Методы формирования сознания (рассказ, беседа, объяснение, пример, убеждение, внушение).




Методы формирования сознания личности

Убеждение — процесс логического обоснования (доказательства) какого-либо суждения или умозаключения. Этот метод предполагает наличие определенной информации в сообщении воспитателя и осознанное отношение к ней воспитанников. Убеждение как словесное воздействие опирается на интеллект слушающего, апеллирует к его знаниям, жизненному опыту. Данный метод способствует развитию логического мышления, раскрытию творческого потенциала учащихся, формированию их готовности защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с ней. Используя убеждение как метод воспитания, педагог, например, разъясняет учащимся сущность социальных и духовных отношений, норм и правил поведения. Учащиеся при этом осмысливают, оценивают и усваивают их, утверждаются в своих взглядах, позициях или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного педагогом, воспитанники формируют свою систему взглядов на окружающий мир и человека.

Самоубеждение — метод самовоспитания, в основе которого лежат логические выводы, сделанные самим учеником. Используется им в процессе осознанного самостоятельного формирования взглядов на мир и самого себя.

Внушение — метод воздействия на эмоциональную составляющую сознания, то есть на чувства, а через них — на ум и волю воспитанника. Внушение осуществляется как вербальными, так и невербальными средствами (интонация, мимика, жесты и т. п.). В основе внушения лежит доверие и снижение критичного отношения человека к поступающей информации. Поэтому слова говорящего с необходимостью вызывают у слушающего те представления, образы, чувства и т. п., которые изначально имелись в виду. Использование метода внушения способствует переживанию детьми своих поступков и эмоциональных состояний. Процесс внушения сопровождается или может иметь результатом самовнушение: воспитанник внушает сам себе ту или иную эмоциональную оценку своего поведения. Следует учитывать, что внушенная информация прочно входит в сознание человека, отказаться потом от сложившейся точки зрения ему трудно. Поэтому злоупотреблять внушением нельзя. Кроме того, при весьма настойчивом воздействии может последовать обратная реакция.

Метод положительного примера используется в первую очередь для возбуждения у школьников потребности к развитию и совершенствованию своих личностных качеств и свойств. В процессе воспитания педагог опирается на положительные примеры жизнедеятельности ученых, писателей, общественных деятелей, людей, совершивших ратный или трудовой подвиг.

Рассказ — монологический метод изложения преимущественно фактического материала в описательной или повествовательной форме. Большое значение этот метод имеет при организации ценностно-ориентационной деятельности детей, особенно в младшем школьном и подростковом возрасте. Широко применяется рассказ при изложении биографического материала, описании предметов, художественных образов, природных явлений, событий общественной жизни. С помощью рассказа можно вызвать положительные нравственные (сопереживание, сочувствие, радость, гордость и т. д.) или отрицательные (негодование и т. п.) чувства по поводу негативных действий или поступков героев рассказа, раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения, вызвать желание подражать положительному примеру и т. п.

+Беседа — диалогический (вопросно-ответный) метод воспитания. При всем богатстве и разнообразии содержания беседы имеют целью привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них положительное отношение к тем или иным объектам действительности, к себе и другим людям. Важно, чтобы содержание беседы было связано с личным опытом ребенка, с его практической деятельностью. Беседа, как правило, начинается с обоснования ее темы, которое подводит учащихся к предстоящему обсуждению как к личностно значимому, а не надуманному делу. Затем педагог предоставляет материал для обсуждения и ставит вопросы, отвечая на которые учащиеся приходят к самостоятельным выводам и обобщениям. В заключительной части беседы педагог подытоживает все высказывания, формулирует выводы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой нормы в практике поведения.

Метод лекции как монологический словесный метод изложения материала большой емкости, достаточной сложности, имеющего свою логику доказательств и обобщений, также широко используется в воспитательной работе. С его помощью излагается сущность той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического и другого содержания.

+Дискуссия и ее разновидность — диспут — в процессе воспитания применяются как методы формирования суждений, оценок, убеждений. Обязательным их условием является наличие двух или более противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Но в отличие от дискуссии, где все-таки должно быть принято устоявшееся и принимаемое учеными решение, диспут не требует определенных и окончательных решений. Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей.

Разъяснение — эмоционально-словесное воздействие на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Этот метод основывается на знании особенностей группы и личностных качеств членов коллектива. Разъяснение применяется только там и тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе, повлиять на его сознание и чувства. Разъяснение применяется, чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения, а также для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: