Познание ребенком своих чувств, мыслей, умений, поступков




Узнавание себя продолжается через познание ребенком своих чувств, мыслей, умений, поступков.

Главная цель работы воспитателя – научить ребенка анализировать свои «человеческие» проявления, сравнивать с формой выражения чувств другими людьми (детьми и взрослыми), с животными.

Воспитатель выясняет, умеют ли дети угадывать чувства другого человека, его настроение: «Как ты догадался, что у Сережи что – то случилось?», «Что люди делают, когда им очень весело?», «Найди на рисунке грустного человека». Затем предлагается ребенку проанализировать свои чувства и способы их выражения: «Что ты делаешь, когда у тебя хорошее (плохое) настроение?».

Интересны и полезны сравнения человека и животного: «Собаки (кошки, попугаи т.д.) умеют радоваться и грустить? Как они выражают свои чувства?».

Детей подводят к размышлению над вопросом «Чем отличается человек от животного, когда радуется или грустит?». Воспитатель объясняет, что существенное различие заключается в том, что люди умеют управлять своими чувствами и формами их выражения: могут не плакать, сдержаться или не засмеяться и т.п.; предлагает проверить на собственном опыте такое умение.

Некоторые народные игры построены на умении сдержать себя – не засмеяться, не двигаться, не произносить слова: «В барыню», «Черное и белое не брать», «Замри».

Много подобных ситуаций возникает и в повседневной жизни, важно напоминать ребенку, что он человек и поэтому может сдерживать свои чувства.

Умению выражать свое эмоциональное состояние дети учатся в играх – драматизациях, театрализованных играх.

Для обучения соотнесению внешних форм выражения чувств с причиной их возникновения можно предложить детям подобрать разные выражения лиц (на картинках) к определенной ситуации.

Один из методических приемов обучения детей способам выражения чувств – «школа жеста»: учись жестом выражать разное эмоциональное состояние и отношение к окружающим (скажи жестом «Здравствуйте, проходите, пожалуйста»; «До свидания», «Иди сюда!», «Не делай этого!».

Таким же образом воспитатель анализирует с детьми их поступки и умения.

Цель анализа – привлечь внимание ребенка к самому себе и вызвать желание становиться лучше, учиться тому, чему еще не научился. Работу можно проводить по подгруппам. Предмет разговора – достижения детей: анализируется то, что они умеют делать хорошо. Разговор о недостатках лучше проводить индивидуально с верой в ребенка, в его возможности, способность научиться тому, чего он пока не умеет.

Важным следствием работы с детьми по осознанию, познанию ими себя является понимание ребенком такой отличительной особенности человека, как способность думать: «Я – человек, и поэтому умею думать и умею рассказывать о том, что я думаю». Здесь воспитатель решает две задачи:

1) формирует у детей представление о себе как мыслящем существе, способном думать самостоятельно, оригинально, способном заранее продумывать, планировать свою деятельность, свои поступки, свои высказывания;

2) добиться понимания того, что и другие люди умеют думать и что их мысли могут не совпадать с твоими, но нужно с уважением и вниманием относиться к мыслям другого человека и уметь выслушать и понять его, а если не соглашаешься с ним, то уважительно высказать свое несогласие.

Первая задача решается в процессе разнообразной деятельности, требующей планирования (труд), принятия самостоятельного решения (в этических ситуациях с проблемой выбора), придумывания (содержания игры). Каждый раз воспитатель обращает внимание на то, что результат получен ребенком вследствие размышления. Способствует этому процессу придумывание загадок, сочинение стихов и сказок, решение логических задач, головоломок.

Вторая задача решается в специально создаваемых пед. ситуациях, цель которых – показать детям, что каждый думает по – разному, и это хорошо, и к этому нужно относиться с интересом и уважением. Начинать можно с простых упражнений типа: «Посмотрите на это игрушку (растение, вазу) и расскажите о нем. Но ваши рассказы не должны повторяться, каждый расскажет так, как он видит предмет, как он его себе представляет».

К сравнению мнений можно обратиться и при оценке поступков, при выяснении понимания литературного произведения, картины и т.п. и каждый раз воспитатель подчеркивает мысль о важности наличия разных мнений.

Не менее сложной частью работы является обучение детей способу высказывать несогласие. Воспитатель предлагает детям конкретные слова, помогающие уважительно не согласиться с мнением другого. Такая работа влияет не только на формирование представлений детей о разнообразии людей и различиях между ними, но и на характер устанавливающихся взаимоотношений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: