскольку ставит определенный аспект права во главу утла, рассматривая право сквозь призму данного аспекта.

Методологию философии права составляют следующие элементы:

1. Процесс познания правовой действительности. Здесь ставятся и решаются следующие вопросы: методы исследования, их особенность и взаимосвязь; соотношение качественных и количественных характеристик, содержательных и формальных методов; типы и уровни исследований.

2. Результат процесса познания как система правовых знаний. Здесь ставятся и решаются следующие вопросы: предмет философии, место философии права в системе правовых знаний, взаимосвязьправоведения с другими гуманитарными дисциплинами; общие и специфические задачи правоведческих дисциплин; понятийно-терминологическая система философии права.

3. Способы преобразования правовой действительности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: