0 1 2 3
№ | Утверждение | Балл |
Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть | ||
Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения | ||
Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица | ||
Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение | ||
У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника | ||
Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю | ||
Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди | ||
Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться | ||
Я умею улучшить настроение окружающих | ||
Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую | ||
Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов | ||
В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки | ||
Я легко понимаю мимику и жесты других людей | ||
Когда я злюсь, я знаю, почему | ||
Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации | ||
Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком | ||
Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии | ||
Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим | ||
Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть | ||
Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние | ||
Я контролирую выражение чувств на своем лице | ||
Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство | ||
В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций | ||
Если надо, я могу разозлить человека | ||
Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние | ||
Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю | ||
Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это | ||
Я знаю как успокоиться, если я разозлился | ||
Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса | ||
Я не умею управлять эмоциями других людей | ||
Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда | ||
Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые | ||
Мне трудно справляться с плохим настроением | ||
Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает | ||
Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям | ||
Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями | ||
Я умею контролировать свои эмоции | ||
Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно | ||
По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую | ||
Если близкий человек плачет, я теряюсь - | ||
Мне бывает весело или грустно без всякой причины | ||
Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей | ||
Я не умею преодолевать страх | ||
Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает | ||
У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить | ||
Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются |
Инструкция: Напротив каждого утверждения поставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту Вашего ответа:
Нет | Скорее нет, чем да | Скорее да, чем нет | Да |
Я обычно задумываюсь о причинах того, что со мной происходит | ||
Иногда внимание к собственным переживаниям отвлекает меня от дел. | ||
Я люблю мечтать о том, чего в моей жизни нет. | ||
Анализируя собственные действия, я узнаю о себе что-то новое. | ||
Я склонен долго переживать по поводу происходящего. | ||
Я могу замечтаться и забыть обо всем. | ||
Изучение других людей помогает мне лучше понимать самого себя. | ||
Когда у меня что-то идет не так, мне трудно от этого отвлечься. | ||
Я люблю пофантазировать. | ||
Часто полезно остановиться, чтобы лучше понять ситуацию в целом. | ||
Мне бывает трудно перейти от размышлений к действию. | ||
Мне интересно представлять себя в разных ситуациях. | ||
В случае конфликта полезно попытаться увидеть ситуацию глазами оппонента. | ||
Приступая к каком у-либо делу, я долго беспокоюсь о том, что получится в результате. | ||
Я люблю представлять в своем воображении случайные встречи. | ||
Самопознание помогает понимать других людей. | ||
Когда я замечаю, что тревожусь о чем-то, я начинаю переживать еще сильнее. | ||
Занимаясь чем-то, я нередко мысленно переношусь совсем в другое место. | ||
Чтобы понять ситуацию, нужно уметь соотносить свои чувства с тем, что их вызывает. | ||
Нередко я не могу отделаться от мыслей о моих текущих проблемах. | ||
Мне нравится мысленно путешествовать по местам, где я еще не был. | ||
Больше всего я узнаю о себе, когда я анализирую то, что я сделал или делаю. | ||
Порой я настолько сильно переживаю свои ошибки, что не в состоянии ничего сделать, чтобы их исправить. | ||
Я часто фантазирую о том, как моя жизнь могла бы сложиться иначе. | ||
Расхождение взглядов других людей с моими служит для меня источником ценной информации. | ||
Я постоянно думаю о своих неудачах. | ||
Мне легко увлечься посторонними мыслями. | ||
Я обращаю внимание на то, как я реагирую на людей и события. | ||
Когда в моей жизни происходит что-то необычное, я вижу в этом повод задуматься. | ||
Во многих ситуациях бывает полезно сначала разобраться в собственных желаниях и чувствах. |
Инструкция: Напротив номера вопроса поставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту Вашего ответа. Не задумывайтесь подолгу над ответами. Правильных или неправильных ответов в данном случае быть не может.
1 - абсолютно неверно;
2 - неверно;
3 - скорее неверно;
4 - скорее верно;
5 - верно;
6 - совершенно верно.
1. | Я чувствую, что свободен в принятии жизненно-важных решений; | |||
2. | Я общаюсь с теми людьми, которые мне нравятся; | |||
3. | В основном я чувствую себя недостаточно компетентным; | |||
4. | Я часто чувствую давление со стороны окружающих; | |||
5. | Люди, которые знают меня, говорят, что я хорошо справляюсь с тем, что я делаю; | |||
6. | Я умею ладить с окружающими; | |||
7. | Я зачастую держусь отстраненно и не стремлюсь к большому количеству социальных контактов; | |||
8. | Я обычно не стесняюсь выражать свои идеи и мнения; | |||
9. | Я считаю людей, с которыми я обычно общаюсь, своими друзьями; | |||
10. | Недавно я овладел новыми и интересными навыками; | |||
11. | В моей повседневной жизни, я часто должен делать то, что мне говорят; | |||
12. | Люди заботятся обо мне; | |||
13. | Обычно я испытываю чувство завершенности оттого, что я делаю; | |||
14. | Люди, с которыми я ежедневно общаюсь, внимательны к моим чувствам; | |||
15. | В большинстве случаев у меня нет возможности показать, то на что я способен; | |||
16. | У меня мало близких людей; | |||
17. | Я склонен быть самим собой в обычной жизни; | |||
18. | Люди, с которыми я обычно общаюсь, похоже, не так сильно меня любят; | |||
19. | Я часто чувствую себя не способным на что-либо; | |||
20. | У меня не так много возможностей решать самому, что мне делать; | |||
21. | Люди в основном дружелюбны ко мне. | |||
Инструкция: Пожалуйста, представить ситуации, бывшие в прошлом, и воспроизведите свои переживания. Если утвержение похоже на Ваши мысли, выберите ответ “Да”. Иначе – “Нет”.
СТРАХ НЕУДАЧИ
№ | Утверждения | 1 (Да) | 0 (нет) |
Думаю, как бы мне скрыть неудачу от других и не показать виду, что меня это трогает. | |||
Не очень-то мне это было нужно. | |||
А как я буду об этом говорить с отцом или матерью, с близкими? | |||
Как об этом скажу тому, кто меня любит? | |||
Что будут говорить об этом те, кого радует моя неудача? | |||
Интересно, кто же из моих знакомых по этому поводу будет злорадствовать? | |||
Как мне извлечь пользу из своей неудачи? | |||
Они, наверное, теперь от меня откажутся, не пожелают иметь со мной дела, будут считать неудачником. | |||
Изменят мнение обо мне в плохую сторону. | |||
Им, вероятно, будет стыдно за меня. | |||
Они не захотят иметь со мной дела. | |||
Я неудачник. | |||
Впереди мне ничто не светит. | |||
Я еще раз попробую достичь успеха. | |||
Я ни на что не способен. | |||
Этот успех был мне ни к чему. | |||
Неудача случайна: стечение обстоятельств. | |||
За одного битого двух небитых дают; неудачи закаляют. | |||
Что, собственно, случилось? | |||
Успех ко многому обязывает, а это мне ни к чему. | |||
Опыт неудачи важнее опыта успеха. | |||
Это мне специально подстроили. | |||
Те, кто оценивает успех, несправедливы ко мне | |||
Все это мне было ни к чему. | |||
Я им это припомню и кое-что устрою. | |||
Это избавляет меня от продолжения этого неприятного дела. | |||
Я займусь кое-чем другим, более интересным. | |||
Мне не хотелось бы это обсуждать с кем-либо. | |||
Не желаю никого видеть и общаться, побуду один. | |||
Мне просто не везет. | |||
А если я такой неспособный? | |||
Я так и знал, этого достичь было невозможно. | |||
Я ведь предвидел неудачу! | |||
Ну и дурак же я, как я не додумал и кое-что упустил! | |||
Почему же так получилось? | |||
У меня в жизни больше ничего не выйдет хорошего. | |||
Я хуже всех. | |||
Сам виноват, надо было больше работать (учиться, тренироваться и т. д.). | |||
У меня есть тот, кто может помочь мне пережить это. | |||
Мои друзья разделят последствия моей неудачи. | |||
А какие минусы были бы, если бы мне повезло и был успех? | |||
Стоит подумать о плюсах моей неудачи. | |||
Если их радует мой провал, пусть с ними произойдет тоже, что и со мной. | |||
Они еще хуже, чем я, но хорошо это скрывают. | |||
Назло всем покажу им, где раки зимуют! | |||
Чтоб они все провалились! | |||
Я сделаю это назло всем моим завистникам! |
ЧУВСТВО ВИНЫ
№ | Утверждения | 1 (Да) | 0 (нет) |
Жизнь с этим человеком ко многому обязывает, а это мне ни к чему. | |||
Он не подходит мне, слишком мелок. Не по моим масштабам. | |||
Он мне неинтересен. | |||
Если бы это повторилось, я поступил бы иначе. | |||
Если бы это был только сон! | |||
Так мне и надо, если я такой. | |||
Сделал бы что угодно, чтобы загладить вину. | |||
Пусть мне будет плохо или больно, я заслужил это. | |||
Чем мне хуже, тем, наверное, лучше, если я такой. | |||
Пусть бы они сделали со мной то же, что и я с ними. | |||
Гори оно синим пламенем, меня это не касается. | |||
Как мне после этого быть с ними? | |||
Не хочу быть с теми, кто знает об этом случае. | |||
Сделаю все что угодно, чтобы загладить вину. | |||
Не хочу об этом думать. | |||
Они сами виноваты. | |||
Они от меня хотят больше, чем я могу. | |||
Что же делать, если они не принимают меня таким, каков я есть? | |||
Меня таким сделала жизнь, воспитание. | |||
Я хороший, но обстоятельства… | |||
Любой другой поступил бы в этих обстоятельствах так же. | |||
Да, я такой! Ну и что же теперь? | |||
Они тоже меня обижали и наверняка еще обидят, что же я переживаю? | |||
Пусть они переварят это. Бывает хуже. | |||
Так им и надо, я поступил правильно. | |||
Мир так устроен, и не я его придумал. | |||
Пусть обижаются, если они не принимают меня и плохим. | |||
Я в это время плох, и этим все сказано. | |||
Думаю, как попросить прощения. | |||
Нет мне прощения. | |||
Я себя ненавижу. | |||
Я достоин презрения. | |||
Думать надо было о последствиях, о том, как они отнесутся к этому. | |||
Хочу быть один, и тогда никто не будет на меня обижаться. | |||
В каком случае они на меня не обиделись бы? | |||
Быстрее бы это кончилось. | |||
Надо что-то сделать, чтобы загладить вину. | |||
А как мне следовало бы вести себя, чтобы на меня не обижались? | |||
Я все равно не смог бы быть таким, чтобы на меня не обижались. | |||
Откуда они взяли, что я должен быть таким, каким они хотят меня видеть? | |||
Он не умеет обращаться с деньгами, с ним я не вылезала бы из нужды. | |||
Он плохой хозяин (она плохая хозяйка). | |||
Он плохой отец (она плохая мать). | |||
Он всегда неправильно понимает меня. | |||
Он заслуживает такого обращения с собой. | |||
Он жадный. | |||
Она транжира, я не смог бы удовлетворить все ее потребности. | |||
Они бы также отреагировали на подобное обращение с собой. |
Инструкция: Пожалуйста, представить ситуации, бывшие в прошлом, и воспроизведите свои переживания. Если утвержение похоже на Ваши мысли, выберите ответ “Да”. Иначе – “Нет”.
ЧУВСТВО СТЫДА
№ | Утверждения | 1 (Да) | 0 (нет) |
Причиной всему мой темперамент. | |||
Их мнение обо мне не имеет для меня никакого значения. | |||
В их положении легко рассуждать о возвышенном. | |||
Им бы такие условия жизни, посмотрела бы я на их добродетель. | |||
Хотелось бы стать иным, но ведь не смогу. | |||
Если бы это повторилось, я поступил бы иначе. | |||
Если бы это был лишь сон! | |||
Пусть мне будет плохо за это. | |||
Хотел бы исчезнуть, провалиться. | |||
Я сам в этом виноват. | |||
Не хочу об этом думать. | |||
Хочу, чтобы меня пожалели. | |||
Но что делать, если так обстоит дело, так получилось. | |||
Все они такие, так поступают, не только я. | |||
Я только козел отпущения. | |||
Я здесь ни при чем, все произошло случайно, обстоятельства… | |||
Как я дошел до такой жизни? | |||
Я их ненавижу. | |||
Любой другой мог оказаться в таком же положении. | |||
Мне подстроили это. | |||
Лучше бы я с этим не связывался. | |||
Да, я такой, со мною это бывает, и я принимаю себя таким. | |||
Не хочу быть с теми, кто знает об этом случае. | |||
Я их ненавижу. | |||
Они все такие же, как и я, но хорошо это скрывают. | |||
Окажись они в этой ситуации, наверняка вели бы себя хуже. | |||
Не один я такой. | |||
Все так поступают, но сознательно и успешно скрывают это | |||
Зато я уважаю себя в чем-то другом. | |||
Я вам это припомню, если вы видели меня в стыде. | |||
Потом я покажу себе и другим, на что я способен. | |||
Стану лучше, а стыд – мне напоминание. | |||
А почему я должен быть другим, чем я есть? | |||
Уже завтра перестану об этом думать и начну все заново. | |||
Так мне и надо, думать нужно было. | |||
Эх, начать бы все сначала! | |||
Есть люди, которые поймут, кто прав. | |||
Покаюсь перед друзьями обиженного, расскажу, почему я это сделал. | |||
Надо ему объяснить, что не следовало бы обижаться. | |||
Они же не правы, ожидая от меня этого. | |||
А как я должен был бы вести себя, чтобы мне не было стыдно? | |||
Не всегда же быть приличным, умным, честным, хорошим! |
Инструкция: Пожалуйста, представить ситуации, бывшие в прошлом, и воспроизведите свои переживания. Если утвержение похоже на Ваши мысли, выберите ответ “Да”. Иначе – “Нет”.
ЧУВСТВО ОБИДЫ
№ | Утверждения | 1 (Да) | 0 (нет) |
А как ему следовало бы вести себя, чтобы я не обиделся? | |||
Почему себя он вел так, а не иначе? | |||
Ему следовало бы вести себя иначе | |||
Это на него не похоже. | |||
Не ожидал, что он будет так себя вести. | |||
Ему будет стыдно перед его родителями. | |||
У меня есть тот, кто убедит тебя, что ты не прав. | |||
Знай, у меня есть кому меня пожалеть. | |||
Все поймут, каковы я и она. | |||
У меня все равно есть защита, и они меня не обижают | |||
Если бы кто-нибудь объяснил ему, как он несправедлив ко мне. | |||
Буду молиться, чтобы бог его вразумил. | |||
Пожалуюсь другу обидчика. | |||
Я несчастен. | |||
Никто меня не любит. | |||
Никому я не нужен. | |||
В следующий раз я с ними поступлю так же, как они со мной | |||
Я им еще покажу. | |||
Лучше бы его здесь не было вовсе. | |||
Я не нуждаюсь в его услугах. | |||
Пусть мне будет плохо. | |||
Он потом пожалеет, но будет поздно | |||
Не только мне, но и им плохо, пусть. | |||
Им потом будет стыдно, что они так поступили со мной. | |||
Я позабочусь о том, чтобы все знали, как они меня обидели. | |||
Я потом пожалуюсь на обидчика ему же. | |||
При случае я с ними поступлю так же, как и они со мной. | |||
Перестану иметь с ними дело. | |||
Не буду общаться с ними. | |||
Они никогда не увидят на моем лице радости. | |||
Я им не дам порадоваться, показав свою обиду. | |||
Не покажу им, что я обижен, пусть не радуются. | |||
Им теперь придется обходиться без меня. | |||
Они будут страдать от чувства вины. | |||
Больше я этого не вынесу. | |||
Никогда не буду для них стараться. | |||
Не буду иметь с ними дела. | |||
Боже! Почему они такие? | |||
Они могли бы быть лучше. | |||
Почему другие так не поступают со мной? | |||
Мне больно разочаровываться в людях. | |||
Я обиделся, а ведь он свободен и вправе поступать, как ему угодно. | |||
Я бы не хотел, чтобы он страдал от чувства вины, а свою обиду я переживу |
Эксперимент 2.
1. Будет дано 4 Ситуации.
2. По каждой из них нужно будет заполнить соответствующий столбец в ТАБЛИЦЕ (см.ниже). Эмоции нужно оценить в баллах от 0 до 7.
Эмоция Эмоция
отсутствует сильная
0 1 2 3 4 5 6 7
ТАБЛИЦА
Степень проявления эмоции | Степень проявления эмоции | Степень проявления эмоции | Степень проявления эмоции | |
Ситуация 1 | Ситуация 2 | Ситуация 3 | Ситуация 4 | |
Гнев | ||||
Антагонизм | ||||
Эмоциональная близость |
Ситуация 1.
Вспомните, пожалуйста, ситуацию, когда на Вас кто-то сильно разозлился.
Задание: Оцените, пожалуйста, Ваши собственные эмоции в баллах от 0 до 7 и заполните столбец “Ситуация 1” в ТАБЛИЦЕ (см. выше).
Примечание: Если Вы испытываете не гнев, а другие эмоции, пожалуйста, впишите их и тоже оцените.
Ситуация 2.
Теперь попробуйте настроиться на любовь ко этому человеку, который сильно на Вас злится. Можно использовать силу воли. Можно осознать, что он не владеет собой и начать СОПЕРЕЖИТВАТЬ тому, что он находится в душевной дисгармонии.
Задание: Оцените, пожалуйста, Ваши собственные эмоции в баллах от 0 до 7 и заполните столбец “Ситуация 2” в ТАБЛИЦЕ (см. выше).
Примечание: Если Вы испытываете не гнев, а другие эмоции, пожалуйста, впишите их и тоже оцените.
Ситуация 3.
Вспомните, пожалуйста, ситуацию, когда Вы сильно разозлились на другого человека.
Задание: Оцените, пожалуйста, Ваши собственные эмоции в баллах от 0 до 7 и заполните столбец “Ситуация 3” в ТАБЛИЦЕ (см. выше).
Примечание: Если Вы испытываете не гнев, а другие эмоции, пожалуйста, впишите их и тоже оцените.
Ситуация 4.
Представьте теперь, что тот человек, на которого Вы сильно гневаетесь, смотрит на Вас с любовью.
Задание: Оцените, пожалуйста, Ваши собственные эмоции в баллах от 0 до 7 и заполните столбец “Ситуация 4” в ТАБЛИЦЕ (см. выше).