Анализ учебников по программам Моро М.И и Чекина А.Л по теме: методика решения задач на нахождение четвертого пропорционального.




Подготовила: Вихрова Мария

Студентка 5 курса,

группа ЗНО – 116.

Методика решения задач на нахождение четвертого пропорционального.

Начальное образование — это особый период обучения в школе, в котором закладывается основа мотивационной и учебной деятельности. Учебный багаж, полученный на первом году обучения, является фундаментом всего дальнейшего обучения. Приобретая знания на данном уровне, дети приобретают основные знания об окружающем мире, навыки в общении и решении практических задач. Первоначальные знания помогут ребятам в дальнейшем осознанно принимать решения в жизни и нести за них ответственность

В учебно-методических комплексах начальной школы текстовые задачи занимают большой объем заданий. Задачи необходимы для того, чтобы обучающиеся легко ориентировались в обыденной жизни среди различных величин и использовали свои умения при решении возникающих проблем. Для того чтобы решить проблему, необходимо понять её суть и сформулировать вопрос. В связи с этим необходимо обучающихся с первого класса учить формулировать задачу. Как заметили современные педагоги и исследователи, в школе уделяют внимание решению готовых задач, а вот составлять новые задачи и преобразовывать имеющиеся, школьники практически не умеют.

Текстовые задачи можно классифицировать на задачи:

· с пропорциональными величинами (движение (скорость, время, расстояние);

· работа (производительность, время, объем работы);

· стоимость (цена, количество, стоимость);

· расход материала (расход на 1 предмет, количество предметов, общий расход);

· сбор урожая (урожайность, масса урожая, площадь участка) и т.п.);

· задачи на нахождение четвертого пропорционального;

· на пропорциональное деление;

· на нахождение неизвестных по двум разностям;

· задачи логического и комбинаторного характера;

· на нахождение доли целого и целого по его доли.

Многочисленный анализ педагогической литературы показывает, что работа над задачей состоит из нескольких этапов, которые необходимо учитывать при обучении школьников решению различных задач, в частности задач на нахождение четвертого пропорционального. В задачах на нахождение четвертого пропорционального даются три величины, связанные пропорциональной зависимостью (прямой, обратной) и, необходимо найти четвертую — искомую величину. Четыре величины составляют пропорцию, из чего и следует название этого типа задач. Величинами в этих задачах могут быть: цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, общая масса и другие.

Задачи данного вида с величинами цена, количество и стоимость вводятся во 2 классе раньше задач с другими величинами. Рассмотрим методику работы с ними.

Подготовительная работа к решению задач на нахождение четвертого пропорционального с величинами цена, количество и стоимость начинается с ознакомления со связью между ними. Это можно провести через игру в "магазине" (прием М.И. Моро, М.А. Бантовой).

На доску прикрепляются "товары": тетради, карандаши, блокноты и т.д. На них обозначены цены (прикреплены этикетки: "Цена 3 руб.", "Цена 5 руб." и т.д.).

- Сегодня будем играть в "магазин" и решать задачи о покупках. Вот это магазин. (Показывает на доску.)

1. Что продается в магазине? (Называют.)

2. На вещах обозначена цена. Назовите цену тетради. (3 руб.)

3. Цену блокнота. (5 руб.)

4. Что же показывает цена? (Сколько стоит 1 тетрадь, 1 блокнот и т.д.)

Я куплю 3 тетради.

Что обозначает число 3? (Сколько вы купили тетрадей.) Иначе говорят: это число тетрадей, или количество тетрадей. Я купила 8 блокнотов. Что обозначает число 8? (Число блокнотов или количество блокнотов.) Сколько денег я должна уплатить за 2 блокнота? (10 руб.) Как вы узнали? (5*2=10.) 10 руб. – это стоимость 2 блокнотов.

 

При ознакомлении с задачами данного вида учителю сразу следует начинать приучать учащихся к разбору от вопроса к числовым данным, используя графическую схемы.

Пример 1:

? 6р

 
 

 

 


Р.

 

 

Пример 2:

Запись решения таких вначале выполняется по действиям с пояснениями, а после по указанию учителя.

При закреплении решенияэтих задач полезно показать и другой способ их решения (через коэффициент пропорциональности - термин учащимся не сообщается). Для закрепления далее постепенно вводятся аналогичные задачи с другими величинами. Используются различные ранее рассмотренные нами приемы закрепления.

Рассмотрим методику обучения решению задач на нахождение четвертого пропорционального на следующем примере.

Задача. Мама купила несколько пирожков с капустой по 16 рублей за штуку и столько же пирожков с мясом по 32 рубля за штуку. За пирожки с капустой она заплатила 96 рублей. Сколько она заплатила за пирожки с мясом?

Первый этап работы учителя с учениками относится к подготовительной работе, которая предусматривает знакомство детей с величинами: цена, количество, стоимость и другими пропорциональными величинами и связями между ними.

Второй этап работы над задачей — ознакомление с содержанием задачи.

1. О чем задача? (Задача о покупке двух видов пирожков. Покупка характеризуется ценой за одну единицу товара, количеством и общей стоимостью).

2. Что необходимо найти? (В задаче необходимо найти общую стоимость пирожков).

3. Что означает фраза «столько же»? (В задаче указывается два вида пирожков, и они имеют одинаковое количество, а значит, если будет вычислено количество пирожков с капустой, то будет известно количество пирожков с мясом).

4. Что известно о каждом виде пирожков? (В задаче известно, что: а) стоимость одной штуки каждого вида пирожков — 16 рублей стоит пирожок с капустой и 32 рубля пирожок с мясом; б) общая стоимость всех пирожков с капустой — 96 рублей).

5. Что неизвестно? (В задаче неизвестно количество купленных пирожков с капустой и мясом).

6. Что является искомым? (Количество пирожков с мясом и капустой, стоимость пирожков с мясом).

Третий этап предполагает анализ текста задачи. Анализ направлен на её осмысление. При решении данной задачи составляется таблица, в которую вносятся условия задачи (таблица 1).

Таблица 1. Условие задачи
  Цена кол-во сумма
капуста 16 р. ? 96 р.
мясо 32 р. ? ?

После того, как составлена схема и разобрали условие, школьникам предлагают ответить на несколько вопросов:

· можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?

· какое действие необходимо выполнить вначале?

· какое математическое действие необходимо выполнить, чтобы найти необходимую величину?

Четвертый этап подразумевает запись решения.

Решение:

1. 96:16 = 6 (шт.) — количество пирожков с капустой и мясом.

2. 32*6 = 192 (р.) — сумма, потраченная на покупку пирожков с мясом.

Ответ: 192 р. стоили пирожки с мясом.

Пятый этап — проверка правильности решения.

Последним этапом над работой с задачей является самопроверка. Самопроверка позволяет проверить решение задачи на наличие ошибок в ответе. Для начала составим обратную задачу на нахождения другого неизвестного числа.

Задача. Мама купила несколько пирожков с капустой по 16 рублей за штуку и столько же пирожков с мясом. За пирожки с капустой она заплатила 96 рублей, а за пирожки с мясом 192 рубля. Сколько стоил один пирожок с мясом? При решении обратной задачи составляется таблица, в которую вносятся условия (таблица 2).

Таблица 2. Условие обратной задачи.

  Цена Кол-во Сумма
Капуста 16р ? 96 р.
Мясо ? р. ? 192 р.

Решение:

1. 96:16 = 6 (шт.) — количество пирожков с капустой и мясом.

2. 192:6 = 32(р.) — цена одного пирожка с мясом.

Ответ: стоимость одного пирожка с мясом составляет 32 рубля.

Таким образом, видим, что числовые значения с первоначальным вариантом задачи совпадают, соответственно задачу решили правильно.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что методика обучения решению задач на нахождение четвертого пропорционального не отличается своими этапами от решения простой задачи. Методика позволяет повысить мыслительную активность обучающихся, помогают понять условие задачи и осознанно выбрать необходимое математическое действие.

Анализ учебников по программам Моро М.И и Чекина А.Л по теме: методика решения задач на нахождение четвертого пропорционального.

Учебник Моро М.И.

УМК «Школа России»

Учебники этой серии состоят из 2-х частей. В нем есть задачи разного плана. Сказать, что у Моро много задач на нахождение четвертого пропорционального нельзя, потому что я не увидела изобилия, но они разнообразны.

Материал учебника (1 и 2 частей) способствует формированию у учащихся системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач.

Класс. Первая часть.

Страница 26

Страница 42

Страница 93

Класс. Вторая часть

Страница 25

Страница 53

Страница 75

Класс. Первая часть.

В 3 классе чаще встречаются задачи с таблицами.

Страница 18

Страница 22

Страница 32

Страница 72

 

Вторая часть.

Страница 30

Страница 49

Страница 66


Страница 91

Класс. Первая часть.

В 4 классе задач на данную тему очень мало.

Страница 80


Вторая часть.

Страница 22

 

Учебник Чекина А.Л.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: