На начальном этапе языкознание было представлено древнеиндийским, классическим (греко-латинским), арабским, китайским и японским языкознанием. В начальном этапе выделяется три периода:
- зарождение знаний о языке, формирование лингвистических традиций (VI в. до н. э. - 476 г., год падения Рима);
- языкознание средних веков (476 г. - 1492 г., год открытия Америки) и эпохи Возрождения (2-я половина XV - XVI в.);
- языкознание Нового времени (XVII - XVIII вв.).
Древнеиндийское языкознание представляли Панини, Вараручи Катьяяна, Бхартхари. Лингвистические труды стали появляться тогда, когда возникла необходимость изучения иностранных языков, необходимость толковать религиозные или этнокультурные тексты. Так, в Древней Индии в устной форме существовали религиозные гимны - веды, в которых были отражены каноны, легенды индуизма. В VI в. до н.э. они были записаны. Язык вед, санскрит, был литературным языком и резко отличался от разговорных языков Индии - пракритов.
Для ограждения санскрита от пракритов, для точного произношения и понимания священных гимнов начинается филологическое изучение вед. Толкователям вед приходилось изучать акустические и физиологические свойства звуков. Авторы вед занимались фонетическим и грамматическим анализом гимнов. Так, в ведангах, объединённых под названием «Шикша», рассматриваются вопросы фонетики; в «Чаанде» - вопросы орфоэпии, метрики и стихосложения; во «Вьякаране» (от 'анализ', 'расчленение') - грамматические проблемы; в «Нирукте» - вопросы этимологии и лексикологии. За тысячу лет до н. э. в Древней Индии появились первые словари, в которых толковались непонятные слова из вед.
Самым выдающимся достижением индийского языкознания является Грамматика Панини (IV в. до н.э.). Панини описывает фонетический и грамматический строй санскрита. Лингвистические правила описаны в поэтическом виде. Грамматика состоит из 4000 стихотворных правил - сутр, которые распределены по восьми книгам, поэтому Грамматику Панини называют «Восьмикнижием». Сутры легко запоминались и предназначались для заучивания наизусть. Лишь через несколько веков Грамматика Панини была записана.
Панини не делит свою грамматику на привычные для современной науки разделы. Фонетические, морфологические, этимологические сведения чередуются, переплетаются без видимой системы. Автор строит языковой анализ на выявлении сходства и различия языковых единиц. Он сравнивает санскрит с индийскими диалектами и выявляет его специфические особенности. Синтаксис почти не разработан, хотя предложение признано важной языковой единицей, которая способна выражать мысли. Слово не признаётся самостоятельной единицей, хотя предложение и делится для удобства на слова.
В Грамматике Панини выделяются четыре части речи: имя (слово, обозначающее идею субстанции), глагол (слово, обозначающее действие), частицы и предлоги («обслуживающие» в предложении глаголы и имена). Местоимения и наречия распределяются между глаголами и именами.
Большое значение в Грамматике придаётся описанию способов словоизменения (склонения, спряжения). Выделяется семь падежей, но у них нет названий, хотя каждый из них снабжён порядковым номером.
Много внимания Панини уделяет членению слова на морфемы. Санскритское слово состоит из корня, суффикса и окончания. Панини даёт представление о нулевой флексии, о нулевой морфеме, говорит о роли ударения в слове и интонации в предложении. При сравнении сходных слов он выделяет основу и окончание; все корни сводит к глагольным корням, далее неделимым. Он установил 1993 глагольных корня, из которых путём присоединения окончаний местоименного происхождения образуются все части речи.
Фонетический анализ в Грамматике Панини тесно связан с физиологией. Все звуки Панини разделил на гласные и согласные. В Грамматике Панини указывается, что гласные образуются сближением органов речи, а согласные - их смыканием. Наряду с гласными и согласными, описываются полугласные звуки. Среди согласных различаются взрывные и фрикативные. В образовании слога ведущая роль признаётся за гласным звуком, согласному же приписывается в слоге подчинённая роль (самостоятельно слоги образовать они не могут). Грамматика Панини была опубликована в Европе в начале XIX в.
В III в. до н. э. Вараручи Катьяяна изучает пракриты и выдвигает идею исторического развития языков. Он первым стал считать, что санскрит является источником всех среднеиндийских языков. В «Пракритской грамматике » он показывает, как из санскритских слов и форм образовались пракритские. Вараручи первым применяет сравнительно-исторический метод задолго до того, как этот метод получил распространение в Европе. Вараручи изучает развитие каждого звука, анализирует фонетические изменения. Эти фонетические изменения Катьяяна рассматривает в связи с морфологическими преобразованиями, указывая на связь фонетики и морфологии.
Древнеиндийский философ-языковед Бхартхари (I в.) в своем труде «Вакьяпадийя » разбирает вопросы соотношения предложения и суждения в философском аспекте. Он определяет предложение как единое неделимое высказывание, которое выражает единое неделимое значение. Бхартхари считает предложение основной единицей языка, так как только оно способно передавать мысль. Бхартхари различал три аспекта слова: письменную форму, фонологическую структуру и номинативную функцию.
3. Древнегреческая философия и вопросы языкознания.
В Древней Греции изучением языка занимались философы Аристотель, Гераклит, Августин, Платон, Хрисипп и Кратес Малосский. К важнейшим проблемам древнегреческой философии относились 1) происхождение языка и 2) взаимоотношение слова и вещи. Древнегреческие философы выступали против божественного происхождения языка и отмечали, что речь - уникальное явление, свойственное только человеку, что речь могла быть создана лишь сознательными и разумными усилиями. В их трудах есть зачатки почти всех теорий происхождения языка, которые возникли в 18 веке.
Вопрос о взаимоотношении слова и вещи – это спор о природном или условном характере слов. В Древней Греции он формулировался так: «Создан ли язык «по природе» (physei) или «по установлению» (thesei)?»
1. Часть философов считала, что язык возник «по природе» (physei). В звучании или в значении имён отражаются свойства вещей и людей. Основоположником теории «отприродности» имени был Гераклит Эфесский (540 - 475 гг. до н. э.), сформулировавший ряд принципов диалектики. Ему принадлежат знаменитые афоризмы: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» и «Всё течёт, всё изменяется». По Гераклиту, восприятие вещей определено их природой. Иными словами, природа создала имена. Люди должны открыть правильное имя, созданное природой. Но это удаётся далеко не всем. Только лучшие люди могут открыть правильные имена, соответствующие природе вещей. Истинные названия - это тени или отражения вещей. Теории «отприродности» имени в дальнейшем придерживались и стоики.
Доказывая свою правоту, сторонники Гераклита выдвинули ряд тезисов:
- названия вещей определены их природой, поскольку люди не могут произвольно менять названия предметов;
- проклятия и молитвы действуют на названных в них людей именно потому, что их имена связаны с их природой;
- «отприродность» имени состоит в том, что и имя, и глагол есть звуки, а звуки - явления природы; следовательно, имена и глаголы «отприродны».
2. Другие философы считали, что язык возник «по установлению» (thesei). Имена людям и вещам дают искусные в своём деле установители имён. Эту теорию выдвинул философ-материалист Демокрит (ок. 460 до н. э.). Он предложилследующие аргументы:
- если бы все названия давались «по природе», то у разных вещей не могло бы быть одинаковых названий. Демокрит имеет в виду явления омонимии и полисемии;
- при «отприродном» характере языка многие вещи не могли бы иметь по нескольку названий. Речь идёт о синонимии;
- если бы названия давались «по природе», невозможно было бы переименовывать людей;
- многие вещи безымянны.
Последователи Демокрита, демонстрируя произвольность установленных имён, называли своих рабов не полнозначными словами, а союзами и частицами; обыгрывали имена собственные своих оппонентов.
Спор между сторонниками двух гипотез о происхождении имён был изображён философом-идеалистом Платоном (427—347 гг. до н.э.) в диалоге «Кратил, или О правильности имён». Платон критикует обе гипотезы. В диалоге участвуют Гермоген - сторонник теории происхождения имён «по установлению», Кратил - сторонник теории «отприродности» имён и Сократ - выразитель авторских идей. Сократ пытается примирить полярные точки зрения. Он говорит, что слова могут отражать сущность вещей. Например, звук [ r ] подобен порыву, и язык при его произнесении приходит в сильное сотрясение. Поэтому [ r ] входит в слова rein 'течь', tromos 'дрожь'; [ l ] (лямбда) используется для всего гладкого, лоснящегося. Сократ думает, что изначально связь между вещью и названием была, но потом от первоначальных слов образовалось много новых, и эта связь утратилась. Установители имён могут и правильно, и неправильно создать имя. Для имён лучше, когда большинство их звуков являются сходными с вещами. Слова - символы, но если установитель именует правильно, то они соответствуют природе вещей.
Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.), колебавшийся между идеализмом и материализмом, считал, что вещи и вызываемые ими впечатления везде одинаковы, но знаки везде разные. Отсюда следует, что ни одно имя не существует от природы. Слова лишь случайным образом связаны с вещами. Аристотель относился к языку как к отдельному предмету исследования и заложил основы системного изучения языка. Он писал о звуках, из которых строятся слоги, о словах, состоящих из слогов, о предложениях, состоящих из слов. В трактате «Поэтика » Аристотель разработал грамматическую терминологию. Он выделял восемь частей речи: элемент, слог, союз, имя, глагол, член, падеж, предложение.
Элементами он называет звуки речи и делит их на гласные, согласные и безгласные. Слог характеризуется как сочетание гласного и согласного. Союз и член - служебные части речи. Под словом Аристотель понимает символ, который представляет собой единство психического представления, находящегося в душе, и звукового материального облика. Глагол, в отличие от имени, указывает на время. Например, здоровье - имя, здоров – глагол, так как обозначает признак предмета в данное время. Глагол служит обозначением сказанного о подлежащем. Таким образом, Аристотель даёт логическое объяснение частям речи как субъекту и предикату. Изменения глаголов и имён по лицам, числам, временам, падежам Аристотель называет падежами. В «Риторике » Аристотель рассуждает о простых и сложных предложениях с логической точки зрения. После Аристотеля стало возможным лингвистическое описание системы языка, а логико-грамматический взгляд на язык преобладает вплоть до XVIII в.
Дальнейшее развитие языкознание получило в трудах стоиков (III в. до н. э.). Стоики, особенно их глава Хрисипп (280 - 206 гг. до н. э.), уточнили многие лингвистические термины. Они описали 24 звука, пять частей речи: имя собственное, имя нарицательное, глагол, союз, член. Падежи стоики стали относить только к именам. Каждому падежу дали название и разделили их на прямые и непрямые. Названия падежей (именительный, родительный, дательный, винительный и пр.) через старославянский язык проникли и в современную русскую грамматику. Особое внимание стоики уделяли формам слов - акциденциям. В споре о природе названий стоики были на стороне Гераклита. Они считали, что слова изначально истинны. Доказывая эту точку зрения, стоики попытались заложить основы этимологии, так как занимались поисками первоначального названия - этимона 'истины'. Хрисипп рассматривал язык как средство выражения мыслей и чувств. Стоики создали теорию знаков и первыми выделили в языке обозначаемое и обозначающее. Обозначаемое – это предмет, внешний объект, а обозначающее – это звук, выражающий предмет.
Древнеримские грамматисты Марк Теренций Варрон, Элий Донат, Присциан в средние века применяли греческие грамматики к латинскому языку. Присциан описал латинский язык в грамматике «Грамматическое учение ». Варрон (116 - 27 гг. до н.э.) написал «Латинский язык » и продолжал этимологические изыскания. Он определил этимологию как науку, которая устанавливает, «почему и отчего появились слова». Его этимологии иногда бывали удачными, иногда нет. Латинское слово luna, например, он делил на две части (1u и nа), из которых первую связывал со словом lucere 'светить', а вторую - со словом nох 'ночь'. Luna, в соответствии с этим объяснением, является небесным телом, которое светит ночью. Связь слова luna с глаголом lucere была установлена правильно, но слово nох никакого отношения к происхождению слова luna не имеет.
Не имея твёрдых критериев, не пользуясь сравнительно-историческим методом, лингвисты средних веков давали произвольное толкование многим словам. Например, значение латинского слова hostis 'враг' связывалось с начальной буквой h, которая графически якобы похожа на двуручный меч. Такое же ненаучное объяснение Варрон дал происхождению слова aqua 'вода'. Он считал, что aqua возникло из слов а 'от' и qua 'которая', и поэтому означает 'жидкость, с помощью которой поддерживается жизнь'. Последователи Варрона продолжали этимологические исследования в таком же духе. Фосс, автор этимологического словаря, вышедшего в Амстердаме в 1662 г., утверждал, что а) любая гласная буква может превратиться в любую другую гласную; б) любая согласная может превратиться в любую другую согласную; в) любая гласная может превратиться в любую согласную и наоборот. В итоге этимологию стали резко критиковать. Вольтер язвительно писал: «Этимология - это наука, в которой гласные ничего не значат, а согласные почти ничего не значат». «Реабилитация» этимологии стала возможной только с открытием сравнительно-исторического метода в начале XIX в.
4. Александрийские грамматисты.
Александрийская школа сформировалась в эпоху эллинизма, которая наступила после смерти Александра Македонского (323 г. до н. э.) и длилась до захвата Египта Римом (30 г. до н. э.). В это время в результате завоеваний Александра Македонского греческая культура распространилась на Восточном Средиземноморье, в Передней Азии и в Причерноморье. Наивысшего расцвета она достигла в столице Египта Александрии и в Малой Азии с центром в Пергаме. В Александрии и Пергаме были созданы крупнейшие библиотеки. Александрийская грамматическая школа возникла под влиянием практических потребностей. В многоязычной империи необходимость обучения греческому языку побуждала учёных заняться его грамматикой. К Александрийской грамматической школе относились Аристарх Самофракийский (II в. до н. э.), Дионисий Фракийский (II в. до н. э.), Аполлоний Дискол.
Между пергамскими и александрийскими филологами возникли споры по вопросу об аномалии и аналогии. Александрийские грамматисты во главе с Аристархом Самофракийским считали, что язык построен по законам грамматической аналогии. Поэтому их называли аналогистами. Аномалии - это исключения из общего правила. Пергамские филологи во главе с Кратесом Малосским считали, что в языке господствует аномалия, несоответствие между словом и вещью. Например, имена женского рода черепаха и муха называют особей не только женского, но и мужского пола; Афины – название одного города, а имеет форму множественного числа. Пергамских филологов называли аномалистами.
Аристарх Самофракийский (II в. до н. э.), Дионисий Фракийский (II в. до н. э.) обратились к фонетике, но на менее высоком уровне, чем индусы. Звуки характеризовались александрийцами преимущественно с акустической стороны как гласные, согласные, полугласные, а буквы и звуки не дифференцировались. Слово рассматривалось как наименьшая часть речи, предложение — как соединение слов, выражающее законченную мысль.
Аристарх выделяет восемь частей речи: имя, глагол, причастие (причастно имени и глаголу), местоимение, наречие, предлог, союз, член (у римлян — междометие). Имена, пишет Аристарх, изменяются по падежам и числам, глаголы — по временам, наклонениям (их насчитывалось пять), числам (ед., мн., дв.), лицам (речь кого, к кому, о ком), видам (их называлось четыре). Но до морфемного состава слов александрийцы не дошли, синтаксис исследовали поверхностно, в фонетике постоянно смешивали буквы и звуки, а в грамматике в целом подменяли грамматические понятия логическими понятиями.
Заслугой александрийских учёных является описание метафор, синекдохи, метонимии, развитие основ метрики. Они боролись за ясность и чистоту речи, за её правильность.