ИДЕЙНЫЕ ТЕЧЕНИЯ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ




 

Причины подъема общественного движения: сохранение старой социально-политической системы; нерешенность крестьянского вопроса; противоречия между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи; половинчатость реформ 60—70-х гг. и колебания правительственного курса.

Отличительной чертой общественной жизни России второй половины XIX в. была политическая инертность широких народных масс и буржуазии, сохранялись царистские иллюзии. Это давало почву для торжества воинствующего консерватизма и обусловливало крайне узкую социальную основу для деятельности революционеров. Окончательно оформились три направления в общественном движении: консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.

Консерваторы. Социальная основа: реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. Идейная основа: теория «официальной народности». Основные идеи: незыблемость самодержавия; свёртывание реформ и проведение контрреформ; укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения; идеи панславизма (единение славянских народов вокруг России); отстаивание принципов патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Идеологи: К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков. Тактика: реформы «сверху».

Либералы. Социальная основа: обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции. Идейная основа: идея общего с Западной Европой пути развития. Основные идеи: введение конституционных начал, демократических свобод и продолжение реформ; создание общероссийского выборного органа (Земского собора); расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств); политический идеал – конституционная монархия; развитие капитализма и свободы предпринимательства, ликвидация сословных привилегий, понижение выкупных платежей, неприкосновенность личности, право на свободное духовное развитие. Идеологи: К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев, Д.А. Шаховской, Ф.И. Родичев. П.А. Долгоруков. Тактика: реформы.

Радикалы. Идейная основа — теория «общинного социализма» (А.Г. Герцен). В истории движения радикалов выделяются три этапа:

I этап: 1860-е гг. — складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков. Два центра радикального направления: редакция «Колокола » (А.Г. Герцен, Лондон); редакция журнала «Современник » (Н.Г. Чернышевский, Петербург). На основе идей Н.Г. Чернышевского образовалось несколько тайных организаций: кружок «Великорусс » (1861 —1863), «Земля и воля » (1861 —1864). В них входили Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, Г.Е. Благосветлов, Н.И. Утин.

«Левые» радикалы поставили задачу подготовки народной революции. Прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», «К молодому поколению», «Молодая Россия», «К солдатам», «Что нужно делать войску» и др. разъясняли народу задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость ликвидации самодержавия и демократического преобразования России, справедливого решения аграрного вопроса. Своим программным документом считали статью Н.П. Огарева «Что нужно народу?», опубликованную в июне 1861 г. в «Колоколе», которая предостерегала народ от преждевременных, неподготовленных выступлений, призывала к объединению всех революционных сил.

«Земля и воля» — первая крупная революционно-демократическая организация. Социальный состав: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах. В конце 1862 г. к «Земле и воле» примкнула русская военно-революционная организация, созданная в Царстве Польском. Спад крестьянского движения, поражение восстания в Царстве Польском (1863), усиление полицейского режима — все это привело к их самороспуску или разгрому. Одни участники организаций (в том числе Н.Г. Чернышевский) были арестованы, другие эмигрировали. В общественном мнении наметился резкий поворот против радикалов и их революционных устремлений. Многие общественные деятели, прежде стоявшие на демократических или либеральных позициях, перешли в лагерь консерваторов (М.Н. Катков и др.).

Во второй половине 1860-х гг. вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Н.Г. Чернышевского, но перешли к узко заговорщической и террористической тактике. Д. Каракозов, член кружка Н.А. Ишутина, в 1866 г. совершил покушение на царя Александра II. В 1869 г. учитель С.Г. Нечаев и журналист П. Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, призывавшую студенческую молодежь готовить восстание и использовать любые средства в борьбе с правительством. В 1869 г. С.Г. Нечаев основал в Москве организацию «Народная расправа», уставом которой стал «Катехизис революционера». Правительство использовало судебный процесс против него (за убийство студента Иванова) для дискредитации революционеров. На рубеже 1860-1870-х гг. во многом на основе идей А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского оформилась народническая идеология. Сложилось два направления: революционное и либеральное.

II этап: 1870-е гг. — оформление народнической доктрины и деятельность организаций революционных народников. Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны — в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом. М.А. Бакуниным, П.Л. Лавровым и П.Н. Ткачевым были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества: бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического.

М.А. Бакунин верил, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции, а задача интеллигенции — идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин (анархизм).

П.Л. Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. «Разбудить » крестьян должна была передовая часть интеллигенции.

П.Н. Ткачев, так же как и П.Л. Лавров, не видел у крестьянина готовности к революции, в то же время он называл русский народ «коммунистом по инстинкту», которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство.

В 1874 г., опираясь на идеи М.А. Бакунина, более 1000 молодых революционеров организовали массовое «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны: народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы.

В 1876 г. уцелевшие участники «хождения в народ» образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название «Земля и воля ». Ее программа предусматривала осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправления» в деревне и городах. Во главе организации стояли Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов, С М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Второе «хождение в народ» — длительная агитация крестьян. В 1876 г. при участии «Земли и воли» в Петербурге, на площади перед Казанским собором, была проведена первая в России политическая демонстрация. В 1878 г. часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. В 1878 г. В.И. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова. Однако суд присяжных оправдал ее. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу организации.

«Черный передел» — 1879-1881 гг., Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод. Они сохранили верность основным программным принципам «Земли и воли» и агитационно-пропагандистским методам деятельности.

«Народная воля» — 1879—1881 гг., А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Своей главной задачей они считали борьбу с правительством. Программные требования: подготовка политического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передача земли крестьянам, фабрик — рабочим. Народовольцы провели ряд террористических акций против представителей царской администрации, но главной целью считали убийство царя. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен. Это привело к усилению реакции и полицейского произвола в стране.

III этап: 1880—1890-е гг. — активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы. Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества и ликвидации помещичьего землевладения. Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они избрали культурно-просветительскую работу среди населения и с этой целью использовали печатные органы (журнал «Русское богатство»), земства и различные общественные организации. Идеологами либеральных народников были Н.К. Михайловский, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов.

В 80—90-е гг. XIX в. бывшие активные участники «Черного передела» Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч и В.Н. Игнатов обратились к марксизму, который привлекал идеей достижения социализма путем пролетарской революции. В 1883 г. в Женеве была образована группа «Освобождение труда». Её программа: полный разрыв с народничеством и народнической идеологией; пропаганда социализма; борьба с самодержавием; опора на рабочий класс; создание рабочей партии. Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества. Группа «Освобождение труда» действовала за границей и не была связана с возникавшим в России рабочим движением.

С конца 80-х гг. в России появляются марксистские кружки: 1883 — группа Дмитрия Благоева в Петербурге, 1885 — кружок П.В. Точисского «Товарищество санкт-петербургских мастеровых», 1899 — группа М.И. Бруснева «Социал-демократическое общество» и кружок Н.Е. Федосеева в Казани. Задачи: изучение марксизма и пропаганда его среди рабочих, студентов и мелких служащих.

В период подъема рабочего движения социал-демократы стремились возглавить рабочее движение, создать партию рабочего класса. «Южно-российский рабочий союз» (1875) и «Северный союз русских рабочих» (1878—1880) не сумели возглавить борьбу пролетариата и придать ей политический характер, рабочие выдвигали лишь экономические требования. Наиболее крупным событием стала забастовка на Никольской мануфактуре фабриканта Т.С. Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. («Морозовская стачка»). В результате был издан закон 1886 г. о порядке найма и увольнения, упорядочении штрафов и выплате заработной платы. Был введен институт фабричных инспекторов, обязанных следить за выполнением закона. Закон усилил уголовную ответственность за участие в стачках.

Промышленный подъем в 90-е гг. XIX в. в России способствовав увеличению численности рабочего класса и созданию более благоприятных условий для развития его борьбы. Стачки в Петербурге, Москве, на Урале и в других районах страны приобрели массовый, но слабо организованный характер, выдвигались только экономические требования.

В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объединились в новую организацию — «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его создателями были В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Цедербаум (Л. Мартов) и др. Аналогичные организации были созданы в Москве, Екатеринославе, Иваново-Вознесенске и Киеве. Упорная борьба рабочих летом 1896 г. и зимой 1897 г. заставила правительство пойти на уступки (был издан закон о сокращении рабочего дня до 11,5 ч.) и в то же время спровоцировала усиление репрессий на марксистские и рабочие организации.

Среди оставшихся на свободе социал-демократов во второй половине 1890-х гг. начал распространяться «легальный марксизм». П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и др., признавая некоторые положения марксизма, выступали за реформистский путь преобразования страны в демократическом направлении.

В целом среди российских марксистов в конце XIX в. не было единства. Одни во главе с В.И. Ульяновым (Лениным) выступали за создание политической партии, осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата, другие, отрицая революционный путь развития, предлагали ограничиться борьбой за улучшение условий жизни и труда рабочего класса России. В общественном движении второй половины XIX в. не сложилось такого направления, которое способно было осуществить эволюционную модернизацию страны, но удалось заложить основы для формирования в будущем политических партий.

Важным свидетельством нарастания социально-политического кризиса в стране было движение демократической интеллигенции. Она выступала против полицейского произвола, требовала политических свобод. Ее участие в общественном движении выражалось в создании легальных обществ (ученых, врачей и т. д.). Наибольшую активность проявляла молодая часть интеллигенции — студенчество. Тяжесть материального и юридического положения, антидемократическая политика правительства в области высшего образования — все это создавало почву для роста недовольства в стенах вузов. В начале XX в. значительная часть радикального студенчества перешла к открытой политической борьбе (демонстрации студентов и рабочих весной 1901 г. в Москве, всероссийские студенческие забастовки в 1899, 1901 и 1902 г.), заявила о своей солидарности с рабочим классом.

Политические партии

В конце XIX — начале XX в. формировались радикальные политические партии: социал-демократов и эсеров. Они оформились раньше либерально-оппозиционных партий, так как признавали возможность использования нелегальных методов борьбы, а либералы стремились действовать в рамках существовавшей политической системы. Первые социал-демократические партии начали возникать в национальных районах России: Финляндии, Польше, Армении. В середине 90-х гг. в Петербурге, Москве и других городах образовались «Союзы борьбы за освобождение рабочего класса» (В.И. Ленин). Попытка создать Российскую социал-демократическую рабочую партию на съезде 1898 г. не имела успеха. Делегаты съезда были арестованы. Г.В. Плеханов, Ю.О. Цедербаум (Л. Мартов), В.И. Ульянов (Ленин) и др. с 1900 г. начали издавать за границей нелегальную политическую газету «Искра ».

В 1903 г. на съезде в Лондоне были приняты программа и устав, оформившие образование Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Программа предусматривала два этапа революции. На первом — программа минимум — реализация буржуазно-демократических требований: ликвидация самодержавия, введение 8-часового рабочего дня и демократических свобод. На втором — программа максимум — осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата. Идейные и организационные разногласия раскололи партию на большевиков (сторонников Ленина) и меньшевиков (сторонников Л. Мартова). Большевики стремились превратить партию в узкую организацию профессиональных революционеров. Введение в программу идеи диктатуры пролетариата обособило их от других общественно-демократических течений. Меньшевики выступали против диктатуры пролетариата и предполагали возможность сотрудничества со всеми оппозиционными силами.

Партия социалистов-революционеров (эсеров; ПСР) сложилась в 1902 г. на основе объединения неонароднических кружков. Рупором партии стала нелегальная газета «Революционная Россия». Своей социальной опорой эсеры считали крестьян, однако состав партии был преимущественно интеллигентским. Лидером и идеологом эсеров был В.М. Чернов. В их программе предусматривалась экспроприация капиталистической собственности и реорганизация общества на коллективных, социалистических началах, введение 8-часового рабочего дня и демократических свобод. Главная идея эсеров заключалась в «социализации земли», т. е. уничтожении частной собственности на землю, передачи ее крестьянам и разделе между ними по трудовой норме.

Тактикой борьбы эсеры избрали террор. «Боевая организация партии эсеров» во главе с Г.А. Гершуни (1908) провела ряд покушений на министров и губернаторов, убила министра внутренних дел В.К. Плеве (1904) и генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича и др. Путем террора эсеры пытались разжечь революцию и устрашить правительство.

Центром формирования либеральной оппозиции являлись земства и городские думы. Земцы-либералы перешли к политической борьбе. Они организовали за границей в 1902 г. издание нелегального журнала «Освобождение». Им руководил бывший «легальный марксист» П.Б. Струве, провозгласивший необходимость борьбы против произвола правительства и деятельности радикалов. В 1903 г. возникли первые либеральные политические организации — «Союз освобождения» и «Союз земцев-конституционалистов». В них участвовали видные историки, юристы, философы, экономисты и публицисты (П.Н. Милюков, С.А. Муромцев, Н.А. Бердяев, М.И. Туган-Барановский и др.). Программы союзов предусматривали умеренные политические преобразования (конституционная монархия и демократические свободы), они заложили основу для создания в 1905 г. партии кадетов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: