Технологическая карта урока по ФГОС




Приложение 4

Предмет: История России с древнейших времён до конца XVI века

Класс: 6 «Б»

Тема урока: « Повседневная жизнь, сельский и городской быт Древней Руси»

Количество часов на изучение темы: 1

Цели урока:

Образовательная: Знакомство учащихся с повседневной жизнью древних славян, характеристика образа жизни представителей различных слоёв древнерусского общества

Развивающая: Развитие умения работать с историческими документами для поиска необходимой информации; развитие умений производить описание (реконструкцию), характеризовать условия и образ жизни людей Древней Руси; умение анализировать и объяснять различные исторические факты, проводить сравнение, определять в них общее и различное (образ жизни различных категорий населения)

Воспитательная: Уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты: Актуализация знаний, учащихся о быте и нравах Древней Руси. Систематизация знаний о предметах быта (предметы повседневного обихода), одежды, особенностей жилища. Систематизация знаний о ремёслах и военном деле (тактик, видов и типов вооружения и защиты). Систематизация знаний о повседневной жизни. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Систематизация знаний о быте и нравах жителей Древней Руси.

Метапредметные результаты: способствовать дальнейшему развитию УУД (универсальных учебных действий):

Личностные результаты: Формирование мотивации к обучению. Проявление познавательного интереса к прошлому; уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Доносить свою позицию до других, способность дать устный ответ на ответ на основе систематизации, аргументация своего мнения. Планирование учебного сотрудничества. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: Выделение главного, существенного. Осознанное построение речевого высказывания, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы. структурирование знаний. Установление причинно-следственных связей. Проведение анализа учебного материала. Уметь использовать полученную информацию. Проведение анализа учебного материала

Регулятивные: Осуществление самоконтроля. Осознание уровня освоения материала. Планирования и осуществления учебной деятельности. Самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей. Осознание качества и уровня усвоения материала. Осуществление самоконтроля. Самооценка и прогнозирование результатов.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Форма работы учащихся: фронтальная, групповая

Межпредметные связи: география, археология, этнография

Основные понятия, используемые (изучаемые) на занятии: быт, нравы, слобода, хоромы, большая семья, вои, скоморохи, гусляры, порты, зипуны, онучи, епанча, понёва, клеть, горница, кольчуга, ладья, гридница

Условия реализации урока и оборудование урока:

Информационные ресурсы: 1. Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/10/31/urok-istorii-v-6-klasse-na-temu-byt-i-nravy-drevney-rusi (Дата обращения 14.02.21). 2. Учителя.com. Учительский портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://uchitelya.com/istoriya/165723-tehnologicheskaya-karta-uroka povsednevnaya-zhizn-naseleniya-6-klass.html (Дата обращения 15.02.21).

Учебная литература: История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 128 с.: ил., карт.

Методические ресурсы: Поурочные планы по учебнику А.А Данилова, Л.Г. Косулиной История России с древнейших времен до конца XVI в. (автор-составитель Н.Ю. Колесниченко) Волгоград, 2010.

Оборудование урока: Меловая доска, мультимедийная доска, компьютер, проектор, презентация « Повседневная жизнь, сельский и городской быт Древней Руси» (приложение 1), раздаточный материал в виде «Фишбоуна» (приложение 2).

План урока:

1. Нравы в Древней Руси (у сельских жителей, у городских жителей, у знати)

2. Военное дело

3. Жилище

4. Одежда

Ход урока

Этапы урока (название, время, цель) Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность учащихся Планируемые результаты
Предметные УУД
1. Организационный момент (1 мин).Цель – включениеучащихся в учебную деятельность. Приветствует учеников. Проверяет готовность учащихся к уроку. Проверяет отсутствующих. Раздача скелета «Фишбоун» (приложение 2). Проверка готовности к уроку. Приветствуют учителя, подготовка рабочего места. - Способствовать дальнейшему развитию УУД (универсальных учебных действий) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: осуществление самоконтроля.
2. Постановка целей и задач, а также мотивация детей на активную работу (4 мин).Цель: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения учебных задач и актуализация ранее изученного материала. Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся. Начинается урок со стихотворения: Русь могучая и бескрайняя, Люди были тогда всесильными, В избах деревянных жили, Занимались искусством знатным. Сами ткали, хлеба растили, Хоть и в лаптях ходили. (слайд 2). Прослушав строчки из стихотворения, учитель задает вопрос: «Как вы думаете, о чём мы будем сегодня с вами говорить?». Вывод темы урока на экран (слайд 3). «Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с повседневной жизнью древних славян, жителей города и деревни, а также знати, выявим характерные черты русского быта, что такое быт и нравы?» Знакомство учеников с технологией «Фишбоун» (слайд 4). (Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения). После прочтения стихотворения учитель задает вопрос. Ответ на вопрос о теме урока. Предполагаемые ответы: о быте, нравах. Учащиеся называют пункты, из которых состоит повседневная жизнь. Учащиеся называют и записывают тему урока. Знакомятся с новой технологией «Фишбоун». Актуализация знаний, учащихся о быте и нравах Древней Руси Личностные:формирование мотивации к обучению. Коммуникативные: доносить свою позицию до других, способность дать устный ответ на ответ на основе систематизации, аргументация своего мнения. Планирование учебного сотрудничества. Регулятивные: осознание уровня освоения материала.
3. Первичное усвоение и закрепление нового материала (28 мин).Цель: изучить исистематизировать материал по новой теме. Озвучивание плана урока. Вывод на экран головы «Фишбоун» (слайд 5). Запись плана урока в голову «Фишбоун».   Ученики слушают и записывают план урока в соответствующую часть (название части скелета) «Фишбоун»: (приложение 2) 1. Нравы в Древней Руси (у сельских жителей, у городских жителей, у знати) 2. Военное дело 3. Жилище 4. Одежда - Систематизация знаний о предметах быта (предметы повседневного обихода), одежды, особенностей жилища. Систематизация знаний о ремёслах и военном деле (тактик, видов и типов вооружения и защиты). Систематизация знаний о повседневной жизни. Регулятивные: планирования и осуществления учебной деятельности.     Регулятивные: самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: выделение главного, существенного; осознанное построение речевого высказывания, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы. структурирование знаний. Установление причинно-следственных связей. Проведение анализа учебного материала. Личностные: проявление познавательного интереса к прошлому; уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох.
1) Нравы в Древней Руси (у сельских жителей, у городских жителей, у знати). Организует работу учащихся по рядам с учебником (стр. 93-97). Показывает слайд №6. Вывод учителем на экран первых трёх частей «Фишбоун» с понятиями для проверки учащихся (слайд 7). Визуальное представление ремесла с небольшим пояснением (слайд 8) «Еще раз хочется немного остановиться на ремеслах в Древней Руси, как вы уже правильно сказали, то наиболее распространенными были гончарное дело, кузнечное дело, кожевенное дело, плотничество, а также валянье и обработка шерсти». Задание: прочитать каждому ряду определенные учителем страницы учебника с целью выявления нравов древних славян. Назвать необходимые слова-маркеры с уточнениями для заполнения трех частей «Фишбоун» в своем раздаточном материале. Просмотр слайдов по видам ремесла. Учащиеся читают текст из учебника, затем выделяют слова-маркеры и пишут их в своем раздаточном материале в соответствующем месте (под обозначенными пунктами скелета). Предполагаемые ответы: Первый ряд (стр. 93-94): большая часть населения, большие семьи (семья, в которой старший мужчина является главой семьи, и в которой он живет и ведет хозяйство вместе с сыновьями и их женами и детьми), трудовое воспитание, раннее вступление в брак, женщины пряли, мужчины пили хмельные напитки. Второй ряд (стр. 94-95): селился князь и его дружина, торговые и ремесленные центры (гончарное дело, ювелирное дело, плотничество, кузнечное дело, кожевенное дело), городское вече, купцы и иноземные гости. Третий ряд (стр. 95-96): дети на попечении кормилицы и нянек, рано учили грамоте, охота и богатые пиры, богатая пища и напитки (мед, вино, мясо), скоморохи и гусляры, имена христианских святых. Ученики смотрят на слайды.
2) Военное дело Учитель объясняет второй пункт плана с визуальным сопровождением. (слайды 9, 10, 11). «Друзья, как вы знаете, большое место в то время играла война. Профессиональными воинами в это время была княжеская дружина, вооруженная мечами, копьями и саблями. Защитными средствами или обмундированием, как бы мы сейчас сказали, были кольчуга – рубашка в виде металлических колец, броня и непосредственно щит. Голову защищали необычной формы изящный остроконечный шлем – шишак. Средствами передвижения войска по суше были – кони, конская упряжь, а по морю – ладьи или дубасы – парусно-вёсельное морское судно у славян. Кстати, именно от слова лодья и произошла современное слово лодка. Помимо профессиональной обученной княжеской дружины было, конечно, народное ополчение, вои – представители полка, выставляемые от города вечевым собранием. Вои были вооружены луками, ножами, копьями или боевыми топорами, броню и кольчугу заменял лишь щит». Учитель дает задание заполнить ученикам свой раздаточный материал в соответствующем месте (обозначенном пункте в скелете). Демонстрация учителем четвертой части с заполненными словами-маркерами. (слайд 12). Учитель спрашивает про тактику выступления русского войска в поход (слайд 13). Задание: посмотреть на презентацию, понять объяснения учителя и вставить в четвертую часть своего «Фишбоуна» (в обозначенном в скелете месте) нужные слова-маркеры. Назвать, каким образом русское войско выступало в поход. Ученики смотрят на слайды, слушают учителя и отвечают на вопросы (записывают в нужное место своего «Фишбоуна»): 1) На чем передвигались по суше, а на чем по морю (ответ – кони, ладьи) 2) Основные виды оружия (ответ – мечи, копья и сабли) 3) Основные виды защитного снаряжения (щит, броня, кольчуга) 4) Чем было вооружено народное ополчение (лук, колчан со стрелами, нож, копье или боевой топор, щит) Дополнительно: Каким образом войско выступало в поход? Ответ: по сигналу трубы, впереди князь, за ним дружина и вои (уточняют, кто это), следом тянулся обоз, нередко сражения начинались поединками богатырей.  
3) Жилище Учитель объясняет второй пункт плана с визуальным сопровождением. (слайды 14, 15, 16). «Далее поговорим немного о жилище наших древних предков. Не для кого не будет каким-то новым открытием тот факт, что образ жизни верхушки населения (князей, бояр и купцов) отличался от образа жизни сельских людей. Так же ситуация обстоит и с жилищем. Если говорить о жилище князей и бояр, то в истории оно получило название хоромы. Хоромы состояли из нескольких соединенных между собой постройках. В центре находился терем – высокое деревянное здание башня, где располагалось отапливаемое помещение – изба. Помимо этого, там находились и два неотапливаемых помещения – горницы-повалуши – так называли холодные кладовые, и спальни-клети – так именовали летнее жилище без отопления. Всех их с главной частью хором – избой соединяли сени – попросту говоря – прихожая. Вы спросите, а где же князь принимал гостей, устраивал пиры? Делал это он в гриднице. Конечно, хоромы не были единственной постройкой на территории княжеского или боярского двора. На территории двора располагались конюшни, поварня, кузница, амбары, медуши, где хранили мёд, ледники – так называемые холодильники. Зажиточные горожане, речь идет прежде всего о купцах, жили в богатых деревянных срубах – то есть, из обтесанных бревен. Первый этаж, как правило, был хозяйственным, а вот второй уже – жилым. Внутреннее убранство таких домов было довольно завидным: медвежьи шкуры на полу, на стенах дорогие восточные ковры, лари с одеждой, освещались такие помещения свечами. Что касается бедной части населения, а также ремесленного люда, то они обитали в так называемых слободах – городских окраинах. Дома представляли собой либо полуземлянки, у которых крыша и стены выпирали из-под земли, либо небольшие приземленные срубы. Топили такие помещения по-черному, вместо окон – бычий пузырь, вместо свеч – лучина». Учитель дает задание заполнить ученикам свой раздаточный материал в соответствующем месте (обозначенным нужным пунктом в скелете). Демонстрация учителем пятой, шестой и седьмой части «Фишбоуна» с заполненными словами-маркерами. (слайд 18). Уточняет, что такое слобода и хоромы (слайд 17). Задает уточняющие вопросы. Задание: посмотреть на презентацию, понять объяснения учителя и вставить в пятую, шестую и седьмую часть своего «Фишбоуна» нужные слова-маркеры (в обозначенные пункты скелета). Ответ на уточняющие вопросы. Ответить на вопрос: «Что такое слобода и хоромы».   Ученики смотрят на слайды, слушают учителя и отвечают на вопросы (записывают в нужное место своего «Фишбоуна»): Предполагаемые результаты: Жилище князей и бояр:Хоромы – жилище князей и бояр, в центре терем (что это?) Ответ– высокое деревянное здание-башня, где находилось отапливаемое помещение - изба, изба, горницы-повалуши (что это?) Ответ –башнеобразное помещение или холодная кладовая, спальни-клети (что это?) Ответ – летнее жилище, спальня, сени (что это?) Ответ – входная часть русского дома или прихожая, гридница (что это?) Ответ – парадная горница для пиров, поварня, конюшня, кладовые, амбары, медуши – кладовая для мёда. Жилище зажиточных:в срубах – деревянных домах из обработанных бревен, первый этаж – хозяйственный, а второй – жилой, украшались восточными коврами и тканями, медвежьими или рысьими шкурами, освещение свечами. Жилище крестьян:слобода (что это?) Ответ – городские окраины, полуземлянки (чем отличается от землянки?) Ответ – стены и крыша полуземлянки выпирает, на юге страны, на севере наземные постройки с деревянными полами, печи по-черному, освещение лучиной.  
4) Одежда Организует работу учащихся (девушки и юноши) с учебником (стр. 94-96). «Теперь давайте рассмотрим, а во что же тогда одевались наши далекие предки?». Чтобы удобнее и быстрее было решить это задание, давайте поступим так: юноши ищут в учебнике и выписывают с определениями части мужской одежды, а девушки то же самое, только женской одежды». После того, как ученики выпишут все необходимое, учитель спрашивает у нескольких учеником названия одежды с пояснением (эта часть одежды высвечивается на экране) (слайд 21, 22 и 23 соответственно). Демонстрация заполненной восьмой части «Фишбоун» (слайд 20). Прим. для учителя: в течение всей работы учащиеся пишут на обратной стороне листа «Фишбоун» слова с определениями или краткими пометками. В сам «Фишбоун» вносят только краткие слова маркеры. Задание: найти в учебнике на обозначенных учителем страницах необходимую информацию и записать ее в «Фишбоун» (в обозначенный пункт).   Ученики работают самостоятельно с учебником, выписывают слова-маркеры в лист «Фишбоун». Затем в случайном порядке (поднятие руки – возможно) ученики называют части одежды и поясняют, что это. Например, на вопрос учителя «Какие штаны носили мужчины», ученик должен ответить «Порты», а затем добавить «Это сужающиеся вниз штаны». И фотография появится на слайде.  
4. Рефлексия (5 мин.) Цель: самостоятельно определить уровень усвоения материала. Учитель предлагает ученикам самим заполнить хвост рыбы – выводы, в соответствии с предложенными вопросами (слайд 25). В конце урока демонстрирует весь «Фишбоун» (слайд 24). Задание: ответить на вопросы 1) Сегодня я узнал, что… 2) Самым интересным для меня было то, что… 3) Мне непонятно… 4) Я ещё хотел бы узнать… Ученики отвечают на вопросы и записывают в хвост «Фишбоун». Тем самым окончательно выполнив задание. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Регулятивные:осознание качества и уровня усвоения материала. Осуществление самоконтроля. Познавательные:уметь использовать полученную информацию. Проведение анализа учебного материала.
5. Домашнее задание (2 мин.). Цель: обсудить и записать домашнее задание. Комментирует домашнее задание. Открываем дневники, записываем домашнее задание. Домашнее задание: прочитать заполненный «Фишбоун». Параграф 11 (стр. 93). Запись домашнего задания. Систематизация знаний о быте и нравах жителей Древней Руси. Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные: самооценка и прогнозирование результатов.

Приложение 1

СЛАЙД 2

СЛАЙД 3

 

 

СЛАЙД 4

 

СЛАЙД 5

 

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

 

 

СЛАЙД 8

 

СЛАЙД 9

 

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11

 

СЛАЙД 12

 

 

СЛАЙД 13

СЛАЙД 14

 

 

СЛАЙД 15

 

СЛАЙД 16

СЛАЙД 17

 

 

СЛАЙД 18

 

СЛАЙД 20

 

СЛАЙД 21

 

СЛАЙД 22

 

СЛАЙД 23

 

СЛАЙД 24

 

СЛАЙД 25

Приложение 2

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: