Тема: «Экологическое воспитание дошкольников»




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кудеяровский детский сад

План по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание дошкольников» на 2017-2018 учебный год

Воспитатель: Харламова Т.Н.

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников»

Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Актуальность:

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать детей не только смотреть, но и видеть.

Увлекательные наблюдения на прогулках, самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям дошкольного возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

 

 

Цель:

- формирование начал экологической культуры детей;

- становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии;

- формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;

- развитие ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия детей с природой;

- осознание ребенком себя как части природы;

- привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Задачи:

- пополнить педагогическую копилку новой информацией;

- изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;

- создание экологически-развивающей среды в ДОУ;

- экологическое просвещение.

Форма самообразования: индивидуальная

Предполагаемый результат:

- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;

- воспитание защитников экологии;

- творческая активность воспитанников.

Форма отчётности:

- сделать консультацию для воспитателей по экологическому воспитанию;

- провести анкетирование родителей;

- изготовить экологические игры, пособия, картотеку прогулок;

- составить конспекты занятий, развлечений;

- создание развивающей экологической среды в группе, соответствующей возрасту и уровню развития детей и программным задачам.

 

№п/п Тема Сроки Форма распространения опыта  
1 этап: Информационно-аналитический Изучение методической литературы по теме самообразования
1. С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2006г.   Сентябрь- октябрь   Составление перспективного плана работы  
2. Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры: Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г. Т.А.Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе». 2006г. ?» Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста». О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду» В.Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей в детском саду»     В течение года При проведении НОД и других форм работы с детьми. Материал для педсоветов, родительских собраний, при организации игровых досугов, праздничных утренников. Подбор методического оснащения. Обмен опытом работы с воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми. Изучение уровня экологических знаний детей.  
3. Проект «Экология души» и перспективный план работы с детьми дошкольного возраста.   Январь-май Составление конспектов занятий, развлечений. Изучить пособие С.Н. Николаевой «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», на основе данного пособия разработать проект по экологическому воспитанию «Экология наших сердец» с детьми дошкольного возраста.
4. Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. Март-апрель Выставка игр, дидактических материалов, пособий для практической деятельности.  
5. Разработать карты мониторинга.   Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.   В течение года Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников.  
6. "Щедрые дары природы". Июнь, июль, август Организовать вместе с родителями выставку поделок из природных материалов, овощей и фруктов.
II. ЭТАП — внедрение в практику Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса  
1. Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ Сентябрь-май Календарно – тематическое планирование
2. Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей. Сентябрь-май Наглядный материал
3. Семинар-практикум для воспитателей: «Педагогические условия формирования у дошкольников экологического сознания». Март Просмотр деятельности педагога
4. Родительское собрание «Экологическое воспитание детей в семье». Консультация для родителей на тему: «Экологическая культура детей. Апрель Подготовка иллюстраций, анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.
5. Накопление практического материала по теме «Развитие речевого творчества дошкольников», внедрение в практику работы передового педагогического опыта по выбранной теме, апробация собственных проектов. Май Подбор методического оснащения. Пополнение методической копилки. Составление перспективного плана работы.  
6. Подготовка материала к информационным стендам. Изготовление экологических игр. Ноябрь, май День открытых дверей Просмотр деятельности педагога
III. ЭТАП — представление опыта работы по теме
1. Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. В течение года Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию.
2. Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования. Подготовка воспитанников в творческих конкурсах по экологии В течение года Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.
3. Подготовка материалов для публикации на интернет- сайтах Декабрь Конспект НОД «Перспективное планирование по экологическому воспитанию »  
4. Презентация опыта работы по теме самообразования Февраль Творческий отчёт для педагогов МБДОУ Кудеяровский детский сад
5. Обобщение наработанного опыта. Май Оформление отчета Информационные листы в виде таблицы с результатами
IV. Работа с семьёй
1. Наглядная агитация В течение года 1. Оформление родительских уголков по теме "Учите с нами»: стихи о временах года, о живой природе, о природных явлениях и т.д. 2. Оформление папок-передвижек на темы: «Береги природу», «Братья наши меньшие», «О чем говорят деревья», «Природа-это жизнь»,«Зелёный спецназ»    
2. Анкетирование В течение года «Все, что хочется сказать детсаду!», «Что необходимо знать о подготовке ребенка к школе?»
3. Выставка В течение года   Семейных творческих поделок и рисунков по теме: «Осень, осень…», «Зимушка- хрустальная», «Весна- красна». Фотовыставки: «Мой личный вклад в сохранение природы», «Любимые места семейного отдыха», «В гостях у бабушки», «Солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья».
4. Групповые родительские собрания Раз в квартал По плану работы с родителями  
5. День открытых дверей Ноябрь Апрель «Заходите к нам на огонек»
6. Акции Декабрь «Покормите птиц зимой», «Не рубите ёлочку», «Дома для пернатых друзей».  
7. Круглый стол Май «Художественные произведения, средство экологической культуры родителей»
V. Мероприятия для детей
1. «Дары осени» Сентябрь Выставка поделок из природного материала и овощей  
2. «Животные нашего края» «Береги природу» «Елочка-красавица, всем ребятам нравится» «Подарок Деду Морозу»     Октябрь Ноябрь Декабрь   Выставка детских рисунков, коллажей. Выставка поделок из бросового материала
3. "Земля - наш дом родной" Январь Экологическое мероприятие
4. «День земли» «День птиц»; «Юный эколог» конкурс стенгазет «Земля –наш общий дом», «Четыре времени года»     Февраль Март Апрель   Развлекательные мероприятия и познавательные викторины по экологии, конкурсы.
5. «То, что раньше не видали» Апрель Экологическая игра-наблюдение
6. «Как спасти природу?» Дидактическая игра «Урожайные грядки» «Чей это след» и др. В течение года Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседа.
7. Акции: «Сохраним природу», «Зеленый патруль», «Птичий переполох»   В течение года Оформление газет для защиты экологии; Конкурс на лучшую кормушку
8. «Твои новые впечатления от природы вокруг»; «Зимняя сказка»; «Деревья, большие и маленькие»; «Природная лечебница»     В течение года Тематические прогулки  
9. «Осень», «Зима» В течение года Конкурс: стихов, придуманных загадок и экологических сказок
10. «О тебе земля, слагаю песни», «Добрые дела», «Двенадцать месяцев»   Май В течение года Поэтические этюды-выступления;  


Приложение №1

Проект

«Экология души»

Тип проекта: групповой, долгосрочный, творческо-исследовательский.

Участники проекта: педагоги, дети старшей группы, родители.

Длительность проекта: долгосрочный

Цель проекта: Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Основные задачи проекта:

· Сформировать представление о растениях, животных, человеке как живых существах

· Показать взаимосвязь живых систем с окружающей средой, т.е. приспособление растений и животных к среде обитания и её сезонным изменениям

· Сформировать осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят и исчезновение любого звена нарушает равновесие в природе)

· Убедить в жизненной необходимости разумного и бережного отношения человека к природе.

Актуальность проблемы:

От нас, взрослых, зависит какими вырастут наши дети! Мы, родители, воспитатели должны научить наших детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять её и приумножать её богатства.

Проблема загрязнения окружающей среды сейчас очень актуальна. Экономический рост, с точки зрения экологов, идёт дикими, необузданными шагами, не оглядываясь ни на что: зарабатывая деньги, бизнес губит леса, загрязняются и становятся безжизненными моря и реки, теряют плодородие почвы Страна в погоне за экономических процветанием приносит в жертву окружающую среду. Пришла пора осознать, что человек не властелин природы, а её часть и выходец, Человек – единственный зоологический вид, наделённый разумом и нарушает законы экологии, уничтожая собственную среду обитания. Учёные доказали, что ныне до 80 % заболеваний прямо или косвенно связаны с факторами внешней среды. Это тревожный сигнал, призывающий нас разумно относиться к окружающему нас миру.

Проблемные вопросы. Уничтожая собственную среду обитания, люди задумываются над простыми вопросами «Что съесть?», «Чем обогреться?», и над сложными «Как сохранить природу? Как обрести истинную культуру мышления и сознания по отношению к природе?

Гипотеза. Выход один – взрослые должны «прозреть», а детей надо воспитывать в духе экологической культуры и грамотности. Опыт показывает, людей с уже сложившимися взглядами трудно убедить и перевоспитать, сформировать человека с новым экологическим типом мышления можно только с раннего детства,

Дошкольный возраст является первым звеном в системе непрерывного экологического образования, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, основы познания окружающей действительности. Поэтому необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологическим знаний, но и эффективная деятельность с их учетом. Единственный и надёжный помощник – культура, духовность. И вся нравственная направленность ребёнка ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. У них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребенка. Активная позиция детей – показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения, умение оценивать действия людей и формировать собственное отношение к природе.

Цель проекта: Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Основные задачи проекта:

· Сформировать представление о растениях, животных, человеке как живых существах

· Показать взаимосвязь живых систем с окружающей средой, т.е. приспособление растений и животных к среде обитания и её сезонным изменениям

· Сформировать осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят и исчезновение любого звена нарушает равновесие в природе)

· Убедить в жизненной необходимости разумного и бережного отношения человека к природе.

Формы и методы проекта:

- Интеграция образовательных областей: познание (природный мир), коммуникация, художественное творчество, труд.

- наблюдения за животными и растениями на прогулке и в уголке природы

-экскурсии и целевые прогулки на территории д/с (по экотропе) и в природе (в парк, поле, луг)

-работа с календарями природы

- сбор коллекций семян, камней, листьев

- опыты, поисковая деятельность

- создание проблемных ситуаций

- экологические досуги, праздники, фольклорные вечера

- беседы, рассказы, чтение художественной литературы на экологические темы

- дидактические игры

- игры с моделями

- подвижные игры

- диагностика экологической воспитанности детей

- консультативная работа с родителями

 

 

Ожидаемые результаты:

· повышение экологической грамотности, развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

· у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

· формирование первоначальных основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе, развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.

· приходит понимание в необходимости бережного, заботливого и созидательного отношения к окружающему миру, предметам созданным руками человека.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

1. Осознание поставленной цели.

2. Овладение различными способами решения поставленных задач;

3. Способность предвидеть результат, основываясь на своём прошлом опыте;

4. Поиск различных средств для достижения цели.

 

Задачи для педагога:

- развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Задачи для родителей:

- освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании;

- создавать в семье благоприятные условия для развития личности, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду;

- объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

- определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результатов.

- вовлечение родителей в активное эколого-образовательное пространство детского сада

- выявление интересных идей по модернизации дизайна территории детского сада;

- сбор необходимой информации, литературы, материала, средств, необходимых для реализации проекта;

- определение содержания деятельности всех участников проекта.

 

2 ЭТАП- ОСНОВНОЙ:

- работа с детьми по перспективному плану;

- оформление выставок на разную тематику;

- оформление и создание развивающей среды на прогулочном участке детского сада

ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

- Анализ деятельности и обобщение результатов работы

- Презентация проекта (фото, видеозаписи развлечений, выставки рисунков и поделок детей)

- Удовлетворенность всех участников проекта

Работа с родителями

· - Беседы, консультации, собрания

· - Анкетирование «Экологическое образование в семье»

· - Выставка на тему «Пасхальное яичко»

· -Развлечение «Пасха»

· - Выставка на тему «Осень»

· -Развлечение «Покровские посиделки»

· - Новогодняя акция «Умный взгляд на мусор»

· - Летний экологический праздник «Земля – наш общий дом»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: