Целенаправленная, систематическая работа с воспитанниками, развитие инновационного потенциала педагогов, разработка системы мероприятий по внедрению инновационных процессов в ДОУ, с учётом квалификационного уровня и интересов педагогов работы по региональному компоненту, по моему мнению, способствует к стремлению к инновационной деятельности в образовательном процессе, а это и позволяет достичь новых образовательных результатов, которые нашли свое отражение в ФГОС дошкольного образования.
Проектная деятельность способствует формированию социальных и психологических характеристик личности ребенка в соответствии с требованиями ФГОС ДО:
§ Эффективная форма познавательно-исследовательской деятельности
§ Поддержка детской инициативы и оформление ее в виде культурно-значимого продукта
§ Развитие кругозора, творческого и критического мышления, самодисциплины, развитие навыков общения, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публично выступать.
В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Профессионального стандарта педагога возросли требования к педагогу /воспитателю/.
Реализацию данных требований для педагога способствует проектная деятельность:
§ Формирует умение планировать, самостоятельно решать поставленные проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности
§ Создает условия для роста профессионального мастерства, развивает способность к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность
§ Содействует активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организаций социума
В плане обновления системы управления качеством экологического образования в ДОУ созданы условия в соответствии с современными требованиями:
§ нормативно-правовые,
§ перспективно-целевые,
§ потребностно - стимулирующие,
§ информационно-коммуникативные.
Исходя из вышеперечисленного, нами был разработан и реализован модуль инновационной деятельности, реализуемый в процессе управления качеством экологического образования в ДОУ.
Проектная деятельность направлена на полноценную реализацию экологического воспитания детей. Это структурированная деятельность администрации и специалистов ДОУ, включающая следующие аспекты:
§ создание, поддержание и совершенствование эколого-развивающей среды учреждения;
§ взаимодействие с социумом: родителями, природоохранными и образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями;
§ развитие экологической культуры и эколого-педагогической компетенции, систематическое повышение квалификации и направленная на овладение педагогами содержанием, методами и технологиями экологического воспитания дошкольников.
Целесообразное распределение этих мероприятий во времени учебного года составляет технологию организационно-методического руководства, цель которой – постановка и внедрение экологического воспитания детей. Каждое из мероприятий несет свою содержательную функцию – является модулем технологии. К ежегодным мероприятиям относятся следующие:
§ педагогический совет, на котором представлены актуальность, значимость эколого-педагогической работы в ДОУ, глобальная цель экологического воспитания, главные пути ее достижения и конечный результат, который можно получить путем успешной работы, организация и создание в ДОУ полноценной эколого-развивающей;
§ система методической работы с педагогическим коллективом, в процессе которой прорабатываются содержание и методы экологического воспитания детей, технологии эколого-педагогической работы с детьми разного возраста;
§ работа с семьей: пропаганда экологических знаний среди родителей, включение их в эколого-педагогические мероприятия;
§ установление связей с различными учреждениями (школой, обществом охраны природы и др.) для взаимодействия по всевозможным аспектам экологического образования.
В нашем дошкольном образовательном учреждении создан модуль предметно-пространственной развивающей среды. Следует отметить, что наиболее важными, ключевыми элементами предметно-развивающей среды, каждый из которых выполняет свою функциональную роль, являются:
Зимний сад, в котором представлены растения различных природно-климатических зон, фитонцидные растения, живые объекты, мини огород, где дети не только наблюдают за данными объектами, но и приобретают навыки ухода за живой природой.
Огромная роль в постановке экологического воспитания в нашем учреждении отводится Музею природы. Нам удалось создать музейно-образовательное пространство с уникальными коллекционными экспозициями экологического содержания.
Трансформация знаниевого компонента экологической культуры в компонент деятельностный для дошкольников осуществляется в таком специально организованном помещении нашего детского сада как опытно-исследовательская лаборатория.
В рамках реализации инновационного модуля управления качеством экологического образования в ДОУ проводятся мероприятия в соответствии с её направлениями.
Проектная деятельность, осуществляется в ДОУ в рамках акций, большая часть которых приурочена к Дням защиты от экологической опасности: «Жизнь в капле воды», «День ветерка», «Экологический флэшмоб», «По страницам Красной книги».
Жизнь ребенка должна быть яркой, эмоциональной и для этого организуются праздники и развлечения экологической направленности: «Мой дом – моя планета», «Мы за чистый город», «Умный мусор», «Живи, Земля!», особенно полюбились детям экологические сказки «Хрустальная планета», «Путешествие капельки», «Кто в лесу главный?».
Существенное влияние на отношение дошкольников к природе оказывает пример родителей, именно поэтому мы непрерывно осуществляем поиск новых ресурсов повышения их активности, форм и методов взаимодействия.
Огромной популярностью среди родителей пользуются экологические конференции «Экологический ликбез», «Виртуальная книжная выставка», педагогические чтения «Экология и закон», выставки работ «Отходы в доходы», «Креативная елочка», экологические шествия «Здоровые дети на здоровой планете». Только опираясь на семью, совместными усилиями мы можем решить нашу главную задачу – воспитание экологически грамотного человека, понимающего свою роль в окружающем мире, осознающего последствия своих действий.
Формирование активной позиции нашего дошкольного образовательного учреждения по вопросам экологического воспитания обусловило взаимодействие с такими структурами как комитет по экологии и природопользованию ОЗС Нижегородской области, Нижегородский экологический центр «Дронт», НИРО, Дзержинский педагогический колледж, Дзержинский эколого-биологический центр, Дзержинский краеведческий музей. Важной гранью такого сотрудничества является научно-консультативная помощь в постановке экологического воспитания в нашем учреждении.
В условиях применения новых информационных технологий естественным становится выполнение целого ряда работ по управлению дошкольным образовательным учреждением с помощью компьютера. При этом информация нормативного характера составляет базу для выработки оптимальных тактических, стратегических решений, связанных с регулированием финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов. Решения, принимаемые с учетом таких данных, ведут к улучшению организационной, методической и материальной базы дошкольного учреждения, а в конечном итоге служат повышению качества образования и условий жизни детей в детском саду.
По результатам работы педагогов ДОУ в инновационном режиме по использованию регионального компонента обобщается опыт работы, который презентуется на различных уровнях /от федерального до муниципального/, в публикациях и проектах.
В итоге, хочется отметить, что становление экологической воспитанности ребенка – наиболее важный результат экологического образования в дошкольном детстве. И если наряду с этим дошкольником освоены элементарные знания о живом и умения взаимодействия с природными объектами, сформированы представления о животном и растительном мире, благодаря чему его добрые намерения воплощаются в гуманном поступке в природе, то можно утверждать, что ребенок станет экологически образованной личностью.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Нехорошева Н.Н.
воспитатель
МБДОУ детский сад №16 «Жемчужинка»
г. Сергач Нижегородская область
В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста. Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Прежде всего, новые пути получения и добывания информации, новые взаимоотношения педагога и ребенка – взаимоотношения сотрудничества и сотворчества, позволяющие ребенку чувствовать себя полноправным участником процесса образования.
Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных и наиболее эффективных технологий образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО.
Цель данной статьи - познакомить с опытом работы дошкольного учреждения по внедрению в образовательный процесс технологии проектирования, как одной из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющей на формирование компетентности педагогов, поиска инновационных средств повышения качества образования в ДОУ.
В рамках работы в ДОУ был разработан и реализован познавательно - исследовательский проект «Путешествие капельки», с детьми младшего дошкольного возраста. Целью, которого было познакомить детей с водой, как веществом, с его свойствами и превращениями, показать огромное значение в жизни человека и всего живого.
Взаимодействие с детьми было осуществлено в форме сказок и рациональное наблюдение помогли взаимно дополнить и обогатить друг друга. Дети подружились с дидактической куклой «Капелькой», которая и помогла совершить удивительные открытия в мире простых вещей. Большая роль в осуществлении поставленных задач была отведена специально организованным занятиям по познавательному и речевому развитию детей. В реализации данного проекта использовались разные виды занятий - обучающие, интегрированные: «Водичка - водичка», «Умываться нужно всем», «Дождик босиком по земле прошёл», «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой».
В ходе проведения целевых экскурсий «Вода нужна всем» дети побывали на пищеблоке, где познакомились с нашими замечательными поварами, а те в свою очередь рассказали о своём труде и первом помощнике - воде. Воспитанники посетили прачечную ДОУ, где наблюдали за разными видами работ, сравнивая с трудом мамы в процессе стирки белья. В зимнем саду вместе с взрослыми ребятишки ухаживали за растениями убеждаясь в том, что живые существа не могут обходиться без воды. Создавая игровые проблемные ситуации, мы побуждали детей использовать приобретённые знания и применять их в разрешении проблемы, а затем и закреплять через сюжетные игры, игры - инсценировки, игры - драматизации. Полученные впечатления дети отобразили в работах под общим названием «Превращения Капельки». В результате этого в группе была организована выставка творческих работ наших воспитанников.
Дети совершили увлекательное путешествие с Волшебницей Водой и помогли найти ей потерявшиеся капельки воды в снежинках, комочках снега, в сосульках. Игра - путешествие сопровождалась чтением стихов, пением, исполнением танца.
Свои творческие способности воспитанники показали в создании коллажа «Приключения Капитошки». Дети, используя различные художественные материалы, отобразили многообразие состояний воды, а затем презентовали свои работы. В подарок малыши получили от Волшебницы Воды карту «Путешествия Капельки», на которой на доступном для данного возраста уровне отображен круговорот воды в природе.
Анализ результативности использования метода проектной деятельности показал, что в работе с дошкольниками - это оптимальный и перспективный метод, способствующий всестороннему развитию личности ребенка. Деятельностный подход, лежащий в основе метода проектов, предполагает полноправное и активное сотрудничество педагогов и ребёнка, содержательная сторона совместной деятельности оказывает существенное влияние на познавательное развитие детей. Идёт углубление и обогащение знаний воспитанников, выявление закономерностей и взаимных связей между рассматриваемым объектом и сезонными явлением, происходит обогащение активного словарного запаса. Результат реализации данного проекта показал повышение уровня знаний и умений детей по экологическому образованию, дети научились взаимодействовать в группе, стали ближе и чувствительнее к миру природы, вышли на более высокий уровень общения и взаимодействия с взрослыми - партнерские отношения, развилась способность к самостоятельному поиску решения проблемы и анализу результата, обогатилась развивающая предметно - пространственная среда.
Таким образом, метод проекта способствовал развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Выводы:
-Использование инновационных технологий и создание условий для обеспечения максимально благоприятного развития социально – нравственного потенциала воспитанников ДОУ через экологическое воспитание подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
- Все участники педагогического процесса (дети, педагоги, родители) ДОУ «Детский сад № 16» участвуют в мероприятиях ДОУ и района.
- Ежегодно на уровне ДОУ организовываются конкурсы на лучшие цветники, участки. За каждой группой закреплены грядки и экспериментальные участки в соответствии с возрастом детей. Все это рождает дух соревнования, желание экспериментировать и творить.
- Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей ДОУ к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идёт о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д.
В перспективе:
- разработка презентационных материалов, распространение опыта работы на городском, районных, областных уровнях;
- разработка новых педагогически целесообразных и дидактически обоснованных способов экологического развития детей;
- методическое оформление инноваций, дающих возможность их массового использования;
- разработка алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством опытно-экспериментальной работы, внедрение новых форм контроля, делегирование контрольных функций;
Таким образом, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки. Поэтому девизом нашей работы с детьми стали следующие слова: «Ты пришёл в гости в природу - не делай ничего, что бы счёл неприличным сделать в гостях» (Д.Л. Арманд).
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫС ДЕТЬМИ
НА ОСНОВЕ ДУХОВНО-НРПАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Николаева Е.А.
воспитатель
МБДОУ детского сада «Рукавичка»
городской округ г.Бор
Нижегородская область
Исходя из убеждения, что система экологического воспитания функционирует взаимосвязано и неразрывно с духовно-нравственным, патриотическим воспитанием, мы сконструировали соответствующую модель экологического воспитания детей, основанную на взаимовлиянии и взаиморазвитии данных компонентов.
В ходе тщательной аналитической работы мы определили основные педагогические принципы, лежащие в основе определения целей и задач, а также конструирования содержания разрабатываемой нами модели:
- развивающее и воспитывающее обучение,
-личностно-ориентированный подход,
-занимательность и доступность материала
-комплексно-тематическое планирование
-наглядность,
-систематичность и последовательность,
-рациональное сочетание разных видов деятельности,
-тесная связь с семьей.
Как мы уже отмечали, компоненты нашей системы находятся в интегративной целостности, которая заключается в объединении всех ее компонентов общей целью и общностью функционирования.
Вместе с тем, главным источником содержания воспитательной работы мы определили духовную культуру, наполняющую смыслом всю педагогическую работу.
Модель экологического воспитания, основанная