Основные требования к дизайну изделий – это




Дизайн изделий. Эргономика

ЗАДАНИЯ
1) Прочитайте информацию по теме, вспомните материал предыдущих занятий. Выпишите основные понятия в тетрадь, выбирая только главную информацию.

2) Просмотрите дополнительный материал.

3) В письменном или печатном виде развёрнуто ответьте на вопросы (практическая часть) и перенесите в тетрадь схемы-рекомендации по иллюзорному цветовому влиянию на интерьер.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Взаимоотношения человека с предметным миром не ограничиваются только простым любованием эстетическими достоинствами объектов. Важно, чтобы окружающие нас предметы были не только красивыми и приятно выглядящими эстетически, но и удобными, комфортными в использовании, соответствующими его физиологическим и анатомическим особенностям. Поэтому область дизайна сегодня тесно переплетается с эргономикой – комплексно-прикладной наукой, рассматривающей человека в данных условиях его деятельности и повседневной жизни.

Эргономика нацелена на то, чтобы в отношениях с окружающими объектами мы сохраняли хорошее здоровье, снижалась бы наша утомляемость, повышалось настроение, эффективность труда или отдыха. Сегодня эргономика стала одной из значимых составляющих промышленного, предметного и интерьерного дизайна.

Понятие эргономики

Эргономика в дословном переводе с греческого означает «закон работы» («ergon» – это работа, а «nomos» – закон). Под этим понятием понимают целую область знаний, исследующуюдеятельность человека в своеобразной системе «человек – оборудование (техника) – окружающая среда» для достижения большей эффективности труда. Тут специалисты по эргономике изучают такие вопросы, как движения тела человека в процессе трудовой деятельности, определение энергетических затрат и производительности в различных условиях.

В более широком понимании эргономика означает научное направление, которое исследует разнообразные объекты, находящиеся в тесном контакте с человеком в его повседневной жизни, то есть как на рабочем месте, так и в быту. В ее основе лежат научные результаты множества дисциплин и направлений, в том числе физиологии, психологии, биомеханики, антропометрии, медицины, гигиены труда и социологии.

Само понятие «эргономика» появилось только в 1949 г. в Великобритании. В Америке данная область знаний первоначально называлась «Исследование человеческих факторов», а в Германии – «Антропотехника». Но в действительности эргономика, как и дизайн, существовали задолго до XX столетия.

Еще в первобытные времена вопросы удобства и эргономики играли для человека важную роль. Первобытные люди старались подбирать под форму своей руки подходящий камень, обрабатывали его и приделывали к нему рукоять для пущего удобства и безопасности в использовании. Затем это орудие применялось для добычи пищи, охоты или защиты. Человек уже в древности старался соизмерять создаваемые им предметы со своими физиологическими возможностями, чтобы сделать их не только эстетически приятными, но и максимально удобными. Археологические раскопки сегодня предоставляют нам возможность восхититься, насколько продуманными были орудия труда, создаваемые первобытными людьми.

Впрочем, настоящий толчок к развитию эргономики был дан именно в начале XX столетия, когда возникли проблемы, связанные с внедрением в производство новой техники и технологических решений. Научно-технический прогресс спровоцировал рост травматизма на производстве, ухудшение настроения работников и другие проблемы, обеспечивших высокую текучесть кадров. Работникам нужно было приспосабливаться к производственной технике и рабочему пространству, что зачастую не гарантировало их безопасности и высокой эффективности производства. Поэтому вопросы эргономики стали выходить на первый план.

Специалисты по эргономике начали проектировать весь процесс рабочей деятельности таким образом, чтобы выполнение производственных задач было для человека максимально безопасным и удобным. Благодаря внедрению эргономического подхода стало проектироваться промышленное оборудование нового типа с предупредительными сигналами (сигнальные лампы и сирены), удобными размерами кнопок, ручек и рычажков.

Эргономика отталкивается от того, что человек должен легко находить, быстро отличать друг от друга разнообразные предметы (технику) и комфортно работать с ними. В 60-е годы прошлого века эргономика уже сформировалась как научная область знаний – в эти годы в различных странах мира начали появляться общества и ассоциации, специализирующие на вопросах эргономики.

 

К началу XXI века были определены три основных направления внутри данной дисциплины:

· Эргономика, рассматривающая проблемы взаимоотношений человека с физической средой. В этом области изучаются вопросы, касающиеся антропометрических и физиологических особенностей человека, которые имеют непосредственное отношение к его повседневной жизни или физическому труду.

· Когнитивная эргономика. Эта область связана с психологией восприятия, в частности, как зрительное или иное восприятие влияет на принятие решений, отношения между человеком и другими объектами окружающей среды.

· Направление эргономики, изучающая взаимосвязь человека, групп людей с техникой для обеспечения наилучших условий труда. Такая организационная эргономика также рассматривает вопросы обеспечения связей между отдельными людьми, их совместной кооперации и управления.

Основной задачей эргономики как научной дисциплины стала разработка подходящей формы предметов, которые были бы по-настоящему удобными и безопасными для человека в пользовании. Эргономика призвана повысить трудовую эффективность человека путем улучшения условий труда.

Вопросы эргономики в сфере дизайна

Основные требования к дизайну изделий – это

- польза,

- прочность,

- красота,

- эргономичность.

Где бы ни находился человек, на работе или дома, он всегда хочет пользоваться изделиями, отличающихся удобством и безопасностью. И дизайн, и эргономика оказывают влияние на удовольствие от пользования тем или иным предметом, поэтому не удивительно, что эти два отдельных направления органично перетекают друг в друга. В различных отраслях промышленности в настоящий момент профессиональные дизайнеры сотрудничают со специалистами по эргономике, которые предоставляют различные данные о физиологических и биомеханических особенностях человека, участвуют в разработке и испытаниях изделий.

Исходя из психологических, гигиенических и прочих нормативов, разрабатываются соответствующие требования к новым предметам или технике, чтобы они, в конечном счете, оказались удобными и комфортными в пользовании. Например, зубная щетка, изогнутая таким образом, чтобы ее щетка доставала до задней поверхности зубов, цифровой зеркальный фотоаппарат, который комфортно держать в руках или производственное оборудование, обеспечивающее высокий уровень безопасности. Комфорт, превосходная функциональность и привлекательный внешний вид – все эти требования к создаваемым предметам могут быть обеспечены только грамотным сочетанием эргономики и дизайна.

Одно из основных понятий эргономики — это анатомические особенности человека. Анатомические факторы широко используются в дизайне. Задача дизайнера заключается в том, чтобы обеспечить адаптацию создаваемых изделий к конкретному человеку, чтобы было удобно и комфортно ими пользоваться.

Например, при разработке дизайна мебели и создания пространства для зоны отдыха дизайнеры отталкиваются от антропометрии человека, который сидит в расслабленной, спокойной позе. Обязательно учитывается и уровень наклона сидения для того, обеспечить удобство вставания с кресла или стула. В разнообразных зонах отдыха нередко устанавливаются угловые диваны, причем правила эргономики требуют от дизайнера такого расположения мебели, чтобы человек, сидящий на таком диване, мог свободно расположить свои ноги и при этом не мешать окружающим людям.

В жилых помещениях, связанных со сном, в частности в спальне, мебель выбирается и размещается исходя из размеров спящего, лежащего человека. Здесь факторы эргономики запрещают размещение дивана его протяженной стороной вдоль наружной стены помещения или изголовья дивана в несколько затесненном пространстве.

Особенное внимание уделяется вопросам эргономики при организации и оформлении пространства для работы. Дизайнерам по интерьеру приходится отталкиваться от анатомических особенностей человека, который сидит за своим рабочим столом. Например, при проектировании зоны за рабочим компьютером эргономика акцентирует внимание, прежде всего, на длине голени человека, поскольку именно она указывает на оптимальную высоту его кресла или стула. Эргономика рабочей зоны предусматривает и то, что высота, площадь и наклон рабочего стола определяются типом выполняемой сотрудником работы.

Все нужные в трудовой деятельности предметы, согласно правилам эргономики, размещаются на доступном расстоянии от стола, чтобы человек мог свободно ими пользоваться, не прибегая к лишни усилиям. Эргономика также требует повышенного внимания дизайнера к организации освещения. Освещение не должно носить интенсивный и слишком яркий характер, чтобы не слеплять или излишне не раздражать глаза человека. Оно должно способствовать комфортной работе и положительному настроению человека.

 

Эргономика и цвет

Воздействие цвета на человека в эмоциональном отношении огромно. Действие цвета на человека замечено давно: цвет влияет на все его физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность. Цвет способен вызывать различные эмоциональные реакции и мысли: он может успокаивать, волновать, радовать, печалить, угнетать и веселить. Цвет может вызывать чувство теплоты и холода, бодрости и усталости, расширять и сужать пространство, стимулировать зрение, мозг, нервы.

Цвет/Действие Возбуждающее Угнетающее Успокаивающее
Красный +    
Оранжевый +    
Желтый +    
Зеленый     +
Голубой     +
Синий   +  
Фиолетовый   +  

Влияние цвета на человека.

 

 

Французский врач Ферре исследовал взаимосвязь производительности труда и цвета. Он установил, что при работе, рассчитанной на короткий срок, производительность труда увеличивается при красном цвете, а при синем цвете производительность труда снижается.

Цвет Влияние на работоспособность человека
Красный Активизирует все функции организма. На короткое время увеличивает мышечное напряжение, повышает давление и ускоряет ритм дыхания, может вызвать раздражение, истощение.
Оранжевый Оказывает тонизирующий эффект, действует в том же направлении, что и красный, но не так резко. Различные мягкие оттенки оранжевого благоприятно влияют на работоспособность.
Желтый Оказывает наиболее физиологичное тонизирующее влияние, стимулирует зрение и нервную деятельность, при этом не действует истощающе, не утомляет, благоприятен для умственной деятельности.
Зеленый Относится к физиологичным, оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, действует противоположно красному.
Голубой Снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит.
Синий   Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, рассеивает внимание, снижает работоспособность.

При длительной работе повышению работоспособности и эффективности деятельности способствует зеленый цвет, а индиго и фиолетовый снижает ее.

Экспериментальные исследования позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это зеленые, желто-зеленные и зелено-голубые цвета.

Не рекомендуют производить окраску темными, «холодными» тонами тех помещений, в которых люди занимаются умственным трудом школьных классов, студенческих аудиторий, научных отделов, лабораторий. Подобные цвета вызывают торможение и снижают эффективность умственной деятельности. Это касается не только стен, потолка или пола, но и мебели. Наоборот, «теплые цвета» улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность.

Ряд ученых указывают на то, что, на психофизическое состояние организма серьезно действует и желтый цвет. Он стимулирует деятельность мозга, возбуждает органы чувств, способствует четкому мышлению, упорядочиванию информации, быстрой реакции.

Цвет активно применяется для визуального членения пространства (распределения зон), его увеличения, уменьшения или других деформаций.

 

Эргономика и освещение

Свет – это не только функция и красота. Он напрямую влияет на психологию человека, его биоритмы, настроение и поведение в целом. Красивое и удобное пространство, но не учитывающее особенностей качества приборов, может вызывать дискомфорт, утомляемость, вялость и сонливость. Человек в таком помещении будет испытывать раздражение и тревоги, проблемы со здоровьем.

Учебные помещения и рабочие места должны быть хорошо освещены, это имеет большое значение для обеспечения работоспособности учащихся. Недостаточное освещение угнетает психику ребенка и остроту зрения и слуха, следовательно, работоспособность и качество учебной деятельности.

Школьное освещение устраивают при соблюдении следующих критериев:

– равномерность во времени и пространстве;

– отсутствие теней на рабочем месте и вероятности ослепления;

– достаточность;

– исключение перегрева помещения

 

Итак, эргономика в настоящее время играет значимую роль в промышленном и предметном дизайне, при создании бытовых изделий и проектировании офисного оборудования, а также при оформлении интерьеров и планировке помещений. Это сложная дисциплина, которая в той или иной степени влияет на все вопросы, касающиеся области деятельности профессионального дизайнера.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Ответьте на вопросы (в письменном или печатном виде):

1. Что означает понятие «эргономика»?

2. Назовите три основных направления внутри эргономики (представлены в тексте).

3. Как связаны дизайн и эргономика?

4. Какая мебель в вашей комнате является наиболее эргономичной (удобной в использовании, функциональной) именно для вас? Почему?

 

К вопросам эргономики и дизайна относятся функциональные возможности цвета, восприятие формы и размеров пространства. Перенесите в тетрадь схемы-рекомендации по иллюзорному цветовому влиянию на интерьер.

Свои работы можно
- прислать по вотсап: 8 950-33-33-047 (Елена Сергеевна) с подписью: автор работы, класс, имя классного руководителя (писать в самом сообщении)

- оставить в комментариях к посту с заданием в группе: https://vk.com/odpnv
с подписью: автор работы, класс, имя классного руководителя (писать в том же комментарии, где будет размещена работа)


РАБОТЫБУДУТ ОЦЕНИВАТЬСЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: