Возрастная анатомия, физиология и гигиена




учебно-методическое пособие

для студентов педагогического образования

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗМА.

Организм человека – это открытая биологическая целостная система, обладающая способностью к самовоспроизведению, саморазвитию и самоуправлению. Его следует рассматривать как высшую форму организации живой материи, которая прошла длительный путь развития. В организме человека имеют место все уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевой, органный, системный и функциональный.

Клетка представляет собой структурную и функциональную единицу многоклеточного организма. Клетки различны по форме, размерам и функциям. В состав клетки входят следующие структурные компоненты. Ядро – управляет синтезом белка и процессами жизнедеятельности клетки. Ядро окружено кариолеммой, содержит одно или несколько ядрышек, хромосомы и кариоплазму. Аппарат Гольджи - участвует в формировании некоторых продуктов жизнедеятельности, синтезе гликопротеидов. Митохондрии – "силовые станции клетки". На внутренней мембране митохондрий происходит синтез АТФ. Эндоплазматическая сеть – представляет собой сеть развитых канальцев. Различают гладкую и гранулярную ЭПС. На гладкой ЭПС идет синтез липидов и углеводов. На гранулярной ЭПС – синтез белка. Рибосомы – участвуют в синтезе белка. Лизосомы (включения клетки) – принимают участие в утилизации чужеродных частиц и отмерших частей клетки. Снаружи клетка покрыта мембраной, которая выполняет функции защиты, обмена веществ, обладает избирательной проницаемостью. Внутреннее пространство клетки заполнено цитоплазмой.

Ткань – это совокупность клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемой функции. Основные типы тканей: эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная.

Каждая ткань выполняет определенную функцию и имеет специфические структурные особенности.

Орган – это часть тела, имеющая определенную форму, локализацию, особое строение и функции. Орган состоит и определяет его главную функцию.

Органы, совместно выполняющие определенную функцию образуют систему органов.

Функциональная система – это широкое объединение различно локализованных структур, на основе получения конечного приспособительного результата, который необходим в данный момент (пример: функциональная система, обеспечивающая передвижение тела в пространстве).

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучить структуру организма человека.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, видеофильм "Общее знакомство с организмом", микроскоп, микропрепараты, методические пособия.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

I. Рассмотреть иерархическую структуру организма:

1. Составьте в тетради табл. "Органоиды клетки".

 

Название органоида Строение Функции
     

 

2. Зарисовать строение клетки, обозначить цифры рисунка 1.


 

Рис.1. Схема ультрамикроскопического строения клетки.

 

П. Рассмотреть под микроскопом и зарисовать различные виды тканей:

1. Заполнить в тетрадях табл. "Общая характеристика тканей"

 

Название ткани Вид ткани Локализация в организме Особенности строения Функции
         

 

Ш. Тесты для самопроверки знаний:

 

Тест 1.Общее знакомство с организмом человека

Вместо точек подберите соответствующие слова или определения. Ответы запишите в тетрадь под номерами.

1. Рефлекс —...

2. Часть тела человека с присущей ему определенной формой, строением и функцией —...

3. Наука, исследующая жизненные функции организма и его отдельных частей -...

4. Гистология — наука о...

5. Волну возбуждения, бегущую по нервному волокну, называют...

6. Торможение — процесс...

7. Основными свойствами нервной ткани являются:...

8. Совокупность клеток, сходных, по строению и выполняемым функциям, называют...

9. Основными свойствами мышечной ткани являются:...

10. Возбуждение — процесс...

11. Система, состоящая из рецепторов, центростремительного нейрона, участка центральной нервной системы, центробежного нейрона и рабочего органа, называется...

12. Клетки — > ткани —...-....- организм

13. Клетка как элементарная составная часть организма обладает основными жизненными свойствами: обмен веществ,...

14. Гигиена — наука о...

15. Наука о строении и форме организма и его органов называется...

16. Система органов — это...

17. К неорганическим соединениям клетки относятся:...
18. В состав белков входят атомы водорода, кислорода,...

19. Нуклеиновые кислоты в клетке представлены молекулами ДНК и …

20. Ферменты это —...

21. Белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты — это... соединения клетки.

22. Носители наследственных свойств организма, передающихся от родителей
потомству, называются...

Тест 2. Животная клетка

Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Жиры — это органические соединения, главным свойством которых является:

а) растворимость в воде;

б) нерастворимость в воде и в органических растворителях;

в) растворимость в органических растворителях.

2.Ферменты по химическому составу — это:

а) белки;

б) нуклеиновые кислоты;

в) углеводы.

3.Наука, изучающая клетку, называется:

а) гистология;

б) эмбриология;

в) цитология.

4. Органоид клетки, в котором происходит образование вещества богатого энергией:

а) рибосома;

б) митохондрия;

в) клеточный центр.

5.Синтез белка в клетке происходит:

а) в клеточном центре;

б) в ядре;

в) в рибосомах.

6.Молекулы ДНК и РНК — это:

а) органические вещества;

б) неорганические вещества;

в) одно из веществ органическое, а другое — неорганическое.

7.Аминокислоты — это вещества, образующие:

а) углеводы;

б) жиры;

в) белки.

8.К органическим соединениям клетки из числа названных относятся:

а) нуклеиновые кислоты;

б) минеральные соли;

в) вода.

9.Энергетическая ценность 1 грамма углеводов составляет:

а) 17,6 кДж;

б)38,9кДж;

в) 10,4 кДж.

10.Клетки тела человека имеют по:

а) 40 хромосом;

б) 23 хромосомы;

в) 46 хромосом.

11.Структурной единицей нервной ткани является:

а) нефрон;

б) нейрон;

в) аксон.

12.Основное углеводное запасное вещество животной клетки:

а) гликоген;

б) крахмал;

в) клетчатка.

13. Структурной единицей костной ткани является:

а) губчатое вещество;

б) остеоцит;

в) клетчатка.

14. В делении клетки выделяют:

а) 4 стадии;

б) 2 стадии;

в) 6 стадий.

Тест 3. Органы, системы органов

Распределите органы тела человека по системам, используя цифровые и буквенные обозначения.

Системы органов:
1. Кровеносная система —
2. Пищеварительная система —
3. Выделительная система —
4. Нервная система —
5. Эндокринная система —
6. Система опора и движения —
7. Дыхательная система —
Органы:

а. Сердце; з. Носовая полость;

б.Гипофиз; и.Аорта;

в.Головной мозг; к.Щитовидная железа;

г.Почки; л.Мочевой пузырь;

д.Пищевод; м.Двуглавая мышца;

е.Лопатка; н.Тонкая киша;

ж.Трахея; о.Спинной мозг.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

СТРОЕНИЕ НЕЙРОНА И НЕРВА. СВОЙСТВА НЕРВНЫХ ВОЛОКОН.

Нервная система координирует деятельность всех органов и систем, обеспечивает эффективное приспособление организма к воздействиям внешней среды. На высших этапах эволюции нервная система составляет материальную основу психической деятельности (мышления, речи, сложных форм социального поведения).

Нервная ткань является основным компонентом нервной системы. Она состоит из нервных клеток (нейронов) и клеток нейроглии (глиоцитов). Нейроны осуществляют восприятие, обработку, хранение и передачу информации. По строению различают униполярные, биполярные, мультиполярные, ложно-униполярные нейроны. По выполняемой функции афферентные, эфферентные, вставочные нейроны.

Пучки аксонов, покрытые миелином образуют нервы. Различают мякотные, или миелинизированные, и безмякотные, или немиелинизированные, нервные волокна. К мякотным относят волокна соматической нервной системы и некоторые волокна вегетативной нервной системы. К безмякотным относится большинство волокон вегетативной нервной системы. Основными свойствами нервных волокон являются: связь с телом клетки, высокая возбудимость и лабильность, невысокий уровень обмена веществ, относительная, неутомляемость, большая скорость проведения возбуждения.

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучить структурные и функциональные особенности нейрона и нерва. Рассмотреть свойства нервных волокон.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, видеофильм, микроскоп, микропрепараты, дидактический материал, учебные пособия.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

I. Изучить нервную ткань – основной компонент органов нервной системы:

Рис.2. Различные формы нейронов (нервных клеток).

1-униполярный, 2-биполярный, 3- псевдоуниполярный, 4-мультиполрный

1. Рассмотреть под микроскопом нервную ткань.

2. Зарисовать типы нейронов по их строению. (рис. 2)

 

П. Изучить строение синапса:

1. Зарисовать схему строения синапса.

 

Ш. Изучить строение нервного волокна.

 

1. Зарисовать схему строения миелинового и безмиелинового нервного волокна.

 

IV. Рассмотреть свойства нервных волокон и механизм проведения возбуждения по нервным волокнам.

 

V. Законспектировать в тетрадях процесс миелинизации нервных волокон.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СПИННОГО МОЗГА И СТВОЛА ГОЛОВНОГО МОЗГА.

Нервная система высших позвоночных, в том числе и человека, прошла сложный путь развития. В развитии зародыша человека можно наблюдать повторение некоторых этапов филогенеза центральной нервной системы (далее ЦНС).

Спинной и головной мозг – две части единой системы и только для облегчения изучения ее делят на низший и высший отделы.

Наиболее зрелыми к моменту рождения является спинной мозг и ствол головного мозга. Совершенствование рефлексов этих отделов происходит до 10-11 лет. Головной мозг интенсивно развивается первые 3 года, 6-7 лет, в период полового созревания до 17-20 лет. Кора больших полушарий первые 2 года, к 7 годам происходит становление борозд. Лобные доли заканчивают своё развитие к 12 годам. Зоны коры созревают неравномерно. Рано созревают соматосенсорные и моторные зоны, ассоциативные созревают только к подростковому периоду. С неравномерным созреванием структур коры связаны возрастные особенности поведения детей и подростков.

ЦНС выполняет 2 функции: рефлекторную и проводниковую.

В спинном мозге расположены центры двигательных рефлексов (коленный, локтевой, сгибательный, разгибательный, центры мочеиспускания, дефекации, деятельности половых органов, дыхательной мускулатуры).

Продолговатый мозг называют «вегетативным центром» здесь расположены центры дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, отделения пищеварительных соков, таких защитных рефлексов, как кашлевой, мигательный, чихательный, слёзоотделение, рвотный, двигательных – сосание, глотание, жевание.

Мозжечок отвечает за координацию движений.

Средний мозг – здесь расположены первичные зрительные и слуховые центры (ориентировочные реакции, которые выражаются в повороте головы в сторону раздражителя), регулирует мелкую моторику кисти, распределяет тонус между мышцами сгибателями и разгибателями (центры пластики движений).

Промежуточный мозг – регуляция «сна-бодрствования», обмена веществ, отделения гормонов, терморегуляции, центры голода и насыщения, питьевого и полового поведения. Гипоталамус осуществляет гуморальную регуляцию.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучить общий план строения ЦНС, функциональные и возрастные особенности ЦНС.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, видеофильм, учебные пособия, муляжи.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

I. Изучить строение, расположение и функции спинного мозга:

1. Зарисовать поперечный срез спинного мозга, обозначить цифры рисунка 3.


Рис.3 Объемная реконструкция (А) и поперечный разрез спинного мозга (Б).

 

П. Рассмотреть структурные и функциональные особенности ствола головного мозга:

1. Продолговатый мозг;

2. Мозжечок;

3. Средний мозг;

4. Промежуточный мозг.

 

Ш. Изучить возрастные особенности ЦНС.

 

IV. Задания для самопроверки знаний:

1. Составить в тетради таблицу "Характеристика спинного мозга и ствола головного мозга".

 

Название отдела Строение Функции Возрастные особенности
       

 

1. Чем представлено серое вещество головного мозга? В каких отделах головного мозга оно расположено.

2. Какое значение имеет белое вещество мозга? В каких отделах головного мозга оно расположено?

3. выполнить тесты.

Тест 1. Нервная система

Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

1.От головного мозга человека отходит 12 пар черепно-мозговых нервов.

2. Учащение работы сердца связано с деятельностью парасимпатической нервной системы.

3. Рецепторы — это специализированные клетки.

4. В участке коры, располагающейся по обе стороны от центральной борозды,
находится чувствительно-двигательная зона.

5. Спинномозговая жидкость обеспечивает обмен между кровью и тканями
мозга.

6. Белое вещество спинного мозга состоит из проводящих путей, образованных
длинными отростками нейронов.

7. На внутренней поверхности височной доли каждого полушария расположены
вкусовая и обонятельная зоны.

8. Мышцы и железы являются рецепторами.

9. Дендриты могут ветвиться.

10. Тела центробежных нейронов находятся в утолщениях задних корешков.

11. Функциональная единица нервной системы — рефлекс.

12. Блуждающий нерв относится к числу чувствительных нейронов.

13. Основную информацию нейрон получает по дендритам.

14. Мозжечок является отделом заднего мозга.

15. Тела вставочных нейронов находятся в задних рогах спинного мозга.

16. Центр сухожильного рефлекса расположен в головном мозге.

 

17. Клеточная мембрана отделяет внутренне содержимое нейрона от окружающей среды.

18. Тела центростремительных нейронов находятся в утолщениях задних корешков спинного мозга.

19. Передний мозг состоит из двух отделов: промежуточного мозга и продолговатого мозга.

 

Тест 2.Отделы головного мозга

Распределите по отделам головного мозга перечисленные функции. Ответы запишите в тетрадь.

Отделы головного мозга:

A. Продолговатый мозг —

Б. Мозжечок —

B. Средний мозг —

Г. Промежуточный мозг —

Д. Большие полушария —

Функции: 1. Мыслительная, речевая деятельность и память. 2. Координация движения, поддержание позы и равновесия. 3. Регуляция защитных рефлексов: чихание, кашель, рвота. 4. Восприятие и анализ всей Поступающей информации через органы чувств. 5. Регуляция температуры, чувства жажды, голода и насыщения. 6. Регуляция деятельности основных систем организма (пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой). 7. Поддержание скелетных мышц в тонусе (напряжении). 8. Регуляция пищеварения (центры сосания, жевания, слюноотделения). 9. Эмоциональное поведение. 10. Ориентировочная деятельность. 11. Регуляция желез внутренней секреции

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

РЕФЛЕКС. АНАЛИЗ РЕФЛЕКТОРНОГО КОЛЬЦА.

Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение рецепторов из внешней или внутренней среды, протекающая при участии ЦНС. В осуществлении любой рефлекторной реакции принимает участие шесть звеньев рефлекторного кольца:

1. рецепторы;

2. афферентный путь;

3. нервный центр;

4. эфферентный путь;

5. эффектор (рабочий орган);

6. обратная афферентация.

Рефлекс возможен при сохранении целостности звеньев рефлекторного кольца.

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Проанализировать простейшую рефлекторную деятельность человека.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, видеофильм, учебные пособия, методическое пособие Рохлов В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека, неврологический молоточек.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:

I. Проанализировать структуру рефлекторного кольца:

1. Выполнить работу "Исследование рефлекторных реакций человека "

 

Тема. Исследование рефлекторных реакций человека.

Цель: познакомиться с некоторыми безусловными реф­лексами человека.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: неврологический молото­чек (деревянный молоточек, покрытый тканью; молоточек из детского конструктора), карандаш с укрепленным на конце ластиком. Основу функций нервной системы - от самых простых до наиболее сложных реакций - составляет рефлекторная деятельность, проявляемая сложным взаимодействием безусловных и условных рефлексов. Безусловными рефлексами называют постоянные и врожденные реакции на различные воздействия из внешней и внутренней среды, осуществляемые через посредство низших отделов ЦНС - спинного мозга, мозгового ствола. У человека наиболее ярко наблюдаются следующие рефлексы: надбровный, корнеальный, нижнечелюстной, рефлекс сухожилий сгибателя и разгибателя верхней конечно­сти, коленный и Ахиллов.

 

КОРНЕАЛЬНЫЙ (МИГАТЕЛЬНЫЙ) РЕФЛЕКС

 

ХОД РАБОТЫ

Испытуемый сидит. Экспериментатор осторожно прикасается ваткой к ресницам глаза испытуемого. Ответная реакция - смыкание век.

 

НАДБРОВНЫЙ РЕФЛЕКС

ХОД РАБОТЫ

Испытуемый сидит. Экспериментатор наносит слабый удар неврологическим молоточком по краю надбровной дуги испытуемого. Ответная реакция - смыкание век.

РЕФЛЕКС СУХОЖИЛИЯ СГИБАТЕЛЯ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ

ХОД РАБОТЫ

Испытуемый сидит, а его полусогнутая и расслабленная рука находится на ладони экспериментатора. Большой палец - последнего ложится на сухожилие двуглавой мыш­цы испытуемого. Удар молоточком наносится по боль­шому пальцу испытуемого. Ответная реакция - сокраще­ние мышц и сгибание руки в локтевом суставе.

РЕФЛЕКС СУХОЖИЛИЯ РАЗГИБАТЕЛЯ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ

ХОД РАБОТЫ

Испытуемый сидит. Экспериментатор становится сбоку от него, отводит пассивно его плечо снаружи до горизонтального уровня и поддерживает его левой рукой у локтевого сгиба так, чтобы предплечье свисало под прямым углом. Удар неврологическим молоточком наносится у само­го локтевого сгиба. Ответная реакция - сокращение трехглавой мышцы плеча и сгибание руки в локтевом суставе.

КОЛЕННЫЙ РЕФЛЕКС

ХОД РАБОТЫ

Испытуемый в положении сидя кладет правую ногу на левую. Экспериментатор наносит легкий удар неврологическим молоточком по сухожилию четырехглавой мышцы правой ноги (эксперимент повторите с левой ногой). Сравните рефлексы справа и слева. Ответная реакция -сокращение четырехглавого разгибателя бедра и разгибание голени.

АХИЛЛОВ РЕФЛЕКС

ХОД РАБОТЫ

Испытуемый встает коленями на стул. Ступни ног свободно свисают. Неврологическим молоточком наносится легкий удар по пяточному (ахиллову) сухожилию. Ответная реакция - сгибание стоп.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Выполните задания и ответьте на вопросы. Что называют безусловным рефлексом? Каково биологическое значение безусловных рефлексов? Нарисуйте схему соматической рефлекторной дуги.

II. Задания для самопроверки знаний:

1. Составить схему рефлекторного кольца, обозначить цифрами звенья рефлекторного кольца.

2. Ответить на вопросы тестов:

 

1. Система, включающая рецепторы, афферентный проводящий путь, нервный центр, эфферентный проводящий путь, эффектор называется:

а) рефлекторная дуга;

б) рефлекторное кольцо.

 

2. Ответная реакция организма на раздражение рецепторов из внешней или внутренней среды при участии ЦНС называется:

а) рефлекс;

б) синапс.

 

3. Нейроны, проводящие возбуждение от рецепторов в ЦНС называются:

а) эфферентные;

б) вставочные;

в) афферентные.

 

4. Нейроны, проводящие возбуждение из ЦНС к иннервируемому органу называются:

а) эфферентные;

б) вставочные;

в) афферентные.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА.

Анализаторы – это совокупность определенных анатомических структур, деятельностью которых определяется возникновение ощущений (по И.П.Павлову). Анализатор состоит из функционально связанных между собой отделов: 1) периферического; 2) проводникового; 3) коркового.

Значение анализаторов заключается в следующем:

- обеспечивают восприятие окружающего мира через ощущения;

- обеспечивают саморегуляцию функций в организме (внутренние анализаторы);

- на ранних этапах постнатальной жизни информация, поступающая через органы чувств, обеспечивает нормальное психическое развитие;

- сенсорная информация извне обеспечивает активизацию мозга, а значит бодрствование организма.

Зрительный анализатор – парное образование, представлен следующими отделами. Глаз – является периферическим отделом анализатора, рецепторную функцию в глазу выполняют фоторецепторы – палочки и колбочки. Палочки – структуры сумеречного зрения, отвечают за черно-белое изображение. Колбочки обеспечивают цветное, дневное видение. (Строение и физиология зрительного анализатора подробно рассматривается в ходе работы). Проводниковый отдел – зрительный нерв, а корковый отдел располагается в затылочной доле каждого полушария.

К моменту рождения зрительный анализатор морфологически подготовлен к деятельности. Однако и после рождения происходит совершенствование структуры соответствующих нервных образований.

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучить строение и физиологию зрительного анализатора с учетом возрастных особенностей.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица "Строение органа зрения", видеофильм "Органы чувств", методическое пособие Л.И.Санюкевич

 

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:

I. Изучить строение глазного яблока (Рис.4):

1. Обратить внимание на его форму, размеры и положение.

2. Вспомогательный аппарат глаза.

3. Рассмотреть оболочки глазного яблока – фиброзную (белочную), сосудистую и сетчатку.

4. Светопреломляющие среды глаза.

 

 


Рис.4 Строение глазного яблока (горизонтальный разрез).

 

Заполните таблицу

Строение глазного яблока

Отделы глазного яблока Значение
   

 

 

П. Рассмотреть проводящие пути и корковый отдел зрительного анализатора (рис.5).

 


Рис. 5. Проводящие пути, обеспечивающие конвергенцию, аккомодацию и зрачковый рефлекс.

Ш. Физиология зрения:

1. Выполнить опыт Мариотта и определить величину поперечника слепого пятна (Работа 28, стр.55 Руководство к лабораторным занятиям Л.И.Cанюкевич).

2. Определить остроту зрения правого и левого глаза, пользуясь специальной таблицей и формулой V= d/D (Работа 31, стр.60 Руководство к лабораторным занятиям Л.И.Санюкевич).

3. Произвести наблюдения за рефлекторными реакциями зрачка (Работа 26, стр.51 Руководство к лабораторным занятиям Л.И.Санюкевич).

4. Познакомиться с полихроматическими таблицами.

IV. Возрастные особенности зрительного анализатора.

V. Гигиена зрения.

 

VI. Задания для самопроверки знаний:

 

2. Заполните в тетради таблицу:

 

 

Гигиена зрения

Правила гигиены зрения Обоснование правил
   

 

3. Тест 1. Зрительный анализатор

Из предложенной информации выберите сведения, которые относятся к колбочкам сетчатки глаза. Номера правильных ответов запишите в тетрадь.

1. Место нахождения:
1.1. По краям сетчатки:

1.2 В области желтого пятна.

2. Степень чувствительности к свету

2.1 Возбуждаются при действии 10-12 фотонов света;

2.2 Возбуждаются при действии 3-4 фотонов света.

3. Функции:

3.1 Воспринимают черно-белое изображение;

3.2 Воспринимают цвет.

4. Форма клеток:

4.1 Клетки длинные и тонкие:

4.2 Клетки короткие и конусообразные.

5. Наличие пигментов:

5.1 Клетки содержат только один пигмент;

5.2 Клетки содержат три резных пигмента.

6. Суммарное количество клеток в сетчатке глаза:

6.1 6 - 7 • 106;

6.2 120» 106.

Тест 2. Анализаторы

Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

1.Система, состоящая из рецептора, проводящего пути и зоны коры, куда проецируется данный вид чувствительности, называется анализатором.

2. Термин "анализатор" в физиологию был впервые введен И.М. Сеченовым.

3. Глазное яблоко состоит из внутреннего ядра и окружающих его трех оболочек: наружной, средней и внутренней.

4. Склера — задний отдел средней оболочки глаза.

5. Цвет радужки глаза зависит от количества и характера пигмента. 6. Внутренняя оболочка глазного яблока называется сетчаткой.

7.Средняя оболочка глаза богата кровеносными сосудами и светочувствительными рецепторами (палочками и колбочками).

8. Хрусталик имеет форму двояковыпуклой линзы; он прозрачен и эластичен, расположен позади зрачка.

9. Позади хрусталика находится стекловидное тело — прозрачная желеобразная масса.

10. Полость между роговицей и радужкой составляет заднюю камеру глаза.

11. Полость между радужкой и хрусталиком составляет переднюю камеру глаза.

12. Вспомогательный аппарат глаза состоит из защитных приспособлений, слезного и двигательного аппаратов.

13. К защитным образованиям глаза относят мышцы, слезную железу и слезовыводящий путь.

14. К преломляющему аппарату глаза относят роговицу и хрусталик.

15. Слепое пятно сетчатки — это место наилучшего видения.

16. Изображение на сетчатке получается действительным, перевернутым и уменьшенным.

17. Нарушение цветового зрения называют дальтонизмом.

18. При близорукости изображение фокусируется позади сетчатки.

19. При дальнозоркости изображение фокусируется впереди сетчатки.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА.

Слуховой анализатор – это второй по значению анализатор в обеспечении адаптивных реакций и познавательной деятельности человека. Его особая роль у человека связана с членораздельной речью.

Периферическим отделом является ухо. Рецепторную функцию выполняет Кортиев орган, находящийся в улитке во внутреннем ухе. Кортиев орган – это система волосковых высокочувствительных рецепторных клеток.

Проводниковый отдел представлен слуховыми нервами, направляющимися в центральный (корковый) отдел, расположенный в височных долях коры больших полушарий.

Формирование улитки происходит на 12-й недели внутриутробного развития. Восприятие звуков отличается у плода в последние месяцы внутриутробной жизни. Подкорковые структуры созревают раньше, чем корковые. Слуховой анализатор начинает функционировать уже после рождения. У новорожденного возможно осуществление элементарного анализа звуков. Первые реакции на звук носят ориентировочный характер. Функциональное развитие слухового анализатора продолжается до 6-7 лет, что проявляется в образовании тонких дифференцировок на речевые раздражители.

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучить строение и физиологию слухового анализатора с учетом возрастных особенностей.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица "Строение органа слуха", видеофильм "Слуховой анализатор", схема строения улитки.

 

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

I. Пользуясь таблицей, изучить строение органа слуха. Обозначить цифры рис.6:

1. Зарисовать и обозначить основные элементы Кортиева органа.

П. Физиология слуха.

Ш. Рассмотреть возрастные особенности слухового анализатора.

IV. Гигиена слуха.

V. Задания для самопроверки знаний:

1. Заполнить в тетради таблицу:

Строение и функции наружного, среднего и

внутреннего уха.

 

Отделы Чем представлены Выполняемая функция
     

 

2. Прочитайте в учебнике Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена./ А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер.- М.: Просвещение, 1990.- 319с. раздел "Предупреждение нарушений слуха". Составьте таблицу:

Гигиена слуха

Правила гигиены слуха Обоснование правил
   

:

 

Рис.6. Преддверно-улитковый орган (А, схема), слуховые косточки (Б), среднее ухо (В).

 

Тест "Слуховой анализатор"

1. Орган слуха расположен в височной кости и делится на наружное, среднее и внутреннее ухо.

2. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания

3. Барабанная перепонка находится на границе между средним и внутренним
ухом.

4. Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.

5. Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.

6. Внутреннее ухо представляет собой систему полостей и извитых каналов.

7. Вестибулярный аппарат является органом равновесия.

8. В лабиринте внутреннего уха расположены улитка, два маленьких мешочка
(круглый и овальный), а также три полукружных канала.

9. Зона кожной чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.

10. Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА. СЕНСОМОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА.

Опорно-двигательный аппарат (далее ОДА) представлен костной системой, суставами, суставными связками, мышцами. Функции костно-мышечной системы многообразны. Скелет является пассивной частью ОДА. Он выполняет механические и биологические функции. Механические – опорная, рычаговая, защитная. Биологические: поддержание на определенном уровне минерального состава крови, кости являются местом расположения красного костного мозга, который относится к кроветворным органам.

Скелет человека состоит из скелета головы (черепа), скелета туловища и конечностей.

В черепе различают мозговой и лицевой отделы.

Скелет туловища состоит из позвоночного столба и скелета грудной клетки.

В скелете конечностей различают скелет пояса и скелет свободной конечности.

Мышцы, прикрепляясь к костям, при сокращении перемещают их относительно друг друга, что обеспечивает движение. Мышцы выполняют опорную функцию, поддерживает определенное положение тела. Защитная функция мышц проявляется в том, что они входят в состав стенок, ограничивающих полости тела и защищающих внутренние органы.

Различают 3 типа мышечной ткани: поперечнополосатую (скелетную), гладкую и сердечную мускулатуру.

Скелет образован костями и хрящами. У взрослого скелет преимущественно костный, но у новорожденного он наполовину хрящевой. Отличительной чертой скелета детей является строение черепа: отношение его мозгового отдела с лицевым, которое у новорожденного составляет 1:8, пятилетнего – 1:4, десятилетнего – 1:3, у взрослого – 1:2. Причина недоразвития лицевого отдела связана с недоразвитием челюстных костей. Углы костей мозгового отдела не окостеневают к рождению и места их соединения заполнены соединительной тканью – роднички. Наличие швов, родничков позволяют смещаться костям черепа ребенка при его рождении.

Процесс окостенения позвоночника происходит в строго определенном порядке: сначала грудные позвонки, а затем по направлению к шейному и копчиковому отделам. Форма грудной клетки новорожденного – куполообразная. У взрослого человека с развитием легких – бочковидная.

Все кости пояса верхних конечностей (исключение ключица) проходят хрящевую стадию. Процесс окостенения начинается в 6-8 недель, заканчивается к рождению. В костях запястья после рождения.

Таз новорожденного состоит из несросшихся костей. Срастание костей длится до 25 лет. После 9 лет наблюдается разница в форме таза у девочек и мальчиков.

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучить строение и функции костно-мышечной системы.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, видеофильм "Опорно-двигательный аппарат", учебные и методические пособия.

 

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

I. Значение Опорно-двигательного аппарата.

II. Изучить особенности строения скелета человека:

1.Скелет головы

2. Скелет туловища (позвоночный столб и грудная клетка).

3. Скелет плечевого пояса и свободной верхней конечности

4. Скелет тазового пояса и свободной нижней конечности

 


 

Рис.7.Скелет человека.

 

III. Развитие сенсомоторных реакций организма.

IV. Развитие костно-мышечной системы в онтогенезе:

1. Заполнить в тетрадях таблицу:

«ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОДА»

 

Череп Грудная клетка, позвоночник Плечевой пояс, свободная верхняя конечность Тазовый пояс, свободная нижняя конечность
       

 

V. Задания для самопроверки знаний:


 

Рис.8.Строение трубчатой кости.

 

1. Задание

1.Обозначте цифры рисунка 8.

2.Рассмотрите рисунок 9 назовите отделы позвоночного столба, обозначенные цифрами 1-5.

Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника? Какие особенности в строении позвоночника связаны с прямохождением, каково значение этих особенностей?

 


Рис.9 Позвоночник человека

А-вид спереди, Б - вид сзади, В-вид сбоку.

 

Задания для самопроверки знаний:

 

Тест 1 "Мышечная ткань"

Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1.Клетки, образующие поперечно-полосатую мышечную ткань:

а) длинные, цилиндрической формы, с округлыми или заостренными концами;

б) вытянутые, веретеновидные, с заостренными концами;

в) длинные, на концах разветвляются и соединяются друг с другом при помощи отростков;

2.Работа гладких мышц регулируется:

а) соматической нервной системой;

б) вегетативной нервной системой;

в) за счет импульсов, возникающих в самой мышце.

3. Поперечно-полосатая мышечная ткань образует:

а) стенку сердца;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: