Работа по программе показывает позитивные результаты в уровне развития детей (психическом, социальном, мотивационном) и их готовности к обучению в школе.
На последних занятиях проводится групповая и индивидуальная диагностика готовности ребенка к школьному обучению.
«От звука к букве»
Цели и задачи
1. Подготовка детей к обучению чтению, письму и совершенствование связной речи ребенка
2. Развитие
v связной речи
v фонетического слуха
v творческого мышления
v мелкой моторики движений
v мышц двигательного аппарата руки
v двигательных и зрительных факторов как единого целого действия
Направления работы
1. развитие связной речи
2. подготовка к обучению чтению
3. подготовка к обучению письму
Содержание курса
Развитие связной речи
ü Обучение правильному произношению
ü Развитие творческого воображения и образного мышления
ü Совершенствование звуковой культуры речи
ü Упражнения в дифференциации звуков на слух
ü Укрепление и развитие артикуляции (голос, сила, интонация, темп, паузы)
ü Разучивание загадок, скороговорок, пересказ сказок
ü Формирование умений правильно употреблять слова по смыслу, замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки
ü Развитие монологической и диалогической речи
ü Обучение передаче текста с опорой на иллюстрации
ü Выделение из речи небольших предложений, слов, звуков
Подготовка к обучению чтению
ü Выделение из речи слов, звуков
ü Знакомство с правильным произношением звуков
ü Выделение звуков в начале, в конце и середине слова
ü Сопоставление слов по звуковой структуре
Подготовка к обучению письму
ü Знакомство с контуром и его особенностями
ü Графические упражнения
ü Штриховка
ü Пальчиковые игры
ü Росчерки
ü Правила посадки при письме
К завершению подготовки к обучению дети должны:
v знать буквы русского алфавита
v писать буквы русского алфавита в клетке
v понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»
v определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце
v различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки
v пользоваться графическим обозначением звуков (гласный-красный квадрат, твердые согласные - синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат)
v уметь записывать слово условными обозначениями, буквами;
v соотносить звук и букву
v писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;
v определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком
v проводить звуковой анализ слова
v читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;
v правильно пользовать терминами «звук», «слог», «предложение»
v составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его
v овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности
«Математические ступеньки»
Цель
Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовка к школе.
Задачи
v Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
v Увеличение объема внимания и памяти.
v Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
v Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
v Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
v Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
v Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Содержание курса
Количество и счет.
На занятиях по этой теме у детей следует развивать общие представления о множестве: формировать множества по признакам, видят составные части множества, устанавливать отношения между отдельными частями, составляют пары предметов.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.
Познакомить с цифрами от 0 до 9.
Закреплять отношения между числами натурального ряда, умение увеличивать, уменьшать каждое число на1.
Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному числу, определять пропущенное число.
Познакомить с составом второго пятка из единиц.
Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (на наглядной основе)
Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий.
Величина.
Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, использовать соответствующие определения.
Делить предмет на 2-8 равных частей путем сгибания; правильно обозначать части целого, устанавливать отношения целого и части, размера частей.
Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту линейкой, учить изображать отрезки заданной длины.
Дать представления о весе предметов и объеме, способах его измерения. Познакомить с весами.
Способствовать развитию глазомера.
Геометрические фигуры.
Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, куб, конус, шар.
Закреплять умения дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.
Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине).
Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник.
Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, угол)
Продолжать учить рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку.
Продолжать выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.
Продолжать учить преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания и разрезания.