Чистая преданность — это свобода от покрытий




Шиварама Свами «Шуддха бхакти чинтамани»

Глава 7

Чистая преданность — это свобода от покрытий

Оставшаяся вторичная характеристика чистой преданности — это свобода от покрытия философствованием и материальной деятельностью.

Как уже говорилось, аньябхилашита-шуньям означает чистое желание удовлетворять Кришну, свободное от покрывающего влияния спекулятивного знания и кармической деятельности (гьяна-кармадй-анавритам). Помимо чистоты намерений, преданные, серьезно стремящиеся прогрессировать в сознании Кришны, в своей повседневной жизни должны освободиться от влияния кармы, гьяны и других практик, не относящихся к преданному служению.

Кармическая деятельность (карма) и культивирование знания (гьяна) — неизбежное следствие жизни в материалистическом обществе. Чистые преданные не являются исключением из этого правила. Однако некоторые виды такой деятельности и такого знания наносят вред чистой преданности, а другие — нет. Когда преданные позволяют себе что-то, приносящее вред, их умонастроение чистой преданности покрывается (авритам), и такая покрытая чистая преданность — это уже отблеск преданности. Это происходит, когда преданные обращаются вновь к деятельности кармы и гьяны — либо из-за плохого общения, либо из-за пренебрежения собственной духовной практикой.

Бхактивинода Тхакур уподобляет появление чистой преданности рождению девочки. Как родители этой нежной новорожденной должны защищать ее от солнца, холода, диких зверей, так и преданные должны защищать свою новорожденную преданность от нежелательного влияния спекулятивного знания, усилий в кармической деятельности и соблазнов мистических совершенств. Если родители не смогут дать надлежащую защиту своему ребенку, новорожденная не вырастет здоровой женщиной. Аналогично этому, если любящие преданные и тщательная духовная практика не дают прибежища чистой преданности, она деградирует в самые нежелательные идеи и привычки. Оберегаемая до стадии стабильности (ништхи), чистая преданность будет относительно защищена от склонности к мирскому. Все ли виды знания опасны для преданного служения? Люди должны изо всех сил избегать знания, приводящего их

к безличной концепции Абсолютной Истины. Некоторые философы говорят, что знание об освобождении является предвестником преданного служения, но ачарьи- вайшнавы и писания отвергают эту идею.

Как упоминалось выше, преданные должны культивировать конституционально присущее им как живым существам знание о своем положении в отношениях с Кришной и Его энергиями. Такое культивирование является частью чистого преданного служения. Этому знанию обучают писания, и оно пробуждается практикой чистого преданного служения. Понимание своих отношений с Кришной способствует духовному развитию. Человек не должен думать, будто стремление к такому знанию материально мотивировано. Побуждение к обретению такого знания рождается из желания узнать Кришну и потому служит стимулом к практике бхакти.

При неправильном понимании даже трансцендентное знание может стать препятствием для преданности. Одним из примеров подобного понимания является то, что преданный пренебрегает своим служением, чтобы культивировать знание. Изучение писаний о преданности (бхакти-шастр) — это чистая преданность, но если при таком изучении преданный пренебрегает смыслом знания, а именно тем, что надо служить Кришне согласно Его желанию, то подобное культивирование создает лишь еще одно покрытие для преданного служения. Чтобы избежать этого, преданным надо получать руководство от более возвышенных авторитетных личностей.

Еще один пример неправильного понимания трансцендентного знания — когда оно порождает гордость ученостью. Некоторые преданные думают, что их более обширные знания возвышают их над другими вайшнавами. Надменные и безразличные к чувствам других, они препираются по поводу различных философских тонкостей и пренебрежительны ко всем остальным. Кришнадас Кавирадж Госвами осуждает такое поведение, которое очень далеко от смиренного настроения и поведения великих ученых вайшнавов. Именно таким великим ученым был Шрила Прабхупада. «Если человек становится книжным червем, читая всевозможные книги и шастры, и если он выслушивает множество толкований и поучений от разных людей, то это лишь порождает сомнения в его сердце. Таким образом невозможно понять цель жизни».

Живя в обществе, человек не может избежать участия в общественных и религиозных ритуалах. Подобная кармическая деятельность, совершаемая в маленьких масштабах и в настроении отречения, не покрывает чистую преданность. Но если преданные сознательно погружаются в подобные вещи и верят в них, то они загрязняют чистые воды уттама-бхакти.

Примером кармической деятельности, которая не вредит чистой преданности, является участие в похоронах родственников. После того, как отец Чайтаньи Махапрабху оставил этот мир, Господь Чайтанья отправился в Гаю, чтобы совершить принятые тогда ритуалы, именуемые пинда-дана. Если бы преданные избегали участия в подобных ритуалах, то люди бы без необходимости критиковали вайшнавов, совершали оскорбления и затрудняли собственный духовный прогресс.

Аналогично этому, преданные иногда совершают огненные жертвоприношения (хомы) во исполнение чистого преданного служения. Так, Шрила Прабхупада пригласил местных брахманов на открытие храма Кришны и Баларамы во Вриндаване, чтобы они провели установление Божеств по традиционным ведическим ритуалам. Впоследствии он объяснял: «[Мы] были вынуждены провести ведические церемонии и пригласить брахманов, потому что жители Вриндавана, в особенности смарта-брахманы, не признают европейцев и американцев настоящими брахманами ».

Еще один пример — это ведическая астрология (джйотиша). Астрология представляет собой не более чем подробное описание действия гун природы. Это — материальная прогнозирующая наука. Ведическая астрология, следующая авторитетным источникам, таким как «Бхригу-самхита», полезна для обычных людей, пытающихся понять, как им организовать свою жизнь в соответствии с результатами прошлых действий. Но преданные тоже могут обращаться к астрологам, чтобы получить указания о том, как их прошлое воздействует на их будущее. Они делают это, чтобы подготовиться к предстоящим кармическим реакциям и, по возможности, свести их к минимуму ради того, чтобы максимально занять себя в служении Кришне.

Совершая кармическую деятельность, такую как пинда, хома, джйотиша и даже йога-асаны (что подразумевается суффиксом -ади в словах гьяна-кармадй-анавритам), преданный использует следующее указание, чтобы определять, приемлема та или иная деятельность для чистого преданного служения или нет.

Иными словами, серьезные преданные не станут совершать такие кармические действия, которые не могут принести какое-то благо их преданному служению, в особенности, обретению вкуса к слушанию и проповеди.

При этом возникает важный вопрос: «Когда подобные действия покрывают чистое преданное служение?»

Ответ лежит в сфере мотивов совершения того или иного действия. В той степени, в какой действие совершается в силу чрезмерной привязанности, а не в порядке отрешенного исполнения обязанностей, преданность утрачивается.

Такая чрезмерная привязанность иллюстрируется двумя соображениями. Первое — «если я этого не сделаю, я совершу грех»; и второе — «если я это сделаю, мое преданное служение улучшится». Первое выдает отсутствие веры в основу преданности — убеждения, что Кришна будет верен Своему обещанию и защитит преданного от последствий любых грехов, приходящих из-за пренебрежения мирскими обязанностями. Второе выдает непонимание фундаментального положения учения сознания Кришны, согласно которому кармическая деятельность не может ни питать чистую преданность, ни вызывать ее.

Те же самые примеры, которые мы использовали выше, могут прояснить, как кармическая деятельность покрывает преданность, если не совершается в духе отречения.

В случае пинды преданность покрывается, когда преданные думают, что они совершат грех, если не будут участвовать в похоронах родственников, или, что если они будут участвовать в этих похоронах, их преданность усилится. В случае хомы преданность покрывается, когда преданные слишком увлекаются совершением огненных жертвоприношений, думая, что практика преданного служения или события, такие как открытие храма или установление Божеств, несовершенны без хомы. В случае астрологии преданность покрывается, когда преданные имеют больше веры в силу судьбы, предсказанной джйотишей, чем в силу преданности или милости Кришны.

Есть много ловушек на пути к чистому преданному служению — их создают кармическая деятельность, философствование, практика йоги и искусственное отречение. Но поскольку преданные черпают силу в постоянной занятости совместным преданным служением с теми, кто имеет чистые мотивы, они могут преодолеть подобные препятствия. Если неофиты-преданные не воспевают внимательно Харе Кришна, не слушают регулярно «Шримад-Бхагаватам», не посещают храм Господа, не поклоняются с верой Божеству, то они будут отвлечены от пути преданности остатками своей материальной обусловленности. Когда преданные отождествляют кармическую деятельность или культивирование знания с преданностью, их чистая преданность деградирует до аропа-сиддха-бхакти или санга-сиддха-бхакти. Эти отблески преданности не могут ни привлечь Кришну, ни дать человеку любовь к Нему.

И последнее замечание о кармической деятельности, покрывающей чистое преданное служение. Даже если преданные распространяют сознание Кришны, что само по себе — чистое преданное служение, они должны быть внимательны в том, чтобы не пренебрегать воспеванием Харе Кришна и слушанием, потому что эта деятельность является сердцем чистой преданности.

Хотя возвышенные преданные не обязаны следовать правилам преданного служения, обусловленные души должны следовать этим правилам. Тем не менее, пока преданные находятся в материальном мире, освобожденные это души или нет, им надо следовать правилам и предписаниям практики преданного служения. Освобожденные души должны следовать этому, чтобы учить других своим примером, а неофиты — чтобы не отклониться от истинного пути.

Примеры подобных отклонений возникают, когда преданные превращают проповедь в кармическую деятельность, а храм — в коммерческое предприятие. Шрила Прабхупада часто жаловался на священнослужителей в Индии, для которых поклонение знаменитым Божествам становилось просто средством содержать семью и собирать приданое дочерям. Как бы Шрила Прабхупада отреагировал на то, что храмовые преданные без большой необходимости заняты продажей мирской «атрибутики»?

Невозможно переоценить важность регулируемой практики преданного служения. Живут ли преданные в храме или за его пределами — у них должна быть сильная садхана. Обычно это — норма для тех, кто живет в храме, но, к сожалению, строгая садхана воспринимается инициированными преданными, живущими за пределами храма, как нечто необязательное. Это — неправильное понимание. Ни один преданный в обусловленном состоянии не устоит перед майей только потому, что хочет устоять. Желание и способность оставаться свободным от материальной обусловленности должны быть подкреплены строгим культивированием бхакти. Иначе заблуждения уведут с пути чистоты даже преданных, имеющих лучшие намерения, а скорее всего, — уведут их с пути преданного служения вообще. В этом отношении Шрила Прабхупада писал: «Каждый должен рано вставать, омываться, приходить на мангала-арати, повторять не менее 16 хороших кругов, посещать лекции, следовать строго регулирующим принципам. Если в этом отношении мы не будем строги, не может быть и речи о духовной жизни. Всякий, кто не принимает это твердо, обязательно падет».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: