Свойства новой медийной среды
Интернет сделал потенциально публичной жизнь каждого человека.
Получился своеобразный театр наоборот,
в котором право наблюдать за игрой
предоставляется актерам, а право играть – публике.
Коханова Л., Калмыков А.
План
Практическое занятие 3
1. Сфера человеческого посредничества: переход от естественной к медиа среде (по Н. Кирилловой). Проблема экологии коммуникативных сред.
2. Гипертекстуальное мышление как результат современных коммуникативных практик.
3. Основные качества медийной среды.
4. Факторы и условия медиатизации повседневной жизни современного человека (по И. Михайлину).
5. Научные подходы А. Бриггза и П. Кобли к репрезентациям как способам передачи и конструирования социальной реальности. Репрезентации как основной механизм медиатизации.
6. Подход И. Михайлина к определению медиатизации.
Практическое занятие 4
7. Д. Шаронов о коммуникативном смысле медиатизации.
8. Н. Клушина о медиатизации современной культуры (стилистический аспект).
9. Авторы коллективного определения социальных проблем в современном обществе и проблемы медиатизации (А. Черных).
Задания
ü приведите примеры использования свойств гипертекстуальности в современных медиа;
ü приведите примеры медиатизации в различных сферах жизни.
Литература
ü Коханова Л., Калмыков А. Основы теории журналистики. – М., 2009. – С. 62-63; 67-77;
ü Михайлин И. Словарь молодого журналиста. – Режим доступа: https://uchebnikionline.com/gurnalistika/osnovi_zhurnalistiki_-_mihaylin_il/slovnik_zhurnalista_komentar_mediatizatsiya_publichnoyi_sferi_zhittya.htm;
ü Шаронов Д. О коммуникативном смысле медиатизации. – Режим доступа: https://istina.msu.ru/media/publications/articles/0ab/adf/1266536/Sharonov_D.I._O_kommunikativnom.pdf;
ü Медиа. Введение. / Под ред. А. Бриггза и П. Кобли. – 2012. – С.368-371;
ü Клушина Н. Медиатизация современной культуры… Режим доступа: https://russkayarech.ru/files/issues/2014/1/Klushina%2066-73.pdf;
ü Черных А.Мир современных медиа. – 2007. – С. 61-79.
*Методическая помощь
Н. Кириллова «Медиасреда российской модернизации» (2005): «Медиасреда – это то, что нас окружает повседневно. Это совокупность условий, в контексте которых функционирует медиакультура, то есть сфера, которая через посредничество СМК связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует те или иные нравственно-эстетические ценности, оказывает идеологическое, экономическое или организационное воздействие на оценки, мнения и поведение людей. Словом, влияет на социализацию личности. … Рассматривая воздействие медиасреды на социум, автор исходит из того, что медиасреда российской модернизации неоднородна и состоит из трех составляющих: «глобальной» медиасреды, «общероссийской» и «региональной», каждая из которых вносит свою лепту в процесс модернизации.
Информационная эпоха связана, прежде всего, с глобальной медиасредой, созданием единого мирового информационного пространства. Речь идет, по сути, о новой информационной цивилизации, связанной с колоссальным, невиданным ранее влиянием современной «индустрии информации» буквально на все стороны общественной жизни. Управление бизнесом в наши дни – это и управление общественным сознанием, что доказывает продвижение человека к новому типу мышления, основой которого является владение информацией, а паролем – интеллект.
О наличии мощной коммуникативной среды, способной объединить континенты, влияющей на культуру и на систему власти как внутри страны, так и в масштабах всего мира, размышляли Д. Белл, М. Маклюэн и Э. Тоффлер, П. и др.
«Интернет изначально создавался как средство свободной глобальной коммуникации», – утверждает М. Кастельс. Интернет, по его мнению, – «это не просто метафора, это технология и орудие деятельности», хотя, в первую очередь, он является «универсальным социальным пространством свободной коммуникации».
В предисловии к русскому изданию своей книги «Галактика Интернет» М. Кастельс пишет о том, что «в России происходит одновременно несколько переходных процессов. Один из самых значимых – технологический и организационный переход к информационному обществу. Богатство, власть, общественное благополучие и культурное творчество России XXI века во многом будут зависеть от ее способности развить модель информационного общества, приспособленную к ее специфическим ценностям и целям».
Американский медиолог Д. Рашкофф настроен более пессимистически по отношению к глобальной медиасреде. Рассказывая о новой реалии конца XX века – инфосфере, включающей в себя многочисленные средства передачи и модификации информации, он не только описывает это явление, но и поднимает ряд острых вопросов. Насколько человечество, создавшее инфосферу, контролирует протекающие в ней процессы? Не грозит ли неуправляемое увеличение объемов информации возникновением опасных медиавирусов, искажающих восприятие реальности?..
Глобальная медиасреда заставляет задуматься не только о власти медиа над обществом, но и о судьбе искусства в киберпространстве мультимедиальности, о многообразии культур и поисках новой идентичности».