Индивидуализация и контроль в процессе управления учебно-тренировочным процессом боксеров.




Планирование спортивной тренировки — это предвидение условий, средств и методов решения тех или иных задач, которые ставятся перед боксерами для достижения предполагаемых спортивных результатов. Правильно спланированный процесс спортивной тренировки помогает тренеру и боксеру определить конкретные задачи по овладению техническими и тактическими навыками, специальными физическими и психическими качествами. Как правило, спортивная подготовленность начинающих боксеров примерно одинакова. После года обучения боксеры начинают несколько отличаться друг от друга технической и тактической подготовленностью[13]. Наступает время индивидуализации тренировки. Сначала незначительно, а по мере приобретения опыта боксерами и проявления одними больших умений и способностей по сравнению с другими планирование следует все больше индивидуализировать. Боксеры I и II разрядов, а тем более кандидаты в мастера или мастера спорта должны полностью индивидуализировать свою тренировку. Одним следует больше обратить внимания на физическую подготовку, другим — на совершенствование технического или тактического мастерства и т. д.

Для группового планирования остаются одни и те же принципы учебно-тренировочного процесса, но содержание тренировок несколько отличается[27].

Как в ходе всей тренировки, так и на отдельных ее этапах определяются средства для решения поставленных задач, устанавливаются этапы тренировочного процесса, примерное количество занятий, тренировочные нагрузки, контрольные нормативы и т. п. Составляя индивидуальный план подготовки боксера, тренер прежде всего учитывает состояние его здоровья, общее физическое развитие, уровень спортивного мастерства и степень тренированности, условия быта и характер трудовой деятельности, медицинские, функциональные показатели и условия для проведения тренировок. Существуют формы планирования: перспективная (на ряд лет), периодическая (на год, шесть и три месяца — от одного до другого крупного соревнования) и текущая (чаще всего на сборе в 15-20 дней).

Перспективное планирование для группы и для каждого боксера в отдельности, как правило, составляется в промежутках между крупными соревнованиями[24].

В перспективном плане отражены некоторые данные, являющиеся основанием к составлению годичного плана подготовки: календарный план соревнований, периоды сборов, сроки периодизации, нормативы по специальным упражнениям и общей физической подготовке[34]. При составлении перспективного плана тренер учитывает особенности основных соревнований, ставит задачи по расширению функциональных возможностей, комплекса технических средств, улучшению навыков и других сторон спортивного мастерства. Так как перспективный план рассчитан на длительный период, в нем указаны этапы тренировки. В каждом этапе последовательно решаются определенные вопросы обучения и совершенствования. Так, на первом этапе ставятся задачи подготовки и участия в ряде соревнований, освоение новых форм технико-тактических средств, совершенствование излюбленных приемов ведения боя, развитие определенных физических качеств. На втором этапе — участие в более ответственных соревнованиях, повышение требований не только к физической, технической и тактической подготовке, но и психологической. Третий этап может быть заключительным в перспективной подготовке перед основным соревнованием. На этом этапе боксер испытывает не только максимальные нервные и физические напряжения, но и борется за место в команде для участия в этих соревнованиях. При четырех этапах последний является заключительным перед основным спортивным мероприятием, допустим, учебно-тренировочный сбор[41].

В периодическом плане предусматриваются более конкретные задачи в развитии физических качеств, технических и тактических навыков с указанием средств и методов подготовки, содержания и степени нагрузки в каждой тренировке, с учетом изменившихся условий, состояния здоровья боксера, особенностей соревнований, к которым готовится спортсмен.

Текущий план составляется на время определенного мероприятия, например сбора.

Процесс тренировки спортсмена состоит из трех периодов: подготовительного, основного (или соревновательного) и переходного.

Продолжительность и содержание периодов зависят от мероприятий календаря соревнований и их характера (матчевые встречи или турниры).

Подготовительный период. Основной задачей подготовительного периода является всесторонняя и хорошо организованная подготовка к успешному наступлению и предстоящих соревнованиях. В ходе тренировочных занятий опробываются новые методические приемы и средства общей и специальной физической подготовки, изучаются новые приемы техники и тактические действия.

Для более четкого планирования учебно-тренировочной и воспитательной работы подготовительный период целесообразно разделить на два этапа: общеподготовительный и предсоревновательный [29].

Общеподготовительный этап. Тренировочное время распределяют примерно по такой схеме: разносторонняя физическая подготовка — 40-45%, технико-тактическая — 55-60%. Одновременно с восстановлением и развитием основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости, ловкости и гибкости) совершенствуют технику боевых приемов и тактических действий, развивают волевые качества, значительное внимание уделяют психологической подготовке.

Основные средства на этом этапе: общеразвивающие упражнения, упражнения на гимнастических снарядах и с предметами, акробатические, с отягощениями, кроссы, бег, прыжки, различные подвижные и спортивные игры, плавание, условные бои.

В теоретической подготовке приобретаются или углубляются знания, составляющие основу спортивной деятельности[56].

Основные формы тренировки на этом этапе — специализированные и комплексные занятия по физической, специальной и технической подготовке с постепенным увеличением объема тренировочных нагрузок и (в меньшей степени) их интенсивности. Продолжительность первого этапа зависит от физического состояния занимающегося и составляет в среднем 20-30 дней.

Предсоревновательный этап. Основная задача второго этапа — повышение уровня тренированности, развитие специальных качеств, навыков, высокой работоспособности, приобретение спортивной формы и втягивание спортсменов в специфическую соревновательную работу[62].

Физическая подготовка занимает 25-30% общего времени и направлена в основном на дальнейшее развитие двигательных качеств и общей тренированности. Повышается удельный вес средств специальной физической подготовки; технико-тактическая подготовка предусматривает совершенствование технических навыков в более усложненной обстановке и занимает 75-85% общего времени. Во время тактической подготовки совершенствуют тактические навыки в условных боях и встречах с различными по боевым особенностям партнерами.

Основные средства на этом этапе: общеразвивающие упражнения, упражнения специальной физической подготовки для дальнейшего совершенствования физических качеств, специальные упражнения в технике и тактике (условные бои).

В содержании волевой и психологической подготовки основное внимание уделяется повышению переносимости тренировочных нагрузок, применению индивидуальных средств тренировки в случаях мобилизации всех сил боксера.

Теоретическая подготовка направлена на изучение основ тренировки.

Основные формы тренировки на предсоревновательном этапе — специальные и комплексные занятия по физической, технической, тактической подготовкам с применением индивидуальных и групповых методов работы. Возрастает удельный вес соревновательного и интервального методов тренировки.

Стабилизируется объем тренировочной нагрузки, интенсивность выполнения упражнений продолжает повышаться[42]. Методы развития физических качеств приобретают комплексный характер и направлены преимущественно на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, координации движений и специальной выносливости. Больше внимания уделяется специальной тренированности, которая достигается специальными боксерскими упражнениями для развития силы, быстроты, ловкости и скоростной выносливости.

За несколько дней до соревнований необходимо приблизить условия тренировки к условиям соревнований, т. е. сократить время тренировки, но еще больше увеличить ее интенсивность. Особое внимание обратить на повышение темпа боевых действий в конце каждого раунда, особенно второго и третьего[11]. Соревновательный период. Под соревновательным периодом в боксе понимают ряд турниров, в которых участвует боксер, следующих друг за другом с небольшим промежутком времени (например, первенство города, республики и СССР). Эти три крупных мероприятия проходят с промежутком в один или полтора месяца. В таком случае план подготовки к турниру включает в себя микропериоды (переходный и подготовительный); продолжительность их тренер с боксером определяют в зависимости от состоянии боксера после участия его в турнире, успеха и условий подготовки. Но на всем протяжении соревновательного периода он неуклонно совершенствует технические навыки, тактические приемы, развивает физические (силу, быстроту, ловкость и выносливость) в волевые (инициативность, уверенность, смелость, решительность и стойкость) качества. Физическая подготовка направлена на достижение максимальной тренированности, сохранение ее на этом уровне, а также на поддержание достигнутой общей тренированности. Удельный вес физической, технической и тактической подготовки сохраняется на уровне предсорев-новательного этапа. Техническая подготовка должна обеспечить дальнейшее совершенствование быстроты и стабильности применения приемов в сложных боевых условиях. В тактической подготовке совершенствуются тактические действия против различных по тактике и манере боксеров[21,34,47]. Психологическая подготовка должна обеспечить максимальную мобилизацию и психологическую готовность спортсмена к каждому бою и соревнованию в целом. В моральной и волевой подготовке акцентируется внимание на развитии волевых качеств, связанных с непосредственным участием боксеров в соревнованиях,— воли к победе, выдержки, смелости, решительности, преодолении отрицательных эмоциональных состояний (неуверенности, боязни действовать решительно и активно в наиболее ответственные моменты боя, подавленности, связанной с отдельными поражениями).

Теоретическая подготовка направлена на изучение особенностей тренировки в соревновательном периоде, а также на расширение знаний, способствующих успешному выступлению в соревнованиях[48]. В соревновательном периоде проверяется уровень спортивной формы боксера, эффективность форм и методов подготовки к соревнованию. Этот период характерен большими физическими и нервными напряжениями спортсмена.

Во время турнира боксер продолжает тренироваться. Он выполняет утренние упражнения, ежедневно проводит специализированную тренировку в упражнениях на снарядах с партнером, но выбор упражнений, длительность и интенсивность тренировки зависят от того, как провел боксер бой (с каким напряжением), от самочувствия, уровня восстановительных процессов, промежутка времени между боями и условий тренировки. Кроме того, боксер должен следить за тем, чтобы не выйти за пределы своей весовой категории на протяжении всего турнира. Как физическая, так и психическая нагрузки на тренировках направлены на поддержание ранее приобретенной спортивной формы. Особенно следует обращать внимание ча психологическую подготовку к встрече с уже известным противником.

Переходный период следует, как правило, после участия в турнире. Постепенно снижают нагрузки и переходят к активному отдыху. Мероприятия должны обеспечить сохранение уровня общей физической подготовленности и укрепление здоровья боксеров[16]. В переходном периоде широко используются средства с преимущественным применением игрового метода. Из средств активного отдыха рекомендуются гигиеническая гимнастика, прогулки и туристские походы, экскурсии, игры в городки, бадминтон, рыбная ловля, охота и пр. Боксерские упражнения служат лишь для поддержания боевых навыков спортсмена.

Уменьшается количество занятий в неделю (до трех), объем и особенно интенсивность применяемых нагрузок. В этом периоде ставится задача путем активного отдыха поддерживать спортивную форму, чтобы со следующего подготовительного периода начать тренировки на новом, более высоком уровне.

Примерный недельный график тренировки в подготовительном периоде:

Понедельник. Специальная тренировка. Совершенствование техники и тактики в общей группе.

Вторник. Индивидуальная специальная тренировка.

Среда. I занятие. Общая физическая подготовка со специальной направленностью.

II занятие. Индивидуальная специализированная подготовка.

Четверг. День отдыха (парная).

Пятница. День боевой практики — совершенствование техники, тактики и развитие физических и волевых качеств в условных и вольных боях.

Суббота. I занятие. Общая физическая подготовка со специальной направленностью.

II занятие. Индивидуальная специализированная подготовка.

Воскресенье. День отдыха.

При четырехразовых занятиях в неделю во вторник боксеры отдыхают, а в субботу вместо общей физической подготовки проводится комбинированная тренировка: индивидуальная, специализированная и упражнения для развития отдельных физических качеств[25]. Боксеры высших разрядов, готовящиеся к турнирам крупного масштаба и находящиеся на сборе, применяют двухразовую тренировку в день. Например, в первой половине дня индивидуальная подготовка в совершенствовании техники каких-либо действий в упражнениях с тренером или партнером, а во второй — по общему плану группы. Не зависимо от режима ежедневной тренировки утренние упражнения обязательны. Примерный недельный график тренировки в переходном периоде:

Понедельник. Комбинированная тренировка с применением гимнастических упражнений, сопротивлений, метаний, прыжков, борьбы в стойке, быстрой ходьбы, бега и др.

Вторник. Отдых.

Среда. Плавание, игра в водное поло, гребля, лыжи, коньки (зимой).

Четверг. Легкая специализированная тренировка.

Пятница. Спортивные игры, упражнения со штангой (для легкоатлетов и гимнастов), спортивные игры.

Суббота. Комбинированные упражнения с отягощениями, эспандерами, набивными и малыми мячами, палками, спортивные игры и легкая специализированная тренировка.

Воскресенье. Отдых.

Рекомендуется использовать воскресенье для туристских походов (10-20 км).

Индивидуальный план подготовки на определенный период составляется совместно тренером и боксером. В нем отмечаются:

краткая характеристика моральных, волевых и физических качеств, технической и тактической подготовленности боксера; имеющиеся недостатки б уровне отдельных компонентов мастерства и их устранения пути развития качеств и навыков, наиболее успешно проявляющихся у боксера во время боя.

В плане-графике тренировки перечисляются упражнения каждой тренировки, указывается их дозировка.

План составляют на определенный период, например между двумя соревнованиями, в которых участвует боксер, или на более длительный срок, включающий несколько соревнований. Если группа однородна по своей квалификации (на первом и втором году обучения) и большинство боксеров участвуют в одних и тех же соревнованиях, то план составляется на группу в целом. Для боксеров высших разрядов может составляться план для группы, например во время сборов, но дозировка в упражнениях будет разной. В большинстве же случаев спортсмены высокой квалификации работают по индивидуальным планам. В зависимости от задач, поставленных на каждый день учебно-тренировочных занятий, подбираются те или иные упражнения. Если в занятии больше внимания уделяется общей физической подготовке, то меньше дают специальных технических и тактических упражнений, если же предполагается большая нагрузка в специализированных упражнениях (боевая практика или длительная тренировка с партнером, упражнения на снарядах), уменьшают количество общеразвивающих упражнений и т. д. Примерно так согласуют (по степени нагрузки) и основные тренировки с нагрузками во время утренних упражнений: если основная тренировка не с высокой нагрузкой, то утренние упражнения будут более интенсивными и наоборот.

Таким образом, индивидуальный план повышения спортивного мастерства боксера, предусматривающий устранение недостатков, развитие положительных качеств, конкретизируется в плане-графике тренировки[45].

В конце периода тренировки суммируют количество упражнений для развития того или иного качества и навыка, метраж в беге, обеспечивающий развитие выносливости, количество раундов в учебных боях, упражнений на снарядах, с партнером и судят об эффективности данных упражнений. Уровень интенсивности упражнений в каждом занятии для наглядности изображают в виде кривой.

Выполнение плана контролируется непосредственно в соревнованиях или во время вольных боев методом прикидки с составлением таблицы контроля (табл. 4).

Таблица 4. Таблица контроля за выполнением плана.

Соревнование или учебная боевая практика на ринге, приближенная к условиям соревнований Фамилия противника и его квалификация Результат встречи, насколько устранены недостатки и развиты положительные качества
       
       

При планировании тренировки следует учитывать данные педагогического контроля за состоянием и поведением спортсмена в процессе занятий.

Таблица 5. График контроля за поведением боксера и состоянием его здоровья.

 

Показатели Внешнее проявление    
   
Уровень нагрузки по объему и интенсивности Максимальная Большая Средняя Малая    
Спортивная Работоспособность Повышенная Хорошая Средняя Пониженная Быстрая утомляемость    
Интерес к занятиям Большой Обычный Пониженный Отсутствие интереса Полное безразличие    
Внимание Сосредоточенное Хорошее, устойчивое Ослабленное Рассеянное Отсутствует    
Поведение Недисциплинированное Возбужденное Спокойное Угнетенное Апатичное    
Движения Уверенные и четкие Неуверенные и нечеткие Замедленное выполнение Проявление не координированности Расстройство координации    
Усвоение упражнений Легкое и быстрое Хорошее Замедленное Длительное Быстрое забывание    

 

После анализа результатов тренировки планы пересматривают. Например, если боксер показал плохую маневренность или неумение вести бой прямыми ударами, в последующем плане увеличивают объем упражнений, направленных на изучение и совершенствование этих навыков[21].Если оказалось, что боксер недостаточно вынослив, нужно уделить внимание упражнениям, развивающим это качество, и т. д. Интенсивность подобранных упражнений определяется в зависимости от состояния спортсмена и его функциональных возможностей.

Выводы

В заключении проведенного нами исследования можно сделать следующие основные выводы по теме.

Общая теория систем является собой одним из ключевых направлений поиска инновационных подходов к изучению сложных и сверхсложных объектов и, в частности, открывает широкие перспективы научного и практического решения современных проблем, касающихся системы подготовки спортсменов [3].

По мнению А.Н. Атрашенко, система спортивной подготовки - совокупность знаний, средств, методов, организационных форм и условий, обеспечивающих наивысшую степень готовности спортсмена к спортивным достижениям, а также сама практическая деятельность по подготовке спортсменов [2]. В качестве системы спортивная подготовка включает в себя следующие подсистемы: а) спортивную тренировку; б) спортивные соревнования; в) внетренировочные и внесоревновательные факторы - эти компоненты являются относительно самостоятельными системами. Каждый компонент системы спортивной подготовки имеет свое функциональное назначение и одновременно подчинен общим закономерностям устройства, функционирования и ее развития [4].

В трудах известных отечественных педагогов А.Д. Новикова и Н.Г. Озолина

[5, c.119; 4, с. 204] еще в начале 50-х годов было высказано положение о том, что спортивная тренировка должна осуществляться согласно требованиям, предъявляемым к строго управляемым процессом.

Система подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Эту тенденцию можно считать одним из основных тенденций использования современных ИКТ в физической культуре и спорте. Именно в процессе подготовки будущие специалисты должны получить основные знания и умения по вопросам использования современных информационных и коммуникационных технологий в сфере физической культуры и спорта, формировать информационную компетентность[30]. В этой связи следует отметить, что для обеспечения учебного процесса в физкультурных вузах и факультетах физической культуры и спорта необходимо разрабатывать и активно внедрять дидактические материалы нового поколения, создаваемые на базе современных информационных технологий. К таким материалам можно отнести следующие: мультимедийные обучающие системы; мультимедийные контролирующие программы и тесты; базы данных образовательного назначения с включением аудио, фото и видео; Интернет-ресурсы образовательного назначения; мультимедийные лекции-презентации; цифровые видеофильмы; учебные тренажеры для овладения и закрепления отдельных навыков; курсы для дистанционного обучения и др.

Н.Г. Озолин [5, c.761] под управлением понимает руководство всей деятельностью учеников, направленной не только на достижение спортивного мастерства, но и на приобретение всестороннего физического развития, высокой работоспособности, подготовки к труду и защите Родины, воспитания их в лучших традициях советской школы спорта. Он же пишет, что спортсмены часто не достигают высоких результатов в состязаниях по причине недочетов, неправильностей в подготовке и, прежде всего, вследствие неудовлетворительного управления ею. Таким образом, исследователь отмечает, что управление – это многогранный процесс, который включает в себя следующие его основные стороны:

1) Обеспечение условий для проведения эффективной подготовки спортсмена.

2) Определение индивидуальных особенностей и возможностей спортсмена.

3) Установление цели и длительности пути ее достижения.

4) Установление возможно более конкретных задач обучения, воспитания и повышения функциональных возможностей.

5) Выбор средств, методов, величин нагрузок, циклов, периодизации, всего того, из чего составляется программа подготовки.

6) Составление общих и индивидуальных планов подготовки.

7) Практическое выполнение программы подготовки и ее коррекция на основе сопоставления намеченного и выполненного.

8) Учет и оценка состояния и динамика работоспособности спортсмена, принятие решений на будущее[5].

Важнейшее значение для эффективного управления подготовки юных боксеров имеет целевое планирование учебно-тренировочного процесса и состояние различных сторон подготовленности боксеров(физической, технической, психологической).Она включает в себя физическую, техническую и психологическую подготовку.

Физическая подготовка. По нашему мнению, основу специфического содержания спортивной тренировки составляет физическая подготовка спортсмена. Это процесс воспитания физических способностей, необходимых в спортивной деятельности. Физическая подготовка неразрывно связана с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием, укреплением здоровья[19, c. 267].

Центральной фигурой в управлении является тренер. Для того чтобы спортивная тренировка стала действительно управляемым процессом, необходимо, чтобы тренер принимал решения с учетом результатов объективных измерений. В ходе выполнения основных функций по планированию, организации и проведению учебно-тренировочного процесса он реализует указания и рекомендации других специалистов. Их помощь тренеру в виде соответствующей информации и заключений особенно необходима при определении исходного уровня подготовленности юного спортсмена, его спортивной пригодности, соответствия модельным характеристикам, а также проведения комплексного контроля на различных этапах годичного цикла и анализа выполнения плана тренировки.

На основе обобщения полученных данных нами разработана модель системы управления подготовкой юных боксеров. Разработанная в процессе исследования модель составлена на основе имеющихся рекомендаций по моделированию педагогических явлений [47,13,18]. В модель включены взаимосвязанные и взаимообусловленные уровни, обеспечивающие совершенствование управление подготовкой юных боксеров: предпосылки к моделированию технико-тактической подготовки, технология моделирования технико-тактической подготовки юных хоккеистов и результативность спортивной деятельности (Рис.1).

Тактика - одна из наиболее важных составляющих структуру бокса. От уровня ее развития во многом зависит успешность выступления команды. Слаженность действий игроков, их взаимопонимание, творческая активность, оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных действий возможны лишь на основе определённых и разумных тактических построений команды. Однако их выбор и определение тактического кредо команды во многом зависят от уровня технического мастерства хоккеистов, их физической и психологической подготовленности [14]. Ю.Ф.Курамшин [61] тактику определяет как совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований. Н.Г.Озолин [5] тактику определяет как искусство ведения соревнования, в том числе и с противником и добавляет, что в настоящее время техническая и физическая подготовленность сильнейших спортсменов разных стран обычно находится на высоком, примерно одинаковом уровне.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что современный бокс представлен спортсменом с хорошей физической подготовкой, стабильной техникой, гибкой и разнообразной тактикой. Реализация этих качеств должна проходить в условиях универсальной активно наступательной тактики, включающей высокий темп боя, при стремлении вести его на средней и ближней дистанциях применяя сильные, точные, акцентированные одиночные и серийные удары.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: