по дисциплине «Психология»




специальность 2-010101 «Дошкольное образование»

курс II группа 88, 89

заочная форма обучения

2018 – 2019 учебный год

№ 1

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Миша (6 лет) внимательно выслушивает слова, которые он должен запомнить. Беззвучно шевелит губами. Последние слова повторяет. На вопросы отвечает не сразу.

- Подождите! Я вспоминаю.

Прищуривает глаза. Наконец уверенно называет три слова.

- Что же ещё?

Задумался. Повторяет несколько раз.

- Всё, больше я не могу вспомнить.

Задание: Определите вид запоминания и его способы в данной ситуации.

№ 2

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Рост человека, на которого мы смотрим с различного расстояния, остаётся для нас одним и тем же, хотя его изображение на нашей сетчатке значительно изменяется (например, при изменении расстояния от 1 до 2 метров это изображение уменьшается на ¾).

Задание: 1. Объясните с психологической точки зрения этот эффект.

2. Вспомните, как называется данная особенность восприятия.

№ 3

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Задание: О каких важных свойствах личности воспитателя идёт речь в ниже приведённых кратких описаниях?

1. Чувство меры в проявлении требовательности, умение выбрать форму требований, особая чуткость в отношениях с детьми, их родителями, в разрешении различных вопросов.

2. Способность по небольшим, на первый взгляд, незаметным явлениям и признакам увидеть тенденции развития ребёнка, формирования его знаний, умений. Навыков, воли, характера, понять по неуловимым переменам в поведении его состояние, зарождение у него новых потребностей и интересов.

№ 4

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Саша непрерывно задаёт вопросы: что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит? Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая, снова задаёт вопросы: слон сильный? А лев? Откуда идёт дождь? Откуда я родился? И т.д.

Задание: Дети какого возраста обычно задают такие вопросы? При каких обстоятельствах у дошкольников появляется потребность задавать вопросы?

№ 5

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Дети сидят на стульях, расставленных полукругом посреди комнаты. Перед ними на таком же низком стуле сидит воспитательница с книгой. Сейчас начнётся чтение сказки.

Дети знают уже, что садиться можно на любой свободный стул, знают также, что сдвигать стул с места нельзя. Однако всем хочется быть поближе к воспитательнице, каждого притягивает книжка с красивыми картинками. Кто-то из детей не выдерживает и, схватив свой стул двумя руками, не поднимаясь с сиденья, тащит его к воспитательнице. Несколько голосов сразу:

- В.А.! В.А.! А он … к вам двигается. Он к вам двигается.

Задание:

1. Объясните причину возникновения таких заявлений и жалоб детей при нарушении правил поведения их сверстниками.

2. Как должна поступить воспитательница в этой ситуации?

№ 6

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Раневский и Гаев, герои комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад», разорены. Имение продано с торгов. После торгов возвращается Лопахин. Гаев в слезах, Любовь Андреевна угнетена, а Лопухин ликует: «Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу… Вишнёвый сад теперь мой! Мой! Боже мой, господи, вишневый сад теперь мой!.. Музыка, играй отчётливо! Пускай всё, как я желаю! Идёт новый помещик, владелец вишнёвого сада! За все могу заплатить!»

Задание: О каком эмоциональном состоянии свидетельствует данный пример?

№ 7

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Общение ребёнка с близкими – эмоционально укрепляет его. Общение с ровесником – закладывает социальные навыки.

Задание: Необходимо ли ребёнка учить быть одному?

№8

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Авиадиспетчер на несколько минут сосредотачивает внимание на изображении движущейся точки на экране, а после посадки самолета тут же забывает о ней, переключая внимание на следующую.

Задание: Определите вид памяти в приведенном примере.

№ 9

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Задание: Ниже описаны действия человека, характеризующие различные процессы памяти. Определите, какой процесс памяти проявляется в описанных действиях.

Ученику задали вопрос: «В каком году был напечатан роман И.С. Тургенева «Накануне»? Ученик, подумав, стал отвечать: «По поводу романа «Накануне» в свое время разгорелись горячие споры в редакции журнала «Современник». Более того, статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» послужила поводом к расколу в редакции «Современника». Когда же это было? Это был год большого политического накала, когда очень остро проходила и литературная борьба, год накануне крестьянской реформы 1861 года. Стало быть, роман «Накануне» был напечатан в 1860 году».

№ 10

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

В одном из детских садов дети собирались на прогулку. Мальчик шести лет заботливо помогал маленькой девочке. Застегнул пальто, завязал платок, надел варежки; взяв ее за руку, встал у выхода. Кто-то из взрослых спросил: «Это сестрёнка твоя?». Ребенок удивленно посмотрел и ответил: «Нет, не сестренка! Просто маленькая, - и добавил: - маленьким надо помогать».

Задание: Определите ведущие мотивы поведения ребенка.

№ 11

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

«Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в учении, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же делать ребенка не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность».

Задание: Формирование каких видов внимания должно быть главной заботой педагога и почему?

№ 12

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Вова прекращает уборку через пять минут после начала работы. Воспитатель требует довести дело до конца. Вова продолжает убирать игрушки, но при этом производит с ними отдельные игровые действия – качает куклу, а затем бросает в коробку, вскрикивая: «Вот куда он, хитрый, спрятался!» Возит машину, вдвигает её между коробками и заявляет: «Приехали в гараж», складывает коробки, строит башню.

Задание:

1. Определить возраст ребёнка.

2. Объяснить особенности поведения Вовы в этой ситуации.

3. Какова должна быть позиция воспитателя по отношению к мальчику?

№ 13

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Петя (6 лет) играл с мячом в комнате и разбил вазу. Когда мама вечером стала спрашивать, кто это сделал, Петя сказал, что это сделал Саша, его младший брат. Мама стала укорять сына, говорить, что он лжёт.

Задание:

1. Назовите основную причину Петиной лжи.

2. Какие ошибки в воспитании сына были допущены мамой, и что можно ей посоветовать?

№ 14

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Задание: О каких ощущениях идет речь в стихотворных строчках слепоглухой О. Скороходовой:

Я услышу запах и росы прохладу, Легкий шелест листьев пальцами ловлю...

№ 15

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Саша (6 лет) умел хорошо кататься на лыжах с горки. Мама заметила, что, когда на горке было мало детей, сын не очень охотно катался, а когда в воскресенье на горке было много детей, то сын смело съезжал с самой высокой горки в разных положениях, много кричал.

Задание:

1. Дайте психологическое обоснование поведению Саши.

2. Какой мотив лежит в основе его поведения? Объясните источник его возникновения.

3. Приведите примеры проявления данного мотива поведения у дошкольников.

№ 16

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Дети старшего дошкольного возраста рисовали грузовую машину–игрушку. Непосредственно перед рисованием воспитатель предложил детям хорошо рассмотреть ее, а затем назвать каждую часть машины, обращая внимание на то, что кузов машины больше кабины и шире ее. Дети отметили, что кабина чуть повыше кузова, у нее срезан один угол, а в кабине есть окно, которое имеет форму квадрата, и т. д.

Задание:

1. С какими сенсорными эталонами воспитатель знакомит детей?

2. Как обследование предмета влияет на изобразительную деятельность детей?

3. Как должен располагаться предмет (в данном случае машина) по отношению к ребенку?

№ 17

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Подумайте и скажите, что легче делать ребенку 4 лет: различать цвета, выбирать их или называть?

Задание: Дайте психологическое обоснование необходимости обучения ребенка различению и использованию цвета.

№ 18

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Существует различные мнения о том, кого из учащихся следует считать более внимательным.

· Одни полагают, что если ученика не могут отвлечь ни разговоры, ни постоянные шумы, он, конечно, внимателен.

· Другие к внимательным относят тех, кто, рассказывая, видит и слышит всё, что делается вокруг.

· Третьи внимательным считают того, кто способен мгновенно замечать на предъявленных пособиях сразу много деталей.

Задание: О каком свойстве внимания идёт речь в каждом случае?

№ 19

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Задание: Определите, какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

Как-то произошёл спор о том, кого можно назвать более внимательным. Один из споривших сказал:

- "Иван Иванович очень внимателен. Когда он читает книгу или слушает, что ему говорят, то ничего не может его отвлечь: ни появление кого-нибудь в комнате, ни разговор соседей, ни звук радио. Всё его внимание поглощено тем, что он в данный момент делает".

- "А по-моему, - ответил другой, - Павел Петрович более внимательный. С каким бы увлечением он ни рассказывал (кажется, он весь поглощён рассказом), всё же ни одна деталь не ускользает от его внимания. Он видит всё, что делается вокруг".

- "Нет уж, Борис Васильевич внимательнее всех, - сказал третий. - Однажды мы шли в полной тьме по дороге, и вдруг неожиданно вспыхнул и сразу же погас свет от электрического фонарика. Мы успели лишь едва заметить фигуру мужчины, а Борис Васильевич за этот короткий миг разглядел все детали его одежды".

№ 20

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Испытуемым предложили запомнить после одного прочтения следующие ряды односложных слов:

1) дом, сыр, шарф, ковш, бант;

2) грош, чан, воз, кнут, зонт;

3) стол, хлеб, соль, лук, борщ.

Задание:

1. Определите, какой ряд слов испытуемые запомнят лучше и почему?

2. Как называются связи, при запоминании этого ряда?

№ 21

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Задание. Изучалась продуктивность разных приемов запоминания комплекса гимнастических упражнений. Определите, в какой из групп испытуемых запоминание было наиболее эффективным и почему?

Одна группа испытуемых заучивала движения обычным способом (смотрела и воспроизводила). Вторая группа словесно обозначала и записывала каждый комплекс упражнений, прежде чем его воспроизвести. Третья группа перед воспроизведением должна была придумать сходное по структуре движение. (По Н. Р. Богуш.)

№ 22

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Некоторые родители (в том случае, если их ребенок не слушается) говорят: «Иди сюда, а то тебя заберут!»; «Не будешь есть – придет врач, сделает тебе укол»; «Не будешь слушаться – милиционер заберет» и т. д.

Задание:

Можно ли использовать такие приемы в воспитании ребенка? Обоснуйте свой вывод.

№ 23

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

В группу входит заведующий детским садом. Трое детей здороваются с ним, а большинство увлечены своим делом и не обращают на него никакого внимания.

Дети объясняют своё поведение тем, что при входе в детский сад они уже здоровались с кем-то, а с кем именно – они не помнят и не придают этому значение.

Задание:

1. Почему, зная правила поведения, дети часто нарушают их?

2. Дайте психологический анализ ситуации.

№ 24

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

В ходе исследования учащимся было предложено заучить один за другим (через несколько недель) два одинаковых по трудности рассказа. Первый давался с предупреждением, что опрос будет производиться на следующий день; про второй было сказано, что его надо запомнить «навсегда». Фактически в обоих случаях проверку провели через четыре недели после заучивания.

Задание:

Какой текст учащиеся запомнили и воспроизвели лучше? Какой психологический фактор сыграл здесь решающую роль?

№ 25

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Вообразим, что нашу планету постигла катастрофа. Остались в живых только маленькие дети, а всё взрослое население погибло. Все материальные и культурные ценности сохранились.

Что в этом случае стало бы с человечеством, его историей? Как будет проходить психическое развитие детей?

№ 26

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Решив больше не огорчать маму своим упрямством, Катя сказала, что теперь она всегда будет следить за собой. Но на второй день после обещания ее снова «занесло». Она не поздоровалась с соседкой, не помогла убрать посуду со стола.

Задание:

Какой недостаток детской воли проявился у Кати? Детям какого возраста он наиболее свойственен? Как преодолеть этот недостаток в воспитании ребенка?

№ 27

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Витя впервые пришёл в детский сад. Он как бы не замечал других детей. Если ему нужна была какая-нибудь игрушка, он брал её, никого не спрашивая, ни с кем не считаясь. Витя вёл себя так, как будто он был один.

Задание:

Какую позицию в среде сверстников занял Витя в данной ситуации? Предположите возможные последствия подобного поведения ребёнка на формирование его личностных качеств. Как усилить позитивное воспитательное воздействие на ребёнка окружающего мира?

№ 28

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Андрюшу наказали, поставили в угол. Обиженный Андрюша громко плачет. Кирилка (1 г. 11 мес.) подходит к нему, гладит по головке, уговаривает: «Не плать, Дюка, не плать». Андрюша плачет ещё громче. Уткнулся брату в плечо. Кирилка сам вот-вот заплачет: «Не надо, не плать, Дюка!»

Задание:

Определите чувства ребёнка, которые проявились в этой ситуации. Какова должна быть стратегия поведения взрослого по формированию социальной активности детей?

 

 

Преподаватель __________________ Н.В. Ясюкайтене

 

Практические задания обсуждены и одобрены на заседании ЦК психолого-педагогических дисциплин

Протокол № 4 от 09.04.2019 г.

Председатель ЦК ____________Н.В. Ясюкайтене

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: