Тема: Экологический комплекс в ДОУ как средство экологического образования дошкольников




Гр. 4ДОб-04-31зп

Уч. г.

Технологии экологического образования дошкольников

Технологическая карта изучения дисциплины:

6 семестр: лекции – 10ч., практические занятия – 14ч., зачет

7 семестр: лекции – 4 ч., практические занятия – 4 ч., контрольная работа, экзамен

Семестр

Практическое занятие 1

Тема: Вариативность экологического образования в ДОУ

Цель: выяснить отличительные особенности программ по экологическому образованию для ДОУ.

Содержание:

1. Программы биоэкологической направленности (С.Н. Николаева «Юный эколог»; Н.А. Рыжова «Наш дом – природа»; Н.Н. Кондратьева «Мы»).

2. Программы эстетико-экологической направленности (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова «Семицветик»; Т.И. Попова «Мир вокруг нас»; И.Г. Белавина, Н.Г.Найденская «Планета – наш мир»).

3. Программы социально-экологической направленности (Н.Н. Вересов «Мы - земляне»; Т.В. Потапова «Детский сад XXI века» (второе название «Надежда»).

Задания:

1.Проанализировать программы биоэкологической направленности по следующему плану:

а) теоретические основы (концептуальные положения) программы; задачи развития, воспитания и обучения дошкольников в рамках программы;

б) принципы построения программы;

в) структура программы, характеристика ее основных компонентов;

г) методическое обеспечение программы;

д) отличительные особенности анализируемой программы;

е) субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;

ж) прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы в условиях введения ФГОС ДО.

2. Результаты анализа представить в форме мультимедийной презентации.

Методические рекомендации:

Занятие проводится методом малых групп. Для анализа программ формируется три микрогруппы. Каждая микрогруппа анализирует одну программу биоэкологической направленности (С.Н. Николаева «Юный эколог»; Н.А. Рыжова «Наш дом – природа»; Н.Н. Кондратьева «Мы»).

Для выяснения отличительных особенностей программ по экологическому образованию необходимо познакомиться с текстами предложенных программ. Внимательно прочитать пояснительную записку, особо отметив цели, задачи, предлагаемые методы. Познакомиться с содержанием программ.

Литература:

Программы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников.

Практическое занятие 2

Тема: Система представлений в содержании экологического образования дошкольников

Цель: познакомиться с системой представлений, формируемой у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования.

Содержание:

1. Компонентный состав содержания экологического образования детей дошкольного возраста.

2. Система природоведческих и экологических представлений в программах экологического образования детей дошкольного возраста.

3. Развитие природоведческих и экологических представлений в разных возрастных группах детского сада.

Задания:

1. Определить систему представлений, формируемых у детей дошкольного возраста в разных программах экологического образования (С.Н. Николаева «Юный эколог»; Н.А. Рыжова «Наш дом – природа»; Н.Н. Кондратьева «Мы»).

2. На примере любого экологического представления рассмотреть его развитие от группы к группе.

3. Используя выбранный пример, определить требования к содержанию представлений в каждой возрастной группе.

Методические рекомендации:

Занятие проводится методом малых групп. Микрогруппы продолжают анализировать программы (С.Н. Николаева «Юный эколог»; Н.А. Рыжова «Наш дом – природа»; Н.Н. Кондратьева «Мы»), обращая особое внимание на представленное в них содержание экологического образования дошкольников. Для выяснения системы представлений необходимо познакомиться с содержанием программы и выписать все природоведческие и экологические представления, которые формируются у детей в рамках данной программы. Составить схему, отражающую систему всех представлений в рамках рассматриваемой программы. На примере одного из экологических представлений рассмотреть развитие его от одной возрастной группы к другой.

Литература:

1. Богданец Т. Экологические знания – первое представление о мире //Дошкольное воспитание. - 2003. - № 12.

2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2007.

3. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М., 2002.

4. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М., 2011.

5. Программы экологического образования дошкольников.

Практическое занятие 3

Тема: Экологический комплекс в ДОУ как средство экологического образования дошкольников

Цель: познакомиться с основными компонентами экологического комплекса в помещении и на территории ДОУ.

Содержание:

1. Функции и варианты зонирования экологоразвивающей предметно-пространственной среды детского сада.

2. Экологический подход и санитарно-эпидемиологические требования к содержанию животных и растений в помещении детского сада.

3. Методика работы в уголке природы детского сада с дошкольниками разных возрастных групп.

4. Роль экологической тропы в экологическом образовании дошкольников. Методика организации экологической тропы в детском саду.

Задания:

1. Подготовить мультимедийную презентацию «Комнатные растения в детском саду», «Животные уголка природы в детском саду», «Растения на участке детского сада» (на выбор). В презентацию включить рисунки (фотографии) и описание объектов живой природы (растений или животных). При описании растений и животных обязательно указать способы ухода, выращивания и рекомендации по использованию в работе с детьми разных возрастных групп.

2. Заполнить таблицу «Взаимодействие детей разных возрастных групп с растениями и животными уголка природы в детском саду»

Возрастная группа Виды деятельности детей в уголке природы Система экологических представлений, формируемых у детей
Младшая    
Средняя    
Старшая    
Подготовительная    

3. Анализ паспорта экологической тропы в детском саду и разработка системы заданий на экологической тропе для разных возрастных групп детского сада (выполняется на занятии).

Методические рекомендации:

На основе анализа литературы выяснить значение экологоразвивающей среды в ДОУ, выделить ее элементы (зоны) и их функциональную роль. Важно отметить эколого-педагогическую целесообразность подбора обитателей уголка природы в ДОУ, не забывая при этом о требованиях СанПиН. Далее необходимо познакомиться с методикой организации и проведения работы в уголке природы и выяснить ее специфику в разных возрастных группах.

На основе изучения литературы выяснить значение экологической тропы в детском саду. Следует определить специфику организации и проведения работы на экологической тропе в разных возрастных группах. Для этого необходимо подобрать 1-2 примера заданий на экологической тропе для детей разных возрастных групп. Важно отметить принципы, на основе которых формируется система заданий.

 

Литература:

1. Гончарова Е.В. Озеленение и экологический дизайн участка ДОУ. – Тюмень, 2000.

2. Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Самору ковой. – СПб., 1998.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М., 2007.

4. Никонова Н. Лаборатория природы // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М., 2003.

6. Рыжова Н.А. Экологическая тропинка // Дошкольное воспитание. – 2000. -№ 7.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: