Запрет на посещение спортивно –массовых мероприятий




Класс. Административное право.

1. Административное право - это отрасль права, которая регулирует об­щественные отношения, возникающие в связи с организацией и функ­ционированием системы государственного управления. Слово "админист­рация" в переводе с латинского означает "управление", поэтому админист­ративное право называют управленческим. В широком смысле государст­венное управление близко к понятию исполнительной власти, хотя в более узком (строгом) смысле правительство является высшим органом госу­дарственного управления.

Органы государственного управления характеризуются тремя основ­ными признаками:

1) наличием управленческого (административного) аппарата;

2) исполнительно-распорядительной деятельностью этого аппарата;

3) используемой при этом властью.

Роль органов государственного управления заключается в том, чтобы обеспечивать согласованные действия людей в ходе их совместной рабо­ты, направлять их действия на решение общих задач. Это касается функ­ционирования как одного предприятия (учреждения), так и жизни общества; в целом.

Функции органов государственного управления:

1) управление различными сферами экономики;

2) выполнение задач по социокультурному строительству;

3) обеспечение общественного порядка и государственной безопасности;

4) реализация внешней политики государства, развитие экономических и иных связей с другими странами.

Предмет административного права:

1) отношения, возникающие в связи с функционированием систем исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации;

2) отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов государственного и муниципального управления;

3) отношения, возникающие в связи с функционированием негосударст­венных формирований (общественных объединений, коммерческих структур и т. д.).

Источники административного права:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральные конституционные законы (в п. 2 ст. 114 Конституции РФ записано: "Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом").

3. Федеральные законы, содержащие нормы административного права.

4. Указы Президента РФ, относящиеся к предмету административно-пра­вового регулирования.

5. Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственного управления.

6. Кодифицированные акты (Кодекс РФ об административных правона­рушениях от 30 декабря 2001 года (в ред. от 25 июля 2002 года) - КоАП).

7. Приказы и постановления министерств и ведомств.

8. Законы, принимаемые представительными органами власти субъек­тов Российской Федерации.

9. Распоряжения и постановления органов местного самоуправления (т. е. городских и районных администраций).

10. Приказы руководителей государственных и негосударственных предприятий (учреждений).

11. Распоряжения в устной или письменной форме (чаще в устной) руководителей подразделений предприятия (учреждения).

Субъекты административного права:

Федеральные органы исполнительной власти.

Органы местного самоуправления.

Предприятия и учреждения (государственные и негосударственные).

Общественные объединения (организации).

Государственные служащие (должностные лица).

Граждане.

2. Принципы административного управления:

1. Принцип подчиненности и соответствующей подотчетности ниже­стоящих органов управления вышестоящим.

2. Принцип участия населения в управлении. Граждане участвуют в управ­лении государством через свободные демократические выборы своих пред­ставителей в органы власти. Участие граждан в управлении может осуществ­ляться через общественные организации, трудовые коллективы, митинги, забастовки и другие массовые мероприятия, не запрещенные законом.

3. Принцип законности в управлении. Вся исполнительно-распорядительная Деятельность административных органов власти должна осуществляться на основе закона и во имя исполнения закона.

4. Принцип федерализма проявляется во взаимоотношениях между Центральными и региональными органами управления, которые должны работать в единой системе законодательства.

Особенную часть административного права составляют нормы, регулирующие:

1) обеспечение безопасности граждан, общества и государства (эти нормы в основном составляют содержание Кодекса об административных правонарушениях);

2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации (эти нормы в основном содержатся во внутриведомственных инструкциях и других подзаконных актах);

3) социально-культурную и благотворительную деятельность (это нормы, регулирующие деятельность отделов социального обеспечения, комитетов защиты малоимущих граждан, фондов помощи пострадавшим от стихийных бедствий и т. д.);

4) деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических, культурных и иных связей с другими странами.

2. Административно-правовые отношения характеризуются тем, что обязательном порядке одной стороной этих отношений выступает орган (субъект) исполнительной власти, который в соответствии с возложен­ными на него задачами реализует свои властные полномочия. Наличие властных полномочий (т. е. обладание исполнительно-распорядительным функциями) у одной из сторон является необходимым условием возникновения административных отношений.

Особенности административно-правовых отношений:

1. Административные отношения не могут возникать между гражданами, если хотя бы один из них не наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом согласие другой стороны не обязательно, т. е. сторона, к которой предъявлено требование субъекта исполнительной власти, обязана выполнить это требование независимо от своего желания.

2. Неравенство сторон, так как управление всегда предполагает подчи­нение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. Сторона, обладающая властными полномочиями, имеет доминирую­щее положение по отношению к другой стороне, не имеющей таких пол­номочий и находящейся в подчинении у первой.

3. Для возникновения административных отношений достаточно воли одной из сторон (а именно: стороны, которая обладает властными полно­мочиями по отношению к другой). Это резко выделяет административ­ные отношения из всех других правоотношений, которые, как правило, возникают по взаимному согласию сторон

4. Административные отношения по своей сути являются организаци­онными, т. е. направлены прежде всего на организацию процесса правоисполнения. В функциональном смысле это регулирующее воздействие на поведение всех, кто связан со сферой государственного управления.

5. Возникающие в административно-правовых отношениях споры, как правило, разрешаются во внесудебном порядке в отличие от споров, возни­кающих в гражданско-правовых, трудовых или семейных правоотноше­ниях. Существует особый административный порядок обжалования дей­ствий должностных лиц, ущемляющих права граждан, хотя в последнее время наблюдается тенденция расширения круга административно-пра­вовых споров, разрешаемых судом.

6. Если одна из сторон нарушит требование административной нор­мы, нанеся при этом ущерб другой стороне правоотношений, нарушитель будет нести ответственность не перед другой стороной, а непосредственно перед государством.

Таким образом, под административно-правовыми отношениями по­нимаются управленческие отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей.

Государственное управление, в сфере которого складываются админист­ративно-правовые отношения, в конечном счете сводится к осуществлению функций, направленных на организацию совместной деятельности людей.

Во всех видах управленческих отношений непременно участвует тот или иной субъект исполнительной власти. Без него управленческие от­ношения в административном смысле возникнуть не могут, ибо только субъект исполнительной власти имеет полномочия выражать в юридичес­кой форме волю и интересы государства, т. е. он реализует на практике в исполнительном варианте государственную власть.

3. Административная ответственность наступает при наличии админист­ративного проступка.

Административный проступок - это посягающие на общественный порядок противоправные, виновные (умышленные или неосто­рожные) действия или бездействия, которые запрещены административным законодательством (например, Кодексом об административных правона­рушениях).

Административная ответственность в Российской Федерации наступа­ет для граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста. За лиц в воз­расте до 16 лет ответственность несут родители или опекуны правонару­шителя. К лицам от 16 до 18 лет административные взыскания применя­ются в соответствии с Законом РФ "Об основах системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 26 июня 1999 года № 120-ФЗ (в ред. от 13 января 2001 года).

Административное право предусматривает такое понятие, как вина без вины. Например, руководитель автопредприятия несет администра­тивную ответственность, если водитель этого предприятия будет признан виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия.

Административная ответственность не может применяться:

1) при крайней необходимости (в данном случае лицо не несет адми­нистративной ответственности, но не освобождается от материальной от­ветственности перед третьими лицами);

2) в случае состояния невменяемости лица в момент совершения пра­вонарушения;

3) если правонарушение имело незначительные вредные последствия или вовсе не имело их;

Административная ответственность иностранцев и лиц без гражданства наступает на общих основаниях, кроме случаев, когда правонарушитель пользуется дипломатической неприкосновенность ю. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося им­мунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Фе­дерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Субъектами административной ответственности могут быть как физичес­кие лица, так и коллективные образования. Актом, устанавливающим адми­нистративную ответственность физических лиц, является Кодекс об адми­нистративных правонарушениях (КоАП). Законодательство об администра­тивных правонарушениях коллективных субъектов не кодифицировано.

Мерой ответственности за административное правонарушение является административное наказание.

Виды административных наказаний:

1. Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Преду­преждение выносится в письменной форме.

2. Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффи­циентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее - минималь­ный размер оплаты труда);

2) стоимости предмета административного правонарушения на мо­мент окончания или пресечения административного правонарушения;

3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на мо­мент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной деся­той минимального размера оплаты труда и не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда - для граждан, для должност­ных лиц - пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, для юридичес­ких лиц - одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

Административный штраф за нарушение законодательства Россий­ской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Рос­сийской Федерации, антимонопольного, таможенного, валютного зако­нодательства Российской Федерации, а также законодательства Россий­ской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окру­жающей природной среды, о государственном регулировании производ­ства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей про­дукции, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных в предыдущем абзаце, но не может превышать для должностных лиц двести минимальных раз­меров оплаты труда, для юридических лиц - пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимос­ти предмета административного правонарушения, а также исходя из сум­мы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных на­логов, сборов. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Запрет на посещение спортивно –массовых мероприятий

4. Конфискация - принудительное безвозмездное изъятие предмета, явив­шегося орудием совершения административного правонарушения. Напри­мер, ст. 14.10 КоАП за незаконное использование чужого товарного знака предусматривает конфискацию предметов, содержащих незаконное вос­произведение товарного знака. Конфискация должна осуществляться в соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

5. Лишение специальных прав (права управления транспортным средст­вом, права охоты и т. д.) - применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этих прав. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Лишение права управления транспортными средствами не применяется к инвали­дам, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспорт­ным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управ­ления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствова­ния на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного проис­шествия, участником которого он являлся.

Лишение специального права в виде права охоты не может приме­няться к лицам, для которых охота является основным законным источ­ником средств к существованию.

6. Административный арест - применяется за правонарушения, близ­кие к преступлениям, либо за повторные грубые административные пра­вонарушения. Административный арест заключается в содержании нару­шителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного по­ложения или режима в зоне проведения контртеррористической опера­ции до тридцати суток (ст. 3.9 КоАП).

Административный арест устанавливается и назначается лишь в ис­ключительных случаях за отдельные виды административных правонару­шений и не может применяться к:

а) беременным женщинам;

б) женщи­нам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет;

в) лицам, не дос­тигшим возраста восемнадцати лет;

г) инвалидам I и II групп.

Административный арест назначается судьей.

7. Выдворение за пределы Российской Федерации иностранных лиц и лиц без гражданства.

8. Дисквалификация - заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юриди­ческим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федера­ции. Устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а так­же к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без об­разования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Обязательные работы

взыскания подразделяются на основные и дополни­тельные. Возмездное изъятие и конфискация предмета может применять­ся в качестве как основных, так и дополнительных административных взыскании, остальные - только в качестве основных (ст. 3.3 КоАП).

В административном праве предусмотрена также такая процедура, как административное задержание. Это не взыскание, и применяется оно лишь в целях выяснения обстоятельств дела и выяснения личности за­держанного. Обычно административному задержанию подвергаются ли­ца, подозреваемые в совершении преступления или в силу обстоятельств замешанные в тех или иных противоправных деяниях. Срок администра­тивного задержания может длиться не более трех часов либо до рассмот­рения дела о правонарушении народным судьей или начальником органа внутренних дел. Задержанию сопутствуют личный досмотр и досмотр ве­щей задержанного с обязательным составлением протокола в присутствии не менее двух понятых.

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имею­щим взыскание в течение установленного срока. Применять администра­тивные взыскания могут должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления. Однако в законодательстве еще не ре­шен вопрос о компетентности лиц, применяющих взыскание.

Общие выводы. Административное право занимает особое место системе права Российской Федерации. Если конституционное право закладывает основные принципы деятельности государственного механизма, то административное право приводит этот механизм в действие, непосредственно закрепляет существующую систему органов исполнительной власти, регулирует государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами. Административное право закрепляет права личности, дает гражданам гарантии защиты от произвола должностных лиц, устанавливает контроль за деятельностью государственной администрации.

Без управления не может существовать ни одно государство. Анархия и произвол - прямой путь к самоуничтожению общества и государства. История показывает: чем сильнее государственная власть, чем спокойнее и целеустремленнее действуют исполнительные органы, доводя свою во­лю до законопослушных граждан, обязанных непременно исполнять все законы, тем сильнее, могущественнее держава. Такие государства могут гордиться не только своим внутренним порядком, но и определять мировой порядок в целом, так как они не на словах, а на деле являются вели­кими державами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: