XVII столетие – подлинный «век музыки». Появляются ноые жанры: в вокальной музыке – опера, оратория, кантата; в инструментальной – концерт, старинная соната, сюита, вариации, прелюдии, фантазии и токкаты с фугой. В каждой европейской стране расцветают национальные композиторские школы, появляется множество ярких композиторов. Венчает эту эпоху творчество двух гениев – Баха и Генделя.
Событием, которое определило развитие музыки не только этого столетия, но и последующих эпох (вплоть до нашего времени), стало рождение оперы. Отныне не церковная, а театральная музыка притягивает главное внимание музыкантов и слушателей, определяет развитие других музыкальных жанров. Именно с оперы начинается в музыке отсчет нового времени. Тогда свершилась Великая Музыкальная Революция – родилась мелодия, которая выразительней, ярче передавала человеческие чувства, чем старинная полифония. На смену сложному полифоническому сплетению голосов пришел гомофонно-гармонический склад – мелодия с аккомпаниментом.
¯Интересно, что в эпоху Возрождения были попытки создания музыкально-драматических сценок средствами мадригала – многоголосной полифонической песни. Орацио Векки (1550-1605), композитор из итальянского города Модены написал мадригальную комедию «Амфипарнас». Действующих лиц этой комедийной сценки – красавицу Гортензию, незадачливого старого ухажера Панталоне, ловкого слугу Педролино – изображают сразу несколько голосов вокального ансамбля, что, конечно, затрудняло постановку. Поэтому ансамбль пел за сценой, а действие изображалось в виде пантомимы.
Родина оперы – итальянский город Флоренция. В обществе просвещенных музыкантов и любителей музыки, которое собиралось в доме графа Барди (по-итальянски такое содружество называлось «камерата») решили возродить античную трагедию. Новый театральные жанр, в котором все герои пели под аккомпанемент музыкальных инструментов, назвали dramma per musica («драма через музыку»). Для сюжетов первых музыкальных спектаклей поэт Оттавио Ринуччини, певцы и композиторы Якопо Пери и Джулио Каччини выбрали античные мифы, в том числе известный миф об Орфее и Эвридике. Поставленная в 1600 г. «Эвридика» - первая сохранившаяся опера в истории музыки. Музыкальная декламация в первых операх флорентийцев далека от подлинного драматизма, мелодии еще не приобрели выразительную силу. Традиции придворного спектакля сказывались также в присочиненном счастливом конце: боги возвращают Орфею его возлюбленную.
¯В опере Джулио Каччини (1545-1617) «Эвридика» хор нимф и пастухов, оплакивающих Эвридику, звучит скорее изящно, чем скорбно. Музыка только «учится» воплощать подлинную трагедию.
Новый жанр очень быстро распространился по всей Италии и сразу же привлек вниманиегениального композитора, который смог создать подлинные музыкальные драмы – Клаудио Монтеверди (1567-1643). Его оперы «Орфей» (1607) и «Коронация Поппеи» (1642) до сих пор ставятся на сценах лучших театров мира и потрясают сердца слушателей.
¯Из оперы Монтеверди «Ариадна» сохранился только один небольшой фрагмент – ария главной героини, плач Ариадны, которую покинул любимый Тезей. Это один из первых примеров очень распространенной впоследствии арии lamento (от итал. – плач, жалоба). Здесь композитор нашел простые и убедительные средства для выражения глубокой скорби: минорный лад, медленный темп, нежная певучая мелодия с нисходящими «вздохами» малых секунд в окончаниях фраз. Эти приемы впоследствии будут использоваться многими композиторами в трагических страницах музыки.
Каждый из крупных городов Италии вложил свою лепту в развитие оперы. Богатый папский Рим дал опере театральную пышность и размах. В республиканской Венеции этот жанр впервые вышел за пределы дворцов – здесь был открыт первый оперный театр для широкой публики, и опреу, бывшую до того развлечением знати, узнал и полюбил народ. Говорят, именно в Венеции оперу назвали оперой. Неаполь дал новому жанру прекрасные голоса южной Италии – так родился вокальный стиль бельканто (в переводе с итал. – «прекрасное пение»).
В Неаполе были провозглашены основы строения итальянской серьезной оперы – opera seria, ставшей образцом для всей Европы до конца XVIII столетия. В Неаполе работал Алессандро Скарлатти (1659-1725), который создал 120 опер, более 500 кантат и множество инструментальных произведений. Он писал прекрасную музыку, которая и сейчас входит в репертуар крупнейших певцов мира.
Но именно в его творчестве опера пережила первый в своей истории кризис: разрушилась связь музыки и действия, сюжет стал лишь поводом, чтобы композитор написал красивую мелодию, а певец продемонстрировал свой голос. Опера стала «концертом в костюмах».
¯ Канцона «Фиалки» из оперы Алессандро Скарлатти «Пирр и Деметрий» - пример того, как изящные мелодии арий, которые больше всего привлекали внимание публики, вступают в противоречие со сложным и запутанным историческим сюжетом серьёзных опер.
Яркая, эмоциональная музыка, научившись в опере выражать самые разнообразные человеческие чувства, перестала нуждаться не только в сюжете, но и в словах. Так из оперной музыки родился новый стиль музыки инструментальной. Из увертюры рождаются симфония и концерт, из мелодий оперных арий – темы для сонат. Оркестр как единое и сложное музыкальное целое сформировался тоже в опере.
¯В клавирных сонатах Доменико Скарлатти (1685-1757) музыкальные темы, как герои опер, живут, действуют, преодолевают обстоятельства (как, например, в Сонате До мажор), или раскрывают нам свою душу, искренне и трогательно рассказывают о чувствах (как в Соната ре минор). Эта музыка заставляет нас не просто наслаждаться звуками, а жить вместе с ними, будит нашу фантазию и воображение.
В течение XVII ст. опера распространилась по всей Европе. Во Франции к этому жанру обратился придворный композитор короля Людовика XIV – Жан Батист Люлли (1632-1687). Французская лирическая трагедия (так называли оперу во Франции) опиралась на высокие достижения театрального искусства той эпохи и обязательно включала в себя балет. Такова была воля короля, который сам принимал участие в придворных спектаклях как танцор.
Англия XVII ст. дала миру великого композитора Генри Пёрселла (1658-1695). Придворный музыкант короля Карла ІІ, он, как многие гении, не был оценен в полной мере своим временем. Умер в бедности, в возрасте 36 лет. Перселл написал множество произведений в разных жанрах, инструментальных и вокальных, духовных и светских. Его единственная опера «Дидона и Эней» была написана не для театральной сцены, а для женского пансиона и исполнялась силами любителей в камерной обстановке. Но это не отразилось на глубине и силе музыки. Герои оперы Перселла – не условные персонажи мифа, а живые люди.
¯Музыка заключительной арии-плача Дидоны построена на нисходящей теме оркестрового баса, которая повторяется на протяжении всей ариии как неотвратимая поступь смерти (такая музыкальная форма назывыается basso ostinato, «повторяющийся бас», и часто встречается в старинной музыке). Вокальная мелодия, очень красивая и проникновенная, заставляет нас сопереживать героине, почувствовать боль покинутой, одинокой души и силу любви.
Жанр оперы привлекает композиторов и слушателей на протяжении четырех столетий. Он постоянно обновляется, но сохраняет силу своего воздействия. Секрет оперы – в синтезе искусств. Музыка и театр, а с ними также поэзия, живопись, хореография соединяются в оперном спектакле в единое целое для максимального воздействия на слушателей. Поэтому развитие оперы во многом определило пути музыкальной истории Нового времени.
? Вопросы для повторения:
- Когда и где родился жанр оперы?
- Какой жанр Античности хотели воскресить авторы первых опер? Как это отразилось на выборе сюжетов?
- Почему для оперы не подходит техника старинной полифонии?
- В каких городах Италии развивалась опера в 17 в., какую лепту внес каждый из них?
- В чем заключался кризис оперного жанра в творчестве Алессандро Скарлатти?
- На какие жанры инструментальной музыки 17 в. опера оказала влияние?
- Как развивалась опера во Франции?
- Что вы узнали об английском композиторе Генри Перселле?
- Выпишите из текста и запомните имена композиторов 17 в., которые работали в жанре опре и названия их произведений.
- Какие услышанные на уроке музыкальные фрагменты вам понравились и запомнились? Расскажите о своих музыкальных впечатлениях.