В бездействии состарится оно.




Роман о незаурядной личности.

Цель урока: проанализировать название романа, создать условия для формирования представления о его центральном образе; развивать познавательный интерес обучающихся, путем создания проблемных ситуаций; воспитывать желание делать открытия и умение слушать и уважать чужую точку зрения.

Задачи:

- обобщить наблюдения за Печориным, создать в представлении обучающихся портрет героя времени;

- развивать умения систематизировать, обобщать, рассуждать;

- воспитывать активную личность, уважающую себя и умеющую уважать чужую точку зрения

Планируемые результаты:

1)познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

2)личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

3)регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

4)коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 

Ученик:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Учитель: Откуда эти строки? Кто их автор? В каком произедении этого автора поднимается тема эпохи?

Ученик: Это из стихотворения Лермонтова «Дума». Тема эпохи поднимается в романе «Герой нашего времени».

Учитель: Ребята, не стесняйтесь задавать вопросы, даже глупые. Люди друг с другом должны разговаривать. Очень трудное это дело – разговаривать. Но мы постараемся сегодня выстроить диалог, техники будет минимум, в фоновом режиме. Лермонтов великолепно рисовал, поэтому на слайдах реализуется синкретизм литературы и искусства (сделать презент-ию с рисунками Лермонтова, темой и задачами урока).

Как вы понимаете каждое слово темы урока? Кто такой ГЕРОЙ?

Ученик 1: Храбрый, самоотверженный человек, способный совершать подвиги.

Ученик 2: Герой – это главное действующее лицо литературного произведения.

Ученик 3: Герой – это образец для подражания.

Ученик 4: Герой – это лицо, воплощающее в себе черты эпохи, времени, среды.

Учитель: Все названные вами значения слова «герой», кроме первого, применимы к нашему противоречивому персонажу и человеку. Последний оратор, определяя героя, упомянул другое интересующее нас слово – «время». Как понять сочетания «наше время» и «не наше время»? Что для поколения Лермонтова НАШЕ ВРЕМЯ?

Ученик 5: Для Лермонтова «наше время» –это30 – 40-е годы 19 века. В истории России – время после неудачного восстания декабристов, мрачные годы неоправданных ожиданий, николаевской реакции, жестокого полицейского режима. Особенно трагичной была судьба передовых мыслящих людей. Печалил молодого Лермонтова тот факт, что у будущего поколения нет никакого будущего. Пассивность, неверие, утрата цели в жизни и интереса к ней – это главные черты современников писателя.

Учитель: Как вы думаете, название романа серьезное или ироническое? Лермонтов считает Печорина героем своего времени?

Ученик 6: Я думаю, что Лермонтов назвал Печорина героем иронично, потому что в основном он никакого геройства не совершил, не было у него героических поступков. К тому же, в предисловии к роману читаем: «Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует иронии». И далее: «Герой нашего времени – это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Ученик 7: А мне вот все же кажется, что роман назван так серьезно. Печорин действительно герой того времени, когда были разрушены и разбиты все старые надежды, а новые еще не зародились, и было непонятно, можно ли еще на что-нибудь надеяться вообще.

Учитель: Ответы, как видим, противоречивы. Это естественно потому, что сложность авторского отношения к герою и не должна вызвать у читателей однолинейной оценки. Однако сегодня нам предстоит сложная задача – преодоление расстояния между вами (читателями) и автором. Во что, в какую метафору визуализируется это преодоление, узнаем после рассмотрения образа Печорина в разных критических ситуациях. Вы как читатели со стажем должны мне сейчас без затруднений назвать шаблонные критические ситуации, через которые проходит абсолютно любой герой любого художественного текста. Итак?

Ученик 8: Любовь.

Ученик 9: Дружба.

Ученик 10: Судьба, рок.

Учитель: Хорошо. А с какими новеллами и сюжетными линиями романа соотносятся эти концепты?

Ученик 11: Любовь показана в главе «Бэла», «Княжна Мери», дружба с Максимом Максимычем и Грушницким, а загадка человеческой души Печорина раскрывается наиболее ярко в главах «Тамань» и «Фаталист».

Учитель: Вот, помня о том, что вы сейчас сказали, организуем последующую работу таким образом, что каждая группа получит в свое распоряжение одно из трех названных понятий и попробует представить образ Печорина в рамках заданного понятия или критической ситуации. Помните, что аналитическая работа ведется как с понятием, так и с текстом. Я хочу, чтоб в век информационных технологий и электронных книг каждый из вас поработал с книгой бумажной, подержал ее в руках, полистал. Ваши книги разных лет издания, а раз классика переиздается, значит, она актуальна. На то она и классика. Выработать любовь к книге, бережное отношение к ней – воспитательный компонент урока.

(Учитель раздает большие карточки с тремя словами

и книги с заложенными фрагментами текста)

 

Группа 1: (монолог Печорина из «Бэлы»): «Послушайте, у меня несчастный характер. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело. Влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала мое самолюбие. Я стал читать, науки также надоели. Я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – это удача. Тогда мне стало скучно. Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями. Напрасно! Через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне судьбой. Я опять ошибся! Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни. Невежество одной так же надоедает, как и кокетство другой. Я благодарен Бэле за несколько довольно сладких минут, я за нее отдам жизнь, – только мне с нею скучно… Глупец я или злодей, не знаю; но знаю, что достоин сожаления, больше, нежели она. К печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению.

(Печорин и княжна Мери):

Мери: Вы опасный человек! Я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок... Я вас прошу, не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, – я думаю, это вам не будет очень трудно.

Печорин: Разве я похож на убийцу?

Мери: Вы хуже...

Печорин: Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; я стал злопамятен; был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, – тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна – пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.

 

Учитель: Как Печорин раскрывается во взаимоотношениях с женщинами? Как он преодолевает испытание любовью? Мы осуждаем или сочувствуем герою?

Ученик 1 группы: Печорин украл Бэлу. Но это была не надежная любовь, а любовь просто так, от скуки. Но если он сам знает свой характер, то зачем было ее красть? Всем, с кем Печорин общается, он приносит боль или гибель. Погибли Бэла и Грушницкий. Оскорблен Максим Максимыч. И вообще он, по-моему, очень жестокий человек. Несчастной герой сделал и княжну Мери.

Ученик 2 из 1 группы: А я сочувствую Печорину. У него нет цели в жизни, он неспособен к настоящей любви. А ведь он мог стать совсем другим человеком, так много у него хороших качеств. Он очень наблюдательный, находчивый. Сочувствую ему в одиночестве. Он окружен людьми, но находится в какой-то умственной и душевной пустыне, где совершенно одинок.

Учитель: Полемичность нашего диалога абсолютно оправдана. Перечень обвинений Печорину в ваших ответах соседствует с признанием его привлекательности, неординарности. В продолжение темы неординарности вопрос ко 2 группе, которая работала с «дружбой»… Кто из героев значительнее и лучше Печорина?

 

Ученик 2 группы: Мне больше всего понравился Максим Максимыч. Это чудесный человек. Он хорошо относится к Печорину, любит Бэлу, как родную дочь. А Печорин с ним холоден. Он не относится к нему по-дружески.

Ученик другой: Значительнее и лучше... Это разные вещи. Максим Максимыч, бесспорно, лучше Печорина, но значительнее ли? Конечно, нет. Путь Максима Максимыча – это тупик. Он остается в нищете и одиночестве. Нам его жалко, но никто из нас не хотел бы быть на его месте.

Учитель: Абсолютно согласна с вами. Вижу, что с Максим Максимыч вы разобрались легко. Но меня еще интересует вопрос: существует ли дружба между Печориным и Грушницким?

Ученик: Нет. На это есть несколько причин. Во-первых, Печорин не верит дружбу. У него есть только приятели. И Грушницкий для Печорина не более чем приятель: "...я к дружбе неспособен <...> да притом у меня есть лакеи и деньги!.." – так говорит Печорин о себе. Герой хорошо знает людей и видит их насквозь. Печорин видит все недостатки и слабости Грушницкого: его трусость, хвастовство.

Ученик: Между Печориным и Грушницким существует взаимная неприязнь, хотя внешне они кажутся приятелями: "...Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что‑то не русская храбрость!.."

Ученик: Печорин предвидит, что напряженные отношения с Грушницким однажды могут вылиться в конфликт, который может плохо кончиться: "... Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда‑нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать..."

Учитель: И они столкнулись….

(Инсценировка дуэли учениками 2 группы: 4 актера)

Капитан: Бросьте жеребий, доктор.

(Доктор вынимает из кармана серебряную монету и поднимает ее кверху).

Грушницкий: Решетка! (закричал)

Печорин: Орел!

(Доктор бросает монету. Монета падает; все к ней).

Печорин: Вы счастливый, вам стрелять первому! Но помните, что если вы меня не убьете, то я не промахнусь! — даю вам честное слово.

Доктор: (шепнул Печорину, дергая за рукав). Пора, если вы теперь не скажете, что мы знаем их намерения, то всё пропало... Посмотрите, он уж заряжает... если вы ничего не скажете, то я сам...

Печорин: Ни за что на свете, доктор! Вы всё испортите; вы мне дали слово не мешать... Какое вам дело? Может быть, я хочу быть убит...

Доктор: О! это другое!.. только на меня на том свете не жалуйтесь.

(Капитан подает один пистолет Грушницкому, с улыбкою шепнув ему что-то, другой Печорину).

Печорин встает в углу класса, крепко упершись левой ногою в камень и клонясь немного наперед. Грушницкий напротив поднимает пистолет. Он целит прямо в лоб Печорину. Вдруг опускает дуло пистолета и поворачивается к капитану.

Грушницкий: Не могу.

Капитан: Трус!

Выстрел. Пуля попадает в колено Печорина. Он делает несколько шагов вперед.

Капитан: Ну, брат Грушницкий, жаль, что промахнулся, теперь твоя очередь, становись! Обними меня прежде: мы уж не увидимся! (Обнимаются); Не бойся— всё вздор на свете!.. Натура — дура, судьба — индейка, а жизнь — копейка!

Капитан отходит на свое место.

Печорин: Я вам советую перед смертью помолиться богу.

Грушницкий: Не заботьтесь о моей душе больше, чем о своей собственной. Об одном вас прошу: стреляйте скорее.

Печорин: И вы не отказываетесь от своей клеветы? не просите у меня прощения?.. Подумайте хорошенько: не говорит ли вам чего-нибудь совесть?

Капитан: Господин Печорин! Вы здесь не для того, чтоб исповедовать, позвольте вам заметить... Кончимте скорее; кто-нибудь проедет по ущелью — и нас увидят.

Печорин: Хорошо. Доктор, подойдите ко мне.

(Доктор подходит).

Печорин: Доктор, эти господа, вероятно второпях, забыли положить пулю в мой пистолет: прошу вас зарядить его снова,— и хорошенько!

Капитан: Не может быть! Я зарядил оба пистолета,— разве что из вашего пуля выкатилась... Это не моя вина! — А вы не имеете права перезаряжать... никакого права... это совершенно против правил,— я не позволю...

Печорин: Хорошо,если так, то мы будем с вами стреляться на тех же условиях...

Грушницкий, (опустив голову): Оставь их! Ведь ты сам знаешь, что они правы.

Доктор заряжает пистолет и подает Печорину.

Капитан плюет и топает ногой: Дурак же ты, братец, пошлый дурак!.. Уж положился на меня, так слушайся во всем... Поделом же тебе!

Печорин: Грушницкий, еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу всё; тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено,— вспомни, мы были когда-то друзьями.

Грушницкий: Стреляйте. Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места...

Печорин выстрелил.

Печорин доктору: Finita la comedia!

 

Учитель: Как мы видим, все не столь однозначно. Печорин всячески пытался избежать смерти приятеля, даже после того, как узнал, что Грушницкий причастен к подлому заговору против него. Хоть мы все понимаем, что Печорин далеко не идеален, но и благородства в нем хватает. Глава «Фаталист», с которой работала 3 группа, является завершающей частью романа. Действие начинается с жаркого спора, финал которого пари между Печориным и Вуличем. Тема предопределенность судьбы. Как она здесь раскрывается?

Ученик: Мне кажется, анализ главы «Фаталист» как раз-таки раскрывает позицию автора по отношению к Печорину и помогает нам понять, кем является Печорин, жертвой обстоятельств или победителем. Решение в одиночку схватить убийцу — это прекрасная возможность сыграть в рулетку с судьбой.

Ученик: Но в этой схватке он растратил все душевные силы. Опустошенный морально герой понимает, что сил для действительной жизни у него не осталось. Даже в своих записках Печорин признается: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначенья. Я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел, тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений лучшей цвет жизни…». Я считаю, чтобесцельно существующий, духовно опустошенный он стал лишним в этом обществе и в это время.

Учитель: Вот! Круг замкнулся. Мы снова вернулись к теме урока. Принесите по одному свои карточки с понятиями. Разверните и закрепите на доске в том порядке, в котором мы обсуждали их. Что у нас получилось?

Ученики: Гора.

Учитель: Что это за метафора и как она связана с Лермонтовым?

Ученик: Лермонтов был в ссылке на Кавказе, в Пятигорске. Гора – атрибут романтического героя.

Учитель: Это все правильно. Но буквально. А в метафорическом смысле гора – это движение вверх, познание, преодоление сложного пути между читателем и писателем. В ходе совместной деятельности, диалога у нас из ничего, на месте пустой доски выросла гора. Мы прошли этот путь от подножия горы до вершины быстро, а Лермонтов – долго и мучительно проходил путь от патриота, каким мы его видим в стихотворении «Бородино» до оппозиционера в «Прощай, немытая Россия». Это настоящая метафизическая революция, тяжелая работа над собой, которая теоретически под силу каждому из нас. В этом смысле Лермонтов и его герой – это наш с вами современник и брат. И сегодня мы живем в лермонтовских декорациях, ищем выход из застоя, когда сильный человек не находит себе применения. В этом смысле «Герой нашего времени» - это та книга, которую я лично каждый раз перечитываю ради удовольствия. Согласитесь, никто не будет просто ради удовольствия перечитывать «Преступление и наказание» или «Войну и мир». А герой – он молодой, его надежды трогательны. Мы взрослые можем смотреть на него, как на свою юность, как на свои подростковые фотографии. А у вас, ребята, я бы хотела спросить: с какими высказываниями одноклассников вы не согласны? Кого хотите поддержать? Есть ли до сих пор непонятные для вас места в романе?

Выставить оценки с комментариями. Сами оцените свою работу на уроке, используя лестницу успеха: выберите нужный для вас уровень на нашей горе и прикрепите туда человечка.

Домашнее задание: Написать эссе «Мой Печорин» или сочинение рассуждение «Кто для меня является героем нашего времени?»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: