3.3.11. Характеристики зон с особыми условиями использования территорий, установление которых требуется в связи с размещением объектов регионального значения.
Транспортные объекты, предприятия.
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировки и застройка населенных мест. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) устанавливаются следующие размеры санитарно-защитных зон:
- объекты по обслуживанию грузовых автомобилей – 300 м;
- автобусные и троллейбусные вокзалы – 300 м;
- автобусные и троллейбусные парки, автокомбинаты, трамвайные, метродепо (с ремонтной базой) – 300 м;
- объекты по обслуживанию легковых, грузовых автомобилей с количеством постов не более 10, таксомоторный парк – 100 м;
- механизированные транспортные парки по очистке города (КМУ) без ремонтной базы – 100 м;
- стоянки (парки) грузового междугородного автотранспорта – 100 м;
- автозаправочные станции для заправки транспортных средств жидким и газовым моторным топливом – 100 м;
- мойки грузовых автомобилей портального типа (размещаются в границах промышленных и коммунально-складских зон, на магистралях на въезде в город, на территории автотранспортных предприятий) – 100 м;
- автобусные и троллейбусные парки до 300 машин – 100 м.
Охранные зоны железных дорог устанавливаются посредством осуществления расчетов.
Для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы согласно требованиям Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с требованиями СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2016 №1034/пр (далее – СП 42.13330.2016), расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 м, а при условии применения шумозащитных сооружений, обеспечивающих требования СП 51.13330.2011 «Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003», – не менее 25 м.
Согласно п 5.5 СП 98.13330.2018 «Трамвайные и троллейбусное линии СНиП 2.05.09-90» минимальное горизонтальное расстояние от оси трамвайного пути на прямых участках до стен жилой части зданий составляет 20,0 м.
Приаэродромная территория, включая ее 7 подзон, является зоной с особыми условиями использования территории и должна отображаться в документах территориального планирования. В пределах приаэродромной территории вводятся ограничения в части проектирования, землепользования, застройки и размещения отдельных категорий объектов согласно требованиям Воздушного кодекса Российской Федерации в связи с необходимостью:
- обеспечения безопасности полетов воздушных судов;
- с целью исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду.
Для каждого аэродрома разрабатывается проект приаэродромной территории в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 №1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории».
На приаэродромной территории выделяются 7 подзон, имеющих ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости:
- первая подзона – зона аэродрома;
- вторая подзона – зона аэродромной инфраструктуры;
- третья подзона – полосы воздушных подходов;
- четвертая подзона – зона электромагнитных ограничений;
- пятая подзона – зона ограничений опасных производств;
- шестая подзона – зона орнитологических ограничений;
- седьмая подзона – зона эколого-градостроительных ограничений.
Назначение первой и второй подзон – обеспечение устойчивого функционирования аэродрома и его инфраструктуры; основное назначение третьей, четвертой, пятой и шестой подзон – обеспечение безопасности полетов воздушных судов. Седьмая подзона устанавливается с целью исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду.
3.4. Мероприятия территориального планирования в части охраны окружающей среды
В части охраны окружающей среды запланированы мероприятия, в том числе:
1) осуществление градостроительного развития с учетом состояния геологической среды и реализации мероприятий, направленных на снижение интенсивности развития опасных геологических процессов и повышение стабильности геологической среды:
а) мероприятия по защите от подтопления:
- повышение отметок поверхности земли природноподтопляемых территорий с одновременным устройством различных систем дренажей в соответствии с требуемой нормой осушения;
- проведение эксплуатационных защитных мероприятий (сооружение профилактических дренажей, противофильтрационных завес, применение защитной гидроизоляции заглубленных частей сооружений);
- предупреждение утечек из водонесущих коммуникаций, поддержание систем водонесущих коммуникаций в технически исправном состоянии;
б) противооползневые мероприятия:
- планировка склонов – срезка (уполаживание) на участках с повышенной крутизной, террасирование;
- дренирование склона перехватывающими дренажами;
- закрепление оползневых склонов удерживающими сооружениями и конструкциями, отсыпка в нижней части склонов упорных призм;
- исключение в особо сложных условиях из застройки участков крутых склонов и территорий, прилегающих к ним, в радиусе, равном двукратной глубине оползневого склона;
- мониторинг развития деформаций оползневых склонов;
в) мероприятия по предотвращению овражной эрозии и склоновых процессов:
- отвод и локализация временных водотоков;
- выполаживание и террасирование склонов;
- высадка деревьев и кустарников для закрепления склонов;
- предупреждение утечек из водонесущих коммуникаций, поддержание систем водонесущих коммуникаций в технически исправном состоянии;
- устройство дренажей;
г) мероприятия по устранению (снижению) просадочных свойств грунтов:
- водозащитные: устройство маловодопроницаемых экранов, засыпка пазух котлованов и траншей, устройство вокруг зданий водонепроницаемых отмосток, прокладка внешних и внутренних водонесущих коммуникаций в гидроизолированных железобетонных оболочках, отвод аварийных вод за пределы зданий;
- механические: уплотнение грунтов основания сооружений тяжелыми трамбовками, прорезка толщи просадочных грунтов свайными фундаментами, втрамбование в дно котлована жесткого материала (щебня, гравия, песчано-гравийной смеси и т.п.), создание грунтовых подушек из глин и суглинков;
- физико-химические (инъекционные) способы: силикатизация, цементация;
- конструктивные: усиление балок, колонн, плит, подведение дополнительных опор, установка дополнительных элементов жесткости зданий и сооружений;
2) снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха за счет:
- развития системы общественного транспорта с преобладанием электрических видов транспорта, в том числе городского рельсового транспорта и троллейбуса;
- оснащения подвижного состава автобусных парков современными моделями, удовлетворяющими требованиям не ниже Евро-4;
- соблюдения приоритетности передвижения населения на общественном транспорте, дестимуляции использования личных автомобилей;
- повышения качества топлива и двигателей, ужесточения требований к экологическим характеристикам транспорта (последовательный переход на транспортные средства, соответствующие Евро-4 и Евро-5);
- обеспечения контроля качества топлива;
- ограничения движения грузового транспорта на территории города;
- запрета проезда транзитного транспорта через жилые районы;
- расширения сети платных парковок, введения транспортных ограничений для центра города и формирования зон низких выбросов;
- организации комфортных пешеходных и безопасных велосипедных коммуникаций;
- уменьшения выбросов загрязняющих веществ от объектов – источников загрязнения атмосферного воздуха в результате применения передовых природоохранных технологий;
- исключения несанкционированных выбросов в атмосферный воздух от промышленных предприятий, объектов теплоэнергетики, коммунальных объектов;
- реконструкции, перепрофилирования либо вывода вредных производств;
- реорганизации производственных зон срединного пояса и формирования зон деловой активности, жилой застройки и общественных пространств с созданием новых экологоориентированных мест приложения труда;
- развития инновационных отраслей промышленности и внедрения наилучших доступных технологий на сохраняемых предприятиях;
- увеличения доли наукоемких и экологобезопасных промышленных объектов;
- реализации системы природоохранных мероприятий и установления санитарно-защитных зон производственных объектов;
3) мероприятия по охране водных ресурсов:
- охрана источников питьевого водоснабжения;
- разработка проектов организации зон санитарной охраны системы водоснабжения с учетом сложившейся застройки городского округа город Воронеж;
- соблюдение режимов использования водоохранных зон, прибрежных защитных и береговых полос водных объектов;
- экологическая реабилитация водоемов, улучшение состояния водных экологических систем (Песчаный Лог (1), Песчаный Лог (2), Песчанка, Усманка, Тавровка, Коровий Лог); создание вдоль малых рек системы парков, скверов, зеленых маршрутов, озелененных территорий специального назначения для формирования благоприятной среды окружающих районов;
- строительство и модернизация очистных сооружений и систем оборотного и повторного водоснабжения, сокращение объема загрязненных сточных вод;
- разработка и внедрение современных технологий на очистных сооружениях, исключающих неприятные запахи и негативное воздействие на окружающую среду;
- ужесточение контроля за соблюдением природоохранных нормативов сброса загрязняющих веществ в водные объекты;
- повышение качества поверхностных вод, недопущение их загрязнения стоками с территорий промышленных, коммунальных объектов и др.;
- упорядочение системы водопользования и хозяйственного ведения водными объектами на территории города, установление и согласование региональных лимитов водопользования;
- формирование устойчивой дренажной системы, эффективное управление водным циклом: отвод загрязненного стока на очистные сооружения, сохранение и восстановление естественных условий дренажа на наименее загрязненных и природных территориях, минимизация запечатанных площадей;
- реабилитация и благоустройство прибрежных территорий водных объектов, организация современных набережных на Воронежском водохранилище;
- развитие водного туризма и рекреации: формирование комфортных зон отдыха, спортивно-оздоровительных и рекреационных территорий на водоемах, благоустройство существующих и организация новых пляжей (Воронежское водохранилище, река Усманка);
- осуществление мониторинга состояния водных объектов, а также дна, берегов и водоохранных зон, совершенствование методов оперативного прогнозирования опасных гидрологических явлений;
4) защита от шума в части:
- снижения шума от промышленных и коммунальных предприятий путем применения менее шумных станков и оборудования при новом строительстве, реорганизации и технологическом перевооружении производственных объектов;
- применения систем шумоподавления и звукоизоляции на сохраняемых производственных предприятиях и объектах инженерно-транспортной инфраструктуры;
- развития транспортных систем, обеспечивающих в процессе функционирования соблюдение нормативных уровней звука по границам жилой застройки за счет создания специальных малошумных путей движения и использования подвижного состава с минимальными шумовыми характеристиками;
- размещения вдоль транспортных магистралей объектов торгового, административно-делового назначения, создающих буферную зону для защиты от шума территорий и помещений, для которых установлены повышенные требования к допустимым уровням звука;
- применения специальных придорожных сооружений для снижения уровня шума в прилегающей застройке на территориях объектов лечебного, учебного и рекреационного назначения при новом строительстве и реконструкции существующих транспортных магистралей;
- строительства искусственных сооружений (экранов, тоннелей, эстакад) при прохождении транспортных магистралей через районы жилой застройки, природных и озелененных территорий;
- использования современных дорожных покрытий и поддержания их качества в состоянии, при котором создаются наименьшие уровни звука при движении транспортных средств;
- создания бестранспортных зон на участках жилой застройки, в местах массового отдыха населения, на территориях лечебных объектов;
- полного или частичного перекрытия железнодорожных магистралей на участках, проходящих через жилую застройку;
- создания и развития системы озеленения, включая специальные полосы древесно-кустарниковых насаждений, обеспечивающей снижение уровней шума на территориях лечебных учреждений, зон отдыха, парковых зон;
- снижения шумового дискомфорта от пролетов самолетов в зоне существующей застройки путем запрещения или ограничения полетов воздушных судов в ночное время;
- применения конструкций с повышенным уровнем звукоизоляции при размещении застройки в условиях превышения нормативных уровней звука от движения воздушных судов;
- ограничения новой жилой застройки и объектов социальной инфраструктуры в зоне влияния аэропортов;
- размещения в наиболее шумных зонах от пролета самолетов объектов производственного и общественного назначения;
- применения наиболее рациональных приемов планировки территории, обеспечивающих максимальное сохранение существующих зеленых массивов и газонов на территории новой застройки, подверженной влиянию авиашумов;
- разработки акустической карты города с отображением зон шумового загрязнения с учетом различных источников внешнего шума, с подготовкой адресного перечня мероприятий с учетом нового строительства, реорганизации жилых и промышленных зон города и развития транспортной системы;
5) обеспечение санитарной очистки города от отходов производства и потребления:
- развитие производственной инфраструктуры по сбору, транспортировке, сортировке, переработке и обезвреживанию всего объема отходов, образующихся в городе;
- развитие и совершенствование системы раздельного сбора отходов, оборудование всех контейнерных площадок инфраструктурой для раздельного сбора твердых коммунальных отходов (ТКО);
- внедрение программы сбора и переработки органических отходов (компостирование органической фракции ТКО);
- модернизация промышленных объектов с переходом на малоотходные и безотходные технологии производства, стимулирование уменьшения образования и повышения повторного использования промышленных отходов;
- организация системы сбора опасных отходов у населения и их утилизации;
- развитие рынка вторичных материальных ресурсов, стимулирование создания мусороперерабатывающих предприятий (пластик, бумага, стекло и т.д.), организация производств по переработке вторичного сырья;
- реализация программ по сбору и утилизации специфических видов отходов (осадков сточных вод очистных сооружений, биологических и медицинских отходов, ртутьсодержащих отходов, строительных отходов, представляющих собой особую опасность для населения);
- формирование эффективной системы мониторинга образования отходов производства и потребления, обращения с ними;
- выявление и ликвидация несанкционированных свалок отходов и навалов мусора, экологическое восстановление участков размещения отходов после завершения их эксплуатации.
3.5. Мероприятия территориального планирования в части природно-рекреационного комплекса
1) мероприятия по формированию природно-экологического каркаса:
- сохранение и развитие природно-экологического каркаса территории, включение в него озелененных участков жилой, общественной и производственной застройки, восстановление нарушенных природных территорий, реабилитация долин рек и формирование новых природно-рекреационных объектов;
- взаимосвязанное развитие системы природных и озелененных ландшафтов, в том числе оптимизация пространственной структуры природных и озелененных комплексов с учетом физико-географических и урбанистических особенностей территории, восстановление, реабилитация нарушенных участков с целью формирования целостного каркаса и пространственных связей;
2) мероприятия по формированию системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ):
- обеспечение устойчивого состояния 2 существующих ООПТ федерального значения (Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова, государственный природный заказник федерального значения «Воронежский»);
- обеспечение устойчивого состояния 25 существующих ООПТ регионального значения, в том числе 21 существующего памятника природы регионального значения (в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 28.05.1998 №500 «О памятниках природы на территории Воронежской области») на территориях общей площадью 1572,89 га;
- сохранение и поддержание в соответствии с режимами, установленными в порядке, определенном законодательством, 30 существующих ООПТ местного значения на территориях общей площадью 97,49 га;
- выявление и придание природоохранного статуса ценным в природном отношении территориям, ограничение их градостроительного освоения с приданием правового статуса ООПТ регионального или местного значения, обеспечение охраны природных объектов в границах городского округа город Воронеж;
3) мероприятия по сохранению ландшафтного и биологического разнообразия ООПТ:
- комплексная оценка современного состояния особо охраняемых природных территорий;
- проведение работ на особо охраняемых природных территориях в части сохранения и реабилитации растительного покрова, животного мира, ценных природных объектов;
- восстановление утраченных растительных сообществ, популяций видов растений и животных, характерных для природы особо охраняемых природных территорий;
- защита особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных воздействий техногенного и антропогенного характера;
- проведение специальных мероприятий в зонах повышенной рекреационной нагрузки в целях уменьшения антропогенного воздействия на особо охраняемые территории с выделением и защитой заповедных участков и иных зон природоохранного назначения;
- проведение комплекса биотехнических мероприятий по улучшению состояния зеленых насаждений и профилактического ухода за ними;
- проведение комплекса биотехнических мероприятий по улучшению условий обитания животных, поддержанию популяций редких видов животных;
- сохранение, улучшение состояния или восстановление водных объектов, предусматривающее работы по восстановлению прибрежных ландшафтов с околоводной растительностью, регулярную очистку ручьев и балок от бытового и иного мусора, техногенных наносов;
- регулярный комплексный мониторинг особо охраняемых природных территорий с целью предупреждения и предотвращения развития неблагоприятных экологических ситуаций;
4) мероприятия по формированию системы озелененных территорий общего пользования:
- обеспечение сбалансированного пространственного развития природных и урбанизированных территорий с учетом природных факторов (рельеф, климат, роза ветров, гидрологическая сеть, экспозиция склонов, растительный и почвенный покров, положение относительно прилегающих природных и антропогенных объектов и пр.) при планировании размещения участков застройки;
- оптимизация пространственной структуры природных и озелененных комплексов с учетом физико-географических и урбанистических особенностей территории;
- повышение средозащитной роли зеленых насаждений с созданием условий для сохранения ценных природных комплексов и увеличением доли площадей, занятых экологически эффективными растительными сообществами;
- восстановление непрерывности «зеленых клиньев» города на основе реабилитации системы малых рек и развития озеленения застроенных территорий;
- инвентаризация зеленых зон общего пользования с последующим внесением соответствующих изменений в постановление администрации городского округа город Воронеж от 01.04.2003 №669 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г.Воронежа» и постановкой их на кадастровый учет с внесением соответствующих данных в Единый государственный реестр недвижимости (в части сведений о границах);
- увеличение площади зеленых насаждений общего пользования (садов, парков, скверов, бульваров), в том числе при реконструкции микрорайонов, с учетом потенциальной рекреационной нагрузки на природные и озелененные территории и их рекреационной емкости;
- формирование новых озелененных территорий общего пользования при реорганизации производственных зон, создании и реконструкции кварталов жилой и общественной застройки с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах земельных участков общей площадью 2827,75 га, из них 1634,35 га запланировано на 1-ю очередь;
- включение части земель лесного фонда (656,42 га) в земли населенных пунктов с присвоением им статуса городских лесов.
Таблица 3.5.1
Обеспеченность озелененными территориями общего пользования с учетом проектных предложений по развитию зеленых зон
№п/п | Наименование района | Обеспеченность озелененными территориями общего пользования, кв.м/чел. | |||
нормативная | существующее положение | 1-я очередь (2026 год) | расчетный срок (2041 год) | ||
Железнодорожный | 9,74 | 12,49 | 33,52 | ||
Коминтерновский | 5,99 | 8,32 | 11,41 | ||
Левобережный | 7,04 | 47,49 | 44,27 | ||
Ленинский | 3,10 | 6,91 | 11,46 | ||
Советский | 12,76 | 26,97 | 36,09 | ||
Центральный | 17,43 | 16,81 | 20,78 | ||
По городу | 8,90 | 19,41 | 26,17 |
5) мероприятия в области комплексного благоустройства территорий включают:
- разработку научно-методической базы по обоснованию рекреационного использования озелененных и природных территорий на основе проведения социологических исследований по структуре видов отдыха с учетом демографического состава населения и дифференциации уровня доходов для уточнения рекреационных потребностей населения и учета при проектировании территорий рекреационного назначения;
- разработку рекомендаций по определению рекреационной емкости и предельно допустимых рекреационных нагрузок для озелененных и природных территорий;
- благоустройство и озеленение планируемых озелененных территорий общего пользования площадью 2827,75 га, в том числе комплексную экологическую реабилитацию долин малых рек (Песчаный Лог, Тавровка, Песчанка) общей площадью 209,93 га;
- обеспечение средового многообразия и привлекательности форм организации городской среды, в том числе на основе использования средств ландшафтной организации, озеленения, благоустройства территории;
- обеспечение (поддержание) социально гарантированного минимума объектов для кратковременного повседневного отдыха населения;
- сохранение и поддержание существующих природных территорий, обеспечение ухода за участками, предназначенными для формирования природных территорий;
- увеличение площади незастроенных озелененных территорий общего пользования, в том числе природно-рекреационных объектов, в процессе комплексной реконструкции сложившейся застройки с интенсификацией использования и озеленением придомовых территорий, в процессе комплексного благоустройства, в том числе озеленения не подлежащих застройке территорий санитарно-защитных и технических зон;
- поддержание ландшафтного разнообразия территории и эстетической выразительности природных и культурных ландшафтов с формированием туристско-рекреационных комплексов на основе ландшафтного потенциала территории;
- повышение благоустроенности и улучшение художественного оформления территорий различного функционального назначения, сохраняемых на перспективу;
- обеспечение высокого уровня благоустройства реорганизуемых территорий различного функционального назначения с повышением процента незастроенности, озеленения;
- создание озелененных пешеходных маршрутов, обеспечение комфортной среды для маломобильных групп населения на территории городского округа;
- оптимизацию структуры растительного покрова с приоритетом формирования зональных устойчивых к внешним воздействиям (антропогенным, климатическим) сообществ;
- использование растений с высокой экологической эффективностью и декоративными свойствами при озеленении территории жилой застройки;
- повышение качества озеленения производственных зон, примагистральных территорий и участков вдоль железнодорожных путей за счет использования более устойчивых к техногенным воздействиям насаждений;
- повышение доли озеленения за счет использования нетрадиционных методов озеленения (крышное, вертикальное, мобильное);
- регулярный комплексный мониторинг природных и озелененных территорий с целью предупреждения и предотвращения развития неблагоприятных экологических ситуаций.
Таблица 3.5.2
Перечень объектов озелененных территорий общего пользования, планируемых для размещения в границах городского округа город Воронеж, их основные характеристики и местоположение
№ п/п | Вид объекта | Номер ФЗ | Единицы измерения | Общая потребность в объектах | Срок реализации | Реквизиты документа |
Зоны озелененных территорий общего пользования (проектируемые) | ||||||
Озелененная территория общего пользования | га | 38,93 | - | - | ||
Озелененная территория общего пользования | га | 12,11 | - | - | ||
Озелененная территория общего пользования | га | 20,87 | - | - | ||
Озелененная территория общего пользования | га | 5,56 | - | - | ||
Озелененная территория общего пользования | га | 7,51 | - | - | ||
Озелененная территория общего пользования | га | 3,89 | - | - | ||
Озелененная территория общего пользования | га | 134,79 | - | - | ||
Озелененная территория общего пользования | га | 3,07 | - | - | ||
Озелененная территория общего пользования | га | 5,76 | - | - | ||
Озелененная территория общего пользования | га | 50,98 | - | - | ||
Озелененная территория общего пользования | га | 7,60 | - | - | ||
Озелененная территория общего пользования | га | 6,22 | - | - | ||
Озелененная территория общего пользования | га | 92,99 | - | - | ||
Озелененная территория общего пользования | га | 3,63 | - | - | ||
Озелененная территория общего пользования | га | 7,49 | - | - | ||
Озелененная территория общего пользования | га | 1,59 | - | - | ||
Озелененная территория общего пользования | га | 8,95 | - | - | ||
Озелененная территория общего пользования | га | 12,00 | - | - | ||
Озелененная территория общего пользования | га | 34,02 | - | - | ||
Озелененная территория общего пользования | га | 5,58 | - | - | ||
Лесопарковые зоны (проектируемые) | ||||||
Озелененная территория общего пользования | га | 15,18 | - | - | ||
Озелененная территория общего пользования | га | 32,44 | - | - |