1. Понятие о сознании. Возникновение и развитие сознания.
2. Понятие и структура Я-концепции.
3. Модальности Я-концепции («Реальное Я», «Идеальное Я», «Зеркальное Я»).
4. Самооценка, ее виды и факторы формирования.
5. Значение Я-концепции в жизни человека.
6. Сознание и бессознательное
7. Понятие о психологической защите.
8. Виды психологических защит.
Лабораторная работа № 8. Исследование самооценки методом ранжирования качеств.
Литература:
1. Немов Р. С. Психология, т. 1. – М., 2001, с. 132-145
2. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1987, с. 73-104
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986, с. 30-46
Модуль «Социальная психология»
Тема 16. Социально-психологические механизмы и феномены (2 ч.)
1. Предмет социальной психологии.
2. История развития и методы социальной психологии.
3. Социально-психологические механизмы.
4. Возрастные проявления конформизма, механизмов эмоционального заражения и идентификации у детей и младших школьников.
Основная литература:
Андреева, Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие./ Г.М. Андреева.- СПб.: Аспект-пресс, 2004.- 288 с.
Дополнительная литература:
Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003.- 475 с.
Чалдини, Р., Кенрик, Д., Нейберг, С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия «Главный учебник»).- СПб.: прайм Еврознак, 2002.- 256 с.
Тема 17. Виды, структура и функции общения (2 ч.)
1. Определение, виды, функции общения.
2. Перцептивная сторона общения.
3. Коммуникативная сторона общения.
4. Интерактивная сторона общения.
Основная литература:
Андреева, Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие./ Г.М. Андреева.- СПб.: Аспект-пресс, 2004.- 288 с.
Дополнительная литература:
Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003.- 475 с.
Чалдини, Р., Кенрик, Д., Нейберг, С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия «Главный учебник»).- СПб.: прайм Еврознак, 2002.- 256 с.
Тема 18. Динамика и механизмы группового развития (2 ч.)
1.Виды групп: больших, малых.
2. Возникновение и функционирование больших групп: социальных и стихийных.
3. Модели и этапы развития малой группы.
Основная литература:
Андреева, Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие./ Г.М. Андреева.- СПб.: Аспект-пресс, 2004.- 288 с.
Дополнительная литература:
Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003.- 475 с.
Чалдини, Р., Кенрик, Д., Нейберг, С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия «Главный учебник»).- СПб.: прайм Еврознак, 2002.- 256 с.
Тема 19. Психологический климат группы (2 ч.)
1. Понятие «психологический климат».
2. Критерии благоприятного психологического климата группы.
3. Психологический климат в детском коллективе, в школе: проблемы, возможности улучшения.
4. Диагностика психологического климата в ученическом классе: изучение единства ценностных ориентаций, направленности, карта-профиль (подготовка к педагогической практике).
Основная литература:
Андреева, Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие./ Г.М. Андреева.- СПб.: Аспект-пресс, 2004.- 288 с.
Методическая разработка с психологическим заданием к педагогической практике для студентов четвёртого курса (кабинет психологии).
Дополнительная литература:
Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003.- 475 с.
Чалдини, Р., Кенрик, Д., Нейберг, С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия «Главный учебник»).- СПб.: прайм Еврознак, 2002.- 256 с.
Тема 20. Психология конфликтов (2 ч.)
1. Понятия: «конфликт», «конфликтоген», «причина конфликта», «повод для конфликта».
2. Причины конфликтов в детских и ученических коллективах, стратегии преодоления.
3. Причины конфликтов «воспитатель-воспитанник» и «учитель-ученик», способы профилактики.
4. Особенности конфликтов «учитель (воспитатель) -родители ученика».
5. Последствия конфликтов для межличностных отношений и группового функционирования.
6. Особенности демократического стиля воспитания и педагогического руководства.
Основная литература:
Андреева, Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие./ Г.М. Андреева.- СПб.: Аспект-пресс, 2004.- 288 с.
Дополнительная литература:
Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003.- 475 с.
Чалдини, Р., Кенрик, Д., Нейберг, С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия «Главный учебник»).- СПб.: прайм Еврознак, 2002.- 256 с.
Тема 21. Социализация личности (2 ч.)
1. Критерии социализации личности.
2. Механизмы социализации личности.
3. Институты социализации личности.
4. Особенности социализации в раннем детстве, у дошкольников, школьников.
Основная литература:
Андреева, Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие./ Г.М. Андреева.- СПб.: Аспект-пресс, 2004.- 288 с.
Дополнительная литература:
Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003.- 475 с.
Чалдини, Р., Кенрик, Д., Нейберг, С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия «Главный учебник»).- СПб.: прайм Еврознак, 2002.- 256 с.
Тема 22. Психология семьи (2 ч.)
1. Виды семей.
2. Психотерапевтическая функция семьи.
3. Типы семейного воспитания ребёнка.
4. Семья как институт социализации личности.
5. Психологический климат семьи: факторы, проблемы, возможности
6. Супружеские конфликты: причины, профилактика, преодоление.
Основная литература:
Андреева, Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие./ Г.М. Андреева.- СПб.: Аспект-пресс, 2004.- 288 с.
Дополнительная литература:
Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003.- 475 с.
Чалдини, Р., Кенрик, Д., Нейберг, С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия «Главный учебник»).- СПб.: прайм Еврознак, 2002.- 256 с.