Психология религиозных групп




Включает в себя: религиозное сознание человека, религиозные действия, принадлежность к религиозной группе.

Рели́гия (лат. religare — «связывать, соединять») — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов...

 

Психологические типы религиозных людей. Человек становится сторонником той или иной религии не от рождения, а в силу определенных причин.

В обобщенном виде можно выделить несколько стадий, которые проходит человек в развитии своей религиозности.

1. Начальная стадия характеризуется слабо осмысленным стремлением к поиску защиты от трудностей жизни в потустороннем мире.

2. На второй стадии у человека начинает проявляться интерес к существу божественного.

3. На третьей стадии человек испытывает серьезную потребность в поддержке религиозного авторитета, у него формируется приоритетное предпочтение «преимуществ» загробной жизни.

4. На четвертой стадии верующие уже обладают способностью управлять своими религиозными чувствами и переживаниями.

5. На пятой стадии у верующего доминируют устойчивые религиозные ценностные ориентации, формируется способность к правильному восприятию представлений о других религиозных традициях.

Группы верующих:

Глубоко верующие. Общая характеристика сознания: наличие глубокой религиозной веры.

Общая характеристика поведения: вера в основном реализуется в поведении. Эмпирические признаки: а) регулярное отправление религиозных обрядов, праздников; б) регулярное выполнение ритуальных предписаний религии в домашней обстановке; в) участие в деятельности религиозных организаций; г) воспитание детей в религиозном духе.

Верующие. Общая характеристика сознания: наличие религиозной веры.

Общая характеристика поведения: вера слабо реализуется в поведении. Эмпирические признаки: а) нерегулярное отправление религиозных обрядов и праздников; б) частичное выполнение ритуальных предписаний религии в домашней обстановке; в) возможно эпизодическое участие в деятельности религиозных организаций; г) слабое религиозное влияние на детей или полный отказ от религиозного воспитания.

Колеблющиеся. Общая характеристика сознания: наличие колебаний между верой и недоверием. Общая характеристика поведения: возможны отдельные элементы религиозного поведения. Эмпирические признаки: а) нерегулярное отправление наиболее важных религиозных праздников и обрядов; б) отдельные элементы ритуального поведения в домашних условиях; в) неучастие в деятельности религиозных организаций; г) отсутствие религиозного воспитания детей.

Индифферентные к религии люди. Общая характеристика поведения: религиозное поведение отсутствует, хотя не исключены отдельные его проявления. Эмпирические признаки: а) религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении; б) ритуальное поведение дома отсутствует; в) в атеистическом воспитании участия не принимают; г) в мировоззренческом воспитании детей нет четкой линии.

Пассивные атеисты. Общая характеристика поведения: религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении. Эмпирические признаки: а) не участвуют в религиозных праздниках и обрядах; б) отсутствует ритуальное поведение дома; в) детей стараются воспитать в духе атеизма, но это не всегда получается.

Активные атеисты. Общая характеристика поведения: атеистические убеждения реализуются в поведении. Эмпирические признаки: а) не участвуют в религиозных праздниках и обрядах; б) не допускают элементов религиозного поведения дома; в) активно участвуют в атеистическом воспитании в тех или иных формах.

Психологические типы религиозных деятелей.

1. Мистик — тип верующего, стремящегося отвлечься от окружающего мира и его влияния, чаще всего индивидуалист-одиночка, избегающий общения с людьми, чтобы не нарушить своей внутренней сосредоточенности на созерцании сверхъестественного.

2. Пророк — личность, имеющая нерегулярный, но очень интенсивный религиозный опыт. Пророк в отличие от мистика все время с людьми. Он чувствует себя призванным быть глашатаем религиозных истин перед членами общины и всем человечеством.

3. Священнослужитель — посредник между человеком и божеством. Его основная функция состоит в том, чтобы правильно выстраивать порядок богослужения по религиозным канонам.

4. Реформатор — личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту традицию в соответствии с собственным религиозным опытом.

5. Монах — член религиозного ордена, удалившийся от светской жизни в особое уединенное или уже освященное религией место, поскольку там больше, чем в миру, возможностей вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований. Существуют различные монашеские ордена, порядок членства и требования в которых различны.

6. Монах-отшельник — человек, для которого необходимо уединенное проживание в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозного опыта.

7. Святой — личность, воплощающая в глазах религиозной общности идеал совершенства в той или иной его форме. Это может быть мученик, доказавший совершенство своей веры страданиями и гибелью; чудотворец, обладающий особыми способностями в плане религиозного опыта, исцеляющий больных и предсказывающий будущее, праведник, достигший особой моральной и духовной высоты благодаря безупречной жизни.

8. Теолог — тип интеллектуала-теоретика, задача которого состоит в том, чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме.

9. Основоположник религии — фигура по своему масштабу намного превосходит все остальные типы религиозных деятелей. Его религиозный опыт настолько уникален и интенсивен, что становится основой новой религии.

Психологическая характеристика религиозных организаций. Существует несколько основных типов религиозных организаций.

Церковь — религиозная организация (открытая, формальная, конструктивная группа-общность верующих), способствующая интеграции общества и действующая внутри него. В то же время она посредством поддерживаемых ею верований и представлений удовлетворяет большинство личностных запросов представителей всех социальных слоев.

Деноминация — промежуточное звено между церковью и сектой (полузакрытая, потенциально конструктивная, формальная группа-общность верующих). Этот тип религиозной организации не обладает такой универсальностью, как церковь, поскольку в ее деятельности часто проявляются классовые, национальные, расовые, а иногда и региональные интересы.

Секты — это нестабильные (потенциально деструктивные, закрытые) религиозные группы, которые не согласны с определенными религиозными традициями или даже выступают против некоторых из них и не склонны к компромиссу с государством и церковью. Они характеризуются прежде всего либо индифферентной, либо агрессивной позицией по отношению к миру в целом, окружающему обществу, государству и церкви, стремлением к максимальной изоляции от них в своей замкнутости.

Секты ориентируют своих членов на аскетизм особого рода, на полное отвержение мирских ценностей. Они рассматривают противостояние миру и его властям, к которым относят и церковь, как свою принципиальную позицию, выражающуюся в отказе признавать право, присягу, собственность, войну, власть и т.д.

Секта либо распадается и исчезает, когда умирает ее лидер, либо она включается в состав более формальной религиозной структуры, обладающей способностью принять новых членов и обеспечить удовлетворение их общих интересов.

Секта перерастает в деноминацию в том случае, если выражаемый ею протест легко принимается господствующим религиозным направлением, если она не призывает к радикальным изменениям социальной структуры общества или к религиозной реорганизации.

Секта — создание человеческое, и учение сектантское — плод ума человеческого. Человек может заблуждаться, однако добросовестное заблуждение — это результат какой-то духовной и умственной работы по поиску и сравнению разных точек зрения. Вместе с тем опыт показывает, что в сектах практически нет таких людей, которые бы попали туда вследствие поисков, размышлений, сравнения. Как правило, большинство сектантов не знакомы с традиционными религиозными вероучениями. Человек ищет духовности, а в секте находит ее суррогат, при помощи которого его заманивают в полукриминальное сообщество.

 

Практический блок:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом.

2. В тексте выделить ответы на следующие вопросы:

  1. Что отражает национально — этническая психология?
  2. Можно ли считать национальный характер динамической характеристикой?
  3. В чём проявляется негативный оттенок национальных чувств и настроений?
  4. В чём проявляются национальные традиции и привычки?
  5. Что такое «гендер»?
  6. На каких уровнях изучается понятие «гендер»?
  7. С чего начинается процесс гендерной социализации?
  8. Сколько стадий проходит человек в развитии своей религиозности?
  9. Для какой группы верующих характерно эпизодическое участие в религиозных организациях?
  10. Для какой религиозной организации характерны деструктивные действия?
  11. При каких условиях секта меняет свою организацию?

 

Форма предъявления:

1. Текст с выделенными ответами на вопросы (печатный вариант в 1 файле)

!!! 2. В названии отправления (файла) чётко указать группу, фамилию, дату урока, предмет

3. Материалы высылать по адресу kolesovasvetlana474@gmail.com

4. Срок сдачи материала — 28.05. 2020.

Критерии оценки работ:

Оценка 5 «отлично» ставится, если:

  • задание выполнено в полном объёме и правильно
  • оформление соответствует эстетическим требованиям
  • материал представлен логично, чётко, последовательно, без ошибок
  • материал сдан в указанные сроки

 

Оценка 4 «хорошо» ставится, если:

  • задание выполнено с незначительными недоделками или неточностями
  • оформление соответствует эстетическим требованиям
  • материал представлен логично и последовательно, с небольшим количеством (1-2) ошибок.
  • материал сдан на следующий день после назначенного срока.

 

Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если:

  • задание выполнено частично
  • оформление не соответствует эстетическим требованиям
  • при выполнении задания допущены ошибки
  • сроки сдачи материала нарушены на 2-3 дня

 

Оценка 2 «неудовлетворительно» ставится, если материал сдан с существенной задержкой и нарушением требований или не сдан вообще.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: