Социометрическая процедура может иметь целью:
– измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
– выявление «социометрических позиций», то есть соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
– обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образо ваний, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия ли недоверия.
При этом социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант – непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Однако при больших размерах группы проанализировать полученные данные применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.
Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, нередко пишут в опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими, либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим.
Наличие подобных недостатков заставило изменить процедуру применения метода. Так родился второй вариант – параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов».
Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов.
Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.
Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям. Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования.
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.
Обработка результатов
Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.
Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить по рядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма (карта социометрических выборов), производится расчет социометрических индексов.
Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков.
Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, так как она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений. Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга.
Построение социограммы позволит выделить неформальные группировки, их лидеров, особенности взаимоотношений как внутри группировки, так и между группировками.
Социометрические индексы. Различают персональные социометрические индексы и групповые. Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.
Основным персональным социометрическим индексом является индекс социометрического статуса i-члена группы. Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:
где Ci – социометрический статус i -члена, Ri – полученные i- членом выборы, Σ – знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i -члена, N – число членов группы.
Социометрическuй статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию в ней, то есть определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры (членов группы) неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом – индексом социометрического статуса. Каждый член группы в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией. В то же время каждый член группы, являясь частью целого, своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко – либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.
Из групповых социометрических индексов наиболее важным является индекс сплоченности группы, который рассматривается как стремление членов группы к взаимному сотрудничеству, и высчитывается по формуле:
где Gg – сплоченность в группе по результатам положительных выборов, – число положительных взаимных связей, N – число членов в группе.
Сплоченным коллективом называется такой, в котором общая сумма выборов больше где N – число членов группы.
Анализ результатов
На первом этапе обработки ответов учащихся на предложенные вопросы было подсчитано количество сделанных и полученных каждым учеником положительных и отрицательных выборов и на этой основе была составлена социоматрица. Она позволила представить выборы в числовом виде, что дало возможность выявить лидеров коллектива, «отверженных» и установит порядок влияний в группе.
На втором этапе по данным социоматрицы была создана социограмма, которая позволила наглядно представить структуру взаимоотношений в коллективе и произвести ее анализ, а также выявить лидеров группы, существующие неформальные группировки и особенности взаимоотношений внутри группировок и между ними.
Проанализировав данные социограммы, можно утверждать, что помимо официального лидера, Сиразеева Ильдара, в классе есть и неофициальный лидер, Садикова Чулпан, которая имеет большое влияние на всех членов коллектива. По социограмме видно, что она получила больше всех положительных выборов, в то время как Диаров Динар – отрицательных. Это говорит о том, что многие ученики класса относятся к нему не очень хорошо в плане учебной деятельности; что же касается отношений за пределами школы, то практически все ребята относятся к Динару хорошо, у него есть друзья среди одноклассников.
Полученные в результате социометрического исследования данные показывают на сплоченность коллектива, наличие дружественных связей между его членами. В данном классе можно выделить несколько группировок, отношения между которыми достаточно благоприятные, члены этих группировок сильно не конфликтует между собой, а относятся друг к другу доброжелательно.
ПРИЛОЖЕНИЕ