Музыкальная культура XVII в. Рождение оперы.




XVII столетие – подлинный «век музыки». Появляются ноые жанры: в вокальной музыке – опера, оратория, кантата; в инструментальной – концерт, старинная соната, сюита, вариации, прелюдии, фантазии и токкаты с фугой. В каждой европейской стране расцветают национальные композиторские школы, появляется множество ярких композиторов. Венчает эту эпоху творчество двух гениев – Баха и Генделя.

Событием, которое определило развитие музыки не только этого столетия, но и последующих эпох (вплоть до нашего времени), стало рождение оперы. Отныне не церковная, а театральная музыка притягивает главное внимание музыкантов и слушателей, определяет развитие других музыкальных жанров. Именно с оперы начинается в музыке отсчет нового времени. Тогда свершилась Великая Музыкальная Революция – родилась мелодия, которая выразительней, ярче передавала человеческие чувства, чем старинная полифония. На смену сложному полифоническому сплетению голосов пришел гомофонно-гармонический склад – мелодия с аккомпаниментом.

 

¯Интересно, что в эпоху Возрождения были попытки создания музыкально-драматических сценок средствами мадригала – многоголосной полифонической песни. Орацио Векки (1550-1605), композитор из итальянского города Модены написал мадригальную комедию «Амфипарнас». Действующих лиц этой комедийной сценки – красавицу Гортензию, незадачливого старого ухажера Панталоне, ловкого слугу Педролино – изображают сразу несколько голосов вокального ансамбля, что, конечно, затрудняло постановку. Поэтому ансамбль пел за сценой, а действие изображалось в виде пантомимы.

Родина оперы – итальянский город Флоренция. В обществе просвещенных музыкантов и любителей музыки, которое собиралось в доме графа Барди (по-итальянски такое содружество называлось «камерата») решили возродить античную трагедию. Новый театральные жанр, в котором все герои пели под аккомпанемент музыкальных инструментов, назвали dramma per musica («драма через музыку»). Для сюжетов первых музыкальных спектаклей поэт Оттавио Ринуччини, певцы и композиторы Якопо Пери и Джулио Каччини выбрали античные мифы, в том числе известный миф об Орфее и Эвридике. Поставленная в 1600 г. «Эвридика» - первая сохранившаяся опера в истории музыки. Музыкальная декламация в первых операх флорентийцев далека от подлинного драматизма, мелодии еще не приобрели выразительную силу. Традиции придворного спектакля сказывались также в присочиненном счастливом конце: боги возвращают Орфею его возлюбленную.

 

¯В опере Джулио Каччини (1545-1617) «Эвридика» хор нимф и пастухов, оплакивающих Эвридику, звучит скорее изящно, чем скорбно. Музыка только «учится» воплощать подлинную трагедию.

Новый жанр очень быстро распространился по всей Италии и сразу же привлек вниманиегениального композитора, который смог создать подлинные музыкальные драмы – Клаудио Монтеверди (1567-1643). Его оперы «Орфей» (1607) и «Коронация Поппеи» (1642) до сих пор ставятся на сценах лучших театров мира и потрясают сердца слушателей.

 

¯Из оперы Монтеверди «Ариадна» сохранился только один небольшой фрагмент – ария главной героини, плач Ариадны, которую покинул любимый Тезей. Это один из первых примеров очень распространенной впоследствии арии lamento (от итал. – плач, жалоба). Здесь композитор нашел простые и убедительные средства для выражения глубокой скорби: минорный лад, медленный темп, нежная певучая мелодия с нисходящими «вздохами» малых секунд в окончаниях фраз. Эти приемы впоследствии будут использоваться многими композиторами в трагических страницах музыки.

Каждый из крупных городов Италии вложил свою лепту в развитие оперы. Богатый папский Рим дал опере театральную пышность и размах. В республиканской Венеции этот жанр впервые вышел за пределы дворцов – здесь был открыт первый оперный театр для широкой публики, и опреу, бывшую до того развлечением знати, узнал и полюбил народ. Говорят, именно в Венеции оперу назвали оперой. Неаполь дал новому жанру прекрасные голоса южной Италии – так родился вокальный стиль бельканто (в переводе с итал. – «прекрасное пение»).

В Неаполе были провозглашены основы строения итальянской серьезной оперы – opera seria, ставшей образцом для всей Европы до конца XVIII столетия. В Неаполе работал Алессандро Скарлатти (1659-1725), который создал 120 опер, более 500 кантат и множество инструментальных произведений. Он писал прекрасную музыку, которая и сейчас входит в репертуар крупнейших певцов мира.

Но именно в его творчестве опера пережила первый в своей истории кризис: разрушилась связь музыки и действия, сюжет стал лишь поводом, чтобы композитор написал красивую мелодию, а певец продемонстрировал свой голос. Опера стала «концертом в костюмах».

 

¯ Канцона «Фиалки» из оперы Алессандро Скарлатти «Пирр и Деметрий» - пример того, как изящные мелодии арий, которые больше всего привлекали внимание публики, вступают в противоречие со сложным и запутанным историческим сюжетом серьёзных опер.

Яркая, эмоциональная музыка, научившись в опере выражать самые разнообразные человеческие чувства, перестала нуждаться не только в сюжете, но и в словах. Так из оперной музыки родился новый стиль музыки инструментальной. Из увертюры рождаются симфония и концерт, из мелодий оперных арий – темы для сонат. Оркестр как единое и сложное музыкальное целое сформировался тоже в опере.

 

¯В клавирных сонатах Доменико Скарлатти (1685-1757) музыкальные темы, как герои опер, живут, действуют, преодолевают обстоятельства (как, например, в Сонате До мажор), или раскрывают нам свою душу, искренне и трогательно рассказывают о чувствах (как в Соната ре минор). Эта музыка заставляет нас не просто наслаждаться звуками, а жить вместе с ними, будит нашу фантазию и воображение.

В течение XVII ст. опера распространилась по всей Европе. Во Франции к этому жанру обратился придворный композитор короля Людовика XIV – Жан Батист Люлли (1632-1687). Французская лирическая трагедия (так называли оперу во Франции) опиралась на высокие достижения театрального искусства той эпохи и обязательно включала в себя балет. Такова была воля короля, который сам принимал участие в придворных спектаклях как танцор.

Англия XVII ст. дала миру великого композитора Генри Пёрселла (1658-1695). Придворный музыкант короля Карла ІІ, он, как многие гении, не был оценен в полной мере своим временем. Умер в бедности, в возрасте 36 лет. Перселл написал множество произведений в разных жанрах, инструментальных и вокальных, духовных и светских. Его единственная опера «Дидона и Эней» была написана не для театральной сцены, а для женского пансиона и исполнялась силами любителей в камерной обстановке. Но это не отразилось на глубине и силе музыки. Герои оперы Перселла – не условные персонажи мифа, а живые люди.

 

¯Музыка заключительной арии-плача Дидоны построена на нисходящей теме оркестрового баса, которая повторяется на протяжении всей ариии как неотвратимая поступь смерти (такая музыкальная форма назывыается basso ostinato, «повторяющийся бас», и часто встречается в старинной музыке). Вокальная мелодия, очень красивая и проникновенная, заставляет нас сопереживать героине, почувствовать боль покинутой, одинокой души и силу любви.

Жанр оперы привлекает композиторов и слушателей на протяжении четырех столетий. Он постоянно обновляется, но сохраняет силу своего воздействия. Секрет оперы – в синтезе искусств. Музыка и театр, а с ними также поэзия, живопись, хореография соединяются в оперном спектакле в единое целое для максимального воздействия на слушателей. Поэтому развитие оперы во многом определило пути музыкальной истории Нового времени.

 

? Вопросы для повторения:

  1. Когда и где родился жанр оперы?
  2. Какой жанр Античности хотели воскресить авторы первых опер? Как это отразилось на выборе сюжетов?
  3. Почему для оперы не подходит техника старинной полифонии?
  4. В каких городах Италии развивалась опера в 17 в., какую лепту внес каждый из них?
  5. В чем заключался кризис оперного жанра в творчестве Алессандро Скарлатти?
  6. На какие жанры инструментальной музыки 17 в. опера оказала влияние?
  7. Как развивалась опера во Франции?
  8. Что вы узнали об английском композиторе Генри Перселле?
  9. Выпишите из текста и запомните имена композиторов 17 в., которые работали в жанре опре и названия их произведений.
  10. Какие услышанные на уроке музыкальные фрагменты вам понравились и запомнились? Расскажите о своих музыкальных впечатлениях.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: