Цель работы: научиться составлять суточный рацион.
Рациональное питание – средство поддержания жизни, роста и развития, здоровья и высокой работоспособности. Нерациональное питание приводит к нарушению обмена и расстройству функционального состояния систем организма, особенно пищеварительной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Отрицательные последствия нерационального питания в наибольшей степени проявляются в крайних возрастных группах населения – у детей и пожилых людей, а также во всех возрастных категориях при малой подвижности и недостаточной мышечной нагрузке.
При составлении пищевого рациона человека следует придерживаться следующих правил:
1. Калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии. Энергетические затраты организма зависят от многих факторов: возраста, пола, роста, веса, температуры окружающей среды, рода пищи, вида и интенсивности выполняемой работы.
При организации питания различных групп населения руководствуются официальными рекомендациями, разработанными Институтом питания АМН и утвержденными Министерством здравоохранения СССР.
Физиологическая потребность в питательных веществах взрослого человека обусловлена интенсивностью труда, что зависит от вида выполняемой работы, психической напряженности во время выполнения трудового процесса, отдельных его операций и других особенностей. В связи с этим все трудоспособное население разделено на пять профессиональных групп в зависимости от энергетических затрат.
1-группа – 2200-2800 ккал. К этой группе относятся работники преимущественно умственного труда, не занятые физическим трудом: руководители предприятий и организаций; инженерно-технические работники; медицинские работники (кроме врачей-хирургов, медсестер, санитарок); педагоги; воспитатели; работники науки и литературы; печати; учета; делопроизводители и т.п.
2-группа – 2300-3000 ккал. Это работники, занятые легким физическим трудом: инженерно-технические работники, труд которых связан с некоторыми физическими усилиями; работники, занятые на автоматизированных производствах; агрономы; зоотехники; медсестры; санитарки; тренеры и т.п.
3-группа – 2500-3200 ккал. В эту группу включены работники среднего по тяжести труда: станочники, наладчики, врачи-хирурги; текстильщики; работники пищевой промышленности; водители различного вида транспорта; железнодорожники; полиграфисты.
4-группа – 2900-3700 ккал. Это работники тяжелого физического труда: строительные рабочие; сельскохозяйственные рабочие и механизаторы; горнорабочие; работники нефтяной и газовой промышленности; деревообработчики; плотники.
5-группа – 3900-4300 ккал. В эту группу включены работники тяжелого физического труда: шахтеры; сталевары, вальщики леса, каменщики, бетонщики, землекопы, грузчики.
2. Необходимо учитывать физиологические нормы питания, т.е. суточную потребность в белках, жирах и углеводах. Институт питания рекомендует следующие нормы питания (таблица 1).
3. Основным элементом рационального питания является сбалансированность. При сбалансированном питании предусматриваются оптимальные количественные и качественные соотношения основных пищевых и биологически активных веществ – белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных элементов. Принятое соотношение белков, жиров и углеводов – 1:1:4.
Наилучшим режимом питания является четырехразовый прием пищи. Первый утренний завтрак должен составлять 10-15%, второй завтрак – 15-35%, обед – 40-50% и ужин – 15-20% от общей калорийности. Продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйца), рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные белки. Наряду с этим в пищевой рацион должны входить витамины, минеральные соли и вода.
Таблица 1.
Рекомендуемое потребление белков, жиров и углеводов
для взрослого трудоспособного населения по различным группам интенсивности труда.
Группа интенсивности труда | Возрастная группа | Потребность в питательных веществах, г | |||||
Мужчины | Женщины | ||||||
Белки | Жиры | Углеводы | Белки | Жиры | Углеводы | ||
18-29 | |||||||
30-39 | |||||||
40-59 | |||||||
18-29 | |||||||
30-39 | |||||||
40-59 | |||||||
18-29 | |||||||
30-39 | |||||||
40-59 | |||||||
18-29 | |||||||
30-39 | |||||||
40-59 | |||||||
18-29 | - | - | - | ||||
30-39 | - | - | - | ||||
40-59 | - | - | - |
Необходимо для работы: таблицы химического состава пищевых продуктов и их калорийности.
Проведение работы. Перед тем, как приступить к составлению пищевого рациона, нужно определить, к какой профессиональной группе относятся лица, для которых этот рацион составляется, установить энергетические затраты и физиологические нормы питания группы (для студентов одной группы).
Чертят в тетради таблицу, состоящую из следующих граф: 1-меню; 2-название продукта; 3-количество продукта в граммах; 4-состав пищи; 5-калории.
Меню | Название продукта | Кол-во продукта, г | Состав пищи, г | Ккал | ||
Белки | Жиры | углеводы | ||||
1 завтрак | ||||||
2 завтрак | ||||||
Обед | ||||||
Ужин | ||||||
Общее кол-во |
Заполнив таблицу, студенты должны подсчитать:
1. Общую калорийность пищевого рациона за сутки;
2. Калорийность завтрака, обеда, ужина.
3. Рассчитать, сколько белков, жиров и углеводов входит в данный рацион;
4. Определить соотношение белков, жиров и углеводов в суточном рационе;
5. Сопоставить полученные данные с рекомендуемыми нормами;
6. Внести при необходимости коррективы.
VII. Содержание занятия:
Студенты самостоятельно выполняют –
1. Расчет основного обмена по полученным данным - оксиспирограмме.
2. Расчет должного основного обмена по таблицам.
3. Составление суточного пищевого рациона студента-медика.
Работа студентов с преподавателем –
Контроль исходного уровня знаний студентов проводится устно по вопросам для самоподготовки.
Демонстрация метода оксиспирографии.
Контроль заключительного уровня знаний студентов проводится по тестам и ситуационным задачам.