на тему: «Почва. Состав почвы»




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»

Факультет психологии и педагогического образования

Кафедра специального (дефектологического) образования

 

План-конспект по биологии

на тему: «Почва. Состав почвы»

Выполнила

Студентка 4 курса

Группы ЗС(Д)О-16

Ямбаршева Диана

Преподаватель: Бекирова М.И.

Симферополь,2020

Класс: 6

Тема: «Почва. Состав почвы »

Цель урока: формировать понятие «почва», представление о ее образовании, составе и свойствах.

Задачи урока:

· образовательная: формировать понятие «почва», познакомить с составом почвы и населяющими её живыми существами, формировать элементарные представления об образовании почвы, формировать умение извлекать учебную информацию из наблюдений;

· коррекционно-развивающая: развивать познавательный интерес, мышление, наблюдательность, любознательность, исследовательские навыки (делать выводы на основе проведенных опытов); обогащать словарный запас учащихся;

· воспитательная: прививать интерес к учебному предмету,воспитывать организованность, интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к родной природе.

Тип урока: первоначального изучения нового материала.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: А. И. Никишов учебник биологии для 6 кл., тетрадь, простой карандаш, ручка, линейка, ластик, презентация, стакан, почва, вода, бумага, спички, стекло, ватман с кроссвордом.

 


 


Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Орг.момент   1 мин   -Вот звонок нам дал сигнал –Поработать час настал. Приветствуют учителя.
2.Подготовка к изучению нового 2 мин - Добрый день, юные ученые! Я неслучайно вас назвала учеными, мы с вами сегодня будем проводить научные исследования, а вот что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете из рассказа М.М. Пришвина "Чудесная кладовая". Чтение отрывка из рассказа: «Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горстка семян дает большой урожай огурцов, редисок, помидоров, морковок». Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? - Да. Это земля. Слово «земля» имеет много значений. - Какие значения вы знаете? • это и название нашей планеты, на которой мы живем; • это и суша как противоположность водному и воздушному пространству; • это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория. - Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле - матушке нашей кормилице или... о чем? Каково её научное название? - Да, это почва. Слушают рассказ учителя.   - Земля.     -Земля – это наша планета. -Земля это то, что под нашими ногами.     - Почва.
3. Работа над новым материалом   10 мин Сообщение темы урока. Почва. Состав почвы. Сегодня на уроке нам предстоит узнать, как образовалась почва, что такое почва, из чего она состоит. - Итак, ответить на вопрос: как образовалась почва? Нам поможет научный фильм. - Как образовалась почва? (учитель обобщает сказанное детьми) - Раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Получался рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Из их остатков образовался перегной. Перегной - часть почвы, гниения растительных и животных остатков. Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано. - Посмотрите внимательно на экран и скажите. Что такое почва? Почва - верхний плодородный слой земли. Найдите в учебнике ответ на вопрос: кто живет в верхнем слое земли? (читают 2-й абзац: дождевые черви, личинки и т.д.) - Как вы думаете, какое основное свойство почвы? (плодородие, вывешиваем на доску табличку с этим словом) - Что такое плодородие? - Плодородие – главное свойство почвы. - Разберите это слово по составу. Плодородие – это способность почвы «рождать плоды" производить богатую растительность, давать обильный урожай. - Почему же почва плодородна? - Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни. - Давайте теперь выясним, что же это, ребята? Что входит в состав почвы? Запись темы в тетрадь.   Просмотр фильма. Дети отвечают по просмотренному фильму.   Запись в тетрадь.   Ответ детей. Почва - верхний плодородный слой земли. Запись в тетрадь   Работа с учебником.   Дети отвечают, что появляются плоды, растения. Запись в тетрадь.  
4.Физкультминутка   2 мин «Как росло растение». Педагог предлагает детям представить, что они маленькие семена, попавшие в почву. Далее педагог рассказывает, как развивается из семени растение: Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки и первые листочки. Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями. И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам. А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву. Вот так целый год росло растение. Дети садятся на корточки, сжимаясь в комочек, мышечное напряжение, глаза зажмурены. Расслабление мышц.   Дети встают на ноги, открывают глаза. Поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях. Дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук. Дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону.  
5.Практическая работа   20 мин - А сейчас мы с вами приступим к исследованию и сами выясним все о почве. По ходу выполнения опытов все открытия будем записывать в схемы. Опыт 1 - Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы выходят пузырьки воздуха). - Какой вывод можно сделать? - Размешаем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы. Опыт 2 А) Дети выполняют за партами: - Берем промокательную бумагу, насыпаем на нее немного почвы. Прижимаем ее плотно к бумаге. Стряхиваем почву в стакан с водой. - Что вы увидели на бумаге? Б) Я демонстрирую опыт: (Я немного нагреваю почву. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло становится влажным). - Что доказывает этот опыт? Опыт 3 -Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? -Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает темный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. Опыт 4 - Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите? (На поверхности воды плавают насекомые, мусор, иголки, остатки листьев. На дне стакана – осадок). - Рассмотрите внимательно этот осадок. Что вы видите? - Сделайте вывод. Опыт 5 Возьмем пипеткой несколько капель воды, в которой долго находилась почва, поместим на стекло. Подержим стекло над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налет. Это соли. Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений.Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. - Сделайте вывод. Дети выполняют за партами:   -В почве есть воздух.   - На бумаге осталось небольшое влажное пятно. Учащиеся наблюдают и проделывают опыты по словесной инструкции учителя, делают выводы и записывают в схему.   - В почве есть вода.     - Над почвой появился дым и в классе появился неприятный запах. В почве есть перегной.     - В почве есть песок и глина.   Запись в тетрадь.   -В почве находятся соли, которые могут растворяться в воде.
6.Закрепление изученного на уроке   9 мин 1. Выберите правильное определение почвы: а) верхний слой земли, где есть песок и глина; б) верхний плодородный слой земли; в) верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух. 2. Какая главная часть почвы? а) Песок; б) Глина; в) Перегной 2. Кроссворд 1. Слой земли, на котором растут растения. 2. Одна из составных почвы. 3. Вещество, повышающее плодородие почвы. 4. Основное свойство почвы. Выполняют тест самостоятельно.     Разгадывают кроссворд самостоятельно.
7. Итог урока 1 мин - Давайте закрепим, что такое почва, перегной, соли? - Вам понравились сегодняшние опыты? - Молодцы, ребята, сегодня вы хорошо поработали. Всем спасибо. Урок окончен. Дети отвечают на поставленные вопросы. - Да.  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: