Мышление
Мышление – это важнейшая способность к познанию существенных свойств и связей (причинно-следственных, структурно-функциональных, пространственных, временных и др.) объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека.
Мышление – это важнейшая познавательная способность, благодаря которой человек получает знания о мире, о самом себе, а также планирует и осуществляет свою деятельность.
Мышление – это взаимодействие субъекта с
- объективным миром;
- познаваемым объектом, в ходе которого осуществляется аналитическая деятельность;
- понятийным аппаратом языка.
Процесс мышления непосредственно связан с физиологией человека (строением и работой мозга) и языком. Опосредованный характер мышления заключается в том, что человек благодаря мышлению познает скрытые свойства, связи и отношения предметов.
Язык – определенная знаково-символическая система, в которой сохраняется и передается информация.
Операции (приемы) мышления.
Анализ – мысленное разложение предмета на составляющие его элементы.
Синтез – мысленное объединение отдельных элементов целого.
Сравнение – установление сходства или различия объектов.
Обобщение – переход от мыслей о конкретных объектах или группах объектов к свойствам их классов и родов.
Моделирование – исследование свойств и связей объектов действительности на специально построенных моделях.
Абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда качеств познаваемого объекта в целях выявления и ясного понимания какого-то одного из них.
Основные формы мышления:
понятие суждение умозаключение
Методы мышления:
Дедукция – (от латин. выведение) метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего. Началом (посылками) дедукции являются общие утверждения, а завершениями – частные следствия.
Индукция – (от латин. наведение) метод мышления на основе перехода от частного положения к общему.
Мышление связано с речью.
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка (системы знаков, которая существует и реализуется через речь)
Процесс речи предполагает
| |||
|
Речь позволяет человеку познавать окружающий мир, сохранять и передавать свои знания и опыт другим людям, последующим поколениям.
|
|
Внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.
|
|
|
|
В процессе говорения и письма задействуются следующие основные группы мыслительно-физиологических механизмов:
- формирование смысла речевого высказывания
- построение грамматической структуры высказывания, поиск нужных слов, выбор определенной звуковой или графической схемы
- физический процесс речевого высказывания
Качества речи:
- содержательность
- выразительность
- действенность
- понятность