Консультация для родителей. «Волшебство арт-терапии»




«Волшебство арт-терапии»

 

Педагог-психолог:

Васянина А.А.

 

 

Цель: ознакомление родителей с арт-терапевтическими методиками и практическое применение их в работе с детьми, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

 

Психическое здоровье ребенка и его эмоциональное равновесие – одни из важнейших составляющих гармоничного развития личности. Арт-терапия – не просто новое модное слово, а метод благотворного психологического воздействия, направленный на восстановление и поддержание душевного баланса, а также на гармоничное развитие личности человека.

Арт-терапия – это вид лечения, который использует искусство в целях терапии. Это исцеление посредством любого художественного творчества.

Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества раскрывается внутренний мир ребенка.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое “Я”, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье? Средством, способным решить все эти задачи, является искусство. Поэтому в системе коррекционной работы с детьми с ОВЗ можно выделить основные направления использования арт-терапии.

Изотерапия Лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Терапия рисованием позволяет понять и ощутить самого себя, научиться свободно, выражать свои мысли и чувства. Методика мягко помогает избавиться от груза прошлого, развивает чувственно-двигательную координацию.
Музыкотерапия Вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.
Игровая терапия Метод коррекции посредством игры. Посредством игры между участниками возникают близкие отношения, снижается напряженность и повышается самооценка. Ребенок становится более уверенным в различных ситуациях общения. Игровую терапию можно охарактеризовать как чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и прочие предметы. Это своеобразный способ исследования прошлого опыта с возможностью держать безопасную дистанцию с реальностью.
Сказкотерапия Воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции (чтение сказок). Сказки способны вызвать эмоциональный резонанс не только у детей, но и у взрослых. Они помогают воспринимать мир как целостное явление, дают возможность мечтать и тем самым расширять сознание, улучшая взаимодействие с окружающей действительностью. Данная методика активизирует творческий потенциал и позволяет «достучаться» до каждого участника.
Песочная терапия Сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе). Основная цель - помощь в достижении эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого самовыражения. Этот метод помогает упорядочить внутренний душевный хаос, проработать психотравмирующие ситуации на символическом уровне, изменить отношение ребенка к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему.
Имаготерапия Театрализация психотерапевтического процесса. Занятия театрализованной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности.

Выбор методов и приемов в арт-терапии определяется:

- возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями детей;

- их интересами и склонностями;

- особенностями и степенью отклонений в их развитии;

- целями и задачами коррекции;

- спецификой воздействия каждого из видов искусства;

- формами организации художественной деятельности;

- объемом и качеством художественной информации.

Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:

- формированию представлений о себе,

- изучению и выражению своих чувств и эмоций;

- формированию позитивного самовосприятия;

- развитию коммуникативных навыков;

- эмоциональному сближению членов семьи;

- снятию психоэмоционального напряжения;

- развитию способностей к различным видам творческой деятельности.

Для ребёнка творчество – это его жизнь, это его реальность. Это и его «язык», с помощью которого он пытается рассказать о себе, своих чувствах, радостях и переживаниях. Он абсолютно спонтанен в своём творчестве – ребёнок живёт именно чувствами. Для него не столько важно как что-то нарисовано или вылеплено из пластилина – сколько, что именно. Поэтому для него столь естественным становится самовыражение именно в творческой деятельности.

Рисуя, играя, сочиняя сказки, ребенок дает выход своим желаниям, мечтам, чувствам, переживает свои отношения в различных ситуациях. Поэтому очень благотворно эти занятия сказываются на детях с ОВЗ.

Арт-терапия имеет огромное количество положительных сторон, воздействуя на ребенка мягко и незаметно. К тому же, творчество умеет развивать и исцелять внутренний мир человека.

Применять самостоятельно методы арт-терапии несложно. Летом на море стройте с детьми замки из песка, играйте в мяч, в дождливый день займитесь рисованием, а на ночь почитайте сказку. Но прежде чем предпочесть какой-либо метод, ознакомьтесь с ним подробнее. Существует немало рекомендаций по их применению. Например, начинать лучше с рисунка. Рисуночные техники очень разнообразны. Это и хаотический рисунок в виде каракулей, и диагностический рисунок, где требуется дорисовать изображение, и сюжетный – например, нарисовать своих друзей или свою семью, и тематический рисунок, через который ребенок может выражать, например, свое желание стать кем-то, или желание завести собаку, а также произвольный рисунок, который рассказывает о настроении рисующего. Это не весь перечень техник, но самый основной. Предпочтение в работе следует отдавать краскам, так как кисть более пластична и свободна. Не менее важную роль в арт-терапии играют карандаши, мелки, фломастеры. Если вы давно не пользовались такими материалами, смело экспериментируйте и выбирайте то, что больше нравится. Простые карандаши для арт-терапии не подойдут, они блокируют эмоции. А вот цветные материалы – это то, что нужно. А при сильных негативных эмоциях малыша успокоит лепка. Наклеивание коллажей из готовых вырезок требует минимум творческих усилий, поэтому больше подойдет в качестве заключительной стадии арт-терапевтической работы.

Чтобы дать ребенку возможность развиваться и раскрываться через творчество, правильно организуйте рабочее место. Там ребенку должно быть комфортно и уютно, он должен чувствовать себя спокойно.

Помните, что во время занятия не должно быть никаких запретов и правил. Нельзя ставить перед ребенком задачу сделать «красиво» или «правильно». Пусть он будет предоставлен самому себе – здесь он сам хозяин своей Вселенной. В такие минуты раскрывается его творческая сущность, нескованная родительским контролем. Поэтому правило должно быть только одно: полный простор для фантазии и самовыражения!

Не секрет, что ребенку с ОВЗ часто трудно подобрать слова, чтобы выразить, что он чувствует, сказать о своих тайных желаниях или страхах. А бывает, он совсем перестает разговаривать, замыкается в себе. Выход может быть проще, чем вы думаете – предложите ему поиграть вместе!

Играя, ребенок испытывает удовольствие и чувствует себя свободным. Он не боится ошибиться или сделать что-то неправильно. В игре его сознание освобождается, и он может смело выразить себя и свои чувства. Давно известно, что творческая деятельность обладает уникальным свойством: она выносит на поверхность всё потаённое, скрытое глубоко внутри нас, то, что мы не осознаём, и что порой так мешает нам радоваться жизни... Именно на это и направлена арт-терапия (терапия искусством), основная цель которой – творческое самовыражение личности. Игра и творческие занятия расскажут Вам много нового о Вашем малыше, и тогда то, о чем он молчит или даже не осознает, Вы увидите в свободной и раскованной детской игре.

Арт-терапия рекомендуется:

- при детской агрессии,

- гиперреактивности или наоборот - пассивности,

- детского энуреза,

- замкнутости,

- депрессии,

- повышенной тревожности.

А в состоянии сильного стресса это, пожалуй, единственное действенное средство, причем не только для детей, но и для взрослых! Кроме того, это чудесная возможность для полноценного общения с детьми.

Если ребенок весь этот многообразный мир постигает рядом с любящими родителями, он растет доброжелательным, спокойным и любознательным.

 

Упражнение «Соленые рисунки и зубная краска»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

А что если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге. Можно создавать зимние пейзажи, еще одним способом, рисуя зубной пастой. Наметьте карандашом легкие контуры деревьев, домов, сугробов. Медленно выдавливая зубную пасту, пройдитесь ею по всем намеченным контурам. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими рисунками.

Примеры арт-терапевтических упражнений:

Упражнение «По сырому»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Рисунок тогда, получается, по сырому, когда в еще не засохший фон вкрапывается краска и разляпывается тампоном или широкой кистью.

Такой способ рисования помогает получить великолепные рассветы и закаты. Рисование животного, вернее его окраска, помогает достичь схожести с натурой. Объект получается, как бы пушистый. Этот способ рисования очень часто применял в своих работах художник-иллюстратор Чарушин.

Упражнение «Набрызгивание»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Материал: расческа обыкновенная, кисточка или зубная щетка, краски.

Используя в работе этот способ рисования, можно передать направление ветра – для этого необходимо стараться, чтобы брызги ложились в одном направлении на всем рисунке.

Ярко выразить сезонные изменения. Так, например, листья на осте желтеют, краснеют раньше, чем на березе или других лиственных деревьях. Они на ней желтые и зеленые и оранжевые. А поможет передать все это разноцветие способ набрызгивания.

Упражнение «Рисуем настроение»

Цель: Развитие эмпатии.

Материал: Краски, бумага.

Проведение: Рисуем красками различные настроения (грустное, веселое, радостное и т.д.). Обсуждаем с детьми, от чего зависит настроение, как выглядит человек, когда у него хорошее настроение, грустное и т.д.

Упражнение «Я пеку, пеку, пеку».

Ребенок «выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.

Упражнение «Загадка».

Педагог закапывает какую-либо игрушку в песок. Ребенок должен ее найти, и на ощупь узнать: что это или кто это?

Упражнение "Угадай пальчик".

Набираем сухой песок в ладонь и показываем детям, как он сыплется в песочницу и на подставленную ладонь. Затем просим детей закрыть глаза и сыплем им песок на пальчики. Просим показать пальчик, на который попал песок.

 

Список использованной литературы:

1.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: рук. для дет. психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2006.

2. Лебедева Л.Д. Арт-терапия как педагогическая инновация // Педагогика. – 2001. – № 10.

3. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с ЗПР: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2007.

4. Тарасова Е. Г. Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приемы. Метод. пособие - Тамбов: ТОИПКРО, 2006.

5. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: