Современная тенденция в разработке технологий управления спортивной подготовки.




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Понятие «система» является ключевым в современных научных исследованиях. Существует достаточно много определений данного понятия, так как системные исследования проводятся в различных отраслях знаний, в связи с чем сформировались различные взгляды на понятие системы.

В. Н. Садовский провел анализ ряда определений понятия «система» и предложил определить ее как объект, представляющий собой множество элементов, находящихся в рациональных связях между собой и образующих целостность, единство, границы которого задаются пределами управления. В педагогике имеются работы, посвященные образовательным системам. А. Н. Атрашенко определяет педагогическую систему как средство структурирования образовательной среды, благоприятной для формирования личности в границах образовательной системы. Общая теория систем являет собой одно из ключевых направлений поиска инновационных подходов к изучению сложных и сверхсложных объектов и, в частности, открывает широкие перспективы научного и практического решения современных проблем, касающихся системы подготовки спортсменов. Система спортивной подготовки - совокупность знаний, средств, методов, организационных форм и условий, обеспечивающих наивысшую степень готовности спортсмена к спортивным достижениям, а также сама практическая деятельность по подготовке спортсменов. В качестве системы спортивная подготовка включает в себя следующие подсистемы: а) спортивную тренировку; б) спортивные соревнования; в) внетренировочные и внесоревновательные факторы - эти компоненты являются относительно самостоятельными системами. Каждый компонент системы спортивной подготовки имеет свое функциональное назначение и одновременно подчинен общим закономерностям устройства, функционирования и ее развития.

В трудах известных отечественных педагогов А.Д. Новикова (1949) и Н.Г. Озолина (1949) еще в начале 50-х годов было высказано положение о том, что спортивная тренировка должна осуществляться согласно требованиям, предъявляемым к строго управляемым процессом.В последнее время проблеме управления тренировочным процессом посвящено большое количество практических и теоретических исследований.В.А. Сластенин с соавторами [163 - Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1988. – 421 с.] под управлением понимают деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствием с заданной целью, анализом и подведением итогов на основе достоверной информации. По мнению Н.Г. Озолина [Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Озолин Николай Георгиевич. - М.: ФиС, 1970. - 479 с.], самое главное в управлении процессом тренировки является постоянное сбалансированное программ тренировки с состоянием и возможностями спортсмена.Другие специалисты [165 - Педагогическое физкультурно-спортивнное совершенствование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, В.А.Кашкаров, И.П.Кравцевич и др.; Под ред. Ю.Д.Железняка / Ю.Д.Железняк, В.А.Кашкаров, И.П.Кравцевич и др. – М.: Академия, 2002. – 44 c.; 210 - Спортивная метрология: учеб. для ин-тов физ.культ. / под ред. В.М.Зациорского. - М.: Физкультура и спорт, 1982. – 8 с.] спортивную тренировку рассматривают как процесс управления.В частности, В.М. Зациорский (1969) характеризует спортивную тренировку как процесс управления физическим состоянием человека с целью его стойкого улучшения, выражающего в повышении спортивных результатов [236 - Федоров А.И. Комплексный контроль в спорте: теоретико-методические, технические и информационные аспекты: учебное пособие. – Изд. 2-е, перераб. и доп. / А.И.Федоров, В.А.Шумайлов, В.Н.Береглазов. – Челябинск: УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2004. – 77 с.].

Такие специалисты, какВ.А. Запорожанова (1985), Л.М. Куликова (1995) и В.Н. Платонова (1997) также считают, что управление– это процесс, однако процесс изменения состояния управляемого объекта в соответствии с заданными критериями эффективности его функционирования.Таким образом, базируясь на определениях исследователей, можно заключить, что сущность управления тренировочным процессом спортсмена заключается в целенаправленном изменении исходного (фактического) состояния спортсмена в модельное (целевое) состояние, обеспечивающее достижение целевого результата деятельности (спортивный результат).

Процесс управления предусматривает наличие нескольких его компонентов:

Ø субъект управления (лицо, принимающее решение; в спорте - тренер);

Ø объект управления (спортсмен);

Ø информация об объекте управления (физическое состояние спортсмена);

Ø средства и методы управления состоянием (тренирующие воздействия).

По мнению В.П. Савина [П.Савин. - М.: Физкультура и спорт, 1990. – 218с] процесс спортивной тренировки с позиции управления правомерно рассматривает как сложную динамическую систему.

Однако понимание специалистами самого управления неоднозначно. Например, В.М. Зациорский [210 - Спортивная метрология: учеб. для ин-тов физ.культ. / под ред. В.М.Зациорского. - М.: Физкультура и спорт, 1982. – 6 с.], М.А. Годик [51 - Годик М.А. Физическая подготовка футболистов. – М.: Терра-спорт, 2007.] под управлением понимают перевод какой-либо системы в желаемое состояние.

Ю.И. Смирнов, М.М. Полевщиков [205 - Смирнов Ю.И. Спортивная метрология: учеб. для студ. пед. вузов / Ю.И.Смирнов, М.М.Полевщиков. - М.: Академия, 2000. - с.160] расширяют определение В.М. Зациорского и М.А. Годика и понимают под управлением перевод системы из одного состояния (исходное) в заданное другое (конечное), осуществляемое посредством управляющих воздействий, обеспечивающих решение (или продвижение к решению) поставленных ближних или дальних задач.Однако мнения специалистов расходятся. Например, Ю.М. Портнов [184 - Портнов Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх / Ю.М.Портнов. – М.: РГАФК, 1996. – 267 с.] под управлением понимает такое корректирующее воздействие на определенный процесс, которое вызывает в нем соответствующие изменения, подчиненные определенным объективным закономерностям и направленные к лучшему достижению целей при всяких изменениях внешних условий и внутреннего состояния системы.

М.Я. Набатникова [160 - Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М.Я.Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. – 22c.] считает, что управление – это целенаправленный процесс руководства со стороны отдельных лиц (организаций) определенным объектом (коллективом, организацией), обеспечивающий выполнение поставленных задач и достижение необходимого эффекта, а в самом общем виде управление представляет собой замкнутый цикл тесно взаимосвязанных действий по выработке, реализации и контролю конкретных решений.Процесс управления спортивной тренировки рассматривается В.В. Кузнецовым, Г.П. Семеновым, Б.Н. Шустиным (1974); М.Я. Набатниковой (1972,1982); Л.С. Хоменковым (1980) с позиций системного подхода. При системном подходе человек в целом выступает как сложная морфофункциональная система, эффективное управление которой невозможно без широкой всесторонней оценки всех возможных и планируемых результатов его деятельности. В.М. Дьячков (1967) рассматривал процесс управления тренировкой спортсмена с позиции кибернетики. По мнению автора, управление – это процесс перевода сложной динамической системы из одного состояния в другое путем воздействия на его переменные. Для этого в управляемой системе должны быть модели объекта в его данном состоянии и в том состоянии, которое необходимо достигнуть, а также модель методов воздействия и изменения объекта под их влиянием, и, наконец, должны быть средства восприятия результатов управления – рецепторная и информационная системы.

В.В. Петровский (1978) отмечает, что при тренировке спортсменов высшей квалификации типичной является ситуация, когда перед учеником и тренером ставится задача достигнуть за определенное время, к точно назначенному сроку (месяц, день и время) необходимого уровня спортивных результатов такого уровня, который обеспечил бы планируемое место на предстоящих соревнованиях, исходя из состояния спортивных достижений в конкретном виде спорта. Поэтому тренировочный процесс должен отмечаться высокой эффективностью и точностью, т.е. быть хорошо управляемым. В связи с этим В.В. Петровский (1978) предлагает схему системы управления в процессе спортивной тренировки и подчеркивает необходимость наличия специальных условий для эффективного ее использования, с учетом различных сбивающих факторов (воздействий). Р.Д. Железняк [165 - Педагогическое физкультурно-спортивнное совершенствование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, В.А.Кашкаров, И.П.Кравцевич и др.; Под ред. Ю.Д.Железняка / Ю.Д.Железняк, В.А.Кашкаров, И.П.Кравцевич и др. – М. Академия, 2002. – 44 c.] говоря об управлении подчеркивает, что управление – это планирование и контроль хода тренировочного процесса и коррекция его в случае необходимости в соответствии с критериями его эффективности. Также исследователем подчеркивается тот факт, что управление является переводом какой-либо системы в желаемое состояние (стр.43).Говоря о научности управления Ю.М. Портнов [184 - Портнов Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх / Ю.М.Портнов. – М.: РГАФК, 1996. – 268 с.] подчеркивает, что научность управления состоит в том, что оно должно опираться на современные методы количественного измерения, статистико-математического анализа и математического (или иного) моделирования управляемых процессов. Говоря об управлении, как о целой научной системе, выделяется ряд сложностей, которые встречаются в процессе управления. Так,В.П. Савин [190 В.П.Савин. - М.: Физкультура и спорт, 1990. – 218 с] говорит о том, что сложность системы управления не только в том, что человек сам по себе представляет сложную самоуправляющуюся систему, но и в том, что процесс управления включает много переменных его составляющих - формы и виды подготовки, уровень методики тренировки и т. д., но вместе с тем управление тренировочным процессом во многом определяется, с одной стороны, способностью и умением тренера управлять объектами, с другой - способностью спортсмена к самоуправлению и самосовершенствованию. Основная суть управления заключается в количественном и качественном изменении состояния управляемого объекта, выражающемся, в конечном счете, в повышении спортивного результата.

Неразработанность данной проблемы в научной физкультурно-спортивной литературе, потребность практики в научных исследованиях по осуществлению руководства подготовкой боксеров, отсутствие методике его реализации указывают на актуальность и выбор темы исследования «Характеристика системы управления подготовкой юных спортсменов »

Объект исследования: система управления подготовки юных спортсменов.

Предмет исследования: технология управления подготовкой юных боксеров

 

Цель исследования:

· Выявить и обосновать эффективные технологии управления подготовкой юных спортсменов.

· Проанализировать существующие аспекты спортивной тренировки боксеров.

· Изучить методику комплексной подготовки боксеров-новичков.

· Выявить основные методы обучения боксеров.

 


Задачи исследования:
- выявить современные тенденции в разработке технологии спортивной подготовки.
- определить роль тренера в системе управления подготовкой юных боксеров.
- разработать модель системы управления подготовкой юных спортсменов.

- дать характеристику системы управления подготовкой юных спортсменов.


Методы исследования:
Теоретический анализ, и обобщение научной методической литературы по управлению подготовкой юных спортсменов, педагогическое наблюдение за тренировочной и соревновательной деятельностью юных спортсменов, метод моделирования, метод математической статистики.


Методологические и теоретические основы исследования составили:

Категории и законы диалектики всеобщей связи и причинно-следственной обусловленности явлений, о роли творческ- деятельностного подхода, теория системно-структурного подхода, теория учебно-тренировочного процесса.


Теоретическая значимость заключается

в уточнении содержания понятия «физическая, техническая, психологическая подготовка боксеров»;
в детализации основных требований к физической подготовке юных боксеров.

Практическая значимость исследования:

Дана характеристика системы управления подготовки юных спортсменов.


Полученные результаты могут быть использованы в практике работы тренеров по боксу, а также в процессе подготовки студентов вузов физкультурного профиля а также на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки тренеров и преподавателей физической культуры.

Научная новизна исследования: В теории и практике бокса до недавних пор очень мало времени отводилось вопросам влияния системы управления на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности боксеров.
В настоящей работе поставлена и решена проблема о роли и значении управления подготовкой юных боксеров, в частности:
- дана характеристика системы управления спортивной подготовкой юных боксеров;
- определены основные направления системы управления, которые следует применять для улучшения качества учебно-тренировочного процесса;
- изучена теоретико-методические аспекты применения современных средств и методов в учебно-тренировочном и соревновательном процессе подготовки юных боксеров;

- разработана модель системы управления подготовкой юных боксеров.

Основные положения, выносимые на защиту:
Управление спортивной подготовкой боксеров связано с разработкой четкой системы управления включённой в тренировочным и соревновательным процессом.

- предметом системы управления в боксе являются содержание учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности, состояние различных сторон подготовленности юных боксеров (технической, психологической, физической), их работоспособность, возможности функциональных систем;

- эффективность системы управления в боксе зависит от того, какие средства методы и технологии управления используются, насколько они взаимосвязаны, каким должно быть состояние тренировочных и соревновательных воздействий, при помощи, каких критериев оценивается воздействие нагрузок на организм боксеров;

- наиболее значимыми показателями, характеризующими систему управления подготовкой юных спортсменов: уровень здоровья, уровни физического развития, физической работоспособности, индивидуальные адаптационные возможности, уровни технического, тактического и психологического развития, которые имеют между собой различную взаимосвязь и взаимообусловленность.


Структура и содержание работы.
Дипломная работа состоит из введения, двух разделов, выводов, практических рекомендаций и списка используемой литературы.
Содержание работы дополняют и поясняют ____ таблиц, ____ приложений. В качестве первоисточников в работе используются ____ учебно-научно-методических работ авторов.

База исследования

Во введении обосновываются актуальность избранной темы, степень разработанности вопроса, определяются цель, объект, предмет, задачи исследования, формулируется гипотеза, характеризуется научная новизна, положения выносимые на защиту, практическая значимость исследования, указываются методология и методы исследования, представляется структура работы.

В первом разделе «Научные основы системы управления подготовки юных боксеров» рассматриваются проблемы управления подготовки юных боксеров, поясняются значение учебно-тренировочного процесса и состояние различных сторон подготовленности. Разработана модель системы управления юных боксеров.

Во втором разделе «Методические основы системы управления учебно-тренировочной и соревновательной деятельностью боксеров» дана характеристика методов исследования как педагогическое наблюдение, математической статистики, осуществляется анализ и обобщение научно-методической литературы, описывается организация исследования, представлены результаты исследования и их обсуждение.

В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы, даются рекомендации.

Глава I. Научные основы системы управления подготовкой юных спортсменов.

Современная тенденция в разработке технологий управления спортивной подготовки.

Современные тенденции подготовки спортсменов связаны с разработкой и внедрением в систему подготовки автоматизированных и компьютерных технологий, разработкой формализованных программ, опирающихся на возможность современной вычислительной техники. Внедрение данных технологий позволяет добиться системности итоговых рекомендаций по значимым переменным, обеспечивает возможность отслеживать динамику показателей и влиять на их изменения с учетом выполнения нагрузки, имеющихся в наличии материально-технических условий. Тем самым создаются оптимальные условия для рационального управления состоянием спортсмена, обеспечивающего соответствие уровня подготовленности планируемой структуре соревновательной деятельности и заданному спортивному результату.

Совершенствование системы управления подготовки юных спортсменов невозможно без принципиально новых подходов и тенденций, а также уже разработанных новейших достижений спортивной науки в практической работе тренера. В исследованиях Бугодского[2] отмечено что потребность в конкретном улучшении качества подготовки юных боксеров, в поиске и внедрении в практику более эффективных организационных форм, средств и методов тренировки указывает на необходимость проведения новых тенденций в разработке технологий спортивной подготовки. На современном этапе развития теории физической культуры и ее составляющих(теории и физического воспитания, общей теории спорта, и других профилирующих разделов, а также предметных спортивно-педагогических дисциплин) необходимо наращивать процесс формирования теоретических знаний и внедрять в практику современные технологии. Как справедливо отмечает В.К. Бальсевич[42], процесс формирования теоретической базы физического воспитания и спорта на его нынешнем уровне уже заметно застоялся, а вполне закономерная стадия дифференциации системы знаний о путях ее непротиворечивого развития уже вышла за рамки приемлемых для нее периодов в том числе, и технологии физического воспитания человека, его спортивной тренировки и подготовки. Ведущее значение в развитии теории физической культуры пока придается развитию новых исследовательских направлений, связанных, в основном, с разработкой инновационных подходов к диагностике состояния спортсменов и использованию методов медико-биологических, педагогических, психологических обследований. Для повышения эффективности спортивной подготовки при массовых занятиях в практику внедрен технологический инструментарий тренера по игровым видам спорта, исследованы психологические основы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях, разработаны сущность и содержание спортивно-педагогических технологий и другие. Понятие «технология» в спорте рассматривается достаточно широко как совокупность процессов, правил, навыков, последовательно направленных на разработку различных методик тренировки и обучения, как особая форма функционального и прикладного научного знания, переходящего от естественнонаучных исследований к методическим разработкам в цепи «наука – технология – методика». Однако являются недостаточно раскрытыми вопросы о «научной» составляющей технологии: отсутствует единое понятие; неясно как взаимодействует алгоритмичность и систематичность реализации с творческой составляющей педагогического процесса; как взаимодействуют между собой понятия «метод», «методика», «форма обучения», «педагогическая технология».

Современный период развития информационного общества характеризуется стремительным развитием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), используемых во многих областях деятельности человека. Уже сегодня, по мнению ведущих специалистов, постоянно развивающиеся научные и производственные технологии, технологии бизнеса, различных видов искусств и спорта, образовательные технологии создаются и совершенствуются на базе ИКТ.

В этой связи особую актуальность представляют вопросы, связанные с основными тенденциями использования современных информационных и коммуникационных технологий в физической культуре и спорте и дальнейшими исследованиями данной проблемы. Одним из наиболее перспективных тенденций является введение в образовательную область, касающуюся физического воспитания, компьютерных технологий. Можно указать на уже имеющиеся научные разработки инновационных подходов к диагностике состояний занимающихся физкультурой и спортом и методов педагогической, психологической и медико-биологической коррекции или преобразований этих состояний в условиях постоянного контроля различных параметров тактико-технической подготовленности, здоровья, а также при выборе объемов, интенсивностей и направленности тренирующих воздействий. Развитие этих новых исследовательских тенденций представляется чрезвычайно важным для формирования обновленной теории и принципиально новых технологий в области физической культуры, спортивной тренировки и подготовки.

Весьма важным не только и для единоборств, и командных состязаний, и для индивидуальных видов спорта представляется организация нового учебно-тренировочного пространства для построения и совершенствования разнообразных тактик ведения спортивного соревнования, их целенаправленной оптимизации как в связи с условиями его проведения, так и с учетом оперативных и перспективных задач развития физической культуры. Организация учебного процесса по предмету "физическая культура" на основе новых технологий, как правило, оказывается значительно более эффективной, чем традиционные образцы организации физического воспитания.

Благодаря введению современных тенденций разработку технологий в область спортивной подготовки появляются новые возможности физического воспитания детей и молодежи для формирования и укрепления их физического и нравственного здоровья на основе роста уровня их физкультурной образованности, воспитания культуры жизнедеятельности, успешной социализации.

Анализ научно-методической литературы позволил выделить следующие современные тенденции использования средств современных информационных и коммуникационных технологий в сфере физической культуры и спорта:

1. Система подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Эту тенденцию можно считать одним из основных тенденций использования современных ИКТ в физической культуре и спорте. Именно в процессе подготовки будущие специалисты должны получить основные знания и умения по вопросам использования современных информационных и коммуникационных технологий в сфере физической культуры и спорта, формировать информационную компетентность. В этой связи следует отметить, что для обеспечения учебного процесса в физкультурных вузах и факультетах физической культуры и спорта необходимо разрабатывать и активно внедрять дидактические материалы нового поколения, создаваемые на базе современных информационных технологий. К таким материалам можно отнести следующие: мультимедийные обучающие системы; мультимедийные контролирующие программы и тесты; базы данных образовательного назначения с включением аудио, фото и видео; Интернет-ресурсы образовательного назначения; мультимедийные лекции-презентации; цифровые видеофильмы; учебные тренажеры для овладения и закрепления отдельных навыков; курсы для дистанционного обучения и др. По мнению Петрова П.К. дидактические материалы нового поколения отличаются: возможностью использования в одном средстве обучения одновременно звука, видео, графики, анимации, текста, т.е. мультимедиа; интерактивностью - т.е. возможностью, используя незамедлительную обратную связь, корректировать процесс обучения, получать дополнительную информацию, выбирать режим работы, двигаться по своей траектории обучения; способностью обрабатывать большие объемы информации и выдавать по запросу за очень короткие сроки ту информацию, которая требуется в соответствующей ситуации; возможностью осуществлять автоматизацию учебного процесса (контроль, мониторинг и т.д.); способностью создавать образовательную среду за счет использования средств обучения в виде CD и DVD дисков, Интернет-ресурсов и обеспечивать информационное взаимодействие между обучаемыми и средством обучения, между самими обучаемыми, между обучаемыми и преподавателями

2. Спортивная тренировка. Здесь следует особо выделить возможности использования компьютерного моделирования и прогнозирования спортивных результатов, техники выполнения сложно координационных двигательных действий, что позволяет не только внести существенные коррективы в учебно-тренировочный процесс, но и значительно повлиять на обновление системы спортивных сооружений, снарядов и амуниции. Большие возможности появляются для биомеханического анализа спортивных движений при использовании программно-аппаратных комплексов, включающих скоростные видеокамеры, компьютеры, оснащенные специализированными программами и беспроводными датчиками, закрепляемыми на теле спортсмена [17]. В этом плане определенный интерес представляют исследования, проводимые по моделированию по некоторым видам спорта с использованием нейронных сетей [5, 6, 23], что может решить многие проблемы в технической подготовке спортсменов.

3. Организация и проведение спортивных соревнований. В организации и проведении соревнований можно выделить три этапа:

§ период подготовки к проведению спортивного соревнования;

§ период проведения спортивного соревнования;

§ период завершения спортивного соревнования.

На всех этапах сегодня активно используются современные информационные технологии. Определенное значение в организации соревнований имеет подготовка и аттестация судей с использованием мультимедийных обучающих систем [16].

4. Оздоровительная физическая культура. Эта тенденция на сегодня имеет очень важное значение, так как быстро развивается физкультурно-оздоровительный сервис, появляются различные фитнес-центры, в которых проводится работа с различными контингентами занимающихся. И здесь уже нельзя работать на ощупь, нужны серьезные средства для оценки функциональных возможностей занимающихся, проведения мониторинга их здоровья и физической подготовленности. Тренер также имеет доступ к базе данных и на ее основе следит за точным соблюдением режима занятий, дает соответствующие рекомендации [1,17].

5. Научно-исследовательская и методическая работа в сфере физической культуры и спорта. Развитие физической культуры и спорта невозможно представить без использования результатов научно-исследовательской и методической работы [4]. И в этом плане в руках у исследователя появились такие средства, которые позволяют более эффективно вести сбор, хранение, продуцирование, передачу информации и осуществлять доступ к ней. Появились возможности оперативно доводить результаты исследований до научных работников и практиков благодаря проведению электронных конференций и вебинаров. Для проведения исследований разрабатываются и используются различные программно-аппаратные комплексы и специализированные программы для изучения различных вопросов физической культуры и спорта

6. Диагностика функциональных систем спортсменов. Как известно, наибольший удельный вес в физической культуре и спорте представляют результаты функциональной диагностики. При занятиях физической культурой и спортом практически на всех этапах спортивной подготовки, двигательной рекреации и физической реабилитации, разработки индивидуальных программ и рекомендаций по оздоровительному занятию физическими упражнениями, чрезвычайно важно знать физическое состояние (физическую подготовленность) человека. Физическое состояние (подготовленность) складывается из многих параметров: состояния костно-мышечной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, системы пищеварения и выделения, нервной системы, эндокринной; иммунной системы. В последние годы для решения этих вопросов широкое распространение получают специализированные программно-аппаратные средства, которые используются как в медицине, так и в физической культуре и спорте. Важное значение для управления учебно-тренировочным процессом и оздоровительной работы приобретает постоянный мониторинг состояния занимающихся. Для этих целей в последние годы также разрабатываются и используются средства современных информационных и коммуникационных технологий. Большими возможностями для определения состояния памяти, внимания и других показателей психики сегодня также обладают специализированные программно-аппаратные комплексы для психодиагностики спортсменов [1, 2, 21].

7. Мониторинг физического состояния и здоровья занимающихся. Одной из первоочередных мер по повышению роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян является воссоздание системы контроля уровня здоровья и физической подготовленности населения. Президент Республики Казахстан уделяет особое значение этому аспекту в спортивной подготовке юных спортсменов.

8. Психодиагностика в спорте. Спортивная психодиагностика - это прикладной раздел психологии спорта, предметом которой являются измерение и контроль психических особенностей спортивной деятельности и ее исполнителей - спортсменов.

Практическое использование психодиагностики в спорте позволяет решать следующие задачи:

§ обеспечить отбор спортсменов и снизить субъективный отсев из команд;

§ определять степень и уровень готовности спортсмена и команды к предстоящим соревнованиям;

§ разработать адекватные методы индивидуальной подготовки спортсменов, а соответственно сократить время и затраты на спортивную подготовку;

§ разработать и предложить тренеру индивидуальные рекомендации по работе со спортсменом или командой.

Использование информационных технологий в психодиагностике (в спорте, образовании) дает возможность получить следующие преимущества в проведении психологических тестов:

§ Сокращение времени обучения работе с психологическим тестом.

§ Снижение вероятности ошибок при расчете результатов тестирования.

§ Оперативная обработка данных.

§ Избавление от рутинной части работы с тестом.

§ Снижение вероятности ошибок, связанных с человеческим фактором.

§ Легко доступный просмотр ответов на интересующие психолога вопросы.

§ Организация хранения полученных данных.

§ Возможность фиксации дополнительных параметров [2,21].

9. Информационно-методическое обеспечение и управление учебно-воспитательным процессом в учебных заведениях и спортивных организациях. Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления учебным заведением и спортивной организацией представляет важную проблему.

На основе анализа научно-методической литературы и личного опыта создания и использования современных информационных технологий в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту выделены основные направления научных исследований и внедрения современных информационных технологий в область физической культуры и спорта. В то же время следует констатировать тот факт, что информатизация в этой сфере идет пока весьма хаотично, что требует серьезного обобщения имеющегося опыта использования современных информационных и коммуникационных технологий в указанных выше направлениях, привлечения для решения проблемы различных специалистов, в том числе и из разных стран и организаций, проведения серьезных научных исследований, связанных с возможностями создания и использования современных средств для решения задач в области физической культуры и спорта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: