Александр Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном»;
Сергей Есенин. Стихотворение «Мелколесье. Степь и дали»;
Анна Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…»
Образ Родины, родной природы встречается в лирике поэтов как 19, так и 20 века. Рассветы, закаты, шум леса, звучание ручья слышит человек, который любит свою землю, умеет видеть красоту родного края. Поэзия – это особый жанр литературы, с помощью которого лирический герой может рассказать о чувствах. По словам известного поэта Вячеслава Ивановича ИвАнова — поэт мыслит образами и звуками, выраженными в лирическом произведении. |
Александр Александрович Блокв стихотворении «Летний вечер» рисует деревенский пейзаж позднего лета: Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошеной межи… Уходящее солнце ласково обнимает землю розовыми лучами, как будто убаюкивает перед сном. |
Во второй строфе автор рисует покой и тишину летнего вечера: Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей — красный диск луны, И замирает песня жницы Среди вечерней тишины… Созерцание окружающего мира настраивает на раздумье и покой, которые вдруг нарушаются порывом движения. |
Третья строфа рассказывает о состоянии лирического героя. Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и в луговые дали, Навстречу ночи и луне! Покой первых строф, умиротворённость в природе сменяются стремительностью и побуждением: «умчись без цели на коне…» Глаголы движения — забудь, умчись – говорят о душевном беспокойстве. |
Пейзаж в данном стихотворении – это выражение чувств лирического героя. Слова закат, дремота, туман, дали, ночь, луна – являются ключевыми, определяют настроение. |
Стихотворение Александра Блока «О, как безумно за окном» отличается по своему настроению от первого произведения. Совсем не случайно эпиграфом для него служат слова трагедии Шекспира «Король Лир»: «Вы, бедные, нагие несчастливцы». |
Уже первые строки задают настороженный тон: О, как безумно за окном Ревёт, бушует буря злая, Несутся тучи, льют дождём, И ветер воет, замирая! Олицетворения «ревёт», «бушует» показывают главное действующее лицо- это злая буря, в тон которой воет ветер. |
Картина, нарисованная автором в первой строфе, передаётся лирическому герою. Он обострённым чувством воспринимает всеобщий разлад природы: Ужасна ночь! В такую ночь Мне жаль людей, лишённых крова, И сожаленье гонит прочь — В объятья холода сырого!.. Дисгармония и хаос страшны для человека, который вынужден выйти в безумие бури. |
Вся лексика стихотворения носит отрицательную характеристику: Бороться с мраком и дождём, Страдальцев участь разделяя... О, как безумно за окном Бушует ветер, изнывая! Сильнейшее переживание лирического героя усиливают восклицательные предложения. Они передают ощущение крика и отчаяние. Тревогу и неизвестность отражают бушующий ветер, борьба мрака и дождя. |
Лирика, имеет исключительную особенность – передавать чувства и состояния. Пейзажная лирика играет огромную роль и в творчестве Сергея Александровича Есенина: Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы… Здесь пейзаж – это воспоминание, свет, знакомые звуки бубенцов. |
Мотив дороги – это возвращение, воспоминание о родине и юности: Неприглядная дорога, Да любимая навек… В словах и радость, и чувство восхищения, и трогательная нежность: Эту чахленькую местность Не видал я много лет… Поэт любит свою неяркую родину: Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти берёзке каждой Ножку рад поцеловать… Мотив родины здесь звучит обобщённо: Юность русских деревень… Лирического героя посещают ностальгические воспоминания: Как же мне не прослезиться…. |
Яркие короткие зарисовки дают возможность Сергею Есенину охватить взглядом родину и отметить маленькие и очень значительные детали: разливные бубенцы, неприглядная дорога, сани, гармошка. Именно воспоминания дороги возвращают поэта в его прошлое. Произведение наполнено светом. Стихотворение «Мелколесье. Степь и дали» — признание в любви к русской земле. |
Пожалуй, никто из поэтов ХХ века не прошёл мимо жанра пейзажной лирики. Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг. И лёгкости своей дивится тело, И дома своего не узнаёшь, И песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поёшь. Это стихотворение написано русской поэтессой Анной Андреевной Ахматовой в 1915 году. Оно является уникальным не только потому, что Ахматова очень редко писала о природе. Произведение необычно, так как состоит из одного сложного предложения. В первом четверостишии — настроение ожидания. Во втором — происходит перелом в настроении лирического героя. |
В произведении на одном дыхании предаётся ощущение весеннего пробуждения. На фоне обновления природы — обновление чувств человека. Союз «и» в стихотворении связывает воедино состояние природы и человека. Повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за другом — это стилистическая фигура, которая называется анАфора. В стихотворении «Перед весной бывают дни такие…» анафора показывает непрерывность и многообразие процессов, которые происходят в самом начале весны. |
Автор использует поэтические приёмы, которые позволяют представить и луг, скрытый под снегом, и голые деревья, ожидающие наступление весны. Например: Луг «отдыхает», деревья «шумят» – олицетворение; деревья «весело-сухие» – метафора. |
В последних строчках чувствуется волнение, которое вызвано неопределёнными чувствами. В маленьком стихотворении Анна Андреевна сумела передать полную картину весенней природы. Для стихотворения характерна сдержанно-радостная интонации. Она определяет звучание многих стихотворений Анны Ахматовой. В этом своеобразие её восприятия мира, самобытность поэтического мира. |