Практическое задание 5 (ПрЗ 5)
Мир семьи как источник социализации детей
Вопросы для обсуждения
1. Определение семьи как института социализации. Специфика семейного воспитания.
2. Особенности современной семьи.
3. Приоритетность семьи в социализации ребенка.
Критерии и нормы оценки ПрЗ 5:
5-4 балла – систематическое участие в обсуждении теоретических вопросов, свободная ориентация в теоретическом материале, научность, ясность, четкость изложения;
3-2 балла – эпизодическое участие в обсуждении вопросов, достаточно свободное владение изученным материалом, ясность, четкость изложения;
1 балл – однократное участие в обсуждении одного из вопросов темы с полной опорой на подготовленный материал;
0 баллов – пропуск занятия/неготовность к занятию.
Материалы для подготовки к ПрЗ 5
1. Определение семьи как института социализации. Специфика семейного воспитания.
Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.
Семья выполняет следующие функции:
— психолого-педагогическую,
— воспитательную,
— экономическую,
— социальную,
— репродуктивную,
— хозяйственно-бытовую.
Семейное воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Семейное воспитание — сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Каковы задачи семьи? В общем, они состоят в том, чтобы:
• создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
• стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
• передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
• научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
• воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».
Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:
• гуманность и милосердие к растущему человеку;
• вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
• открытость и доверительность отношений с детьми;
• оптимистичность взаимоотношений в семье;
• последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
• оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.
Механизмы социализации в семье:
— подкрепление (поощрение определенного поведения ребенка и наказание за нарушение норм и правил),
— идентификация (ребенок подражает, ориентируется на взрослого),
— формирование самосознания ребенка.
Анализ современного общества и современной семьи показывает, что семьи зачастую не способны создать благоприятные условия для социализации ребенка. В специальных исследованиях констатируются факты ослабления современной семьи, с одной стороны, и факты усиления семейного воспитания, возрождение института индивидуального семейного воспитания и образования, с другой стороны.
Особенности современной семьи.
Рассмотрим черты, присущие современной семье:
1. Соматическая, в том числе и интеллектуальная организация поведения человека в современных условиях изменилась, а значит, развитие ребенка проходит иначе. Современные дети гораздо сложнее по своему физическому, интеллектуальному развитию, чем их сверстники 5-10 лет назад. Также современные требования к личности ребенка на пороге поступления в школу достаточно сложны, они не ограничиваются системой знаний, на основе которых ребенок овладевает научными понятиями, а прежде всего касаются личностных новообразований, сформированных ключевых компетентностей. Здесь необходим профессиональный подход.
2. Современные данные свидетельствуют о том, что в воспитании ребенка отнюдь не всегда выручает материнский инстинкт – особым образом сформированная установка, которая закладывается в детстве. Если научения образцу материнского поведения у девочки в детстве не происходит, мы получаем то, что называют «депривированным материнством». Мама со «спящим» инстинктом материнства – это, как правило, неласковая и непонимающая своего ребенка женщина (именно глубина чувств между ребенком и родителями определяет его дальнейшее развитие). Возникает феномен социального сиротства.
3. Рост числа разводов. Современная семья нуклеарная – это значит, состоящая из супружеской пары с детьми или одного из родителей, не состоящего в браке, со своими детьми. Нуклеарная семья развивает самостоятельность ее членов, их автономность относительно друг друга. Если этот процесс происходит корректно – он укрепляет семейные узы, в противном случае – увеличивает бракоразводность.
4. В современных семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка. В частности идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, или наоборот избирают либерально-попустительский тип взаимоотношений с ребенком., индивидуализация воспитания минимальная.
Естественно родители не профессиональные педагоги, и у них складывается свое отношение к процессу воспитания. Условно можно выделить несколько типов отношения родителей к воспитанию:
• воспитание через уход за ребенком (воспитательный процесс сведен только к уходу за ребенком);
• интуитивный подход к воспитанию (минимальное количество осознанных принципов воспитания у родителей);
• воспитание у детей привычек и навыков (подчеркивается необходимость привития ребенку определенных правил поведения);
• воспитание, основанное на общих принципах (родители опираются на усвоенные ими принципы воспитания).
Семейное воспитание основано не на закономерностях развития ребенка и научных принципах, а на представлениях родителей о воспитании:
• недифференцированное представление (родители не могут отделить сознательные методы воспитания от несознательных);
• «властолюбивое») / авторитарное представление (родители подчеркивают свой авторитет и стремятся подчинить детей себе);
• нормативное представление (родители стремятся привить ребенку следование правилам и нормам общежития);
• представление о необходимости общего руководства воспитанием детей (процесс семейного воспитания стихийный, основными методами воспитания родители считают беседы с детьми, поощрения, запреты).
Преобладающая часть родителей – не профессиональные педагоги. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. И далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка в силу различных причин. Это актуализирует проблему квалифицированной помощи общественного воспитания семье в реализации ее воспитательных функций.
Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.