Глава 2. Концепция развития Российской академии наук до 2025 года




Основные задачи концепции

 

Российская академия наук, будучи гарантом целостности научного сообщества России, преемственности его научных школ и традиций, обеспечивает достижение результатов мирового уровня, что в свою очередь стимулирует развитие научно-технологической сферы и инновационной экономики. Вместе с тем необходимы новые подходы к организации научных исследований, качественно новый уровень академической науки и повышение роли Академии в модернизации страны. В связи с этим РАН подготовила проект концепции своего развития до 2025 года, который представляет стратегические цели, задачи и приоритеты ее деятельности, включая важнейшие направления и механизмы их реализации.

Согласно проекту концепции, стратегическая цель Российской академии наук - "значительное увеличение вклада России в мировую науку, достижение лидирующих позиций по ряду важнейших направлений и превращение РАН в один из ведущих институтов развития и модернизации страны". О разработке концепции развития РАН было объявлено в конце мая. Спустя месяц Министерство образования и науки РФ обнародовало планы реформы системы госакадемий наук. Соответствующий законопроект в сентябре одобрили Госдума и Совет Федерации. Ранее представители руководства РАН заявляли, что, несмотря на предстоящую реформу, академия должна развиваться и иметь для этого необходимую концепцию. Цель концепции - определение приоритетных направлений развития РАН "как одного из ведущих российских институтов развития, обеспечивающих технологическую модернизацию страны и повышение на основе передовых технологий ее конкурентоспособности".

Для этого предполагается решить следующие основные задачи:

достичь качественно нового, в том числе технологически более совершенного, уровня научных исследований;

повысить эффективность деятельности Академии наук в получении знаний о природе, человеке и обществе в интересах социально-экономического развития и укрепления безопасности РФ;

создать программу поддержки российских научных школ как основы для привлечения талантливой молодежи и обновления РАН;

- активизировать взаимодействие РАН с органами государственной власти Российской Федерации по ключевым вопросам экономического и социального развития страны;

сформировать условия для опережающего технологического развития, активизации инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере;

расширить участие РАН в международных научных проектах.


Заключение

академический наука общество инновационный

Новый этап развития общества, доминантой которого должна стать инновационная экономика, ставит перед Академией масштабные задачи по модернизации страны, достижению качественно нового уровня исследований и активному участию РАН в жизни страны.

Для того, чтобы сделать РАН действенным и современным инструментом научно-технического развития и социально-экономических преобразований, важнейшим элементом гражданского общества и культуры страны и сохранить при этом лучшие академические традиции, ее целостность и единство, преемственность научных школ, демократизм и самоуправление,Академии необходимо занять более активную позицию не только в отстаивании своих корпоративных интересов, но и в выработке и реализации стратегии развития Российской Федерации.

Российская академия наук должна взять на себя разработку и научное сопровождение процессов модернизации страны и общества. Она должна стать идейным лидером в разработке целенаправленной научно-технической политики России, дать ясную программу социально-экономического и технологического развития, предложить алгоритм движения вперед. Необходимо усилить роль Академии в решении проблем обеспечения национальной безопасности страны и предотвращении внутренних и внешних угроз. При этом особая роль отводится гуманитарному сектору Академии и активному взаимодействию специалистов естественных и гуманитарных наук.

К достижению каких результатов стремится Академия и каким видится ее облик в 2025 г. в случае реализации предлагаемой концепции развития?

. Повышение эффективности научных исследований и значительный рост вклада России в мировую науку (до уровня 4%) на основе:

перехода к качественно новому, технологически более совершенному уровню научных исследований, соответствующему мировым стандартам (повышение технической вооруженности академических институтов в 8-10 раз; создание 200 высокотехнологичных академических лабораторий);

приоритета междисциплинарных исследований (оптимизации направлений исследований с учетом мировых тенденций, создание сети междисциплинарных исследовательских центров мирового уровня, участие академических институтов в программах "Mega-science");

сохранения и развития российских научных школ (программа поддержки на конкурсной основе 500 лучших научных школ РАН; программы поддержки научной молодежи);

развития международного сотрудничества (расширение научных контактов, обменов и стажировок, программа поддержки научных форумов, конференций и симпозиумов, включение 300 журналов РАН в базы данных Web of Science и Scopus);

совершенствования научно-организационной структуры и управления (ротация руководящих кадров - ограничение пребывание в должности двумя сроками подряд, возраст кандидата на руководящую должность (не старше 68 лет на момент избрания);

введение 25% квоты докторов наук при избрании органов управления; введение звания "профессор РАН" в качестве промежуточной ступени между доктором наук и членом академии;

конкурсное распределение ресурсов, регулярный внутренний и внешний аудит институтов РАН, в том числе с участием представителей ведущих российских и зарубежных научных центров).

. Усиление роли РАН, как одного из ведущих институтов развития и модернизации страны, включающее:

научно-методическое и экспертное сопровождение государственных решений по вопросам экономического и социального развития;

экспертизу приоритетных национальных проектов и программ развития (законодательное закрепление за Академией роли головной организации страны в области научной экспертизы и научного прогнозирования);

участие в реализации важнейших проектов государственного значения в области информационных, ядерных и космических технологий, освоения Арктики, Сибири и Дальнего Востока, энергетики, технологий и материалов будущего, изучения биосферных процессов, живой природы, экологической безопасности, медицины сегодня и завтра, биотехнологий и биобезопасности, освоения минерально-сырьевых ресурсов, духовно-нравственного развития и консолидации российского общества (содержание проектов приведено в приложении к Концепции); предполагается, что Правительство РФ рассмотрит предложения РАН и отберет из них наиболее важные, обеспечив им государственную поддержку в рамках федеральных целевых программ;

создание сети академических центров для реализации инноваций (научно-технологические и инжиниринговые центры, подготовка нормативно-правовой базы по коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, принятие Программы инновационного развития РАН).

развитие сотрудничества в инновационной сфере с государственными научными центрами, ведущими КБ, крупными научно-производственными корпорациями и ведущими вузами;

научные исследования в интересах обороноспособности и национальной безопасности государства (принятие разработанной РАН Программы фундаментальных исследований, выполняемых в интересах обороноспособности и безопасности России);

расширение просветительской и образовательной деятельности, в том числе на основе создаваемых академических университетов: создание целостной цепочки подготовки научных кадров: малые академии наук - академические университеты (вузы) - академическая магистратура и аспирантура;

создание Совета по развитию РАН с участием представителей федеральных министерств и ведомств, а также признанных российских и зарубежных научных центров.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: