Тема: Система воспитания в классном коллективе на основе толерантности .




 

Подготовила классный руководитель 11 класса Н.Л. Богославская

 

 

В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие.
Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» – активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры. Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно-терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания. В моём арсенале воспитателя нет каких-то новых методов. Но для каждого класса, приходилось выбирать своё направление в воспитательной работе. Как все классные руководители я использовала следующие направления работы: использование произведений художественной литературы и кинофильмов, посещение музеев,организовывала диалоговые формы общении, такие как диспуты, дебаты на выбранные темы, этнографические знания учащихся о происхождении народов, с представителями которых они учатся; одним из главных направлений воспитательной работы всегда являлось патриотическое воспитание, а также постоянная работа с родителями.
В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной ситуации школа должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения.
Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности.
В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, в частности, через опыт и пример родных и близких людей, а также окружающих людей. Значительными возможностями в воспитании толерантности располагает учебный процесс. У меня, как учителя-предметника, всегда была такая возможность: на уроках технологии мы знакомились с прикладным искусством различных стран или регионами нашей Родины, а затем на классных часах пели и танцевали, рассказывали сказки разных народов.
Педагог на предметных уроках, в особенности на классных часах, должен уделять внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона. Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом.

Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык.
Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.
Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины.

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин несовместимости человеческих сообществ. Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Мне кажется, что это направление воспитания толерантности, которое направлено и на профилактику ксенофобии в обществе, основанное на знакомстве широкой общественности с историей Холокоста, нужно использовать гораздо шире, привлекая родителей.
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию. Целесообразна работа с ветеранами, общение с которыми – настоящая школа патриотизма. Это касается не только ветеранов ВОВ, а так же о влиянии достаточно молодых родителей, прошедших Афганистан, Чечню и другие «Горячие точки». Именно эти родители, для которых интернационализм был не пустым словом, помогли сплотить детский многонациональный коллектив, объясняя своим детям, что нет никакой разницы между русским, украинцами. Именно родители помогали детям понять, что кто то прекрасно танцует, играет на кларнете и учится лучше всех мальчиков в классе,особенно на уроках английского и немецкого языков и ему не мешает тёмный цвет его кожи, не должен он мешать и другим детям. Ведь воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим.
Таким образом, мы с родителями и детьми вместе попытаемся решить главную задачу воспитания толерантности: содействовать приобщению детей к культуре толерантности и способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с разными людьми на основе взаимопонимания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: