Домашняя работа. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ. Основные выводы




02.04

Домашняя работа

Проблема русского национального характера. Русский солдат в изображении Толстого. Образы Тушина и Тимохина

Цель занятия:

  • раскрыть, как проявляются лучшие черты русского народа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Задачи:

· рассмотреть понятие русского национального характера;

· совершенствовать умения и навыки в анализе отдельных глав прозаического произведения;

· выделить в образах Тушина и Тимохина черты русского национального характера.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Проблема русского национального характера. В произведении Толстого «Война и мир» действует более 600 героев. В основном это люди трех национальностей: русские, французы, немцы. В романе Толстой показывает общие типологические черты, присущие каждой национальности. Попробуем вкратце определить, что же это за черты.

Начнем с немцев. Главная черта, которая отличает их, — это правильность, четкость во всем; немцы всегда руководствуются разумом, чувство для них стоит на втором месте. К врагам они испытывают только ненависть, в отличие от русских, способных жалеть французов просто потому, что они тоже люди.

Совсем другие французы. Одна из характерных черт — это любовь к красивым и пышным фразам. Для Толстого французское – значит неестественное. Не случайно все пышные, наигранные фразы произносятся по-французски. Достаточно вспомнить сцену объяснения Пьера в любви Элен. И во втором томе, во время объяснения Пьера и Элен после дуэли, Толстой еще раз подчеркивает грубость и фальшивость развращенной Элен.

Но центральное место в романе занимает, конечно, русский характер во всем его многообразии.

Проблемные вопросы:

§ Что присуще лучшим героям Толстого, какие черты их объединяют?

§ Какие черты русского национального характера Толстой подчеркивает?

§ Почему русские оставили и сожгли Москву, в отличие от европейцев, которые подносили ключи от своих столиц неприятелю? О каких чертах русского национального характера это свидетельствует?

Русское начало Толстой анализирует во всех сферах жизни: семейной, народной, социальной и духовной.

Для раскрытия русского национального характера Толстой использует приемы психологического анализа. Русский характер проявляется у героев в соприкосновении с природой, с музыкой, с народом, в звездные минуты.

Посмотрим, какой же русский национальный характер проявляется в такой сфере жизни, как семья. Мы, безусловно, можем сказать, что русские черты более полно воплощаются в семье Ростовых. Ростовы — это самая русская семья, с русскими традициями. Они чувствуют и понимают все русское, потому что чувства играют главную роль в этой семье.
Ярче всего это проявляется у Наташи. В Наташе изначально заложен русский национальный характер. В сцене после охоты Наташа начинает танцевать. Все были поражены ее умением понять все то, что было во всяком русском человеке. «Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые раз de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка». Ночь в Отрадном: Наташа не может понять Соню, которая говорит, что нужно спать, ее переполняют чувства. «Ну как можно спать! Да ты смотри, что за прелесть! [...] Ведь эдакой прелестной ночи никогда не было».

Толстой еще раз подчеркивает, что только такой человек, как Наташа, то есть человек, у которого на первом месте стоят чувства, а не разум, может понять и почувствовать всю красоту и гармонию русской природы.

Особенности русского национального характера с полной силой выразились в период Отечественной войны 1812 года. Когда в 1812 году в Москве Наташа узнает о том, что нужны подводы для раненых, она ни минуты не колеблется. Она не может понять, как можно вывозить какие-то вещи, когда погибают русские люди.

Если Наташе до конца свойственны черты русского характера, то в князе Андрее русское начало перебивается наполеоновской идеей. И тем не менее русское начало, которое в нем заложено, помогает Андрею в кризисные моменты его жизни. Оно помогает ему понять всю лживость и лицемерность Наполеона, его кумира. Русский национальный характер Толстой раскрывает у героя и в столкновении его с природой. Только человек с русской душой, по Толстому, способен понять и почувствовать поэтичность природы.

Немаловажное место для раскрытия истинно русского характера играет русский народ.

В романе Толстой показывает нам два начала в русском характере: воинствующее и мирное.

В образе находчивого, бесстрашного партизана Тихона Щербатого, страстно ненавидящего врага, воплощён дух народа-мстителя, находчивость и удаль русского крестьянства. Партизанская война в понимании Тихона Щербатого – это возмездие за разорение и гибель, это «дубина», которая «со всею своею грозною и величественной силой… поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие». (т. IV, ч. III, гл. I)

Совсем другой тип человека из народа воплощён в образе Платона Каратаева. Этот человек кажется Пьеру «олицетворением всего русского, доброго и круглого» (т. IV, ч. I, гл. XIII). Он прост и спокоен, неприхотлив, доброжелателен и мастеровит. Каратаев возрождает в Пьере веру в справедливость жизни.

Детализируя эпизодические образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, Толстой показывает в них воплощение противоположных сторон русского национального характера: смекалки, ловкости, вынужденной жестокости – с одной стороны, и доброты, всепрощения, жалости ко всему живому – с другой.

Решающую роль в Шенграбенском бою 1805 г. сыграли батарея Тушина и рота Тимохина. Именно они, а не военачальники решил исход дела благодаря собственной интуиции и инициативе.

Образ Тушина. Тушин характеризуется как умный и добрый человек. Это выражается в его поведении и в его внешности. Толстой описывает его как худого человека маленького роста, сутуловатого, с маленькими руками. Он постоянно курит трубку, закусывая ее набок. Вероятнее всего, это человек среднего возраста – не слишком молодой, но и не слишком старый: «он старался придать молодцеватость, не шедшую к его фигуре...» Тушин «вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами...», «...доброе, умное лицо его было несколько бледно...» Его голос был слабым, тонким и даже нерешительным, но очень приятным, запоминающимся. В его фигуре «было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное…». Его движения были неловкими и робкими.

Тушин офицер, штабс-капитан артиллерии, командовал батареей. Он относился к солдатам с сочувствием и состраданием, старался помочь им в сложных ситуациях. Тушин жалостливый, отзывчивый, чуткий. Он с уважением относится к здоровью солдат, ухаживает за ранеными, следит за их здоровьем и состоянием.

Это робкий, скромный человек. При виде начальства он конфузится, стесняется. Но при этом в боях Тушин проявляет себя как решительный, разумный руководитель. Солдаты ведут огонь по деревне Шенграбен, откуда наступают значительные силы французов. Про батарею Тушина забывают, но артиллеристы продолжают стрелять. Батарея Тушина оказывается под пулями врага без прикрытия. Во время Шенграбенского сражения Тушин совершает настоящий подвиг. Капитан проявляет смелость и решительность, принимая решение оставаться на месте и стрелять по французам, а не бежать с поля боя. Он действует не по приказу начальства, но его решение – взвешенное, смелое и героическое. Капитан Тушин принимает тактическое решение поджечь деревню, тем самым значительно задерживая французов, так как те начинают тушить пожар. Русские войска имеют возможность в это время отступить. При этом против 10 пушек французов батарея Тушина имела всего 4. Французы не догадываются, что бьют только четыре пушки, и полагают, что именно здесь и расположены главные силы противника. По ходу сражения в батарее Тушина погибает 17 солдат и 1 офицер. Но все артиллеристы были оживлены и сохраняли веселое расположение духа. «...Тушин <...> бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перепряжкой убитых и раненых лошадей, и покрикивал своим слабым, тоненьким, нерешительным голоском. Лицо его все более и более оживлялось...»

Батарея Тушина останавливает движение французов. Так своим подвигом Тушин спасает множество жизней русских солдат. Приказ об отступлении последовал только тогда, когда сражение уже практически подошло к концу. В то время как Тушин отводит свою батарею, он лично помогает раненым, даже разрешает им сесть на пушки.

Подвиг батареи Тушина остаётся незамеченным. Начальники и адъютанты делали ему лишь замечания, он услышал от них только упреки и указания, что делать и куда идти. «...успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой, – сказал князь Андрей...» Багратион молча выслушивает мнение Болконского и отпускает Тушина, даже не поблагодарив его.

Толстой не придумал Тушина, у персонажа был реальный прототип: это Яков Иванович Судаков. В самом романе не указано, был ли Тушин приставлен к награде, но известно, что Судаков был награжден орденом Святого Владимира.

После подвига в Шенграбенском сражении Тушин в одном из боев теряет руку. Вероятно, во Фридланском сражении в 1807 г.

Образ и характеристика Тимохина в романе «Война и мир» отображают общий портрет скромного воина, которому чужд карьеризм.

Прохор Игнатьич был опытный пожилой стрелок, несколько неуклюж в силу своего возраста и специфики военного дела. Тимохин чтил субординацию, поэтому вел себя пред генералом робко, держался как школьник перед учителем, которому велят пересказать не выученный им урок. Лицо выражало искреннее детское беспокойство по тому поводу, что сейчас обязательно за что-то отругают. «На красном (очевидно, от невоздержания) лице выступали пятна». Особенно отличался яркой краснотой нос, по которому начальство узнавало капитана издалека.

Солдатская выправка украшала офицера подтянутым животом. Во рту не хватало двух зубов, которые враг выбил прикладом еще под Измаилом. Тимохин любил улыбаться, часто это делал, не стесняясь, показывал свой недостаток.

Прохор Игнатьич Тимохин ротный командир. Он руководит ротой солдат-стрелков. Кутузов обратил внимание на порядок в роте, отметил храбрость офицера. Командующий помнил стрелка еще с 1790 года, когда штурмовали Измаил. Тимохин вполне оправдывает оценку Кутузова: «Еще измайловский офицер... Храбрый товарищ!..» Тимохин дрался с врагами отчаянно и смело. Как настоящий солдат готов был в любой момент отдать свою жизнь за победу в бою.

Товарищи считают Прохора добродушным, начальство его хвалит. Когда Пьер Безухов присутствовал на Бородинском поле, то считал более удобным задавать вопросы благосклонному Игнатьичу, чем озабоченному военными делами Болконскому.

Рота капитана Тимохина совершает подвиг в Шенграбенском сражении в 1805 году. Когда застигнутые врасплох войска побежали, он смог удержать порядок в роте и неожиданно атаковать французов, захватить трофеи и пленных.

«...Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одною шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали...» «...Бегущие возвратились, батальоны собрались, и французы, разделившие было на две части войска левого фланга, на мгновение были оттеснены. Резервные части успели соединиться, и беглецы остановились...»

Это был момент, спасший отход армии. Бегущие солдаты, не слыша за спиной преследовавших их выстрелов и победного крика врага, остановились, опомнились, услышали команду командиров и снова сомкнули линию обороны. Из всей роты, совершившей подвиг, только Долохов будет хвастать своими заслугами, а остальные останутся незаметными героями войны.

Прохор Игнатьич участвовал в Бородинском сражении под руководством князя Болконского, командуя батальоном стрелков. В ходе Бородинской битвы капитан Тимохин получает ранение в ногу. После этого его повышают до звания майора.

У Тушина и Тимохина много общего. Судя по небольшому офицерскому чину, в прошлом они крестьяне, попали в армию по рекрутскому набору и, всю жизнь отдав службе, дошли до офицерского звания, но по-прежнему оба смущаются, теряются в присутствии начальства. Это выходцы из народа, сохранившие в себе его лучшие качества простоту, отзывчивость, истинный патриотизм и героизм.

Л.Н. Толстой обращает внимание потомков на то, что сражение выигрывает не генерал, а солдатская масса, которую в бой ведут маленькие по чину, никому не известные офицеры. Чтить память о защитниках Родины есть долг каждого гражданина.

Почему русские оставили и сожгли Москву, в отличие от европейцев, которые подносили ключи от своих столиц неприятелю? О каких чертах русского национального характера это свидетельствует? Прежде всего о той любви к Родине, какой не знают другие народы; о презрении к собственности в минуту опасности. Это было непонятно европейцам.

Русским присуща любовь к врагам. «Тоже люди», – говорит о них сам Кутузов.

Что объединяет Платона Каратаева с Кутузовым? То, что жизнь обоих имеет смысл не сама по себе, а как часть целого – народа, едиными выразителями духа которого они и являются. Величие Кутузова в том, что он подчинил свою волю народным целям.

Русские люди добродушны, наивны, доверчивы. Ведь именно в наивности, доверчивости Наташи к Элен и Анатолю тоже одна из причин ее падения. Доверчивого, наивного Пьера обманул князь Василий, женив на своей дочери. Долохов обманывает доверчивого Николая Ростова.

 

Основные выводы

Характерной чертой русских является простота (вместо лукавства). Русским присущи чувство долга, ответственности за свои поступки, совестливость, любовь и сострадание к людям, патриотизм, добродушие, доверчивость, смекалка.

Доброта, человеколюбие, патриотизм, отзывчивость, сострадание, стремление к самопожертвованию, простоте и правде, религиозность, совестливость, чувство долга – эти черты объединяют столь разных героев, как Пьер, Наташа, князь Андрей, Кутузов, Платон Каратаев, Тушин, Тимохин, княжна Марья, Николай Ростов и другие.

До встречи на занятиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: