Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.




Формированию толерантности и миролюбия у учащихся посвящены темы «Не нужен и клад, когда в семье лад» (ч. I, c. 10), «Согласие крепче каменных стен» (ч. I, c. 12), «Москва — столица России» (пословицы о мире и текст «На уроке») (ч. I, c. 84—85), «Не делай другим того, чего себе не пожелаешь» (ч. I, c. 118), «Где дружбой дорожат, там враги дрожат» (ч. II, c. 24), а также рассказы Л. Н. Толстого «Два товарища» (ч. II, c. 68) и о коне (ч. II, c. 94), рассказы К. Д. Ушинского (ч. II, c. 95), стихотворение С. Я. Маршака «Угомон» (ч. II, c. 100—101), помещённые на страницах «Азбуки». Они касаются отношений в семье и с товарищами.

Принятие и освоение первоклассниками социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Указанные результатыявляются базовыми для организации всего процессаобучения ребёнка в школе. Первоначальное формирование и дальнейшее развитие мотивации к учёбе и уменияучиться начинаются с первого урока:со знакомства с «Азбукой», её авторами и назначением,условными обозначениями и целями работы с учебником, далее, при изучении тем: «Здравствуй, школа!» (ч. I, c. 4), «Век живи — век учись» (ч. I, c. 16), «Повторение — мать учения» (ч. I, c. 18—19), «Азбука — к мудрости ступенька» (ч. I, c. 20) и др.

Необходимыми для достижения данных личностных результатов являются следующие виды деятельности на уроках обучения грамоте: чтение и анализ внутреннего смысла пословиц об учении, пользе чтения, обсуждение текстов «В библиотеке» (ч. I, c. 101), «Мы учимся» (ч. II, c. 7), «Мы любим ходить в библиотеку» (ч. II, c. 48) и др.

Достижению указанного личностного результата также способствует составление детьми собственных высказываний по данным темам и выполнение проекта «Живая азбука» в конце обучения чтению и письму.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Становление и развитие мотивации к учёбе тесно связаны с развитием самостоятельности и чувства ответственности не только за процесс усвоения знаний, но и за всё личное поведение в целом. Для этого в азбуке заложен учебный материал для анализа внутреннего смысла пословиц: «Учиться — всегда пригодится», «Нет больше позора, чем не выполнить уговора», «Дело учит, дело мучит, дело кормит», «Умный себя винит, глупый — своего товарища» и др.

В конце каждой части «Азбуки» также помещены вопросы и задания для самоконтроля, а в конце первой части — ещё и алфавит, чтобы ребёнок сам проанализировал, какие из букв он уже знает, а какие ему ещё предстоит узнать.

Формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств служит весь текстовый и иллюстративныйматериал «Азбуки», специальная формулировка вопросов и заданий, направленных на эстетическое восприятие,оценку культурных ценностей. Тексты «Азбуки» представлены отрывками или целостными произведениями изклассики детской литературы XIX—XX вв. В дополнениек иллюстрациям учебника часто даются задания проиллюстрировать любимую сказку.

Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей достигаетсяпри обсуждении таких тем, как «Не нужен и клад, когда в семье лад» (ч. I, c. 10), «Согласие крепче каменныхстен» (ч. I, c. 12), «Кто скоро помог, тот дважды помог»(ч. I, c. 24), «Нет друга — ищи, а нашёл — береги» (ч. I,c. 28), «Не делай другим того, чего себе не пожелаешь»(ч. I, c. 118) и др. При обсуждении этих тем дети выявляют внутренний смысл пословиц, анализируют морально-этические проблемы взаимоотношений между людьмии делают для себя вывод, что доброжелательность, стремление к согласию, сопереживание и взаимопомощь во всевремена одобрялись российскими людьми, а отступлениеот этих норм осуждалось. Обсуждению этических проблемпосвящены тексты «Подарки к празднику» (ч. I, c. 122),«Ударили первые морозы» (ч. II, c. 12), «Мужик и медведь» (ч. II, c. 28), рассказы Л. Н. Толстого «Дед стал стар»(ч. II, c. 19), «Чиж» (ч. II, c. 27), «Ехали два мужика» (ч. II,c. 41), «Два товарища» (ч. II, c. 68), «Был у Пети и Мишиконь» (ч. II, c. 94), рассказы К. Д. Ушинского «Худо тому,кто добра не делает никому» (ч. II, c. 95), «Вместе тесно,а врозь скучно» (ч. II, c. 95).

Формированию у детей бережного, заботливого и ласкового отношения не только к людям, но и к животным может послужить работа над темами «О братьях наших меньших» (ч. I, c. 90—95), стихотворениями Е. А. Благининой «Голодно, холодно» (ч. II, c. 8) и «Щенок» (ч. II, c. 68), В. Д. Берестова «Прощание с другом» (ч. II, c. 108) и рассказом М. М. Пришвина «Глоток молока» (ч. II, c. 103).

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций является важнымаспектом в работе учителя начальных классов. Средствами «Азбуки»,обеспечивающими развитие названных навыков и умений,являются задания, выполнение которых предусматриваетработу в паре или в группе. При выполнении этихзаданий с детьми учитель из транслятора готовых знанийпревращается в организатора исследовательской работысамих детей по поиску ими языковых закономерностей. Такой стиль работы подготовит детей к совместному выполнению проекта «Живая азбука».

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Установке на здоровый образ жизни соответствует сам учебник: небольшой вес за счёт разделения на две части и мягкой обложки, крупный шрифт и иллюстрации без мелких деталей. Также для достижения перечисленных личностных результатов необходимо научить детей правилам посадки, их соблюдению и самостоятельному контролю своей осанки. Примером для детей послужат иллюстрации в «Азбуке» и «Прописях».

Необходимыми для формирования перечисленных умений являются беседы на основе материала «Азбуки»: о правилах поведения дома, когда нет взрослых (иллюстрации к сказке «Волк и семеро козлят» (ч. I, c. 16—17); о правилах безопасности при работе с острыми и колющими инструментами или предметами (иллюстрация с изображением инструментов на c. 6 в ч. I, тексты «Кто косит» (ч. I, c. 49) и «Кактус» (ч. I, c. 65); о необходимости соблюдать правила личной гигиены (текст «Утром» (ч. I, c. 86), отрывки из «Мойдодыра» К. И. Чуковского (ч. II, c. 53) и из стихотворения С. И. Михалкова (ч. II, c. 65); о правилах сбора грибов (текст «Галя и Гена...» (ч. I, c. 119); об опасности, которую таит общение с животными (текст «Паслись гусь с гусятами на лугу» (ч. II, c. 14); о соблюдении правил дорожного движения (текст «Велосипед меня понёс» (ч. II, c. 32), иллюстрации с изображением дорожных знаков (ч. II, c. 36), стихотворение В. Д. Берестова о светофоре (ч. II, c. 72), рассказ Б. С. Житкова «Светофор» (ч. II, c. 73).

Формированию мотивации к труду в «Азбуке» посвящены темы «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится» (ч. I, c. 6—7), «Труд кормит, а лень портит» (ч. I, c. 40), «Каков мастер, такова и работа» (ч. I, c. 48—49), «Терпение и труд всё перетрут» (ч. I, c. 104—105), «Без труда хлеб не родится никогда» (ч. II, c. 38—45) и др. Обсуждение внутреннего смысла пословиц, помещённых в «Азбуке», также поможет преодолеть весьма распространённое в обществе потребления негативное отношение к труду.

Тексты и иллюстрации «Азбуки» познакомят детей с профессиями учителя, овощевода, птицевода, музыканта, плотника, повара, строителя, слесаря, историка, космонавта, водолаза, врача, кондуктора, художника, полицейского и т. д.

 

В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования содержание учебника направлено на достижение следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: