Сущность и значение финансового контроля




 

Всеобъемлющий характер финансовых отношении, вовлеченность в них государственных органов общей и специальной компетенции, а также практически всех юридических лиц и определенной части населения предполагает постоянный анализ информации, связанной с движением финансовых потоков и выполнением участниками финансовых отношений установленных в данном государстве правил поведения.

Финансы и входящие в них в качестве самостоятельных категорий бюджет и налоги, как никакие другие самостоятельные категории, способны отражать процессы, происходящие в сфере распределения национального дохода, финансовых ресурсов государства.

Управление финансами, о котором речь уже шла. включает в себя в качестве обязательного элемента контроль, посредством его государство "замеряет" уровень финансовой дисциплины, понимаемый как следование установленным правилам и ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение таких правил.

Финансовый контроль следует рассматривать, во-первых, как реализацию контрольной функции финансов, а во-вторых, как элемент управления финансами на макро - и микроуровнях.

Финансы являются одновременно объектом и субъектом контроля. В сфере финансового контроля находятся финансы, понимаемые как определенные общественные отношения и денежные доходы. И в то же время, поскольку в финансах находят отражение процессы, происходящие в экономике, финансы субъективизируют их, позволяя отслеживать положительные и негативные тенденции в экономике. Однако содержание финансового контроля находится в зависимости не только от объективности финансов как экономической категории, но и как деятельности определенных органов.

Финансовый контроль, как правило, определяется как основной вид государственного контроля, кстати, понятие "государственный контроль", встречающееся в литературе, весьма неточно и часто больше соответствует определению финансового контроля. И для этого есть основания. Ведь любые общественные отношения в той или иной мере связаны с финансовой подоплекой. Что может быть возвышеннее культуры, искусства, понимаемых в традиционном представлении?

Однако без финансового обеспечения эти сферы человеческого бытия существовать не могут. Экология, СПИД, туберкулез, когда говорят о них, то всякий раз вспоминают, что чистый воздух, борьба с чумой XX века стоят многомиллиардные суммы. Отсюда понятно, что государственный контроль - это преимущественно контроль за тем, как образуются и используются денежные фонды. Но следует иметь в виду, что в сфере финансового контроля находятся не только деньги, но и другие материальные ценности.

Уже отмечалось, что деньги - это такой ресурс, которого никогда не может быть в избытке, а также то, что потребности в финансовых ресурсах и государства, и территорий, и субъектов хозяйствования всегда превышают возможности их удовлетворения. Поэтому всякий раз принимающий решение должен учитывать, что распределение финансовых ресурсов, движение финансовых потоков должно удовлетворять незамысловатому требованию: использовать ограниченные ресурсы с наибольшей отдачей для государства, территории и предприятий.

Сделать это возможно только посредством финансового контроля, значение которого выходит за рамки установления обязательств перед бюджетом и нецелевого использования государственных средств, поскольку финансовый контроль несет на себе еще и значительную аналитическую нагрузку. Сопоставление затрат и отдачи, выражающееся в ведомственных показателях как прибыль, рентабельность, возможно только в результате целенаправленной деятельности специалистов, способных сделать такие замеры. По большому счету и исследователь, и ревизор, пользуются одной и той же информацией, и в конечном счете, акт ревизий и выводы ученого - это близкие по содержанию и направлению материалы.

Финансовый контроль имеет несколько уровней. Первый находит отражение в определении соответствия финансовой политики государства основным экономическим законам. Этот уровень реализуется прежде всего в научных исследованиях, что в связи с многогранностью финансовых отношений под силу солидным научным учреждениям. Их выводы, как правило, озвучиваются политическими лидерами. Ко второму уровню можно отнести контроль, осуществляемый органами представительной власти над финансовой деятельностью центрального и региональных правительств. В данном случае проверяется выполнение заданных в законодательных актах параметров в области бюджета, налогов, инвестиций, денежной массы и т.п.

На первом и втором уровнях в финансовом контроле преобладающими являются аналитические возможности финансового контроля. Экономический анализ предшествует принятию решений, устанавливающих такие стоимостные показатели, как добавленная стоимость, прибыль, цена и т.д., а это, как правило, базовые показатели для обсчета ВВП. национального дохода и других макроэкономических показателей.

Третий уровень финансового контроля выражается в проверке выполнения субъектами финансовых отношений их прав и обязанностей в части пополнения доходов бюджета и рационального расходования денежных средств и материальных ценностей.

Кроме перечисленных, перед финансовым контролем стоят и такие задачи, как выявление внутрихозяйственных резервов роста финансовых ресурсов за счет снижения себестоимости продукции и повышения рентабельности производства, обеспечение правильного ведения бухгалтерского учета, выполнения хозяйственного и налогового законодательства.

Финансовый контроль, рассматриваемый как процесс, состоит из нескольких стадий, о них речь будет идти ниже. Здесь же для полноты рассмотрения значения этого вида контроля отметим, что завершающей, фактически вытекающей из предшествующих является стадия принятия мер по устранению выявленных в результате проверок и ревизий недостатков, причин и условий, приводящих к ним, а также принятия мер по привлечению к ответственности виновных должностных лиц. Таким образом, контроль еще носит, говоря языком юристов, и карательную функцию.

В специальной литературе по поводу эффективности финансового контроля высказываются различные мнения. Одни склонны измерять эффективность через размеры выявленных нарушений, исчисляемые в деньгах; другие считают, что, наоборот, чем меньше вскрыто нарушений, тем лучше контроль, поскольку последний должен носить превентивный характер. В этой связи следует отметить, что результативность работы контролирующих органов определяется количеством вскрытых нарушений, выявленными и привлеченными суммами, а также числом лиц, привлеченных к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности.

В западной литературе говорится и о таком критерии оценки контрольных операций, как их рентабельность. Так, на каждый доллар затрат на содержание налогового ведомства в США приходится пять долларов доначисленных налогов и сборов. В Великобритании аналогично на один фунт стерлингов приходится 13 фунтов доначислений.

Таким образом, под финансовым контролем следует понимать совокупность последовательных действий с целью выявления причин и условий, приводящих к отклонениям отчислений от установленных финансовой политикой и финансовыми планами показателей, а также анализ эффективности проводимых хозяйственных и финансовых операций.


Литература

 

1. Балабанов И.В. Финансы и государство, Мн.: Экономика, 2007г., 320 с.

2. Сергеев А.С. Финансы и право, Мн: БГЭУ, 2008 г., 210с.

3. Пархачев А.Г., Е. Финансы государства, Мн.: Новое знание, 2007г. 190 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: