современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы 3 глава




В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования, а также, - с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров, соответствующих этапу завершения уровня дошкольного образования, одним из таких ориентиров определяется достижение ребенком высокого уровня развития любознательности, что предполагает не только устойчивую потребность, но и способность проявлять себя в качестве субъекта познания мира (способность ребенка задавать вопросы, касающиеся не только близких, непосредственно воспринимаемых предметов и объектов, но и интересоваться причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), стараться самостоятельно объяснять явления природы и поступки людей.

Сформировать все выше перечисленные качества у ребенка поможет активное включение его в исследовательскую, экспериментальную деятельность.

Исследовательская деятельность! Она вызывает у детей огромный интерес, поскольку предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на свои многочисленные «как?» и «почему?». Ведь исследовательская активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Одним из вариантов организации детской исследовательской деятельности, а также эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является детское экспериментирование, обеспечивающее детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Цели детского экспериментирования:

1. Поддержание естественного интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности.

2. Воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

3. Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

В условиях нашего ДОУ элементарные опыты и эксперименты мы активно используем в целях социально-личностного развития детей.

При этом содержание опытно – экспериментальной деятельности включает в себя три составляющих педагогического процесса.

1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты).

2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество).

3. Самостоятельная деятельность детей

Предлагаю вашему вниманию опыт работу с детьми по теме «Солнце».

1 этап - Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования). Для того чтобы подвести детей к пониманию того, что без «Солнца нет жизни. Солнце - источник тепла и света, необходимый для всего живого на Земле – растений и животных, мы использовали:

· Этюд «Загадки света и тепла», который способствовал формированию у детей представлений о солнце как источнике жизненно важной энергии. Дети, делясь своими ощущениями во время разных погодных условий (солнце, ветер, дождь, снег), пришли к выводу, что даже зимой, когда светит солнце, хочется играть и веселиться.

· Опыт «Солнечное тепло». Его организация и проведение помогли детям понять, что предметы темного цвета нагреваются на солнце быстрее. Для проведения этого опыта перед прогулкой дети брали по одному листу бумаги темного и белого цвета и клали их на подоконнике, - на солнышко. А придя с прогулки, и дотронувшись до них рукой, - определяли, какой лист нагрелся сильнее: белый или темный. Этот несложный опыт позволил детям сделать вывод о том, что темные листы бумаги нагреваются сильнее. Темный цвет быстро улавливает тепло от солнца. А вот предметы светлые солнечное тепло отражают. Именно поэтому грязный снег тает быстрее чистого!

2 этап - выдвижение гипотезы – «Кому нужно Солнце». Дети учились анализировать проблему, искать способы ее решения, формулировать выводы. В процессе проведения опытов был задействован каждый ребенок, что очень важно для детей! В результате, именно благодаря активному включению в опытническую деятельность, у детей развивались способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.

Например, каждому ребенку было предложено выбрать иллюстрацию солнца, которая больше всего нравится. Дети с удовольствием откликнулись, представляли найденные ими картины, рассказывали, почему они выбрали ту или иную иллюстрацию: смеющееся солнце, солнце с длинными лучами, солнце ярко красное, желтое и т.д. Более того, с удовольствием описывали они и свое настроение, изображали его с помощью мимики.

· Опыт «Солнечные зайчики» помог детям понять причину возникновения солнечных зайчиков. Дети, играя с зеркалами, учились пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом и блестящими предметами), ловя луч света и ориентируя его в том или ином направлении, а иногда, наоборот, - старались «прятать» зайчика, прикрыв ладошкой. В конце опыта дети сделали вывод о том, что зеркало, отражая луч света, само становится источником света. От небольшого движения зеркала солнечный зайчик перемещается на большое расстояние. Ровная блестящая поверхность тоже может отражать солнечные лучи (диск, фольга, стекло на телефоне, на часах и т.д.).

· Чтение отрывка стихотворения В.Кодрян

«Посмотрите: тут и там

И везде на свете

Разбежались по лужкам

Солнышкины дети.

Стало ярче там и тут,

Веселей на свете, —

Одуванчики цветут —

Солнышкины дети», - позволило привлечь внимание детей к вопросу: «Почему все на белом свете - солнышкины дети» и найти на такой непростой вопрос ответ: без солнца не было бы ни лоюдей, ни животных, ни растений. Более того, - без солнца ничего бы не было! Не было бы нашей Планеты!!! Детям предлагалось посидеть, закрыв глаза, а потом рассказать о своих ощущениях. В основном ребята говорили, что им было, не только темно, но и страшно. В итоге все пришли к выводу, что каждый человек должен быть бесконечно благодарен солнышку за тепло и свет, которые оно дает!!!

3 этап –поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы: сравнить растения в тени и на солнце, повесить белье в тени и на солнце, дотронуться до предметов в тени и нас солнце. На данном этапе мы вместе с детьми проводили следующие опыты:

· «Свет и тень» - Используя теневой театр, дети знакомились с понятием «тень», видели сходство тени и объекта, приходили к выводу, что при помощи естественного освещения – солнца можно создать тень и в ней спрятаться.

· «Таинственные стекла» помогли детям увидеть мир вокруг себя в цвете. Мы использовали полоски от пластмассовых бутылок и солнцезащитные очки. Рассматривая окружающий мир через цветные стекла, дети рассказывали о своих впечатлениях. Они постепенно подходили к выводу: все вокруг нас меняет цвет, если посмотреть в цветные стекла. Цвета же меняются при наложении цветных полосок друг на друга.

· Опыт «Эффект радуги» познакомил детей со способностью солнечного света распадаться на отдельные цвета. Чтобы воспроизвести эффект радуги мы ставили миску с водой на самое солнечное место и опускали в воду небольшое зеркало, прислонив его к краю миски. Затем одна группа детей пробовала повернуть зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. При этом другая группа детей, перемещая картон перед миской, искала положение, когда на нем появляется отраженная «радуга». Детям очень нравилось проводить опыт всем вместе. Они учились договариваться, обсуждать, помогать друг другу.

4 этап – заключительный. Вместе с детьми мы обобщили всю полученную нами информацию, создав графическую модель, которая представляет собой изображение Солнца с отходящими от него лучами, указывающими на объекты живой природы, нуждающиеся в солнечном свете и тепле.

Детям так понравилось экспериментировать, что свои знания и умения они стали переносить и в игры. Так, в дидактической игре «Солнышко и дождик» дети поочерёдно подходили к картинке солнышка и к картинке, изображающей дождь. Дотрагивались до изображенного солнышка, дети называли теплые предметы (грелка, батарея, утюг и т.д.). Дотрагиваясь же до картинки, изображающей дождь, называли что-нибудь мокрое (вода, лёд, снег и т.д.).

Эта игра еще раз позволила закрепить знания детей о связях и качествах природных объектов, сделать эти знания более осознанными и прочными.

Результатом проведенной нами работы явились формирование устойчивого желания активно общаться с природой, отражая свои впечатления посредством различных видов деятельности.

ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Белозерцева Е.Л.

воспитатель

МБДОУ «Центр развития

ребенка – детский сад №47»

Городецкий район

Нижегородская область

Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.

Свое начало экологическая культура берет в дошкольном возрасте. Ее становление происходит при участии и под руководством взрослого, а развивается на протяжении всей жизни человека. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель нравственного воспитания. Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.

Развитие экологического образования как нового направления дошкольной педагогики в нашей стране началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов. Несмотря на это, в настоящее время именно дошкольное звено в системе непрерывного экологического образования работает наиболее эффективно.

Психологические особенности отношения дошкольников к природе определяют педагогическую стратегию формирования основ их экологической культуры.

Экологическая культура – это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание ее неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за все живое. А это, как нельзя лучше формируется через игровые ситуации, игровую деятельность. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. Именно в игре формируются у детей моральные навыки, правила поведения в природе.

Определяя место игры в педагогическом процессе экологического образования, мы учитывали также ее связь с трудом детей в природе и обучением на занятиях по экологическому воспитанию. Исходя из возрастных особенностей детей, подбирали игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игры включали дидактические игрушки, разнообразный природный материал, использовали готовые настольно-печатные игры, различные лото, разрезные картинки. Использовали игры, активизирующие движение, сочетающиеся с решением умственных задач.

В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик», дети подбирали себе домик или пару с прикрепленными к ним листочками аналогичными по цвету или форме тому, который был выбран педагогом. Подобные игры полезны еще и потому, что они предполагают различные формы организации детей, их можно проводить со всей группой или небольшой подгруппой. Чтобы реализовать по средством игры задачи экологического образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала. Подбирая игры, по ознакомлению с растениями и животными, опирались на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширяя представления детей о живой природе, учили их использовать имеющиеся знания для расширения игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Используя игры для развития эстетического восприятия природы, дошкольники при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдения или прикосновение к растению, животному, поглаживание ствола, листьев и т.д.) рассказывали что-либо интересное об объекте природы (особенности внешнего вида, особенности роста, развития, ухода, случаи бережного (жесткого) отношения людей к растениям, животным). При проведении таких игр, учитывали, чтобы у детей был сформирован широкий круг представлений об объектах природы; игры проводили в естественной природной среде, чтобы дети могли подойти к тому или иному растению (животному), прикоснуться к нему, посмотреть на его состояние (для развития эстетического, эмоционального восприятия природы). Игры этого блока дают наилучший воспитательный результат, когда их проводят с небольшой подгруппой детей (5-7 детей). Такая организация позволяет наладить тесный эмоциональный контакт с детьми, вызвать их на откровенный разговор, дает возможность высказаться всем ребятам, с одной стороны, а с другой стороны – препятствует утомляемости, не задерживает ход игры. Необходимо подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность.

При такой мыслительной деятельности, связанной с природой, рождается эмоциональное побуждение, совершенно исключается равнодушие и безразличие – возрастает мыслительная напряженность, творческое мышление, страстное желание узнать больше нового, сверхинтересного и необычного для себя. Создается определенное отношение к природе в целом и к конкретному её объекту, обостряется внимание к ним, и, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять интересную и полезную информацию о природе, т.е. появляется разносторонний интерес к познанию. Ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит, занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. В результате формируется непосредственная эмоциональная отзывчивость, радость предстоящего познания, волнение от встречи с неизвестным в природе, предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изучения окружающей природы.

Основу игр для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе составляют определенные ситуации. В ходе игр обсуждаются последствия хороших и плохих поступков взрослых и сверстников, идёт поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учатся мотивировать свои решения.

Особенностью игр является то, что они не дают детям рецепт поведения в готовом виде, а постепенно подводят их к собственным выводам и заключениям, что более ценно, нежели простое предложение запретов и предписаний, в соответствие с которыми дети должны действовать. Это такие игры, как «Необычное путешествие», «Угадай какой зверь».

Используя игры, связанные с миром природы, мы пришли к выводу, что игра помогает формировать экологические знания, которые являются формированием личности ребенка. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями. Взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.

В игровой деятельности дети усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, развивается ответственность, бескорыстная помощь и сострадание.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умения и желание активно беречь и защищать природу.

Игры помогают ребенку увидеть неповторимость не только определённого живого организма, но и экосистему, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой системы, так и за её пределами.

Потенциал игры позволяет максимально реализовать поставленные задачи экологического воспитания и использовать игру в любом из направлений образовательной работы с детьми.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Бударина М. Г.

педагог дополнительного образования

МБДОУ ЦРР № 7

г. Бор

Нижегородская область

Ухудшение состояния здоровья детей объективно обусловливает повышение внимания к оздоровительной направленности воспитания и актуализирует необходимость разработки здоровье сберегающих технологий.

Если обратиться к статистике, различные виды соматических патологий имеют 25% - 35% детей дошкольного возраста. При этом даже на базовых уровнях онтогенеза (до момента достижения детьми возраста 7 лет) показатели их здоровья, несмотря на имеющие место в системе работы дошкольных образовательных учреждений и обозначенные требованиями ГОСТ ДО системные оздоровительные мероприятия, ухудшаются.

Каковы причины данных негативных тенденций???

Пытаясь ответить на этот вопрос, мы, в первую очередь, обратились к самому термину «здоровье».

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблеме здоровья.

Не случайно проблема здоровья многими исследователями рассматривается в широком социальном аспекте, ориентируя население не просто на занятия физкультурой и спортом, а на здоровый образ жизни, включающий в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и радостное ощущение своего существования в этом мире.

Решить все эти задачи помогает здоровье сберегающая педагогика, являющаяся одной из самых перспективных образовательных систем XXI века.

Принимая во внимание актуальность, важность, значимость разработки данной проблематики, творческим коллективом нашего МБДОУ ЦРР № 7 г.Бор было принято решение организовать экспериментальную площадку, чтобы на практике проверить эффективность внедрения здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс.

Учитывая, что традиционно одним из эффективных средств всестороннего развития ребенка (в том числе и его физического воспитания) рассматривалась природа, целью нашей экспериментальной деятельности мы определили интеграцию здоровье сберегающих технологий и экологической работы с детьми.

Обращаясь к структуре нашей экспериментальной деятельности, следует отметить, что 1 – подготовительный – этап нашей деятельности был функционально ориентирован, в первую очередь, на диагностику не только параметров и показателей здоровья наших воспитанников, но и того развивающего пространства, которое может помочь осуществить наш эксперимент.

В результате осуществленного анализа, мы пришли к выводу, что для реализации здоровье сберегающих технологий средствами природы в нашем ДОУ сделано немало:

ü Для занятий с детьми по их экологическому воспитанию используется зимний сад, в котором имеются разнообразные растения и животные.

ü Есть лаборатория, место для бесед и практической деятельности детей, уголок творчества, уголок здоровья, космическая комната, используемая и для релаксации, и для проведения с детьми занятий педагогом-психологом.

ü В групповых комнатах у детей помимо уголка природы и исследовательских центров, так же имеются уголки здоровья, окно здоровья для детей и родителей.

Хорошим подспорьем в решении задачи формирования у детей основ экологического сознания и здорового образа жизни стал экологический стенд, расположенный, на видном (при входе в Центр), доступном для родителей месте. На данном стенде мы отражаем происходящие события, размещаем рекомендации по организации деятельности здоровье сберегающей направленности с детьми в условиях семьи и, несомненно, делимся достижениями в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Очень важно, с нашей точки зрения, то, что данный стенд объединяет всех сотрудников на решение проблем здоровье сбережения и экологического образования.

Рубрики специалистов и каждой группы ведутся ими и меняются по мере необходимости, в соответствии с сезонами и мероприятиями (но не реже 1 раз в месяц). Есть и более динамичные рубрики, новые материалы в них появляется раз в неделю.

В работе над стендом принимают участие и наиболее активные родители.

За год своего существования стенд оправдал себя и стал одной из действенных форм методической работы, как с педагогическим коллективом, так и родителями, своеобразной «витриной эколого-оздоровительной работы Центра».

Интерес представляет и организованная нами работа на Тропе здоровья, которая расположилась на территории Центра. Рядом с фитоогородом и метеоплощадкой мы разместили тропу с разнообразными покрытиями: каменистый (гравий, галька), песочный, водный, отрезок тропы из спилов деревьев, шишек. Работа над тропой здоровья ещё не окончена, в планах охватить и лужайку, и альпийскую горку, в одно развивающее пространство (сделать зону отдыха, зону подвижных игр). Структурирование экологического - образовательного процесса строится на основе здоровье сберегающей доминанты.

Таким образом, созданные нами условия, с нашей точки зрения, позволяют эффективно организовывать содержательную деятельность с детьми и по ознакомлению их с миром природы, их экологическому воспитанию, и по их оздоровлению.

2 этапом нашей деятельности мы определили собственно экспериментальный этап, в рамках которого была реализована вся система работы с детьми:

ü Педагогом дополнительного образования организуются не только НОД по ознакомлению с миром природы с младшего возраста, но и подгрупповая, а также индивидуальная развивающая работа в рамках функционирования кружка «Цветик-семицветик». Педагогом дополнительного образования разработана система введения элементов оздоровления в организованную деятельность.

1. Вводная часть - психологическое вхождение в занятия, используя ритуальную встречу с кукольным, сказочным персонажем, музыкальный фон, тематический зрительный ряд, аромотератия.

2. Основная часть – взаимный психоэмоциональный положительный настрой, профилактика детских неврозов, смена различных видов деятельности.

· Динамические упражнения на расслабления различных групп мышц, физминутки, зрительные и дыхательные гимнастики (по технологии В.Ф. Базарного, М.Л. Лазарева), гимнастика Брэйн Джим на гармонизацию работы левого и правого полушария мозга;

· Формирования позитивной «Я- концепции», уверенности в себе, адекватного реагирования, активного экспериментирования.

3. Заключительная часть - эмоциональная поддержка детской деятельности, психофизическая разгрузка, психогимнастика, ритуальное прощание в кругу с помощью пантомимических этюдов, закрепляющих положительный настрой занятия.

ü Воспитатели групп свою работу выстраивают в рамках тематического планирования в соответствии с разработанными ими проектами (краткосрочными, долговременными и другими) основываясь на здоровье сберегающие технологии (работы М.Л. Лазарева, В.Ф. Базарного, Брэйн Джим), авторские разработки по моделированию, мнемотехники. Так, используя опыт работы по программе М.Л. Лазарева «Здравствуй» педагогом дополнительного образования разработаны дневники здоровья «Познай себя» на каждого ребёнка начиная со старшего дошкольного возраста, в которых дети совместно с воспитателями и родителями, выполняя графические и творческие задания, закрепляют полученные эколого-валеологические знания, выполняя.

ü Обращаем мы внимание и на нерегламентированную деятельность с детьми, которая включает в себя:

- свободную продуктивную деятельность детей (игры, дежурства и т.д.);

- целевые экскурсии;

- выставки («Спутники человека», «Планета здоровья», «Кто живёт у нас дома», «Люди бывают разные «и т.д.);

- праздники («День Земли», «День Здоровья», «День птиц», «Войди в природу другом», «Планета Здоровья», «Целебные звуки», «Здравиада» и др.);

- развлечения («Соседи на планете», «В гостях у Фырки и Здрасика», игры – викторины для детей и воспитателей «Калейдоскоп природы», «Волшебные движения» и др.);

- акции (коллективное детско-взрослое сотворчество) «Поможем птицам», «Наш зелёный друг», «Я и мама - фантазёры», «Путешествие капельки» и др.;

- всеобучи и родительские собрания: «Экология семьи», «Здоровый дом», «Здоровое питание» и др.;

- семинары для воспитателей: «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ», «Здоровая среда – залог успеха», «Фито и аромотерапия» и др.

Наши дети постоянно участвуют в акциях и праздниках, которые направлены на формирование не только экологически активной личности, но и ориентируют на ведение здорового образа жизни.

Проведение нами итогового мониторинга позволяет говорить об эффективности нашей экспериментальной деятельности.

После проведения нравственных бесед и участия в совместных с родителями мероприятиях заметно изменилось отношение детей к своему здоровью, культуре.

Изменились и показатели их отношения к будущему, ушли тревога и отчаяние, страх и неуверенность, таким образом, дети думают о своем будущем с оптимизмом, они хотят быть здоровыми.

Серьезное отношение педагогов к поставленной проблеме, научный подход к организации эксперимента, дают основание предполагать, что с поставленной целью педагогический коллектив справится, а здоровые, во всех отношениях дошколят будут лучшей наградой и подтверждением удавшегося эксперимента.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Васильева И.Е.

воспитатель

Безрукова С.В.

старший воспитатель

МБДОУ № 13

Володарский район

Нижегородская область

 

«Вопрос о работе с родителями — это большой и важный вопрос.

Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей,

о помощи им в деле самообразования...»

Н.К. Крупская

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

В работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников одной из важных составляющих является работа с родителями воспитанников. Ведь только опираясь на семью, только совместными усилиями, продвигаясь в едином ритме. мы сможем решить главную нашу задачу – воспитать человека экологически грамотного, умеющего просто любить все живое, бережно относясь к нему и желающего сберечь и сохранить то, что подарила ему мать-природа.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Взаимодействие с родителями является необходимой составляющей экологического воспитания в детском саду. Взрослый своим примером должен подавать пример ребенку. Поэтому мы очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, экскурсии, выставки), так и нетрадиционные (деловые игры, интеллектуальные, круглый стол, дискуссии, экологические проекты). В помощь родителям оформляется «Экологический стенд», где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: