Деформация психики человека




Члены одной и той же профессиональной группы во многом схожи именно в тех свойствах, которые требуются данной профессии. В процессе профессионального становления эта схожесть (и отличие от представителей других профессий) усиливается – происходит психическая деформация.

Например, профессия может требовать от человека постоянной концентрации внимания, особых логических способностей, способностей различать малейшие оттенки цветов и т.д.

Проявляется одна и в быту, например, программист, приходящий к вам в гости, оценит мощный компьютер, терапевт – ваше здоровье, домохозяйка – чистоту в вашем доме.

Кроме того, психическая деформация способствует повышению субъективной важности своей профессии у работника. Особым проявлением этого служит своеобразный «корпоративный дух», выражающийся в солидарности, единстве интересов, сходстве мировоззрения и «профессиональной этике».

К сожалению, профдеформация сулит и негативные последствия. Эти последствия можно условно разделить на 3 блока:

Деформация, обусловленная непосредственным влиянием объекта труда, может проявляться в следующем:

- использование в речи нецензурных выражений в общении с коллегами и другими лицами;

- пренебрежительное, уничижительное, враждебное отношение к личности;

- поведение, основанное на моральном и физическом унижении человеческого достоинства;

- подозрительность, цинизм;

- утрата способности к эмпатии, сочувствию;

- скепсис относительно силы закона, государства и его политической системы (для госслужащих).

Деформация, обусловленная рабочей средой, условиями труда профессионала (так называемая «должностная» деформация), может проявляться в следующем:

- чувство неограниченности властных полномочий;

- стремление к подавлению воли, унижению достоинства другого человека;

- чрезмерное самомнение и завышенная самооценка; отсутствие самокритики;

- нетерпимость к мнению других и критике;

- чинопочитание, угодничество;

- замкнутость;

- хроническая усталость, что подразумевает не просто физическое или нервное истощение (что время от времени испытывает каждый), а «хронический стресс нервной системы».

- перенос своей служебной роли и профессиональных навыков на внеслужебные отношения;

- бюрократичность и излишний формализм в работе.

Деформация, исходящая от депривации, т.е. от лишения возможности удовлетворения необходимых жизненных потребностей, выражается в замене неудовлетворенных потребностей другими, удовлетворение которых более доступно. Например, место духовных ценностей занимают материальные ценности или алкоголь. При этом человек может допускать нарушения морально-этических норм, неправомерные поступки и т.д.

Очевидно, что профессиональной деформации наиболее подвержены профессии типа «человек-человек». Это связано с необходимостью непосредственного, каждодневного общения с людьми, пребывающими в разных, порой негативных эмоциональных состояниях. Специфика профессиональной деформации в данном случае состоит в следующем:

- Профессиональная деформация, как правило, начинает проявляться уже в первые дни профессиональной деятельности человека. Темпы её увеличиваются после пяти лет работы, более глубокая деформация происходит после десяти лет.

- Профессиональная деформация у представителей данного типа имеет более глубокие корни и яркие проявления.

- Деформация часто происходит по одному из шести сценариев:

Сценарий «начальник должен быть жестким, твердым, настойчивым» меняет структуру управленческого взаимодействия, переводя ее на режим угрозы наказанием за проступок, приказное общение.

Сценарий «начальник всегда прав» отрицательно влияет на самостоятельность решений и суждений работника, формирует безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороны руководства.

Сценарий догматического следования приказам порождает установку на бездумное выполнение любого приказа начальника, часто ведет к внутриличностным конфликтам, если имеется собственное мнение о необходимости действовать по-другому.

Сценарий «маленького человека» ведет к снижению профессиональной самооценки, проявлению конформизма и отсутствию собственных суждений по тому или иному служебному вопросу.

Сценарий «оптимального» ролевого поведения», при котором неадекватная, негативная линия поведения оценивается как наиболее оптимальная для приспособления к некоторым служебным ситуациям. Так, угрожающее и агрессивное поведение рассматривается как оптимальное для взаимодействия с несговорчивым, сомневающимся человеком и т.д.

Сценарий «нахождения виновного» оправдывает все действия по нахождению виновного, его наказанию и т.п. При этом работа по выявлению истинных причин неэффективной деятельности уходит на задний план, и ее недостатки не вскрываются.

Для того, чтобы снизить темп развития профессиональной деформации, личности важно уметь отделять себя от той роли, которую она вынуждена играть на работе. Здесь можно столкнуться с проблемой соответствующей иерархии ценностей человека, в которой он ставит работу выше всех остальных приоритетов: семьи, здоровья и т.п.

Определить степень своей идентификации с профессиональной ролью можно за счет следующего упражнения:

Нарисуйте «колесо жизни», т.е. круг. Разделите его на 8 равных частей. Дайте название каждой части, указав важные для вас жизненные сферы, например, работа, семья, здоровье, развитие, отдых, хобби, друзья, общественная жизнь, духовный рост. Оцените по десятибалльной шкале важность для вас каждого из компонентов. Отметьте эти цифры внутри круга по шкале от 1 до 10 и соедините между собой.

Теперь необходимо оценить органичность этого колеса, оно перекошено или более-менее ровное? Если оно перекошено за счет любого из компонентов, будьте уверены, далеко такое колесо не уедет, поэтому необходимо взглянуть на него более объективно и спросить себя: за счёт чего я могу подтянуть недостающие компоненты и не надо ли понизить значимость столь выдающихся из общей картины сегментов?

Если же идентификация с профессией исходит не от ценностей человека, а от сложившейся извне ситуации, тогда перед нами встает уже другая проблема, которую можно охарактеризовать как:

«Каждый день мне поступает задач больше, чем могу выполнить. Количество отложенных задач все увеличивается и увеличивается, а хаос возрастает. Как это остановить?» Это вопрос актуален для многих, если не для всех, работников. Многие знакомы с чувством беспомощности, которые испытывает человек под натиском входящих задач и не уменьшающегося списка дел. Советы, приведенные ниже, не смогут избавить от дел, но избавить от состояния беспомощности они в силе:

1. Просто остановиться…

1. … точнее остановить входящий поток. Нельзя привести в порядок задачи, пока они продолжают поступать бурным потоком. Так что остановите поток. В общем, совет номер 1 – соберите все задачи в один список и не принимайте новые, пока не наведете порядок в списке. Ремарка – список дел находится «в порядке» не тогда, когда они все выполнены, а когда вы понимаете все, что нужно сделать, чувствуете определенный контроль и довольны собой. Последний пункт наиболее важный. Пользоваться этим советом можно по мере необходимости, но час в неделю каждый способен уделить осмыслению того, что уже имеется в наличии, не беря на душу дополнительные задачи.

2. Оценить временные затраты.

Следующее, что необходимо сделать, это оценить, сколько времени понадобится для каждой задачи. Высокая точность оценки здесь не нужна. Оцените «на глазок». Главное чтобы вы смогли понять – сколько всего времени надо потратить, чтобы выполнить все задачи в списке. Может получиться так, что по предварительным оценкам на весь список потребуется 2 месяца чистого рабочего времени. Если эти задачи не распределены во времени, таким образом, чтобы вы реально могли их выполнить, значит, список абсурден и требует оптимизации.

3. Оптимизировать список.

Это дело непростое по одной причине – требуется серьезная и критическая оценка своих дел.

Необходимо стараться наиболее важные дела разрешать в трёхдневный срок с момента поступления, иначе они «падут» под ворохом вновь поступивших заданий. Таким образом, если задачи добавлены в последние два дня — проверьте, можно ли их поставить в расписание на завтра. Если задачи «висят» уже больше трех дней, примите в отношении их одно из трёх решений:

1. Сделать немедленно. В эту категорию попадают задачи, которые пробыли в списке много дней, но в итоге их выполнение занимает около полчаса.

2. Если задачу нельзя выполнить немедленно — необходимо решительно найти для нее время. Пусть даже через полгода. Главное, знать, что вы уже отвели на неё время и, когда оно придёт, обязательно ею займётесь.

3. Занести в список «Когда-нибудь / может быть». Задачи из этого списка редко выполняются и проверяются не чаще раза в месяц. Теоретически, можно вообще не вести такой список, но обычно человек чувствует себя лучше, если знает, что может вносить в такой список дела, когда он чувствует вину или ему не хватает решительности, чтобы сразу о них забыть.

Еще можно вести так называемый «лист ожидания». Работает он так: если вы послали кому-то письмо или просто ждете отклика на какую-то тему — заносите это в список. Так вы не упустите из вида то, чего ждете, и при необходимости сможете повторить запрос. Проще вести этот список в электронном варианте и настроить напоминания на нужные дни.

Отдайте другим все, что они могут сделать без вас. Есть сомнения? Думаете, вы справитесь лучше? Все равно отдайте и поставьте напоминание о контроле.

4. Согласовывать последовательность задач с самим собой

Известен не раз доказанный на практике принцип Парето: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата. Закон 20/80 применим практически во всех сферах жизни. Например, согласно этому закону, 20% преступников совершают 80% преступлений.

Согласно закону Парето, следует делать все неважные задачи тогда, когда ваша производительность невысока. К примеру, многие люди, как только пришли с утра на работу, не могут сразу же включиться в рабочий процесс. Им нужно пообщаться с коллегами, выпить чашечку кофе или сделать что-то ещё, что поможет им настроиться на рабочий лад.

Кстати, на счёт этого существуют два противоположных мнения: кто-то утверждает, что ему проще сначала выполнить 1-2 нейтральных (или даже приятных) задания для раскачки и входа в рабочий режим, кому-то больше подходит противоположное – сделать самое неприятное вначале, а потом иметь превосходное настроение от выполненного дела на весь оставшийся день.

Таким образом, если осознание того, что что-то неприятное необходимо будет вскоре сделать, вас дезорганизует и вводит в апатию, начните делать это немедленно. Если весь ваш организм сигнализирует о том, что он не хочет выполнять неприятную задачу прямо сейчас, сделайте сначала что-то легкое и нейтральное. Но потом обязательно вернитесь к сложной задаче и, сделав её, поблагодарите себя чашечкой кофе или чем-то еще позитивным для вас. Варьируйте своё поведение, прислушивайтесь к своему эмоциональному состоянию и хвалите себя. Хвалить себя можно и нужно. Скажите себе, что Вы хорошо и плодотворно поработали. Комплимент, произнесенный вслух, даже самому себе, оказывает благотворное воздействие не только на эмоциональное состояние в целом, но также и на последующую продуктивность.

Откажитесь от жестких рамок там, где это возможно. Жесткое планирование является врагом человека в ситуации цейтнота, оно эффективно лишь в ситуации относительно стабильного контроля. Не загоняйте себя в тупик там, где вас об этом никто не просит. Одна задача в один момент времени.

Возвращаясь к вышесказанному, профессия человека - это одна из социальных ролей, которые он играет. Противостоять профессиональной деформации можно сознательным усилием по овладению выходом из роли.

Для этого желательно найди сигнал, примету, по которой будет понятно, что время для профессиональной роли завершилось. Например, на пороге своего дома можно визуально представить границу между двумя мирами - миром работы и миром дома, глубоко вздохнуть и отряхнуться, перешагивая через нее. Сознательное усилие должно продолжаться несколько недель, чтобы закрепиться и стать естественным.

Однако для того, чтобы человек чувствовал себя «вышедшим из роли работника» не достаточно уйти домой с работы.

Что делает работник дома? Правильно, работает. И даже когда он заставил себя взять тайм-аут для того, чтобы набраться сил, он думает о работе, о том, что делал бы, если бы работал.

Настоящего трудоголика отличает не то, что он много и продуктивно работает, а то, что он мало или практически вообще не отдыхает и то, что даже на отдыхе он работает. Многим знакомы эти два состояния. При этом не многие представляют, что можно отдыхать меньше, но продуктивней. По поводу продуктивности отдыха существуют два правила:

1) Делайте свой отдых структурированным. Человеку запоминается то, что им прочувствовано, прожито, оставило эмоциональный след. Поэтому старайтесь насытить выходной приятными событиями, заранее планируйте то хорошее, приятное, что Вы собираетесь на выходных делать. Даже если в планах отдыхать, лежа на диване с книгой, – это должна быть интересная книга, которую хочется читать и «момента встречи» с которой Вы будете ждать. Нельзя превращать отдых просто в «переживание промежутка между работой».

Структурировать свой отдых можно не только в выходные дни, но и во время отвлечений от работы в будни.

Полезно в течение рабочего дня иметь рядом с собой блокнотик и за-писывать в него все посторонние идеи и задачи, которые приходят вам в голову. Например, «быстренько посмотреть цену наживок на окуня», «посмотреть расписание киносеансов» и даже «узнать новости про футбол». Когда начнется время отдыха, тогда откроете этот блокнотик и пойдете по пунктам смотреть и узнавать.

Можно обратить внимания на следующий факт: если обычного человека спросить, что он за трудовой день сделал, он поразмыслит немного, а потом более-менее сбивчиво изложит все события дня. Если у него спросить, как он отдыхал, он, скорее всего, скажет «Просто…», «Да я не знаю…», будет использовать наречия, придающие его словам меньшую значимость «немного», «слегка», «чуть-чуть» и т.д. Отсюда второе правило.

2) Нельзя позволять себе чувствовать вину за то, что Вы отдыхаете, а не работаете. Конечно, при условии, если это Ваш законный выходной.

И даже в будни, чем бы вы ни занимались, ваша производительность будет гораздо выше, если вы будете делать небольшой перерыв хотя бы раз в час. И большой перерыв один раз за несколько часов. Встаньте, потянитесь, пройдитесь и дайте своим мозгам, глазам и рукам хоть небольшую разрядку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: