Домашняя работа. Практическое занятие № 29. Система вопросов и заданий




29.03

Домашняя работа

Практическое занятие № 29

Проблема народа и личности. Народный полководец Кутузов. Кутузов и Наполеон в авторской оценке

Цель занятия:

  • через сравнительную характеристику Кутузова и Наполеона рассмотреть толстовскую концепцию роли личности в истории.

Задачи:

· повторить понятие «антитеза»;

· через анализ эпизодов сопоставить полярные образы Кутузова и Наполеона;

· выявить причину намеренно сниженного изображения Наполеона в романе.

Система вопросов и заданий

УСТНО (самоконтроль)

1. Какова роль личности в истории?

2. Сопоставьте образы двух полководцев – Кутузова и Наполеона.

3. Каково традиционное представление о внешнем облике Кутузова и Наполеона?

4. Зачитайте «портреты» толстовских героев. На какие выразительные особенности «портретов» обращает внимание читателей Толстой?

5. Охарактеризуйте поведение Кутузова и Наполеона в Аустерлицком, Шенграбенском и Бородинском сражениях.

6. Выделите основные черты Кутузова и Наполеона. Кто из них претендует на роль героя в истории?

7. Каково отношение Кутузова и Наполеона к солдатам?

ПИСЬМЕННО

Каково отношение Толстого к Кутузову и Наполеону?

Глоссарий

Антитеза — противопоставление различных понятий или явлений, постановка рядом противоположных по значению слов; бывает словесная или стилистическая, образная, композиционная, фактически содержательная; иногда по принципу антитезы может быть построено всё произведение.

Сравнительная характеристика героев литературного произведения так же, как и характеристика индивидуальная, включает описание портрета, черт характера героев, но в данном случае эти черты могут сравниваться по различным основаниям: по степени сходства, отличию.

Эпизод — небольшая и относительно самостоятельная часть литературно-художественного произведения, фиксирующая один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного временного промежутка.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

(Л.Н. Толстой. «Война и мир»)

Немецкий писатель Томас Манн называл «Войну и мир» «грандиозным творением», восхищался его «творческой мощью», но не мог принять «радикального … отрицания героя, великого человека».

§ Почему Толстой резко отрицательно относился к Наполеону и с любовью – к Кутузову?

§ Соответствуют ли образы, созданные в романе, реальным историческим личностям?

Образы Кутузова и Наполеона, созданные в романе, в полной мере отражают толстовские принципы изображения исторических деятелей. Эти герои далеко не во всем совпадают со своими реальными прототипами, ведь Толстой не стремился к документальному портрету этих людей. Поэтому многие известные факты из жизни Наполеона и Кутузова опущены, а некоторые подлинные качества, наоборот, преувеличены. Так, в романе делается акцент на дряхлости и пассивности М.И. Кутузова, а также на самовлюбленности и позерстве Наполеона.

Оценивая Кутузова и Наполеона, Толстой руководствуется лишь нравственными критериями.

Отличительной особенностью романа «Война и мир» является сочетание художественного изображения жизни с философскими рассуждениями автора. Толстого волнуют вопросы: «Какая сила движет народами? Насколько велика роль личности в истории? Что такое случай? Что такое гений? Что такое власть?» По мнению писателя, «в исторических событиях так называемые великие люди суть только ярлыки, дающие наименование событию». Отдельные личности, по убеждению Толстого, не могут влиять на совершающиеся события: «Наполеон во всё время своей деятельности был подобен ребёнку, который, держась за тесёмочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит». Писатель не только не признаёт его гениальности, но и показывает его в своём романе ничтожным, тщеславным позёром.

Толстой отрицал роль личности в истории. Он считал, что никакие великие полководцы не могут повернуть ход истории. В больших исторических событиях направляющей и движущей силой, по убеждению писателя, является народ, и истинно великими оказываются люди, воля и стремления которых совпадают с волей и «бесконечно-малыми» стремлениями народных масс. Таким человеком в романе «Война и мир» является Кутузов. Величие этого полководца Толстой видит в том, что его слова и действия вытекают «не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего так же, как и в душе каждого русского человека».

Образы двух полководцев в романе изначально противопоставлены. Этот приём в литературоведении получил название антитезы. В «Войне и мире» это ведущий композиционный приём: по принципу антитезы построен весь роман, где война противопоставлена миру на всех сюжетных уровнях (начиная с заглавия), статичные герои – развивающимся, Москва – Петербургу, Кутузов – Наполеону.

С противоречивых оценок личности Наполеона начинается роман: в салоне Шерер говорят о его вероломстве, захватнической политике; Пьер видит в Бонапарте великого человека, а Болконский утверждает: «Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подаёт руку, но... есть другие поступки, которые трудно оправдать».

Первое появление Кутузова в романе – сцена смотра под Браунау. Толстой показывает полководца глазами солдат и батальонных командиров. Он стар, тяжело ступает. Но при этом добр, внимателен, видит, как одеты солдаты, замечает разбитую обувь. В каждом подчинённом он видит человека. В строю узнаёт капитана Тимохина: «Ещё измаильский товарищ… Храбрый офицер!» (Т.I, ч.II, гл.2). При изображении кампании 1805-1807 г.г. мы услышим голос Кутузова, когда он прикажет Багратиону с четырьмя тысячами солдат задержать 40-тысячную французскую армию, чтобы дать возможность русской армии выйти на соединение со своими частями: «Ну, князь, прощай… Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг». При этих словах Кутузов плачет и, обнимая Багратиона, крестит его.

«Живого» Наполеона мы видим на Праценской горе, когда он по привычке объезжает поле после сражения. Наполеон, по мнению Толстого, сознательно воспитывал в себе душевную черствость, считая ее мужеством и истинным величием: «обыкновенно любил рассматривать убитых и раненных, испытывая тем свою душевную силу (как он думал)». Смерть для Наполеона – привычное и надоевшее зрелище. Образ Бонапарта, звук его голоса дан в восприятии Андрея Болконского: «Вот прекрасная смерть!» – говорит Наполеон кощунственные слова. Болконскому, понимающему, что перед ним – его кумир, «так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом…» (т. I, ч. III, гл. 19.). Писатель рисует портрет Наполеона в иронично-сниженных тонах: «потолстевшая, короткая фигура», «жирные ляжки коротких ног», суетливая походка.

Отношение Бонапарта к своим солдатам рельефно прорисовано в эпизоде «Переправа через Неман»: «Было холодно и жутко на середине и на быстрине теченья. Уланы цеплялись друг за друга, сваливались с лошадей, лошади некоторые тонули, тонули и люди… Они … гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали…» (т.III, ч.I, гл. 2). Люди для Наполеона – «пушечное мясо», пешки в шахматной игре.

Наполеон Толстого, в противоположность простому, скромному Кутузову,– человек самовлюблённый, постоянно помнящий о том, что всё, что он говорит и делает, «есть история». Наполеон уверен в своей гениальности и величии. Наполеон в трактовке Толстого отличается самоуверенностью, эгоизмом и ограниченностью: «Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Театрально-фальшиво его поведение перед Бородинским сражением, когда придворные подносят ему портрет сына: он «сделал вид задумчивой нежности», дотронулся, «сам не зная для чего, рукой до шероховатости блика портрета» (т. III, ч. II, гл.26). Кровопролитное Бородинское сражение он воспринимает как игру: «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра».

Русский главнокомандующий перед боем просит благословения у Бога и сил у родной земли. Сцена крестного хода с иконой Смоленской Божьей Матери, символизирующего единение всего русского народа перед лицом грозного врага, сменяется изображением молебна. Кутузов подходит к иконе, опускается на колени, прикладывается к иконе и снова кланяется, дотронувшись рукой до земли…Смысл военной стратегии Кутузова был не в том, чтобы «убивать и истреблять людей», а в том, чтобы «спасать и жалеть их».

Главное отличие междуКутузовым и Наполеоном проявляется при изображении Бородинской битвы. Кутузов следит за духом войска и отдаёт лишь те приказы, которые могут усилить его стойкость: приказывает оповестить войска о пленении Мюрата, о завтрашнем наступлении на французов. В романе Толстого Кутузов изображён как опытный полководец и мудрый, прямодушный человек, радеющий за Отечество. Андрей Болконский говорит о главнокомандующем: «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он всё выслушает, всё запомнит и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, – это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и ввиду этого значения умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое».

В романе Толстого Наполеон – самовлюбленный деспот, играющий роль властелина мира. Но в день Бородинской битвы «ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие». Толстой акцентирует внимание на том, что Наполеон отдаёт массу приказов, думая, что руководит сражением, в то время как эти приказы «или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы» (гл. XXXV), т.к. менялась обстановка и приказ становился неверным. Французы возвращались с поля боя «расстроенными, испуганными толпами».

Писатель окончательно развенчивает Наполеона в сцене на Поклонной горе перед вступлением в Москву. Через внутренний монолог героя Толстой обнажает в нём мелочное тщеславие и позёрство: «Одно моё слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица … Я должен быть великодушен и истинно велик». Поняв, что Москва пуста, он лишь произнес: «Какое невероятное событие!» (т. III, ч.III гл.19,20).

Насколько тяжело далось Кутузову решение об оставлении Москвы, читатель может судить по сцене «Совет в Филях». Это событие даётся глазами крестьянской девочки. Ребёнок свободен в восприятии, никакие красивые слова о «священном долге» не затмят для Малаши фальшивой интонации. Ей непонятно, о чём говорят военные, но всей душой она сочувствует Кутузову: «...в душе своей она держала сторону дедушки». А для него главное – сохранить армию: «Пока цела армия, цела и Россия».

Правоту мудрого полководца подтвердила жизнь. Спустя всего несколько месяцев некогда великая и непобедимая армия, оставленная Наполеоном, позорно отступала. Толстой утверждает, что «только невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность Наполеона сделали из него гения и кумира». Писатель раскрывает антинародный характер его деятельности как захватчика, душителя свободы народов.

Кутузов проходит через всю книгу, почти не изменяясь внешне: старый человек с седой головой «на огромном толщиной теле», с чисто промытыми складками шрама там, «где измаильская пуля пронизала ему голову». Он «медленно и вяло» идет перед полками на смотре в Браунау; дремлет на военном совете перед Аустерлицем и тяжело опускается на колени перед иконой накануне Бородина. Физические силы оставляли старика. Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремыва л, с трудом жевал жареную курицу. Автор намеренно подчеркивает внешнюю немощь, стариковскую тучность, дряблость тела Кутузова.

Что же самое главное в поступках Кутузова, по мнению Толстого?

Кутузов способен понять простого, человека и сам по натуре простой человек. По мнению Толстого, Кутузов руководил лишь моральным духом войска. В отличие от Наполеона, для которого война – путь к славе, Кутузов воспринимает войну как самое страшное в мире зло. В тяжёлый для Родины час он демонстрирует свои лучшие качества: патриотизм, близость к народу, мудрость, терпение, проницательность. Этот народный полководец, думающий о судьбе Отечества, подлинно велик.

Составление синквейнов

Кутузов.

Старый, мудрый.

Воюет, защищает, думает.

Чувствует ответственность перед Родиной и народом.

Главнокомандующий.

Наполеон.

Честолюбивый, высокомерный.

Командует, нападает, разрушает.

Из-за него погибают люди.

Эгоист.

Вывод.

Антитеза Наполеон – Кутузов является главной нравственной антитезой романа. Противопоставляя Кутузова и Наполеона, Толстой считает безобразным самодовольно-эгоистическое самолюбование всеобщего кумира; величие Кутузова, по убеждению писателя, — в его простоте, скромности, истинном гуманизме. Автор противопоставляет величие Кутузова и его заботу о русском народе гордости и амбициям Наполеона.

М. И. Кутузов представлен в романе Л. Н. Толстого как радеющий о народе отец, в то время как Наполеон – гордый властитель, мечтающий о господстве. Кутузов понимает солдата, он – олицетворение священной для русского человека войны, в которой он защищает Отечество, то Наполеон – это величина, словно, возведенная на постамент самим собою, откуда вскорости ему предстоит пасть.

До встречи на занятиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: