Символический интеракционизм (Дж.Г.Мид, Г.Блумер)
Этнометодологическая теория (Г. Гарфинкель)
Теория обмена (Дж.Хоманс)
Феноменологическая социология (А.Шюц)
Литература:
1. Волков Ю.Г. Социология: история и современность Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И., Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999 - 672 с.
2. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 216 с.
3. Громов И.А. Западная теоретическая социология / Громов И.А, Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. - 1996 – 286 с.
4. Дюркгейм Э.Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана.— М.: Канон, 1995. - 352 с
5. История социологии в Западной Европе и США / Ответственный редактор — академик ран Г.В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА, 2001. — 576 с.
6. Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические концепции: Учебник / Под ред. Т.Н. Юдиной. – М.: Изд-во МГСУ “Союз”, 2000. – 158 с.
7. Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин; Под общ. ред. Н.И. Лапина — М.: Высш. гик., 2006. — 783 с.
8. Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с:
Практические задания (2, 3, 4 – письменно, 1, 5, 6 - устно):
1. Прочитайте статью и ответьте на вопросы:
а) Почему П. Сорокин назвал социологию генерализирующей наукой?
б) В какой мере, по мнению П. Сорокина, социология зависит от истории, экономики, политологии и других общественных дисциплин, а те, в свою очередь, испытывают влияние социологии?
в) Что, по Вашему мнению, имел в виду П. Сорокин в своем утверждении, согласно которому социология рассматривает социокультурные явления в их родовых видах и типах?
П.Сорокин. Структурная социология. Социология как особая наука
Хотя социология является наукой генерализирующей, имея дело с целостным социокультурным пространством, это еще не означает, что она занимается энциклопедическим исследованием всех социальных наук или составляет их философский синтез. Исследование общих и характерных свойств, отношений сходства социокультурных явлений предполагает такую же специализацию, как и изучение их уникальных или сегментарных черт и отношений. Несмотря на свою генерализирующую природу, социология остается строго специальной наукой. Хотя президент или казначей фирмы имеет дело со всей компанией в целом, это не означает, что его работа не является специализированной или что он выполняет работу за всех сотрудников фирмы. По той же причине социология, изучающая целостное социокультурное пространство, не пытается выполнить миссию остальных социальных наук.
Взаимозависимость между социологией и другими науками.
В своих генерализирующих функциях социология зависит от открытий в других специальных науках; но каждая наука, в свою очередь, зависит от смежных с ней наук, а специальные науки — от генерализующих, причем в не меньшей, если даже не в большей степени. Физики привлекают математику, механику, геометрию и химию, а каждая из этих дисциплин использует другие науки. Ученому немыслимо работать над любой проблемой, не апеллируя к открытиям других дисциплин и ученых. Ни одна специальная проблема физики или химии не может быть разрешена без знания этих генерализующих дисциплин. То же справедливо и в отношении специальных проблем биологии и основных принципов общей биологии. Специальная наука геология гораздо больше зависит от общей физики, химии и биологии, чем сами эти науки зависят от геологии.
Точно так же, если социология зависит от истории, экономики, политологии и других отдельных общественных дисциплин, то и все они в не меньшей мере зависят от генерализующей науки социологии. Социологические теории Платона и Аристотеля оказали огромное влияние на политическую, экономическую, правовую, историческую и другие специальные дисциплины, причем их влияние ощутимо вплоть до сегодняшнего дня. То же касается и обобщающих выводов Августина и Фомы Аквинского, Гоббса, Макиавелли, Монтескье и Локка, Руссо, Конта и Спенсера, Гегеля и Маркса, Шпенглера, Дюргейма, Тарда, Вебера и Парето. Можно нитровать сотни исторических, экономических, политических, антропологических, психологических, лингвистических и даже синологических на основе социологических выкладок Августина, Аквината, Макиавелли, Гоббса, Гегеля, Спенсера, Конта или Маркса. Возникновение любой важной социологической системы всегда оказывало влияние на всю систему отдельных дисциплин, на их ведущие принципы, интерпретации, изучаемые проблемы, методы и технику исследования. Почти все специальные гуманитарные и социальные дисциплины второй половины XIX века строились на гегельянских или конто-спенсеровских принципах. Позже они оказались под огромным влиянием марксистской социологии в области экономической интерпретации данных, тардовско-дюркгеймовских, веберовских, паретовских и шпенглерианских социологических принципов и методов.
Более того, возникновение социологии как систематической науки привело к «социологизации» всех специальных дисциплин на протяжении последних нескольких десятилетий. Их содержание, методы, интерпретации, включая даже те, чьи авторы враждебно относились к социологии, становились все более социологическими и привели к возникновению во всех этих дисциплинах социологических или же институциональных школ: в юриспруденции и истории (так называемая социальная история), в экономике и политологии, в антропологии и психологии (социальная психология), в науках, изучающих искусство и мораль, религию и даже логику. Подобная «социологизация» этих дисциплин является красноречивым свидетельством влияния на них социологии. Зависимость между социологией и другими социальными дисциплинами является обоюдосторонней, то есть это, скорее, взаимозависимость, а не однобокое влияние социологии на другие науки.
Как генерализующая дисциплина общая социология должна быть достаточно абстрактной и теоретической, и по этой причине кажется многим «практичным людям» нерациональной академической специальностью, оторванной от конкретной реальности и лишенной практической утилитарной ценности. Здесь так же, как и во всех подобных рассуждениях «слишком» практичных людей (которые, кстати, по мнению Лаоцзы, являются самыми непрактичными) ошибка совершенно очевидна. Математика является, вероятно, самой абстрактной и теоретической дисциплиной из всех наук. Однако ее практическое значение не ставится под сомнение. Алгебра явно более абстрактная дисциплина, чем арифметика, но никто не делает из этого вывод, что она менее практически значима, чем арифметика! Общая теоретическая физика, химия и биология гораздо более абстрактны и «непрактичны», чем поваренная книга или инструкция к «шевроле» или другому автомобилю. Однако без теоретической физики, химии и биологии ни автомобиль, ни хорошая поваренная книга не могут быть произведены на свет. То же верно и в отношении социологии как генерализующей, теоретической и абстрактной дисциплины. Ее практическое влияние — благотворно оно или нет сейчас, это не принципиально, — было весьма впечатляющим. В большинстве великих социальных революций, реформ и реконструкций именно социология того или иного рода была ведущей идеологией и направлением. Социология Локка сыграла эту роль в революции 1688 года при установлении либерально-демократического режима в Англии; труды Вольтера, Руссо и других энциклопедистов сыграли ту же роль во Французской революции 1789 года и в последующие годы. В наше время марксистская социология была ведущим интеллектуальным направлением и «святыней» коммунистической революции в России; расистские социологии А. Гобино, X. Чемберлена и других стали кредо нацистского путча и третьего рейха. От социологии Конфуция до социологии настоящего времени практическое действие этой науки было очень заметным (хотя речь часто шла об ошибочных социологиях, а не о валидных)). Сказанного достаточно, чтобы развеять иллюзии слишком практичных людей относительно утилитарной ценности социологии.
Подведем итог: социология — это генерализующая наука о социокультурных явлениях, рассматриваемых в своих родовых видах, типах и разнообразных взаимосвязях.
Источник: П. Сорокин. Человек, цивилизация, общество. М, 1992.
- Заполните таблицу:
Название теории | Автор | Характеристика теории |
Теория социального действия | М. Вебер | |
Теория конфликтов | ||
Э. Дюркгейм | ||
Дж. Г. Мид | Взаимодействие между людьми происходит на основе общих для них символических систем | |
А. Шюц | Чтобы понять человеческие действия, необходимо изучить и типизировать мотивы и модели социального поведения | |
Теория социального обмена | ||
Структурный функционализм | Т. Парсонс | |
Г. Гарфинкель | Исследует смысл человеческого поведения путем эмпирического наблюдения за каждодневной практикой людей |
4.Вслед за О.Контом Э.Дюркгейм рассматривал общество как сферу согласия и солидарности, выделяя механическую и органическую солидарность. Выделите из ниже перечисленных верные суждения:
1) солидарность покоится на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которые присущи членам одной группы или общества;
2) примитивные общества основаны на органической солидарности;
3) механическая солидарность присуща неразвитым иерархическим обществам;
4) чем выше уровень солидарности в обществе, тем ниже уровень самоубийств.
5. Назовите классиков социологии, которым принадлежат следующие идеи.
Идея | Автор | |
5.1 | Мотивы других людей мы раскрываем благодаря тому, что в схожих ситуациях большинство людей поступают одинаково | |
5.2 | Пролетариату принадлежит особая миссия создания нового общества, вследствие чего он сам исчезает как класс | |
5.3 | Солидарность членов общества покоится на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной социальной группы или общества | |
5.4 | Учение об обществе должно состоять из двух частей – социальной статики, описывающей законы существования, и социальной динамики, описывающей законы изменения общества и этапы этого изменения |
6. Прочитайте статью Э.Дюркгейма «Социология и социальные науки» (приложение 1). Опишите хронологическую схему развития социологии, включив в нее ведущие направления, имена социологов разных стран, основные теории и положения.
Приложение 1
Эмиль Дюркгейм.