в двоичную систему счисления




счисления

 

 

Методическая разработка для учащихся

общеобразовательной школы

 

 

  Утверждена на заседании школьного методического объединения естественнонаучного цикла Асбестовского муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 21

Асбест


Оглавление

Введение. 3

1. Основные понятия. 5

1.1. Основные определения. 5

1.2. Формирование целых чисел в позиционных системах счисления 7

1.3. Системы счисления, используемые в вычислительной технике. 8

1.4. Развернутая форма записи числа. 10

2. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.. 11

2.1. Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления 11

2.2. Перевод дробных чисел, у которых целая часть равна нулю, из десятичной системы счисления в другие системы счисления. 13

2.3. Перевод произвольных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления 15

2.4. Перевод чисел в десятичную систему счисления из других систем счисления 17

2.5. Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. 19

2.6. Перевод чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в двоичную систему счисления. 22

3. Арифметические операции в двоичной системе счисления. 23

3.1. Сложение в двоичной системе счисления. 23

3.2. Вычитание в двоичной системе счисления. 25

3.3. Умножение в двоичной системе счисления. 27

3.4. Деление в двоичной системе счисления. 28

Список литературы.. 30

 


Введение

В школьном курсе предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» в объеме программы общеобразовательной школы изучение темы «Математические и логические основы информатики» предусмотрено в 9 классе. В соответствии с требованиями «Примерной программы» [1] изучению данной темы выделяется 6 часов.

При изучении предмета Информатика и ИКТ в 10 и 11 классах требуется уверенное владение способами перевода чисел в различные системы счисления при рассмотрении ряда тем (например: «Основы программирования», «Информационная технология хранения данных»).

Повтор теоретического материала по системам счисления и отработка практических навыков перевода чисел из одной системы счисления в другую необходимы при подготовке учеников 11 классов к участию в Едином государственном экзамене, поскольку задания на решение подобных задач включены в каждый (!) вариант КИМов.

Материал по теме «Математические и логические основы информатики» изложен в учебнике для 9 класса [2], а взять в школьной библиотеке эти учебники ученики 10 и 11 классов не имеют возможности вследствие ограниченного количества учебников. Иная справочная и методическая литература по рассматриваемой теме в библиотеке отсутствует, а в свободной продаже тематические издания встречаются нечасто, материал в них изложен не всегда в доступной форме, стоимость изданий достаточна высока.

В данной методической разработке материал по теме «Системы счисления» представлен в доступной форме, достаточном объеме, приведены примеры по всем рассмотренным разделам. Дополнительное преимущество методической разработки в том, что она может предоставляться ученикам для самостоятельной работы в электронном виде (файл в формате Документ Word 2003 c запретом редактирования).

В конце разделов имеются задания для самостоятельной работы. Ответы на них не предусмотрены, так как задания предназначены не для изучения материала, а для повторения, в том числе и при подготовке к ЕГЭ. Правильность решения заданий учащиеся могут проверить самостоятельно, воспользовавшись ПК и запустив приложение операционной системы «Калькулятор» (необходимо установить вид калькулятора «Инженерный»).

Для облегчения работы учащихся с методической разработкой основные определения и правила помещены в рамках, имеются пиктограммы, указывающие на правила и определения, а так же на задания для самостоятельной работы, например:


Задание для самостоятельной работы.

 

 


1. Основные понятия

1.1. Основные определения

 

Существует множество способов представления чисел. В любом случае число изображается группой символов. Такие символы называются цифрами, символические изображения чисел – кодами, а правила получения кодов – системами счисления (кодирования).

 

 


Все системы счисления подразделяются на позиционные и непозиционные.

 

 

 


Так, например, римская система счисления - непозиционная. В числах XI и IX значение обоих цифр одинаково, несмотря на их месторасположение.

 

 


Для примера рассмотрим число 22. Из двух написанных рядом цифр левая выражает число, в десять раз большее, чем правая. Таким образом, для написания цифр в десятичной системе имеет значение не только сама цифра, но и ее место, позиция.

 

Система счисления, которой мы пользуемся в настоящее время, носит название десятичной, так как она основана на счете десятками.

Для записи любых чисел в ней используется десять цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.


Наименование системы счисления соответствует ее основанию (например, десятичной называется система счисления потому, что ее основание равно 10, т.е. используется десять цифр).

Система счисления, в которой записано число, указывается после числа в виде нижнего индекса. Например:

 

· число в десятичной системе: 3702510;

· число в двоичной системе: 1001012;

· число в троичной системе: 211023

· число в восьмеричной системе: 13478;

· число в шестнадцатеричной системе: В01AF16


1.2. Формирование целых чисел в позиционных системах счисления

В каждой системе счисления цифры упорядочены в соответствии с их значениями: 1 больше 0, 2 больше 1 и т.д.

 

«Продвинуть цифру значит заменить её на 2, «продвинуть цифру значит заменить её на 3 и т.д. Продвижение старшей цифры (например, цифры 9 в десятичной системе) означает замену её на 0. В двоичной системе, использующей только две цифры – 0 и 1, продвижение 0 означает замену его на 1, а продвижение 1 – замену её на 0.

Целые числа в любой позиционной системе счисления формируются в соответствии со следующим правилом:

 


 

Применяя это правило, можно записать первые целые числа в различных системах счисления:

· в десятичной системе: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,…,19,20,21,…;

· в двоичной системе: 0, 1, 10, 11, 100, 101, 110, 111, 1000, …;

· в восьмеричной системе: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12,…;

· в шестнадцатеричной системе:

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F, 10,11,12,…,19,1А,1В,…

 


1.3. Системы счисления, используемые в вычислительной технике

Двоичная система счисления. Для записи чисел используются только две цифры – 0 и 1. Выбор двоичной системы обусловлен тем, что основные радиоэлектронные элементы, использующиеся для создания вычислительной техники, могут находиться только в двух стабильных состояниях. С точки зрения работы этих элементов, их можно рассматривать как своеобразные «выключатели»: выключатель либо включен, либо выключен. Одно из состояний обозначается цифрой 1, другое – цифрой 0.

Учитывая эту конструктивную особенность вычислительной техники двоичная система стала стандартом при построении различных электронно-вычислительных машин (ЭВМ).

Восьмеричная система счисления. Для записи чисел используется восемь чисел 0,1,2,3,4,5,6,7.

 

Шестнадцатеричная система счисления. Для записи чисел в шестнадцатеричной системе используются шестнадцать символов. В качестве первых десяти используются те же, что и в десятичной системе, а для обозначения остальных шести цифр используются буквы латинского алфавита – A, B, C, D, E, F.

 


 

Таблица 1.1. Соответствие записи чисел в различных системах счисления.

Десятичная Двоичная Восьмеричная Шестнадцатеричная
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
      А
      В
      С
      D
      Е
      F
       
       
     
      1B
      1C
      1D
      1E
      1F
       
       
       

1.4. Развернутая форма записи числа

 

Из курса математики известно, что цифры десятичной записи числа – это коэффициенты при представлении числа в виде суммы степеней основания системы счисления. Например:

 

246079 = 2*100000 + 4*10000 + 6*1000 + 0*100 + 7*10 + 9*1 =

= 2*105 + 4*104 + 6*103 + 0*102 + 7*101 + 9*100

 

При записи чисел значение каждой цифры зависит от ее положения. Место для цифры в числе называется разрядом, а количество цифр в числе – р азрядностью. Числа можно записывать как сумму степеней не только числа 10, но и любого другого положительного натурального числа – основания системы счисления.

 

 

 


Пример 1.

Записать в развернутой форме число 9751210.

Решение: а4 = 9, а3 = 7, а2 = 5, а1 = 1, а0 = 2, q=10

 

4 3 2 1 0

9751210 = 9*104 + 7*103 + 5*102 + 1*101 + 2*100

 

Пример2.

Записать в развернутой форме число 1123.

 

Решение: 2 1 0

1123 = 1*32 + 1*31 +2*30

 

 


2. Перевод чисел из одной системы счисления в другую

2.1. Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления

       
   
 
 

 

 

 


Пример1.

Перевести 2610 в двоичную систему счисления (Х10 →Х2).

 
 


Решение:

Ответ: 2610=110102

 

Пример2.

Перевести 1910 в троичную систему счисления (Х10 →Х3).

 
 


 
 
Решение:

 
 


Ответ:1910 =2013

 

Пример3.

Перевести 24110 в восьмеричную систему счисления (Х10 →Х8).

 
 


Решение:

Ответ: 24110 = 3618

 

Пример4.

Перевести 362710 в шестнадцатеричную систему счисления (Х10 →Х16).

 
 


Решение:

 

 

В шестнадцатеричной системе счисления 1410 – Е, а 1110 – В, получаем ответ Е2В16.

Ответ:362710=E2B16

Задание для самостоятельной работы.

Перевести числа из десятичной системы счисления в указанную:

 

1) 24510→Х2 5) 40410→Х8

2) 198710→Х2 6) 67310→Х16

3) 16110→Х3 7) 4534810→Х16

4) 33310→Х5 8) 44410→Х7


2.2. Перевод дробных чисел, у которых целая часть равна нулю, из десятичной системы счисления в другие системы счисления

 

 

 

 


Пример1.

Перевести 0,562510 в двоичную систему счисления (Х10→Х2).

Решение:

Ответ: 0,562510 = 0,10012

Пример2.

Перевести 0,562510 в восьмеричную систему счисления (Х10→Х8).

Решение:

Ответ: 0,562510 = 0,528

 

Пример3.

Перевести 0,66510 в двоичную систему счисления (Х10→Х2).

0, 665 * 2 1 330 * 2 0 660 * 2 1 320 * 2 0 640 * 2 1 280 ………….. * 2 0 5000 * 2 1 0000
Решение:

   
 
 
 


Процесс умножения может продолжаться до бесконечности. Его прерывают, когда получена требуемая точность представления числа.

Ответ: 0,66510=0,101012

 

Задание для самостоятельной работы.

 

Переведите числа из десятичной системы счисления в указанную:

 

1) 0, 6562510→Х16

2) 0,710→Х2 с точностью до 4 знаков после запятой

3) 0,412510→Х8 с точностью до 6 знаков после запятой


2.3. Перевод произвольных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления

 

 


Пример1.

Перевести 26,2510 в двоичную систему счисления (Х10→Х2).

Решение:

1 этап: перевести целую часть; 2 этап: перевести дробную часть

       
 
   
 


Ответ:26,2510=11010,012

Пример2.

Перевести 123,562510 в восьмеричную систему счисления (Х10→Х8).

Решение:

1 этап: перевести целую часть; 2 этап: перевести дробную часть

       
 
   
 


Ответ:123,562510=173,448

 

 

Задание для самостоятельной работы.

Переведите числа из десятичной системы счисления в указанную:

1) 173,562510→Х2

2) 404,6562510→Х16

3) 125,2510→Х8


2.4. Перевод чисел в десятичную систему счисления из других систем счисления

 

       
   
 
 

 

 


Пример1.

Перевести число 1101102 из двоичной системы счисления в десятичную.

Решение:

5 4 3 2 1 0

1 1 0 1 1 0 2 = 1*25 + 1*24 + 0*23 + 1*22 + 1*21 + 0*20 =

= 32 + 16 + 0 + 4 + 2 = 5410

Ответ: 1101102 = 5410

Пример2.

Перевести число 101,012 из двоичной системы счисления в десятичную.

Решение:

2 1 0 -1 -2

1 0 1,0 12 = 1*22 + 0*21 + 1*20 + 0*2-1 + 1*2-2 =

= 4 + 0 + 1 + 0 + 0,25 = 5,2510

Ответ: 101,012 = 5,2510

Пример3.

Перевести число 122013 из троичной системы счисления в десятичную.

Решение:

4 3 2 1 0

1 2 2 0 13 = 1*34 + 2*33 + 2*32 + 0*31 + 1*30 =

= 81 + 54 + 18 + 0 + 1 = 15410

Ответ: 122013 = 15410

 

Пример4.

Перевести число 234,68 из восьмеричной системы в десятичную.

Решение:

2 1 0 -1

2 3 4,68 = 2*82 + 3*81 + 4*80 + 6*8-1 = 2*64 + 3*8 + 4 + 6*0,125 =

= 128 + 24 + 4 + 0,75 = 156,7510

Ответ: 234,68 = 156,7510

 

Пример5.

Перевести число 2Е16 из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.

Решение:

1 0

2 Е16 = 2*161 + 14*160 = 32 + 14 = 4610.

Ответ: 2Е16 = 4610.

 

Задание для самостоятельной работы.

Переведите числа из указанных систем счисления в десятичную:

 

1) 1111001112 3) 367,28

2) 1001110,112 4) АВ2Е,816


2.5. Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления

       
   
 
 

 


Пример1.

Перевести число 111010102 в восьмеричную систему счисления.

Решение:

11101010

3 5 2


Ответ: 111010102 = 3528

 

Пример2.

Перевести число 1111100000101102 в восьмеричную систему счисления.

Решение:

111110000010110

7 6 0 2 6


Ответ: 1111100000101102 = 760268

 

 


Пример3.

Перевести число 111000102 в шестнадцатеричную систему счисления.

Решение:

Е 2

Ответ: 111000102 = Е216

 

Пример4.

Перевести число 111100000101102 в шестнадцатеричную систему счисления.

Решение:

11110000010110

3 С 1 6


Ответ: 111100000101102= 3С1616

       
   
 
 

 

 


Пример5.

Перевести число 111100001,01112 в восьмеричную систему счисления.

Решение:

111100001,0111

7 4 1 3 1


Ответ: 111100001,01112= 741,318

 

Пример6.

Перевести число 11101001000,110100102 в шестнадцатеричную систему счисления.

Решение:

11101001000,11010010

7 4 8 D 2

 
 

 


Ответ: 11101001000,110100102 = 748,D216

 

Задание для самостоятельной работы.

Переведите числа в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления:

 

1) 11010001010112

2) 100000011,0001011102

3) 10010111011101,111010112


2.6. Перевод чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления

в двоичную систему счисления

       
   
 
 

 


Пример1.

Перевести число 5288 в двоичную систему счисления.

Решение:

5 2 3

101 010 011

 
 


Ответ: 5288 = 1010100112

 

Пример2.

Перевести число ВА,1С16 в двоичную систему счисления.

Решение:

В А, 1 С

1011 101000011100

 
 


Ответ: ВА,1С16 = 10111010,000111002

Задание для самостоятельной работы.

Переведите числа в двоичную систему счисления:

 

1) 617,2518 3) 236548

2) С10А,5Е16 4) Е560В16


3. Арифметические операции в двоичной системе счисления.

3.1. Сложение в двоичной системе счисления.

 

 

Пример1.

Сложить числа 1112 и 102.

Решение: 111

+ 10

Проверка: 1112 = 710, 102 = 210, 10012 = 910 7 + 2 = 9

Ответ: 10012

Пример2.

Сложить числа 111112 и 1112

Решение: 11111

+ 111

Проверка: 111112 = 1*24 + 1*23 + 1*22 + 1*21 + 1*20 = 16+8+4+2+1 = 3110

1112 = 710

1001102 = 1*25 + 0 + 0 + 1*22 + 1*21 + 0 = 32 + 4 + 2 = 3810

31 + 7 = 38

Ответ: 1001102

Пример3.

Сложить числа 11112, 10112, 1112.

Решение:

  + 1011 111 Пояснение: 1 столбик: 1+1+1=11, 1 пишем, 1 в уме; 2 столбик: 1+1+1=11 плюс1 в уме - равно 100, 0 пишем, 0 - в следующий разряд, 1- через разряд и так далее

Ответ: 1000012

 

Пример4.

Сложить числа 1111,1012 и 101,112.

Решение:

111,101 + 101,11_ 1101,011 Пояснение: по правилам математики при сложении дробных чисел запятая записывается под запятой

 

Ответ: 1101,0112

 

Задание для самостоятельной работы.

Выполните действия:

 

1) 111110011012+11111112 3) 111,11012+101,00112

2) 1010101112+1111102 4) 111,010112+101011,11112


3.2. Вычитание в двоичной системе счисления.

       
   
 
 

 


Пример1.

Из числа 10012 вычесть число 1112.

Решение: _ 1001

111

Проверка: 10012 = 910, 1112 = 710, 102 = 210, 9-7=2

Ответ: 102

Пример2.

Из числа 1000012 вычесть число 1112

Решение: _ 100001

111

 

Ответ: 110102

Пример3.

Выполнить действие: 100101,012 – 111,1112

Решение: 100101,010

111,111

11101,011

 

Ответ: 11101,1012

 

Задание для самостоятельной работы.

Выполните действия:

 

1) 111110011012-11111112

2) 1010101112-1111102

3) 111,11012-101,00112

4) 101011,11112 - 111,01010112


3.3. Умножение в двоичной системе счисления.

       
 
   
 

 


Пример1.

Умножить число 1012 на число 1102

Решение: 101

* 110

+ 101

101.

 

Ответ: 111102

Пример2.

Выполнить действие: 1011,012 * 111,112

Решение: 1011,01

* 111,11

+ 101101

101101,

1010111,0011

 

Ответ: 1010111,00112

Задание для самостоятельной работы.

Выполните действия:

1) 10011012 * 1112 2) 111,11012 * 101,00112


3.4. Деление в двоичной системе счисления.

       
 
   
 

 

 


Пример1.

Разделить число 1010001012 на число 11012.

Решение:

101000101 1101

1101 11001

1101

0

Ответ: 110012

Пример2.

Выполните деление с точностью до 3 знаков после запятой числа 10012 на число 112

Решение:

1011 11

11. 11,1010

11

100

11

Ответ: 11,1012

Задание для самостоятельной работы..

Выполните действия:

1) 1011110011012:1101012

2) Выполните деление с точностью до 4 знаков после запятой числа 10012 на число 1012


Список литературы

1. Примерные программы по информатике и информационно-коммуникационным технологиям для общеобразовательных учреждений Свердловской области (для обучающихся II—XI классов): базовый уровень / Долинер Л.И., Кузнецова Г.Н., Шпарута Н.В. - Екатеринбург, ИРРО, 2007.

2. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

3. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10–11 классов / Н.Д.Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: