Мистика и магический реализм




Мистика: очарование жутких тайн

Мистика – один из старейших жанров отечественной литературы. Появившись в первой четверти XIX века, он с тех пор не утрачивает популярности. И в настоящее время вполне успешно конкурирует с разными новомодными жанрами и направлениями.

Немного истории

Первым мистическим произведением русской литературы считается повесть А. Погорельского «Лафертовская маковница», его детская сказка «Чёрная курица» тоже относится к этому же жанру.

В Западной Европе мистические тексты появились намного раньше – в эпоху Средневековья, но там, вообще, художественная литература имеет более долгую историю и связана с античными традициями.

Но, так или иначе, расцвет мистической прозы и поэзии приходится на XIX век с его «готическими романами», рассказами о потустороннем мире и жуткими историями о вампирах. Речь идёт не только о «Дракуле» Брема Стокера. «Упырь» А. Толстого, на мой взгляд, более мистичен и изрядно щекочет нервы. «Дракула» же воспринимается как сказка, пусть и страшная.

Жанру мистики отдали свою дань практически все русские классики. И это не только «Демон» М. Лермонтова и поэмы В. Жуковского, а также произведения великого российского мистика Н. Гоголя. У Тургенева есть «Таинственные повести», а у Ф. Достоевского малоизвестный мистический рассказ «Бобок».

А затем пришёл романтический «Серебряный век» с пронизанными мистикой стихами А. Блока, повестями А. Грина, и менее известными, но не менее мистическими произведениями Леонида Андреева. Один «Рассказ о семерых повешенных» что стоит.

В советский период мистика была не в почёте, правда, её традиции продолжали сохраняться, и даже одно произведение М. Булгакова «Мастер и Маргарита» стоит многих. Зато с конца XX века началось возрождение российской мистики, да такое успешное, что сейчас книги этого жанра успешно конкурируют с любовными романами и детективами.

Специфика жанра

Мистика – жанр специфический, в том числе потому, что его постоянно путают с другими жанрами – фэнтези, хоррором, магическим реализмом. Мистика действительно сыграла огромную роль в формировании этих жанров, но у неё есть собственные признаки, отличающие это направление в литературе.

· В мистических произведениях события происходят в реальном мире, и именно реальность доминирует.

· Сверхъестественное вторгается в мир людей и противопоставляется ему, как нечто неуместное и даже противоестественное. Это ни в коей мере не обыденность, не повседневность, это чудо, каким бы страшным оно ни казалось.

· В мистике часто затрагивается тема смерти, потустороннего, загробного мира. Именно оттуда проникают в реальность сверхъестественные существа, или же сам герой оказывается по ту сторону жизни.

· Необычные, странные и часто страшные явления в жанре мистики не объясняются, да они, в принципе, необъяснимы. Герой и читатели сталкиваются с тайной, истоки которой находятся за пределами мира людей.

· Сверхъестественное оказывает влияние на героя, и влияние это чаще всего негативное, оно рождает страх.

· Саспенс, нагнетание жути – обязательный атрибут мистики. Причём в книгах этого жанра потусторонние силы могут даже не действовать явно, достаточно лишь намёка на них и чувства тайны. Подробнее об этом приёме можно почитать в другой моей статье. А в качестве примера такого хорошего мистического саспенса я бы назвала довольно известный роман Алексея Иванова «Псоглавцы».

· В мистике всегда присутствует тайна, но она связана с потусторонним миром, миром мертвых и духов. Стремясь разгадать эту тайну, герои вступают в контакт с потусторонним, что далеко не безопасно.

Мистика и хоррор

Иногда говорят, что главное действующее лицо в мистике – это страх. Читатель, выбирающий этот жанр, любит пугаться, щекотать себе нервы. Поэтому наиболее ярким представителем этого жанра считается Стивен Кинг.

Однако не все ужасы имеют мистический характер. Если автор рассказывает, как подхвативший «белочку» дачник гонялся за соседями с бензопилой и «выпилил» полпоселка, то это, несомненно, хоррор. Но никак не мистика, так как никакие сверхъестественные силы здесь не присутствуют.

Главное в этом жанре - потустороннее, оно пугает своей связью с миром смерти, даже если не наносит физического вреда. Например, классические призраки вообще неспособны воздействовать на материальный мир непосредственно, а вот пугать очень даже могут. Даже Хома Брут в «Вие» погибает от страха, а не оттого, что его убивают потусторонние силы.

Мистика и фэнтези

Ну, здесь найти различия несложно. В фэнтези сверхъестественное, магическое является определяющим компонентом. Даже если это городское фэнтези, как, например, «Дозоры» С. Лукьяненко.

Мир фэнтези построен на магии, её теория обычно достаточно проработана, а все необычные события логически объясняются исходя из задумки автора и теории магии. А вот в мистике такие объяснения не требуются – потустороннее не подчиняется законам реального мира.

В фэнтези могут присутствовать и выходцы из загробного мира, такие как призраки, упыри, демоны. Но в этом жанре они нормальны и вполне естественны. А вот в мистике сверхъестественное – это всегда аномалия, разрушающая гармонию реального мира.

Мистика и магический реализм

Эти два жанра похожи настолько, что их бывает сложно различить, так как в произведениях магического реализма тоже часто действуют силы смерти и есть связь со страшными легендами и сказаниями древних, как, например, у Г. Г.Маркеса.

Но отличие всё же есть. В магическом реализме происходит преобразование реальности под влиянием чего-то потустороннего, часто меняется и пространство, и течение времени, и восприятие героя, который вынужден подстраиваться под эту трансформировавшуюся реальность. В мистике же реальный мир стабилен. Когда мистические события заканчиваются, мир остаётся неизменным. Меняется только герой и то, чаще не физически, а психологически. Если вообще ему удаётся пережить встречу с миром смерти.

Сейчас так же часто выходят мистические произведения от тех или иных авторов. Но почему-то создателей кинематографа совершенно не интересуют произведения. Наиболее интересные, на мой взгляд, произведения современной российской мистики

Ш амиль Идиатуллин (псевдоним Наиль Измайлов) «Убыр ». Реально жуткая вещь, я эту книгу дочитать не смогла. Хорошо написано, но страшно до спазма в горле. Возможно, потому что вся эта жуть происходит с детьми.

Ал. Иванов «Псоглавцы». Качественная, интересно написанная мистика с обязательной тайной, древними легендами и странными событиями. Очень хорошо созданный саспенс.

Константин Образов. Цикл «Красные цепи». Много хоррора с тошнотворными подробностями, но, без сомнения, мистика.

В иктор Точинов «Тварь». Интересно, страшно, но довольно сложно и рассчитано больше на интеллектуалов.

Алексей Атеев «Загадка старого кладбища». Сочетание мистики и юмора, что нечасто встречается.

К более мягкой, даже романтичной мистике я бы отнесла книги Натальи Калининой, например, её «Дом у чёртова озера», «Зеркальный лабиринт». Это ни в коей мере не любовные романы, а действительно мистика, но нередко основанная на романтических легендах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: