Включает в себя: религиозное сознание человека, религиозные действия, принадлежность к религиозной группе.
Рели́гия (лат. religare — «связывать, соединять») — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов...
Психологические типы религиозных людей. Человек становится сторонником той или иной религии не от рождения, а в силу определенных причин.
В обобщенном виде можно выделить несколько стадий, которые проходит человек в развитии своей религиозности.
1. Начальная стадия характеризуется слабо осмысленным стремлением к поиску защиты от трудностей жизни в потустороннем мире.
2. На второй стадии у человека начинает проявляться интерес к существу божественного.
3. На третьей стадии человек испытывает серьезную потребность в поддержке религиозного авторитета, у него формируется приоритетное предпочтение «преимуществ» загробной жизни.
4. На четвертой стадии верующие уже обладают способностью управлять своими религиозными чувствами и переживаниями.
5. На пятой стадии у верующего доминируют устойчивые религиозные ценностные ориентации, формируется способность к правильному восприятию представлений о других религиозных традициях.
Группы верующих:
Глубоко верующие. Общая характеристика сознания: наличие глубокой религиозной веры.
Общая характеристика поведения: вера в основном реализуется в поведении. Эмпирические признаки: а) регулярное отправление религиозных обрядов, праздников; б) регулярное выполнение ритуальных предписаний религии в домашней обстановке; в) участие в деятельности религиозных организаций; г) воспитание детей в религиозном духе.
Верующие. Общая характеристика сознания: наличие религиозной веры.
Общая характеристика поведения: вера слабо реализуется в поведении. Эмпирические признаки: а) нерегулярное отправление религиозных обрядов и праздников; б) частичное выполнение ритуальных предписаний религии в домашней обстановке; в) возможно эпизодическое участие в деятельности религиозных организаций; г) слабое религиозное влияние на детей или полный отказ от религиозного воспитания.
Колеблющиеся. Общая характеристика сознания: наличие колебаний между верой и недоверием. Общая характеристика поведения: возможны отдельные элементы религиозного поведения. Эмпирические признаки: а) нерегулярное отправление наиболее важных религиозных праздников и обрядов; б) отдельные элементы ритуального поведения в домашних условиях; в) неучастие в деятельности религиозных организаций; г) отсутствие религиозного воспитания детей.
Индифферентные к религии люди. Общая характеристика поведения: религиозное поведение отсутствует, хотя не исключены отдельные его проявления. Эмпирические признаки: а) религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении; б) ритуальное поведение дома отсутствует; в) в атеистическом воспитании участия не принимают; г) в мировоззренческом воспитании детей нет четкой линии.
Пассивные атеисты. Общая характеристика поведения: религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении. Эмпирические признаки: а) не участвуют в религиозных праздниках и обрядах; б) отсутствует ритуальное поведение дома; в) детей стараются воспитать в духе атеизма, но это не всегда получается.
Активные атеисты. Общая характеристика поведения: атеистические убеждения реализуются в поведении. Эмпирические признаки: а) не участвуют в религиозных праздниках и обрядах; б) не допускают элементов религиозного поведения дома; в) активно участвуют в атеистическом воспитании в тех или иных формах.
Психологические типы религиозных деятелей.
1. Мистик — тип верующего, стремящегося отвлечься от окружающего мира и его влияния, чаще всего индивидуалист-одиночка, избегающий общения с людьми, чтобы не нарушить своей внутренней сосредоточенности на созерцании сверхъестественного.
2. Пророк — личность, имеющая нерегулярный, но очень интенсивный религиозный опыт. Пророк в отличие от мистика все время с людьми. Он чувствует себя призванным быть глашатаем религиозных истин перед членами общины и всем человечеством.
3. Священнослужитель — посредник между человеком и божеством. Его основная функция состоит в том, чтобы правильно выстраивать порядок богослужения по религиозным канонам.
4. Реформатор — личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту традицию в соответствии с собственным религиозным опытом.
5. Монах — член религиозного ордена, удалившийся от светской жизни в особое уединенное или уже освященное религией место, поскольку там больше, чем в миру, возможностей вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований. Существуют различные монашеские ордена, порядок членства и требования в которых различны.
6. Монах-отшельник — человек, для которого необходимо уединенное проживание в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозного опыта.
7. Святой — личность, воплощающая в глазах религиозной общности идеал совершенства в той или иной его форме. Это может быть мученик, доказавший совершенство своей веры страданиями и гибелью; чудотворец, обладающий особыми способностями в плане религиозного опыта, исцеляющий больных и предсказывающий будущее, праведник, достигший особой моральной и духовной высоты благодаря безупречной жизни.
8. Теолог — тип интеллектуала-теоретика, задача которого состоит в том, чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме.
9. Основоположник религии — фигура по своему масштабу намного превосходит все остальные типы религиозных деятелей. Его религиозный опыт настолько уникален и интенсивен, что становится основой новой религии.
Психологическая характеристика религиозных организаций. Существует несколько основных типов религиозных организаций.
Церковь — религиозная организация (открытая, формальная, конструктивная группа-общность верующих), способствующая интеграции общества и действующая внутри него. В то же время она посредством поддерживаемых ею верований и представлений удовлетворяет большинство личностных запросов представителей всех социальных слоев.
Деноминация — промежуточное звено между церковью и сектой (полузакрытая, потенциально конструктивная, формальная группа-общность верующих). Этот тип религиозной организации не обладает такой универсальностью, как церковь, поскольку в ее деятельности часто проявляются классовые, национальные, расовые, а иногда и региональные интересы.
Секты — это нестабильные (потенциально деструктивные, закрытые) религиозные группы, которые не согласны с определенными религиозными традициями или даже выступают против некоторых из них и не склонны к компромиссу с государством и церковью. Они характеризуются прежде всего либо индифферентной, либо агрессивной позицией по отношению к миру в целом, окружающему обществу, государству и церкви, стремлением к максимальной изоляции от них в своей замкнутости.
Секты ориентируют своих членов на аскетизм особого рода, на полное отвержение мирских ценностей. Они рассматривают противостояние миру и его властям, к которым относят и церковь, как свою принципиальную позицию, выражающуюся в отказе признавать право, присягу, собственность, войну, власть и т.д.
Секта либо распадается и исчезает, когда умирает ее лидер, либо она включается в состав более формальной религиозной структуры, обладающей способностью принять новых членов и обеспечить удовлетворение их общих интересов.
Секта перерастает в деноминацию в том случае, если выражаемый ею протест легко принимается господствующим религиозным направлением, если она не призывает к радикальным изменениям социальной структуры общества или к религиозной реорганизации.
Секта — создание человеческое, и учение сектантское — плод ума человеческого. Человек может заблуждаться, однако добросовестное заблуждение — это результат какой-то духовной и умственной работы по поиску и сравнению разных точек зрения. Вместе с тем опыт показывает, что в сектах практически нет таких людей, которые бы попали туда вследствие поисков, размышлений, сравнения. Как правило, большинство сектантов не знакомы с традиционными религиозными вероучениями. Человек ищет духовности, а в секте находит ее суррогат, при помощи которого его заманивают в полукриминальное сообщество.
Практический блок:
1. Ознакомиться с теоретическим материалом.
2. В тексте выделить ответы на следующие вопросы:
- Что отражает национально — этническая психология?
- Можно ли считать национальный характер динамической характеристикой?
- В чём проявляется негативный оттенок национальных чувств и настроений?
- В чём проявляются национальные традиции и привычки?
- Что такое «гендер»?
- На каких уровнях изучается понятие «гендер»?
- С чего начинается процесс гендерной социализации?
- Сколько стадий проходит человек в развитии своей религиозности?
- Для какой группы верующих характерно эпизодическое участие в религиозных организациях?
- Для какой религиозной организации характерны деструктивные действия?
- При каких условиях секта меняет свою организацию?
Форма предъявления:
1. Текст с выделенными ответами на вопросы (печатный вариант в 1 файле)
!!! 2. В названии отправления (файла) чётко указать группу, фамилию, дату урока, предмет
3. Материалы высылать по адресу kolesovasvetlana474@gmail.com
4. Срок сдачи материала — 28.05. 2020.
Критерии оценки работ:
Оценка 5 «отлично» ставится, если:
- задание выполнено в полном объёме и правильно
- оформление соответствует эстетическим требованиям
- материал представлен логично, чётко, последовательно, без ошибок
- материал сдан в указанные сроки
Оценка 4 «хорошо» ставится, если:
- задание выполнено с незначительными недоделками или неточностями
- оформление соответствует эстетическим требованиям
- материал представлен логично и последовательно, с небольшим количеством (1-2) ошибок.
- материал сдан на следующий день после назначенного срока.
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если:
- задание выполнено частично
- оформление не соответствует эстетическим требованиям
- при выполнении задания допущены ошибки
- сроки сдачи материала нарушены на 2-3 дня
Оценка 2 «неудовлетворительно» ставится, если материал сдан с существенной задержкой и нарушением требований или не сдан вообще.